"Танец и здоровый малыш"
методическая разработка по музыке на тему

Аносова Анна Николаевна

Консультация для воспитателей по лечебно-профилактическому танцу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lpt.docx27.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Танец и здоровый малыш

консультация для воспитателей

                                     

                                                                                          Составила воспитатель-хореограф

                                                                                           ЦРР д/с №17 «Ручеек»

                                                                                          Аносова А.Н.

                                                          г. Краснокаменск


                            В настоящее время значительно возросло количество детей со слабым здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки. Этот перечень можно было бы продолжать очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных - малоподвижный образ жизни. Развитие двигательных функций ребенка - сложный процесс, который определяется, с одной стороны, поэтапным созреванием центральной нервной системы, а с другой - многообразными влияниями окружающей среды.

Важную роль в этом процессе играет и генетическая программа развития. Стимулировать двигательную активность ребенка надо с первых же дней его жизни, но делать это необходимо правильно: придерживаясь определенных законов развития движений, обусловленных развитием мозга. Развитие двигательных функций происходит от проксимального к дистальному направлению, т.е. движения частей тела, расположенных ближе к средней линии тела, совершенствуются раньше, чем движения более удаленных частей (проксимодистальный закон развития). Например, контроль над положением и движением плеч устанавливается раньше, чем контроль над движением пальцев рук. А так же, согласно казуарному закону развития, мозг начинает раньше контролировать движения тех частей тела, которые ближе расположены к голове человека. Например, легче управлять руками, чем ногами. Эти принципы прямо влияют на методику работы с детьми по развитию движений. Известно, что если у ребенка недостаточно развита крупная моторика, то мелкая моторика в отдельности не может быть достаточно сформирована. Например. Если во время рисования или письма у ребенка напряжена шея и «Зажаты» плечи, работа кисти рук и пальцев будет затруднена и, соответственно, пострадают результаты труда. Значит, прежде чем улучшить качество результата через тренировку мелкой моторики, необходимо «поработать» с крупной.

Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста очень велика. Ограничение активности в этот период может привести к задержке психического и речевого развития. Для того чтобы избежать этих негативных явлений и облегчить детям учебную деятельность, необходимо научить их активному отдыху. Одной из форм активного отдыха является дижение под музыку – танец.

        

Дети уже с первых мгновений своей жизни воспринимают различные звуки; слушая музыку, ребенок незаметно для себя начинает испытывать выраженные в ней чувства и на строения.        

Одним из самых сильных возбудителей эмоций человека является ритмичная музыка. Под ее влиянием активизиру ются физиологические и психические функции человека: усиливается частота сердечных сокращений, расширяются кровеносные сосуды, повышается обмен веществ и актив ность органов чувств, ускоряется расщепление гликогена.

Ритмичная музыка является могучим. воспитывающим и ор ганизующим средством, применение ее на занятии, благодаря большой силе эмоционального воздействия, способствует формированию у группы занимающихся единого эмоцио нального порыва, чувства сплоченности, пробуждает активное желание выражать музыку в движении.

Известно, что музыка обладает целебными свойствами для души и  тела человека. Индийские философы говорили: «По истине музыка врачует душу».

.

Большое  внимание  музыкальной  стимуляции физиче ской и умственной работоспособности человека уделял Аристотель. Он пришел к выводу,  что музыка решает в обществе определенные задачи, она способна управлять сознанием и поведением людей, регулировать их умственную и физиче скую деятельность,  давать эстетическое наслаждение, исцелять от болезней, формировать у слушателей вкусы,  интересы, социальные установки, нормы и идеалы.

В Китае,  Индии, Египте  и Древней Греции можно найти сведения об использовании музыки в нормализации душевного состояния людей, то есть в психотерапевтических, целях.

Арттерапия, то есть терапия с использованием средств изобразительного искусства, музыки и танца, физических упражнений, может стать эффективным методом коррекции психического состояния детей дошкольного и школьного  возраста.

Целенаправленно используемая музыка при двигательной деятельности может  способствовать настройке организма ребенка на определенный темп работы, повысить работоспособность, отдалить наступление утомления, ускорить протекание восстановительных процессов, в зависимости от задач урока возбуждать или успокаивать ребенка, снимать нервное напряжение. Такую музыку можно назвать  функциональной.

В основе «благотворного влияния функциональной музыки на деятельность занимающихся лежат два фактора: поло жительная роль оптимального эмоционального возбуждения и способность стимулировать ритмику работы двигательного аппарата. Функциональной  музыкой можно повышать рит мические процессы  организма,  делая их более экономичны ми в энергетических затратах. Мелодичные, ритмичные звуки тонизируют и оживляют происходящие в организме ребенка биохимические процессы и перестраивают его нервный аппарат и психику.

Применение  музыки в занятиях   помогает  бороться  с  монотонией, способствует преодолению нарастающего утомления,  усиливает заданный характер движений (темп, ампли туду, нужное напряжение мышц) и ускоряет овладение техникой движений.

Музыка,  особенно легкая, ритмичная положительно влия ет на работоспособность занимающихся и их восстановительные процессы.

Физические упражнения,  выраженные в танцевальной форме под музыку, приобретают более яркую окраску и ока зывают больший оздоровительный эффект.

Танец имеет большое  воспитательное значение. Осваивая его, занимающиеся не только разучивают движения, но и создают художественный образ, а для этого нужно понимать музыку и замысел автора, найти характер движений. Танец оказывает большое эмоциональное воздействие на исполнителей и зрителей, поэтому его нужно использовать широко, как  средство художественного,  эстетического и нравственно го воспитания детей.      

Плавные, ритмичные движения под мелодичную, красивую музыку или озорные веселые пляски доставляют  эстетическое наслаждение каждому ребенку и являются одним из любимых  видов  двигательной деятельности до школьников и младших школьников. Танцевальные упражнения не требуют специальных снарядов, длительной под? готовки, определенной площадки, они прививают занима ющимся культуру движений: правильную постановку рук, ног, туловища, умение, сочетать движения в различных плоскостях, с различной амплитудой, определять точность положения частей тела, координационную целесообразность движений.

Танцы и танцевальные упражнения могут быть одним из наиболее эффективных средств тренировки детского ор ганизма, поэтому  они используются как средство тренировки и расслабления, эмоциональной разрядки, снятия физического и нервного напряжения, развития ритмичности и координации движений. Танцевальные упражнения могут применяться в начале занятий для общего разогревания организма и подготовки его к предстоящей работе, а также

с лечебными целями. Танец является хорошим средством борьбы с гиподинамией, оказывает благоприятное влияние на сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы организма, позволяют поддерживать гибкость позвоночника, содействуя его подвижности. Увеличивают выносливость. По данным исследователей, танцевальные упражнения способствуют формированию правильной осанки красивой и легкой походки, плавности грациозности и изяще ства движений. С помощью танцевальных движений можно воспитывать внимание, умение ориентироваться во времени и пространстве, способствовать развитию ловкости и координации движений.    

Танцующий ребенок испытывает неповторимые ощуще ния от свободы, легкости движений, от умения владеть своими телом; его радуют точность и красота, с которыми он выполняет танцевальные упражнения.

Сам танец совместно с музыкой имеет огромный психотерапевтический потенциал и воздействует на занима ющихся через все органы чувств, и особенно — через нерв ную систему. Отсюда появляются различные направления танцевальной психотерапии, основная цель которой — при нести облегчение не только психическим больным, но и детям с неустойчивой нервной системой, эмоционально перегруженным.

Танец может служить не только как средство психофизиологической регуляции, но и как средство установления межличностных отношений в группе, проявления индиви дуальности личности каждого ребенка, самовыражения, высвобождения в движении подавленных чувств, самоутверждения. Занятия с использованием музыки и танца сти мулируют творческий потенциал детей, способствуют кор рекции системы отношений личности.

Таким образом, музыка и танец имеют большое оздорови тельное значение и могут применяться в терапевтическом и психотерапевтическом лечении, а также для коррекции и профилактики различных заболеваний у детей дошкольного  возраста.


                  Литература:

1. Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. Москва 2001

2. Касицина М.А., Бородина И.К. Коррекционная ритмика. Москва 2007

3. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Фитнес – данс. Детство-пресс,

    С.-Петербург2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для папки-передвижки для родителей "Танец и здоровье"

Папка-передвижка - одна из форм общения музыкального руководителя с родителями....

Танец -- это здорово.

Детство особенно восприимчиво к прекрасному -- музыке и танцам. И этопозволяет смотреть на музыкально-ритмическое воспитание дошкольников как на важный и нужный процесс развития детей.Предлагаем вашем...

Краткосрочный проект во второй группе раннего возраста по формированию культуры здоровья «Здоровый малыш – счастливый малыш!»

Формирование культуры здоровья у детей  раннего возраста; сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни....

Танец и здоровый малыш.

Одной из форм активного отдыха  является движение под музыку - танец....

Проект по формированию культуры здоровья для детей группы раннего возраста «Здоровый малыш – счастливый малыш»

Ранний возраст - самое благоприятное время для воспитания у детей основ двигательной культуры, закаливания, привычки к правильному питанию, соблюдению культурно - гигиенических норм, т.е. основ здоров...

Танец "Больше не малыши"

Танец "Больше не малыши"...


 

Комментарии