Развитие природных способностей детей средствами музыкального воспитания
статья по музыке по теме
Статья "Развитие природных способностей детей средствами музыкального воспитанияРазвитие природных способностей детей средствами музыкального воспитания" предназначена для работников системы дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 61 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Внимание - одарённый ребёнок
Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда,
когда он живёт в мире сказок, творчества,
воображения, фантазий, а без этого он
засушенный цветок.
В.Сухомлинский
Сегодня, в век научно-технического прогресса и всеобщей компьютеризации, все более очевидным становится тот факт, что темпы и успешность социального прогресса во мно гом зависят от количества творчески развитых личностей, от их способности осуществлять быстрое развитие науки, техники, производства. Человек с творческим типом мыш ления быстрее адаптируется к различным условиям жиз ни, находит нестандартные решения любых возникаю щих проблем.
Совершенствование материального производства, ду ховной сферы, уникальные достижения в области науки, культуры да и в целом прогресс цивилизации имеют пря мое отношение к творческой деятельности человека.
Чем более успешно будут развиваться творческие способности личности, тем более динамично и поступательно будет осуществляться эволюция общественной жизни. Не только общество ока зывает воздействие на личность, но и творчески развитые личности составляют основу общества. Поэтому, создавая условия для наиболее полной творческой реализации ка ждого человека, мы обеспечим процветание общества в целом.
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проб лема дошкольного образования и воспитания и усложняют ся задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образова тельных учреждений, очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста. Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека—это составная часть социально-экономических и ду ховных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность— это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусст во по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество —это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование че ловеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.
Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, по тому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, ста раясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.
Занятия театральной деятельностью помогают развить ин тересы и способности ребенка; способствуют общему разви тию; проявлению любознательности, стремления к позна нию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчиво сти, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия теат ральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует фор мированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изоб ретательность, способность к импровизации. Занятия теат ральной деятельностью и частые выступления на сцене пе ред зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повы шению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помога ет ему продемонстрировать товарищам свою позицию, уме ния, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершен ствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности дви жений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребя там с большим интересом и легкостью погружаться в мир фан тазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учат ся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Театральная деятельность позволяет развить природные способности детей и выявить среди них более одарённых, причем не только непосредственно к театральной деятельности, но и к другим сферам обучения.
Одаренность можно определить как своеобразное со четание комплекса способностей, позволяющее человеку успешно заниматься одним или несколькими видами деятельности.
Выявлению и развитию одаренности у детей содействуют специальные школы (напр., с музыкальным, художественным уклоном), разно образные кружки и студии.
В нашем саду созданы благоприятные условия для выявления и развития творческих способностей одарённых детей. Немаловажную роль в этом играет театральная студия. В работе студии принимают активное участие как воспитатели, так и родители. Такая совместная творческая деятельность расширяет круг общения, создаёт полноценную среду развития, помогает каждому ребёнку найти своё особенное место, стать полноценным членом сообщества.
Занятия в театральной студии проводятся небольшими подгруппами, что обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребёнку. Причём каждый раз подгруппы формируются по-разному, в зависимости от содержания занятия. Такая индивидуальная работа с более одарёнными детьми позволяет полнее раскрыть их творческий потенциал.
Одарённые дети обладают рядом особенностей:
- Ребенок чрезвычайно пытлив и любо знателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие; демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей); часто делает все по-своему (неза висим), изобретателен в играх; часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации; способен по-разному подойти к проблеме; способен придумать оригинальные идеи или находить оригинальный результат; он склонен к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях и играх.
- Ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям; другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по общению, в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе; имеет тенденцию руководить общением других детей; с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми; генерирует идеи и решения задач; в общении со сверстниками проявляет инициативу; принима ет на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его воз раста; другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.
- Ребенок проявляет необыкновенный интерес к музы кальным занятиям; чутко реагирует на характер и настроение музыки; легко повторяет ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам; с удовольствием подпевает; определяет, какая из двух нот ниже или выше.
- Ребёнок имеет блестящее чувство юмора, находчив, часто находит умные способы избегать областей, в которых не очень силён.
Одаренность это уровень развития общих способно стей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Общая одаренность является основой развития специальных спо собностей, но сама представляет собой независи мый от них фактор. Особенно рано может проявиться ода ренность к музыке, затем — к рисованию.
У одарённых детей наряду с их очевидными преимуществами в творческом и интеллектуальном развитии существуют и некоторые проблемы, которые мешают им в общении со сверстниками. Одна из них — стремление прервать собеседника. Почему это особенно характерно для интеллектуально развитых детей? Порой они уже в курсе того, о чем го ворится, и готовы завершить мысль собеседника за него, предлагая свой от вет, хотя собеседник еще не готов его воспринять. Такие дети схватывают мысль на лету, даже если им сообщается что-то новое, и стремятся проде монстрировать свое понимание.
Второе часто раздражающее других людей свойство одаренных детей — эта их привычка поправлять других. Дети наивно полагают, что все люди разделяют их мысли и чувства. Даже будучи взрослыми, мы с этим трудно расстаемся, и нам непросто принять чужую точку зрения.
Обладая острой наблюдательностью и развитым вооб ражением, они могут быть крайне невнимательными на занятиях. Часто обладая острым слухом, они имеют сла бую слуховую память и не умеют внимательно слушать, а обладая острым зрением, невнимательны к деталям.
Нередко им трудно сформулировать свои интересные и творческие идеи для окружающих из-за того, что они считают, что другим известно и понятно то, что понятно им самим.
Одаренные дети часто хорошо рассуждают, но их могут так захлестывать эмоции от желания высказать свои идеи, что они теряют нить рассуждений или нужные слова, и их речь кажется сумбурной и непродуманной.
Одаренные дети часто очень энергичны, активны, способны к длительной и интенсивной деятельности, но не способны к выполнению заданий, ограничен ных по времени.
Долговременная память, свойственная бо льшинству одаренных детей и позволяющая им овла девать огромной и сложной информацией, может со четаться со слабостью кратковременной памяти, из-за которой им часто трудно сразу повторить толь ко что сказанное.
Одарённый ребёнок обычно стремится быть пра вым. Его хвалят и награждают за то, что он прав. Ему очень нравится быть правым, как и многим из нас. Для большинства одаренных детей оказаться не правыми — мучительно. Они полагают, что другим так же неприятно оказаться в подобном положении. Поэтому искренне хотят помочь им избежать этого мучительного состояния. Следовательно, как только кто-то делает ошибку, они моментально бросаются на помощь.
Услышав чей-нибудь взволнованный и интересный рассказ, одаренный ребенок в своем стремлении быть вместе со всеми часто хочет поделиться чем-то похожим из своего собственного опыта. И что полу чается? Его рассказ оказывается интереснее, живее, ярче, так как он обладает лучшей памятью, более живым воображением, богатым словарным запасом и острым чувством юмора. Первый рассказчик уходит как бы в тень, считая, что второй имел единственную цель — продемонстрировать свое пре восходство.
В результате одаренный ребенок наталкивается на отчуждение.
Издевка, высмеивание окружающих — проблема, имеющая более сложные корни как в крайней чувствительности одаренных детей, так и в значи тельных речевых навыках. Если вам сделали больно, ваша собственная реак ция — ответить тем же; а если вы не можете отомстить обидчику, вы обычно направляете гнев против того, кто оказался рядом. Одаренные дети стремятся сделать больно в ответ, используя разящее оружие двух видов — богатый языковой запас и острое восприятие уязвимых сторон друзей или членов се мьи. В силу этого их ответные выпады часто более болезненны, нежели то, что их спровоцировало.
Трудности в учении многих одаренных детей трудно об наружить, поскольку они умеют их хорошо маскиро вать. В результате, однако, весьма часто одновременно с проблемами остается скрытой и их одаренность.
Одаренность ребенка, как и отдельные его спо собности, не бывает дана от природы в готовом виде. Врожденные задатки способностей — толь ко одно из условий очень сложного процесса фор мирования индивидуально-психологических осо бенностей, в огромной степени зависящих от окружающей среды, от характера деятельности. При этом ран ние проявления одаренности еще не предопреде ляют будущих возможностей человека: чрезвычай но трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренности.
Задачей музыкального руководителя, как и всех педагогов детских дошкольных учреждений, является раннее выявление способностей ребёнка, его одарённости в каких-либо областях. Ни в коем случае нельзя дать угаснуть одарённости ребёнка и необходимо всеми силами способствовать их развитию.
Используемая литература
1. Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. —
1995. —№1.
2. Белова Е. С. Одаренность малыша: Раскрыть, понять, поддержать. —
М.: Изд-во МПСИ: Флинта, 1998.
3. Белова Е.. Ищенко И. Одаренный ребенок. Что могут сделать для него
родители // Дошкольное воспитание. — 1992. - № 7-8.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте М , 1968.
5. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. — М.: Прометей, 1993.
6. Дьяченко О.М. Особенности развития воображения умственно одаренных
детей // Дошкольное воспитание -1993.- №8.
7. Матюшкин А. М. Загадки одаренности. — М.: Школа-Пресс, 1993.
8. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопросы
психологии. - 1989. - № 6.
9. Одаренные дети / Общ. ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. М., 1991.
Г.В.Клюкина,
Музыкальный руководитель ДОУ № 54
«Аленький цветочек», г.Тамбов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по развитию у старших дошкольников музыкально-сенсорных способностей средствами музыкально-дидактических пособий и игр
Исследование включения дидактических игр и пособий в работу с детьми старшего дошкольного возраста...
Опыт работы на тему: "Развитие музыкальных способностей посредством музыкального фольклора"
Опыт работы на тему: "Развитие музыкальных способностей посредством музыкального фольклора"...
Конспект занятия по музыкальному воспитанию "Музыкальные способности детей"
Конспект занятия по музыкальному воспитанию "Музыкальные способности детей" для детей подготовительной группы...
Развитие творческих способностей средствами музыкального воспитания
В статье говорится о том, как музыкальное воспитание помогает развить творческие способности детей...
Приложение к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Календарное планирование музыкально-творческих заданий на 2022-2023 год
Приложение к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Календарное...
Приложение №1 к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Календарное планирование музыкально-творческих заданий на 2022-2023 год
Приложение №1 к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Ка...
«Развитие творческих способностей детей через театральную игру в процессе музыкального воспитания дошкольников». план по самообразованию
Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживаниЗанятия театральной деятельностью с д...