Развитие пространственной ориентировки у дошкольников с ЗПР
видеоурок (подготовительная группа)
Пространственные представления занимают особое место при взаимодействии человека с окружающей действительностью и являются важнейшим условием ориентирования в ней. Следовательно, гармоничное развитие ребенка дошкольного возраста с ЗПР невозможно без умения ориентироваться в пространстве. Следует отметить, что пространственные представления являются также залогом успешного обучения будущего школьника. От него требуются умения свободного ориентирования в пространстве и владения необходимыми пространственными понятиями. Сформированность пространственных представлений и понятий определяет способность ребенка в дальнейшем овладевать навыками счета, чтения, письма, рисования...
Смотреть ролик: https://disk.yandex.ru/i/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве.
Формирование пространственной ориентировки Это несколько последовательных этапов усвоения ребенком необходимых знаний, умений и навыков. * Ориентировка «на себе». Ребёнок усваивает знания о расположении частей собственного тела. * Ориентировка «от себя». Ребенок развивает зрительно-двигательные координации и различает основные группы направлений (вперед- назад, вверх-вниз, направо-налево). * Ориентировка «от предмета». Умение определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. * Умение ориентироваться на плоскости Каждый из этапов – это очередная ступенька, подъем по которой зависит от возраста малыша и предварительно полученных знаний.
Ориентировка «на себе» Формирование умений ориентироваться в пространстве начинается с представлений о собственном теле. Именно эти знания впоследствии служат основой для понимания информации о пространственных ориентирах. Поэтому к 3 годам ребенок должен на себе показывать и называть части тела и лица. В этом возрасте детей подводят к пониманию, что есть правая и левая рука. Ребёнок в состоянии запомнить и показывать нужную ручку, если его спрашивают о левой или правой. Но он воспринимает эти слова как название руки; суть понятия ему еще не доступна .
Ориентировка «от себя» Усвоив части собственного тела, ребёнок начинает использовать их как ориентир. Например, ребенок усваивает, что расположение головы – это верх, а внизу находятся ноги. Соответственно можно задавать вопросы: «Посмотри, что есть вверху?» (солнышко, ветки деревьев и пр.); «Что находится внизу?» (дорожка, трава и т.д.). Давай посмотрим, какие предметы расположены справа от тебя. Таким образом, собственное тело является для ребенка главной точкой отсчета.
Ориентировка «от предмета» Перейдя на следующую ступень, ребенок начинает воспринимать другого человека или предмет, как объект ориентировки. В это время необходимо закреплять у него базовые понятия о направлениях: лево, право, вперед, назад, вверх, вниз, за, между, под и т.д. Для этого рекомендуется использовать картинки. Рассматривая их, необходимо задавать вопросы: «Какая птичка летит над деревом? Какая сидит на дереве? Какая под деревом?», «Кто (что) находится далеко?»; «Кто (что)находится близко?» и т.д.
Задания и упражнения на развитие ориентирования Для формирования и развития у ребенка ориентировки в пространстве необходимо использовать специальные задания и упражнения. Уровень сложности должен соответствовать возрасту дошкольника. Возможно, понадобится несколько раз выполнять упражнения подобного рода, прежде чем у дошкольника наступит понимание в ориентировке сторон.
«Ориентировка на листе бумаги» Инструкция: «Помести круг в цент листа, слева от круга треугольник, справа квадрат, сверху многоугольник, снизу прямоугольник»
«Кто, где находится?» Необходимо расставить игрушки в разных местах комнаты. Спрашивайте ребенка, где находится от него каждая игрушка.
«Сколько животных идут налево? Сколько направо?» Инструкция: «Посчитай количество животных, идущих налево, получившееся число запиши, тоже самое проделываем с животными, идущими направо»
«Вверху или Внизу?» Инструкция: «Педагог называет различные предметы, которые находятся либо только на земле, тогда дети говорят: «Внизу», либо только в воздухе, тогда дети говорят хором: «Вверху»
«Далеко - близко?» Инструкция: «Определи, какие предметы находятся далеко, а какие близко»
Ориентировка в пространстве «Кто, где сидит?» Инструкция: «Назови, кто сидит слева от тебя, справа, между»
«Раскрась картинки по заданию» Инструкция: «Раскрась фигуры, изображённые слева, справа»
«Повтори рисунок» Инструкция: «Повтори рисунок изображённый слева, справа»
«Помоги Маше найти дорогу домой» Инструкция: «Нарисуй на листе путь, начиная от стрелки до изображенного домика: одна клеточка вверх, одна влево, одна вверх, одна влево, одна вверх, две вправо, две вверх и т.д ». В основе этого задания графический диктант.
Все задания и упражнения на развитие ориентирования помогают: * развивать ориентировку в пространстве * развивать у детей умение пользоваться пространственными понятиями * развивать пространственное воображение и восприятие * совершенствовать связную речь. * способствует развитию наблюдательности, внимания, мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Игра как средство развития пространственной ориентировки старших дошкольников с нарушениями зрения"
В программе представлены взгляды ученых - педагогов в вопросе развития ориентировки в пространстве, структура реализации программы, практический материал....
Семинар-практикум для воспитателей "РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЛАБИРИНТОВ"
Отчет по самообразованию воспитателя первой квалификационной категории "Развитие пространственой ориентировки у дошкольников посредством занительных лабиринтов"...

Программа «Игры и упражнения как средство развития пространственной ориентировки старших дошкольников с нарушениями зрения».
Ориентировка в пространстве играет главную роль как для общего познавательного развития (развитие восприятия, памяти, мышления), так и для осуществления любой деятельности человека в окруж...

Консультация для родителей "Развитие пространственной ориентировки у дошкольников, имеющих нарушения зрения".
При обучении слабовидящего ребенка ориентировке в пространстве первостепенной задачей является развитие у него целенаправленного зрительного восприятия пространства и расположенных в нем предметов. Ну...

КОНСУЛЬТАЦИЯ. РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ. РАБОТА С ТРАФАРЕТАМИ.
Нарушение зрения сказывается на формировании познавательных процессов восприятия, пространственных представлений, образного мышления, речи.Восприятие окружающей действительно...

Картотека игр и упражнений по развитию пространственной ориентировки у дошкольников
Год обученияНазваниеЦель1 год обучения«Солнышко»Цель: закрепление знаний о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле.«Сделай так, как я скажу»Ц...

Развитие пространственной ориентировки у дошкольников с нарушением зрения.
Формирование у ребенка ориентировки в пространстве - это развитие его способностей, формирование его впечатлений о внешних качествах предмета: форма, цвет, вкус, запах, размер, положение в пространств...