Развитие пространственной ориентировки у дошкольников с ЗПР
видеоурок (подготовительная группа)

Елена Геннадьевна Сиверцова

Пространственные представления занимают особое место при взаимодействии человека с окружающей действительностью и являются важнейшим условием ориентирования в ней. Следовательно, гармоничное развитие ребенка дошкольного возраста с ЗПР невозможно без умения ориентироваться в пространстве. Следует отметить, что пространственные представления являются также залогом успешного обучения будущего школьника. От него требуются умения свободного ориентирования в пространстве и владения необходимыми пространственными понятиями. Сформированность пространственных представлений и понятий определяет способность ребенка в дальнейшем овладевать навыками счета, чтения, письма, рисования...

 

Смотреть ролик: https://disk.yandex.ru/i/9JUDMnAVsJj49w

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orientirovka_v_prostranstve.pptx2.22 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие пространственной ориентировки у дошкольников Группа Радуга МБДОУ №218 Красноярск 2024

Слайд 2

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве.

Слайд 3

Формирование пространственной ориентировки Это несколько последовательных этапов усвоения ребенком необходимых знаний, умений и навыков. * Ориентировка «на себе». Ребёнок усваивает знания о расположении частей собственного тела. * Ориентировка «от себя». Ребенок развивает зрительно-двигательные координации и различает основные группы направлений (вперед- назад, вверх-вниз, направо-налево). * Ориентировка «от предмета». Умение определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. * Умение ориентироваться на плоскости Каждый из этапов – это очередная ступенька, подъем по которой зависит от возраста малыша и предварительно полученных знаний.

Слайд 4

Ориентировка «на себе» Формирование умений ориентироваться в пространстве начинается с представлений о собственном теле. Именно эти знания впоследствии служат основой для понимания информации о пространственных ориентирах. Поэтому к 3 годам ребенок должен на себе показывать и называть части тела и лица. В этом возрасте детей подводят к пониманию, что есть правая и левая рука. Ребёнок в состоянии запомнить и показывать нужную ручку, если его спрашивают о левой или правой. Но он воспринимает эти слова как название руки; суть понятия ему еще не доступна .

Слайд 5

Ориентировка «от себя» Усвоив части собственного тела, ребёнок начинает использовать их как ориентир. Например, ребенок усваивает, что расположение головы – это верх, а внизу находятся ноги. Соответственно можно задавать вопросы: «Посмотри, что есть вверху?» (солнышко, ветки деревьев и пр.); «Что находится внизу?» (дорожка, трава и т.д.). Давай посмотрим, какие предметы расположены справа от тебя. Таким образом, собственное тело является для ребенка главной точкой отсчета.

Слайд 6

Ориентировка «от предмета» Перейдя на следующую ступень, ребенок начинает воспринимать другого человека или предмет, как объект ориентировки. В это время необходимо закреплять у него базовые понятия о направлениях: лево, право, вперед, назад, вверх, вниз, за, между, под и т.д. Для этого рекомендуется использовать картинки. Рассматривая их, необходимо задавать вопросы: «Какая птичка летит над деревом? Какая сидит на дереве? Какая под деревом?», «Кто (что) находится далеко?»; «Кто (что)находится близко?» и т.д.

Слайд 7

Задания и упражнения на развитие ориентирования Для формирования и развития у ребенка ориентировки в пространстве необходимо использовать специальные задания и упражнения. Уровень сложности должен соответствовать возрасту дошкольника. Возможно, понадобится несколько раз выполнять упражнения подобного рода, прежде чем у дошкольника наступит понимание в ориентировке сторон.

Слайд 8

«Ориентировка на листе бумаги» Инструкция: «Помести круг в цент листа, слева от круга треугольник, справа квадрат, сверху многоугольник, снизу прямоугольник»

Слайд 9

«Кто, где находится?» Необходимо расставить игрушки в разных местах комнаты. Спрашивайте ребенка, где находится от него каждая игрушка.

Слайд 10

«Сколько животных идут налево? Сколько направо?» Инструкция: «Посчитай количество животных, идущих налево, получившееся число запиши, тоже самое проделываем с животными, идущими направо»

Слайд 11

«Вверху или Внизу?» Инструкция: «Педагог называет различные предметы, которые находятся либо только на земле, тогда дети говорят: «Внизу», либо только в воздухе, тогда дети говорят хором: «Вверху»

Слайд 12

«Далеко - близко?» Инструкция: «Определи, какие предметы находятся далеко, а какие близко»

Слайд 13

Ориентировка в пространстве «Кто, где сидит?» Инструкция: «Назови, кто сидит слева от тебя, справа, между»

Слайд 14

«Раскрась картинки по заданию» Инструкция: «Раскрась фигуры, изображённые слева, справа»

Слайд 15

«Повтори рисунок» Инструкция: «Повтори рисунок изображённый слева, справа»

Слайд 16

«Помоги Маше найти дорогу домой» Инструкция: «Нарисуй на листе путь, начиная от стрелки до изображенного домика: одна клеточка вверх, одна влево, одна вверх, одна влево, одна вверх, две вправо, две вверх и т.д ». В основе этого задания графический диктант.

Слайд 17

Все задания и упражнения на развитие ориентирования помогают: * развивать ориентировку в пространстве * развивать у детей умение пользоваться пространственными понятиями * развивать пространственное воображение и восприятие * совершенствовать связную речь. * способствует развитию наблюдательности, внимания, мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Игра как средство развития пространственной ориентировки старших дошкольников с нарушениями зрения"

В программе представлены взгляды ученых - педагогов в вопросе развития ориентировки в пространстве, структура реализации программы, практический материал....

Семинар-практикум для воспитателей "РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЛАБИРИНТОВ"

Отчет по самообразованию воспитателя первой квалификационной категории "Развитие пространственой ориентировки у дошкольников посредством занительных лабиринтов"...

Программа «Игры и упражнения как средство развития пространственной ориентировки старших дошкольников с нарушениями зрения».

Ориентировка в пространстве играет главную роль как для общего познавательного развития (развитие восприятия, памяти, мышления), так и для осуществления любой деятельности человека в окруж...

Консультация для родителей "Развитие пространственной ориентировки у дошкольников, имеющих нарушения зрения".

При обучении слабовидящего ребенка ориентировке в пространстве первостепенной задачей является развитие у него целенаправленного зрительного восприятия пространства и расположенных в нем предметов. Ну...

КОНСУЛЬТАЦИЯ. РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ. РАБОТА С ТРАФАРЕТАМИ.

Нарушение зре­ния сказывается на формировании познава­тельных процессов вос­приятия, пространствен­ных представлений, об­разного мышления, речи.Восприятие окружающей действительно...

Картотека игр и упражнений по развитию пространственной ориентировки у дошкольников

Год обученияНазваниеЦель1 год обучения«Солнышко»Цель: закрепление знаний о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле.«Сделай так, как я скажу»Ц...

Развитие пространственной ориентировки у дошкольников с нарушением зрения.

Формирование у ребенка ориентировки в пространстве - это развитие его способностей, формирование его впечатлений о внешних качествах предмета: форма, цвет, вкус, запах, размер, положение в пространств...