Рекомендации для родителей «Речевое развитие детей 6-7 лет»
консультация (подготовительная группа)

Ольга Ивановна Уварова

Речь- это явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Через общение человека с другими людьми мы реализуем себя, как личность. Без оценки речевого развития невозможно судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_detey_6-7_let.docx103.34 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей

«Речевое развитие детей 6-7 лет»

Речь- это явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Через общение человека с другими людьми мы реализуем себя, как личность. Без оценки речевого развития невозможно судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста.Picture background

Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребенка. Формирование ребенка как личности связано с развитием его речи. «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. Благодаря речи ребенок познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. При помощи речи человек выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания, делится впечатлениями о своем отношении к предметам и явлениям окружающей его действительности. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

Нормы речевого развития 6-7 лет:

1. Словарный запас от 3500 слов.

2. Дети шестого года жизни хорошо владеют обобщающими понятиями

(например: «транспорт» указывая, что транспорт бывает подземный, наземный, водный, воздушный).

3. Правильно употребляют в речи предлоги времени и пространства (за

диваном, из-за дивана, над, на, под, из-под, около, перед, между, после).

4. Различают предметы, похожие по звучанию или по назначению (кувшин-ковшик; миска-чашка, тарелка; кружка-стакан; фартук-сарафан; шофер-шахтер).

5 Знают из чего состоят предметы (дерево - ствол, ветки, листья, корни;

стул - спинка, сиденье, ножки).

6 Имеют представление:

 о сезонных изменениях в природе;

 о выращивании овощей и фруктов;

 о лесных ягодах и грибах;

 о хищных и травоядных, домашних и диких животных;

 о насекомых, птицах, рыбах.

7. Хорошо ориентируются в пространстве (право, лево, сзади и т.д.),

времени (вчера, сегодня, утром и т.д.).

8. Знают:

 названия месяцев, дней недели, части суток;

 название своей страны и столицы государства;

 географические понятия: море, река, горы, пустыня, лес;

 правила дорожного движения для пешеходов.

9. Владеют достаточным количеством глаголов. Не путают сходные

действия (идет-ползёт-скачет, отдает-передает-выдает, подчеркнуть-зачеркнуть,

переехал-выехал-заехал); знают, что делают различными инструментами (пилят,

рубят, режут, колют), как кричат животные и птицы (мычат, щебечут, чирикают,

кудахчут, блеют, ржут, стрекочут).

10. Умеют не только образовывать множественное число существительных

(стул-стулья), но и уменьшительные и увеличительные формы слов (хвостик,

хвостище), свободно подбирать антонимы (низкий-высокий) и синонимы

(умный, сообразительный, смышленый и т.д.).

11. Правильно проговаривают длинные слова (электричество, милиционер,

регулировщик, конструктор, строительный материал и т.п.).

12. Могут рассказать о событии собственной жизни, описать игрушку,

придумать рассказ по картинке, рассказать знакомую сказку.

13. К концу дошкольного периода дети владеют развернутой фразовой

речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.

14. Владеют монологической и диалогической речью.

Отклонения в речевом развитии ребёнка 6- 7 лет.

Вас должны насторожить следующие показатели:

1. Ограниченный словарный запас (менее 3000 слов).

2. Неправильное произношение звуков, замена одних звуков другими.

3. Трудности различения звуков или их смешение.

4. Грубые аграмматизмы в речи.

5. Заикание, запинки, чрезмерные паузы между словами, скандирование

слов.

6. Не проговаривание окончаний в словах.

7. Сложности с запоминанием стихов, пересказом текста.

8. Частая расстановка неправильного ударения.

Чем могут помочь родители своему ребенку для развития речи:

  1. Родители являются примером для своих детей, поэтому, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.
  2. Уделите особое внимание развитию произвольности: учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками, он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.
  3. Старайтесь ежедневно заниматься с ребенком в области развития речи:
  • тренируйте умения определять и объяснять свой выбор времени года на улице и картинках;
  • проговаривайте с ребенком скороговорки и чистоговорки;
  • развивайте слуховое внимание и восприятие;
  • составляйте рассказы по картинкам и на основе впечатлений, следя за правильным произношением и дикцией ребёнка;
  • развивайте связную речь, пересказывая любимые сказки и мультфильмы;
  • тренируйте ребенка в назывании текущего месяца и последовательности дней недели;
  • учите называть в определенном порядке адрес, имя и фамилию, а также имя и отчество родителей;
  • развивайте у ребенка интерес к общению со сверстниками и взрослыми, умение легко вступать в контакт и находить выход из проблемных ситуаций общения.

Домашние занятия с детьми по развитию речи должны проводиться в течение всего дня. Например, по дороге в детский сад и домой, задавая вопросы ребенку, или в домашних условиях при организации совместных игр с ребенком.

Помните, что для ребенка 6-7 лет игра со взрослыми и сверстниками является основным способом развития речи. Поэтому в занятия, организованных в домашних условиях необходимо включать игровые элементы, заинтересовывая тем самым детей, давая мотивацию и настрой на успех.

  1. Обязательно и как можно чаще читайте с детьми художественную литературу, разбирайте новые, непонятные слова, встреченные в тексте. Чтение играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное. Попросите ребенка рассказать понравившийся ему эпизод, рассмотрите вместе иллюстрации, а потом предложите самому нарисовать картинку по этому произведению.
  2. Дети нуждаются в поддержке, поощрении, похвале со стороны взрослых, так как они стремятся быть самостоятельными. В этом возрасте они чётко улавливают оттенки настроения взрослых. По тону вашего голоса, по интонации ребенок может легко определить ваше отношение к нему, к происходящему, почувствовать напряжение, радость, огорчение.

Чаще общайтесь с ребёнком, показывайте, что сопереживаете ему, хотите понять его - и тогда он полностью раскроется перед вами, вы узнаете, что чувствует ваш ребенок, о чем думает.

От того, как вы будете разговаривать с ребёнком, насколько интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет ваша речь, зависит и качество речи малыша. Поправляя ошибки в его речи, вы заботитесь об его интеллектуальном развитии.

Старайтесь больше времени уделять своим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рекомендации для родителей "Речевое развитие дошкольников"

Четкая, логичная, грамотная речь – это половина успеха в жизни. Не важно кем станет ваш малыш, учителем или дизайнером, математиком или журналистом, правильная речь пригодится ему в любой профес...

Рекомендации по правильному речевому развитию детей раннего возраста

В работе перечислены мероприятия, выполнения которых обеспечат правильный ход речевого развития ребенка раннего возраста....

Консультация для воспитателей «Методические рекомендации по познавательно-речевому развитию детей»

Консультация для воспитателей«Методические рекомендации по познавательно-речевому развитию детей»Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подг...

Рекомендации для родителей : " Речевое развитие ( первые предложения)"

Благодаря частому речевому общению со взрослыми ребенок начинает овладевать и грамматическим строем речи. Он употребляет простые предложения. Сначала они еще несовершенны, но в течении полугодия малыш...

Рекомендации для родителей «Речевое развитие детей 6 -7 лет».

Данные рекомендации знакомят родителей с онтогенезом речевой деятельности детей подготовительной к школе группы....

Рекомендации для родителей «Речевое развитие детей раннего возраста»

Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно в тесной связи со взрослым. Он обладает огромными возможностями для формирования ...