Консультация для родителей: «Психологические особенности детей 4-5 лет»
консультация (средняя группа)

Чистякова Елена Анатольевна
Возраст 4-5 лет, это новый и важный переходной этап ребенка, который можно обозначить, как период интенсивного роста и развития. Он приводит к смене характера, совершенствованию познавательных и коммуникативных способностей.
 
У детей в этом возрасте сохраняется непроизвольность психических процессов. Важнейшими новообразованиями являются: завершение процесса формирования активной речи и выход сознания за пределы воспринимаемой действительности.
 
В возрасте 4-5 лет ребенок:
 
•        стремятся быть самостоятельными;
 
•        проявляют чуткость к окружающим, применяют этические навыки;
 
•        активно демонстрируют свое богатое воображение и творческие способности (такая неограниченная фантазия, может порождать и детские страхи);
 
•        социально ориентируются на семью и сверстников;
 
•        усложняют процесс игровой деятельности;
 
•        любознательны ко всему, что окружает;
 
•        эмоционально восприимчивы и ранимы;
 
•        испытывают интерес к гендерной принадлежности.
 
Родители, имеющие представления о возрастных психологических особенностях детей, должны помочь им верно ориентироваться и контролировать все моменты, которые могут негативно сказаться на их развитии и воспитании. Например, держать под контролем разыгравшуюся фантазию.
 
Ребёнок в этом возрасте - маленький человек, который обладает достаточно развитым и разнообразным спектром эмоций. Его чувства в большей степени связаны с тем, какая атмосфера у него в семье. Его эмоции и потребности постепенно осложняются с появлением новых навыков. Дошкольник может выражать чувства с разной интонацией и мимикой.
 
Мышление. В четыре года ребенок переходит на качественно новый уровень своего развития, у него начинается активный процесс образного мышления.
 
Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Дети способны упорядочить группы предметов по признаку - величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
 
В это время необходимо предлагать ребенку игры с геометрическими фигурами. Они мощно развивают умение моделировать, планировать. Учите ребенка отображать образец, готовую схему.
 
В этом возрасте ребенок:
 
- складывает разрезные картинки, сначала из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения, увеличивая со временем количество частей
 
- складывает из кубиков целостную картинку
 
- собирает многосоставные фигуры из кубиков, конусов, пирамидок
 
- конструирует из лего по образцу
 
- собирает по схеме узор мелкой мозаикой
 
Эти игры к тому же развивают мелкую моторику руки. К ним полезно добавлять обведение любых вкладышей, их штриховку. Детям нравится лепить из пластилина и глины, разукрашивать картинки.
 
Память. Объем памяти возрастает. Дети запоминают до 6–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Активно развивается образная память и словесная. В процессе освоения речи и слушании и воспроизведении литературных произведений. Поэтому необходимо много читать ребенку и просить пересказывать прочитанное. Развивается воображение. Дети могут сами придумать небольшую сказку на заданную тему.
 
Внимание. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
 
Игра. В играх развивается детская фантазия. Игры становятся уже сюжетно-ролевые, моделирующие, групповые.
 
Содержанием игры становятся отношения между людьми, роли, которые дети на себя взяли. Роли ярко очерчены и выделены. В 4 - 5 лет дети называют роль до начала игры. Конфликты, возникающие в игровой деятельности, чаще всего вызываются распределением ролей: кто кем будет. Появляются игровые действия, которые передают отношение ребенка к другим участникам игры. В процессе игры роли могут меняться.
 
Часто дети копируют взрослых в своих играх. Дети открывают для себя мир человеческих отношений, общественных функций людей, различных видов их деятельности.
 
Очень важно относиться к детской игре как к чему-то очень серьезному. Родителям следует всячески поддерживать своих детей в желании поиграть.
 
Взаимоотношения. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа «Я» ребенка, его детализации.
 
Воображение. Воображение играет исключительную роль в психической жизни дошкольника. Отдельные предпосылки воображения складываются еще в раннем возрасте, однако наиболее интенсивно оно развивается именно в дошкольном возрасте. Дошкольник создает в игре воображаемую ситуацию, развивает ее, экспериментирует.
 
Движения. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
 
Творчество.  Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.
 
Усложняется конструирование. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
 
Речь. В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей.
 
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок.
 
Ребенок начинает задавать массу вопросов, детей этого возраста иногда называю "почемучками". Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения - познавательный. Взрослый для ребенка 4 -5 лет источник знаний, способный ответить на все вопросы.
 
Ребенок способен пересказать сказку, прочитать стихотворение.
 
Воспитание. К этому возрасту дети чаще всего становятся мягче, часто уступают. Их чувства становятся глубже.
 
В это время у малыша развивается познавательная сфера.
 
Необходимо как можно чаще общаться с ребенком, особенно в этом возрасте. Нужно рассказывать ему об окружающем мире, о явлениях, происходящих в нем.
 
В этом возрасте с малышом можно договариваться.
 
Но важно помнить, что позитивное воспитание должно быть основано на любви, а не на устрашении. Для малыша очень важно знать, что взрослые будут любить его всегда, даже если он проявляет непослушание.
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Plain text icon novyy_tekstovyy_dokument_2.txt0 байтов

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Психологические особенности одаренных детей"

Консультация для родителей: "Психологические особенности одаренных детей"...

Консультация для родителей "Психологические особенности детей 5-6 лет"

Это консультация для родителей,в которой подробно описываются психические особенности детей 5-6 лет....

Консультация для родителей. "Психологические особенности детей 6-7 лет"

Данный материал предназначен для родителей детей подготовитетельной к школе группе (6-7 лет.)...

Консультация для родителей «Психологические аспекты подготовки детей к школе»

Консультация для родителей  «Психологические аспекты подготовки детей к школе»...

Консультация для родителей «Психологические аспекты подготовки детей к школе»

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению заключается в том, чтобы ко времени поступления в школу у него сложились психологические черты, которые присущи школьнику. Она включает в с...

Консультация для родителей «Психологические игры для детей, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»

Мечта всех родителей — вырастить умного, интеллектуально развитого ребенка, и психологические игры считаются незаменимыми помощниками в воспитании детей. Основная особенность психолог...

Консультация для родителей "Психологические аспекты подготовки детей к школе"

Консультация для родителей, о том, какие психологические аспекты должны быть сформированы у будущего первоклассника...