«Новые грани взаимодействия детского сада и семьи»
материал

Любовь Владимировна Козлова

Взаимосвязь детского сада и семьи – необходимое условие
успешного воспитания ребенка дошкольного возраста. Взаимодействие ДОО с семьей является социализирующим фактором, совмещающим функции образовательной, культурной, социальной сфер организации детской жизни.
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

«Новые грани взаимодействия

детского сада и семьи»

Исполнитель:

Педагог:

Козлова Любовь Владимировна

старший педагог:

Грушина Лилия Владимировна

Сыктывкар, 2023 г

ФИО участника:

Козлова Любовь Владимировна

Название образовательной организации

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №92 общеразвивающего вида»

Должность

воспитатели

Контактные данные: телефон мобильный

e - mail

Козлова Любовь Владимировна

89042356677,

Общий трудовой стаж:

Педагогический стаж:

12 лет

12 лет

В данном учреждении:

3 года

Номинация:

Новые грани взаимодействия

детского сада и семьи

Содержание

Введение

стр.4

Методы и формы работы с родителями

стр.5

Заключение

стр.10

Список литературы

стр.10

Приложение

стр.11

Введение.

Взаимосвязь детского сада и семьи – необходимое условие
успешного воспитания ребенка дошкольного возраста. Взаимодействие ДОО с семьей является социализирующим фактором, совмещающим функции образовательной, культурной, социальной сфер организации детской жизни.
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Ведь семья – самый первый и наиболее долго действующий фактор, формирующий личность ребенка. Именно в семье перед ребенком впервые открываются двери в огромный и удивительный мир. И от семьи во многом зависит, каким этот мир будет восприниматься ребенком: интересным, волнующим, несущим открытия и позитивные эмоции или чужим и враждебным. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.

Если родители и педагоги объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, а детский сад будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, то можно с уверенностью сказать, что произошедшие изменения в жизни ребенка – ему во благо. Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Имея большой опыт работы с детьми, я все больше убеждаюсь, что только общими усилиями семьи и детского сада можно помочь ребенку в развитии его потенциальных способностей и возможностей, с уважением и пониманием относясь к друг другу.

Современные программы образования дошкольников строятся на основе Концепции дошкольного воспитания, достижений психологий и педагогики. Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области.

Опираясь на Закон РФ «Об образования в РФ», Семейный кодекс РФ, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ФГОС ДО, считаю, семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга, что активное вовлечение родителей в сотрудничество с ДОУ повысит статус МАДОУ, повысит педагогические навыки родителей, улучшит взаимодействие между воспитанниками, родителями и педагогами, поэтому при организации работы с семьей отношения строю на основе принципов сотрудничества и взаимного уважения.

Цель – создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и новые грани сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми.

Задачи взаимодействия детского сада с семьей:

  • знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье,
  • привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
  • поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

Методы и формы работы с родителями

Именно с той целью, с целью повышения педагогической грамотности у родителей ежегодно в начале учебного года планируем работу с родителями, где включаем разнообразные формы и методы работы с родителями:

Проводим индивидуальные беседы, опоросы, анкетирование родителей, изучаем проблемы семей воспитанников, мастер-классы, игротеки, круглые столы, клуб выходного дня, копилка добрых дел, психологические тренинги, спортивные праздники и развлечения и т. п.) такие мероприятия ДОУ, объединяющие родителей и детей с целью лучше узнать ребенка, наладить содержательное общение и т. п.

В этих формах и методах наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. На этих мероприятиях родители активные участники. Они играют, поют песни вместе с детьми и педагогами, читают стихи, приносят свои угощения детям. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников родители делятся своими благодарностями, делают альбомы с фотографиями.

В период с 2021-2022гг, 2022-2023гг учебных годов в нашей группе проведено:

Родительские собрания, групповые встречи, дискуссии по решению педагогических ситуаций, с целью повышения уровня педагогической культуры родителей.

Важное место в нашей работе с родителями занимают родительские собрания. Собрания всегда проходят в нетрадиционной форме с использованием компьютерных презентаций и интерактивных игр по темам, таких, как «Режимные моменты в нашем детском саду», «Вот и стали мы на год взрослее».

Также в нашей группе проводится большая работа по проектной деятельности. В совместной работе с родителями и детьми созданы такие проекты, как: «Цветущий сад», «Птицы – наши друзья», «9 мая -День Победы», «Мыльные пузыри», «23 февраля – День защитника Отечества», «Чистый город» и др.

Акция – одна из форм сотрудничества, которая позволяет вовлечь, охватить всех родителей, т.к. «отнимают» у родителей совсем немного времени, они просты, увлекательны и дают возможность почти сразу увидеть результат собственного участия: «Новогодний подарок пожилым людям», «Новогодние окна», «Материнская посылка», «Книжки малышам», «Новогодний подарок солдату».

Для эффективного сотрудничества с родителями, в своей деятельности я используем такую форму работы, как мастер-класс «Фликер спасет жизнь», позволяющий обогатить практический опыт родителей, а также самим родителям продемонстрировать свои достижения в вопросах воспитания и образования детей.

Совместно с родителями и с детьми оформили плоскостной макет «Я знаю правила ПДД», подписали название улиц. Отметили на макете светофоры и дорожные знаки, разметку на проезжей части. Обозначали пути движения сплошной линией со стрелкой.

Пособие используем в совместной деятельности ребёнка со взрослым и в самостоятельной деятельности детей. При игровой деятельности, особое внимание обращаем на детей, как они играют и соблюдают правила дорожного движения.

В нашем ДОУ мы организуем «Дни открытых дверей», которые дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры, имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т. д. Родители с удовольствием побывали на открытых мероприятии по игровой деятельности: «Катша, катша, китш котш» («Сорока, сорока стрекочи»).

В МАДОУ создан и действует родительский клуб выходного дня, с целью оперативного реагирования на трудности, возникающие у них в процессе воспитания детей, повышения педагогической культуры у родителей. В течение учебного года проходят творческие встречи ежемесячно, где в увлекательной, интересной форме проходят встречи. В непринужденном общении родители получают новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника. Темы подбираются с учетом пожеланий родителей. это такие как: «Профилактика плоскостопия и заболевания детей», «Колыбельные песни», «Эко игрушка», «Новогодняя игрушка», «Игры со словами» и др. В МАДОУ создан и действует родительский клуб выходного дня. В течение учебного года проходят творческие встречи ежемесячно. Педагоги проводят встречи с родителями в увлекательной, интересной форме. Организация родительского клуба связана с необходимостью соответствовать запросам современных родителей и оперативно реагировать на трудности, возникающие у них в процессе воспитания детей, повышением их педагогической культуры. Заседания клуба для родителей – это всегда интересные педагогические беседы с родителями. Целью встреч в родительском клубе является обмен мнениями по тому или иному вопросу, их особенность заключается в активном участии и педагога и родителей. В результате непринужденного общения родители получают новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника. В заключении каждый родитель получает памятку по теме. Эта форма взаимодействия способствует повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и дошкольного учреждения к воспитанию детей. Такие формы и методы работы помогают знакомить родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами; преодоление поверхностных мнений о деятельности МАДОУ. Взаимодействия с родителями способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и дошкольного учреждения к воспитанию детей.

Для повышения своего педагогического уровня мной была выбрана такая форма работы с родителями и детьми раннего возраста клуб выходного дня «Методика формирования правильной осанки и профилактики ее нарушения у дошкольников»

Проводим мастер – классы: «Профилактика плоскостопия», «Осенняя рамка», «Изготовление коми блюда». Для привлечения родителей к совместному сотворчеству с детьми.

Круглые столы: «Адаптация детей раннего возраста»

Семинары-практикумы «Развитие речи детей раннего возраста», «Сказки на пальчиках. Уроки общения для самых маленьких»

Одна из интересных форм работы – участие родителей проектной деятельности: «Разноцветная неделька», «В гости к Снеговику», «Волшебная водичка», «Речевая карусель», «Игровая деятельность, как основа воспитания и обучения детей раннего дошкольного возраста», «Взаимодействие образовательного учреждения и семьи через игровую деятельность ребёнка». Для родителей была поведена консультация на тему: «Экспериментируйте с детьми дома» и в домашних условиях родители провели опыты с водой, снегом, мылом.

Составила картотеку экспериментов (неживая природа). .

Игротека является хорошим помощником в работе с родителями по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста. На мероприятия приглашаются родители с детьми, и мы играем. Занятия проводятся по определённым темам, каждый возраст отдельно. Игротека помогает родителям научиться контактировать со своим ребёнком, разучить разнообразные игры и игровые упражнения и перенести их в домашние условия, лучше увидеть и оценить своего ребёнка. Родители – первые наставники своего ребёнка, открывающие ему этот мир. То, что малыш увидит и, прежде всего, как он это увидит, в первую очередь зависит от его ближайшего окружения, от того, насколько правильно мама и папа сумеют выбрать ориентиры для воспитания и развития своего ребёнка.

Игротеки: «Играем на музыкальных инструментах», «Играем конструктором – развиваем мышление». «Формы и цвета», «Конструктор башенка», «Игольчатый конструктор», «Магнитный конструктор», «Играем на музыкальных инструментах», дидактические игры «Пожарный» и «Полицейский».

На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» - ремонт группы, игрушек, мебели, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между педагогами и родителями. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Плодотворной оказалась работа по обновлению предметно-развивающей среды: было изготовлено изготовлено своими руками ленточки для музыкального занятия», «Настольный театр из бросового материала «Волк и семеро козлят», «Дорожка здоровья», «Пошив постельного белья в кукольном уголке», «Игрушки», «Книги», Книга фланелеграф «Катша, катша китш котш» (как на коми и на русском языке) , «Куклы разных национальностей». Четко организованная работа по преобразованию предметно-развивающей среды оказала благоприятное влияние на развитие творческих способностей детей.

Наши родители активные участники субботников начиная с ремонта, покраски и заканчивая уборкой территории, посадкой цветов и деревьев, очистка крыши веранды участка снега, созданием чудесных зимних городков на участке. И все это они делают вместе с детьми. В рамках таких трудовых дел у нас ежегодно проводится конкурс снежных построек: «Сказочный колобок» (2 место) и «В гостях у Бабы Яги» (2 место). Это и трудовое воспитание, и бережное, заботливое отношение к природе, и уважение к труду взрослых, и любовь к своим детям. Доверительные отношения устанавливаются постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем.

Важнейшей задачей воспитателя и родителей становится отбор таких художественных произведений, которые действительно способствуют формированию литературного вкуса. Для этого мы каждый месяц делаем подборку литературы и вывешиваем информацию в уголке для родителей. Совместно с родителями выпущены фотогазеты «Мамы разные важны, мамы всякие важны», «Чего не должно быть на дорогах», «Мой папа-самый лучший», «Есть такая профессия - Родине служить» и мн. др.

На родительских встречах знакомим родителей с произведениями, рекомендованными программой воспитания и обучения детей, даем рекомендации по организации домашнего чтения. Немаловажное значение имеет освещение вопроса – как читать детям. Здесь тоже есть правила, с которыми мы знакомим родителей, через консультации, индивидуальные беседы, анкетирование родителей. В группе создан литературный центр, в котором 2 раза в месяц мы обновляем подборку книг, делаем выставку детских книг, портреты писателей и поэтов.
В МАДОУ «Детский сад №92 общеразвивающего вида» успешно реализован социально-значимый проект «Уличная библиотека», с целью формирования грамотного читателя и развитие культурных традиций на основе чтения детской русской литературы, возрождение традиций семейного чтения и развитие культуры чтения ребенка на основе его сотрудничества с семьей, помочь родителям осознать ценность детского чтения, как эффективного средства образования и воспитания дошкольников.
В нашем книжном домике литература для детей. Если малыш выбрал понравившуюся книгу, берут домой, прочитав, возвращают и приносят свои книжки, которые уже стали для ребенка неинтересны. Наша библиотека с радостью найдет место для любой книжки, чтоб эти истории, сказки порадовали еще немало малышей. Любой книжке найдется свой читатель!
В планах дальнейшее развитие Проекта найдет свое продолжение – для взрослой аудитории читателей – родителей, гостей детского сада.

Заключение:

Родители моей группы стали незаменимыми участниками всех мероприятий.

Для привлечения и активизации наших родителей всегда находим слова поддержки, благодарим и отмечаем их участие в мероприятиях на страницах родительского сообщества: «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях» - писал Ф. Ларошфуко.

Опыт работы с родителями показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для нас это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и детский сад редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни.

Литература:

#1054;сновная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозайка- Синтез, Москва, 2015-366с.

#1043;ербова В. В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста (2-3 года)

;Чтение художественной литературы» Книга для чтения в детском саду и дома 2-4 года, М.:2006.

#1043;ербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе 2- 7 лет.М.:2005

#1058;.С.Комарова. Детское художественное творчество 2-7 лет.М.:2005.

#1051;. К. Ладутько, «Картотеки дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников», - М.: Содействие, 2011 г.

Источники:

Приложение 1

«Клуб выходного дня»

«Профилактика плоскостопия у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования в ДОУ».


Участники:
дети раннего возраста, родители, педагоги- Микушева Екатерина Дмитриевна, Козлова Любовь Владимировна.

В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья с детьми раннего возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа дошкольников с различными отклонениями в состоянии здоровья, учитывая высокий процесс ортопедической патологии, в частности деформации стоп у детей, возникла необходимость увеличения объема целенаправленной двигательной активности с использованием традиционных и нетрадиционных форм физической культуры в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду.

Проблема: С каждым годом увеличивается количество детей, страдающих нарушением осанки и плоскостопием.

Цель: Профилактика и коррекция плоскостопия и нарушения осанки у детей раннего дошкольного возраста.

Задачи:

• Повысить профессиональный уровень знаний родителей, путём изучения литературы по теме: Профилактика плоскостопия у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования в ДОУ.

• Пополнить предметно – пространственную среду новым нестандартным оборудованием для профилактики плоскостопия.

• Использование специальных физических игровых упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия с использованием нетрадиционного оборудования.

• Углубить представления родителей о профилактические мероприятия по плоскостопию.

Для начала нам нужно узнать, что же такое плоскостопие? Изучая методическую литературу, мы выяснили, что плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода (у детей обычно деформируется продольный свод, из-за чего подошва становится плоской и всей своей поверхностью касается пола).

Так же работая по данному направлению, мы выявили факторы, которые влияют на развитие плоскостопия:

1. Недоразвитие мышц стопы.

2. Слабость мышечно-связочного аппарата стопы, может быть в результате рахита.

3. Большие физические нагрузки.

4. Излишний вес.

5. Длительное пребывание в постели (в результате болезни.)

6. Ношение неправильно подобранной обуви.

7. Косолапость.

8. Х-образная форма ножек.

9. Травмы стопы, голеностопного сустава, лодыжки.

10. Наследственная предрасположенность.

Выявить плоскостопие у ребенка можно по следующим признакам:

• быстрая утомляемость ног

• к вечеру возможное появление отека стоп, которого не будет утром

• ноющие боли при стоянии или ходьбе в голенях и стопах

• быстрое изнашивание внутренней стороны подошвы

• ребенок ходит с широко наставленными ногами, слегка сгибая ноги в коленях, развернув стопы

• стопа имеет неправильную форму или становится шире

• врастание ногтей пальцев ног в кожу искривление пальцев ног

• появление мозолей

Плоскостопие бывает трех степеней:

1 степень - плоскостопия обычно называют слабовыраженным плоскостопием. В это время заболевание больше напоминает просто косметический дефект.

2 степень – перемежающееся, или умеренно выраженное плоскостопие – как правило, характеризуется изменениями, которые заметны невооруженному глазу. Заболевание набирает силу, и человек начинает испытывать боли в стопе, голеностопе. При этом изменяется походка, появляется некоторая косолапость либо тяжелая поступь.

3 степень, или выраженное плоскостопие, - это полная деформация стопы. Приводит это к нарушению работы опорно-двигательного аппарата, могут развиться сколиоз, остеохондроз, артрозы или даже грыжи межпозвоночного диска. Боли становятся сильнее, человек испытывает трудности при ходьбе, а о занятиях спортом на этой стадии заболевания можно забыть.

В работе по профилактике плоскостопия можно использовать следующие формы работы:

• Утренняя гигиеническая гимнастика.

• Совместная деятельность (педагог и дети, родители и дети).

• Свободная двигательная деятельность.

• Физкультурные мероприятия.

• Физкультурные занятия

• Бодрящая гимнастика.

• Динамические паузы

В работе с детьми для профилактики плоскостопия, мы используем массажные коврики фабричного производства, а также, коврики, сделанные руками родителей.

Эти массажные коврики мы использовали, в непосредственно – образовательной деятельности, а также их использовали воспитатели всех возрастных групп в работе с детьми, в режимных моментах, и обязательно после дневного сна (ходьба по канату, гимнастическим палкам, ребристым доскам).

Дети также охотно выполняют упражнения с физкультурным оборудованием: обручами, гимнастическими палками, мячами, деревянными ребристыми палочками. Применяли для массажа ног различные массажеры.

В работе с детьми по профилактике плоскостопия мы используем и нестандартное оборудование: мыльницы, бигуди, бумагу, крышки от бутылок, орехи – фундук, жесткие хозяйственные коврики, фломастеры, счёты.

Очень нравятся детям такие упражнения как:

Упражнение с массажными ковриками. Хождение босиком по поверхности коврика.

Упражнения с массажными роликами из нестандартного оборудования.

Упражнения «Крупа-терапия». Массаж ног при помощи различных круп (фасоль, гречка, пшено, манная крупа).

Упражнение «Камнетерапия»

Дети сидят на скамье, на полу перед ними лежат кольца с наполненными камнями, задача детей и родителей массировать стопу и пальцы ног.

Упражнение «Хождение по канату косичка». Хождение босиком по поверхности каната.

За время работы по данной теме, нами были созданы картотеки, памятки и комплексы упражнений по профилактике плоскостопия, которые можно применять в работе с детьми раннего возраста.

Учитывая, что формирование правильного свода стопы — процесс продолжительный, требующий систематической работы, родителям были предложены памятки и комплексы упражнений по профилактике плоскостопия, а также консультации и рекомендации, которые были размещены в приемных, в уголке инструктора ФК, такие уголки имеются в каждой возрастной группе.

Список литературы:

1. Галанов, А. С. Игры, которые лечат (для детей от 5 до 7 лет) [Текст] / А. С. Галанов. – М. : Педагогическое общество России, - 2005.

2. Красикова, И. С. Плоскостопие. Профилактика и лечение / И. С. Красикова. - М. : Корона-Век, 2008.

3. Федоров А., Шарманова С. “Профилактика и коррекция плоскостопия у детей” // Дошкольное воспитание. – 2003 №8 – С. 59-62

4. «Нарушения осанки и плоскостопие» - ж. «Здоровье дошкольника» №6 – 2008г.

5. «Помните – здоровье начинается со стопы» - ж. «Дошкольное воспитание» №8 – 2005г.

6. «Профилактика плоскостопия» - ж. «Ребёнок в детском саду» №1 – 2006г.

7. «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей» - ж. «Дошкольное воспитание» №8 – 2003г

Интернет- ресурсы:

Памятки для родителей

C:\Users\Анна Леонидовна\Desktop\Фото на МО\ C:\Users\Анна Леонидовна\Desktop\Фото на МО\

Оздоровительные мероприятия

• Ежедневная утренняя гимнастика

• Закаливающие мероприятия: ходьба босиком по ребристой дорожке, по канату.

• Прогулки и игры на свежем воздухе

• Гимнастика после сна

• Гимнастика для стопы

• Самомассаж ног массажным мячом, массажёром для стоп.

• Игры и упражнения для профилактики плоскостопия.

Комплекс утренней гимнастики №1

1ч. Вводная. Ходьба в колонне по одному, руки на поясе; на пятках, руки в стороны; как петушки, взмахивая руками.

2ч. Общеразвивающие упражнения.

1. «Утята шагают к реке»

1) И. п. : сидя согнув в коленях ноги, руки в упоре сзади;

2) Поднимать поочерёдно носки ног.

2. «Утка ходит вразвалочку – спотыкалочку »

1) И. п. : то же

2) Поднимая внутренние своды, опираться на наружные края стоп.

3. «Утка крякает»

1) И. п. : то же

2) Не отрывая пятки от пола развести носки в стороны.

4. «Утята встретили на тропинке гусеницу»

1) И. п. : то же

2) Ползающие движения стоп вперёд, вернутся в и. п.

Комплекс утренней гимнастики №2

1ч. Вводная. Ходьба в колонне по одному, руки на поясе; на пятках, руки в стороны, ходьба на внешней стороне стопы (как мишки).

2ч. Общеразвивающие упражнения.

  1. «Пружинка с поворотами в стороны»

1)И.п. ноги на ширине стопы, руки на поясе.

2) повороты вправо, влево с пружинящим движением корпуса и ног.

2. «Погладим наши ножки»

1) И.п. сидя на ковре, лицом в круг, ноги на ширине плеч, руки свободно.

2)Наклон вперёд, погладить пальцы ног, не сгибая ноги в коленях.

3. «Пальчики танцуют»

1) И.п. то же

2)Пальцы ног тянутся вверх, не отрывая пяток от пола, затем опускаются вниз и дотрагиваются до пола.

4. «Пятки танцуют»

1) И.п. то же

2)Пальцы стоят на месте, приподнимаем и опускаем пятки.

3ч Заключительная. Ходьба в колонне по одному с разведёнными в стороны руками, как канатоходцы.

Гимнастика после сна:

#1057;амомассаж ног, разминание стопы и свода стопы руками (выполняется детьми самостоятельно)

И.п. лёжа в кровати.

#1057;амомассаж ног массажным мячом, массажёром для стоп.

И.п. сидя на краю кровати

3. «Распускаются цветы» Поднимание и опускание пальцев ног, пятки в упоре на полу

4. «Пяточки танцуют» Пальцы ног в упоре на полу, пятки приподнимаются и опускаются.

#1061;одьба по ребристой дорожке и массажным коврикам, по кругу 3-4 раза.

Конспект непосредственной образовательной деятельности

для детей раннего возраста

по профилактике плоскостопия в игровой форме.

«В гостях у обезьянок»

Задачи:

  • Укреплять и формировать свод стопы у детей.
  • Обучать правильной постановке стоп при ходьбе, учить создавать воображаемые картины; формировать ощущение удовольствия от выполняемых движений.
  • Развивать основные функции стопы. Повышение тонуса, увеличение подвижности в суставах стоп; улучшение кровообращения стоп; улучшение координации движений.

Оборудование:

дорожка со следами, мягкие мячи, ребристая дорожка, оздоровительная дорожка, картинки с изображением обезьянок, наполнительные мешочки (крупа, песок, крупная и мелкая галька), поролоновые кочки и коврики.

Воспитатель: Мы пойдем сегодня в гости к обезьянкам. Обезьянки очень похожи на детей, но они все могут делать не только руками, но и ногами, поэтому у них очень устают ножки и иногда за это их называют четверорукими. Мы с вами покажем обезьянкам, какие нужно делать упражнения, чтобы ножки были сильными и крепкими. Ну что отправляемся в путь?

I часть

• Пошли в обход по залу - обычная ходьба

• Какая высокая трава. Пошли на носках, руки в стороны.

• Вот и прошли этот участок - обычная ходьба.

• Болото, идти опасно. Идем строго по следовой дорожке - ходьба по следовой дорожке.

Обходим все растения не наступаем.

Идем дальше

• Какой-то подозрительный шум в лесу. Идем тихо-тихо - ходьба в приседе на носках.

• Это медведь идет - ходьба на наружной стороне стопы, руки на поясе.

• Вот мы и подходим. Наверное, здесь и живут обезьянки. Ребята, а давайте представим, что мы с вами превратились в маленьких обезьянок.

неуклюжая ходьба на внешних сводах стопы, по ребристой доске.

ходьба боком по верёвке.

II часть

ОРУ

1) И.п.- о.с., руки на поясе

1- поднять пальцы ног кверху;

2- вернуться в и.п. (10-12 раз),

2) И.п.- стоя, носки вместе, пятки врозь, руки на поясе.

1-подняться на носки;

2- вернуться в и.п. (10-12 раз),

3) И.п.- стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны

1- присесть на всей ступне;

2- вернуться в и.п.

4) И.п.- сидя, упор сзади.

1-4- сгибание и разгибание стопы (10-12 раз),

5) И.п. то же.

1- поднять левую ногу;

2- поворот стопы наружу;

3- поворот стопы внутрь;

4- и.п. то же другой ногой.

6) И.п.- о.с., руки на поясе. Прыжки на носках.

Комплекс упражнений «Обезьянки».

1) «Обезьянки собирают бананы».

Сидя на скамейке, пальцами ног поднять палочку. Лежащую на полу, и отбросить её как можно дальше.

2) «Обезьянки на роликовых коньках».

Катать палочку ногой с нажимом, от носка к пятке.

3) «Обезьянки берут орешки».

Захват малого мяча ступнями.

4) «Обезьянки - музыканты».

Поднять пальцами ног погремушки и погреметь. Зажать пальцами ног верёвочку, на которой висит колокольчик, и позвонить.

Приложение 2

МАДОУ «Детский сад № 92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

Конспект открытой

непосредственной образовательной деятельности

«Коми жители леса строят избушку»

Выполнила: Козлова Л.В

Сыктывкар, 2022 г

Тема: «Коми жители леса строят избушку».

Вид занятия: типовое занятие.

Формы работы: индивидуальная, групповая

Возраст: вторая группа раннего возраста.

Цель: Познакомить детей раннего возраста с произведением коми сказкой «Катша катша китш котш».

Задачи:

Образовательные:

  • Расширять знания и представления детей о коми народной сказке «Катша катша китш котш».

Развивающие:

  • Обучать повторять за воспитателем отдельные слова, фразы.
  • Расширять словарный запас детей, пополнить его новыми словами : сорока стрекочет, трещать, белочка огонь бережет, поздняя осень.
  • Развивать у детей музыкально певческие способности.
  • Развивать слуховое внимание, познавательный интерес к коми играм и сказкам.
  • Способствовать развитию с помощью движений, жестов, мимики создавать выразительность образ сказки.

Воспитательные:

  • Воспитывать эмоциональное переживание, чувства настроения к жителям коми леса.
  • Воспитывать доброту, отзывчивость, сопереживания, желания помочь лесным жителям.

Методы реализации содержания занятия:

- проблемно-диалогический метод.

- наглядно-слуховой метод;

- наглядно-зрительный метод;

- словесно - игровой.

Материалы и оборудования:

Мультимедийное оборудование песня минусовая «Катша катша китш котш», коми музыкальные инструменты: трещотки, деревянные палочки, блины муляжи, печка, елка 7 шт, дорожка, деревянные кирпичики, игрушки животных (волк, медведь, белка, лиса, заяц), костюм сороки, иллюстрация дятла.

Ход занятия.

Звучит коми-пермяцкая народная мелодия «Катша катша китш котша».

Дети входят в группу и встают полукругом лицом к зрителям.

Здороваются с гостями.

Появляется сорока.

Сорока Катша: Видза оланныд! Ставлы бур асыв !

(Здравствуйте! Всем доброе утро).

Сорока: - Кто я?

Дети: -Сорока, Катша. (Индивидуальное и хоровое повторение).

Сорока: - Вот я принесла вам в корзинке много инструментов и сейчас мы вместе поиграем покажите мне, как громко я умею разговаривать, трещать.

Послушайте звучание этого инструмента. (трещотки)

Дети: (играют на музыкальных инструментах).

Сорока: Звучание трещотки очень сильное, трескучее.

- мы с вами поиграли, спасибо вам, а теперь садитесь на стульчики.

Дети: Да

Сорока: Ребята, а какое время года сейчас.

Дети: Осень.

Сорока: Правильно, а какая осень? поздняя осень, на улице уже выпал снег. А я к вам пришла за помощью, нужно построить избушку для зверей, чтобы лесным жителям не было холодно зимой.

Дети: (ответы детей индивидуальное и хоровое повторение).

- А вы хотите отправиться в лес со мной, чтобы помочь животным?

Дети: Да

(Дети и сорока шагают под веселую песню).

Сорока: Все шагайте за мной, высоко поднимаем ноги.

Дети приходят в лес.

Сорока: Ребята, вот и мы пришли в лес, садитесь на пенечки. А где же животные? а давайте мы с вами споем мою любимую песенку, и они придут к нам.

(Дети встают возле стульчиков и вместе с сорокой поют песню)

Слова песни:

Катша, катша, китш-котш.

Тури помечö корö.

Кöин кер кыскалö.

Ош керка лэптö.

Сизь öшинь писькöдö.

Руч дöра кыö.

Ур би видзö.

Кöч кöвдум пöжалö.

(Дети сидят на стульчиках слышен вой волка).

Волк: У-у-у

Сорока: Ой, ребята, посмотрите, кто здесь сидит за елкой и громко воет?

У-у-у

Давайте вместе все скажем как волк воет.

Дети: У-у-уу (Индивидуальное и хоровое повторение).

Сорока: Что случилось серый волк?

Волк: Ребята, подул сильный ветер и рассыпал все кирпичи, помогите мне перенести кирпичики для избушки. Давайте поможем, перенесем кирпичики.

(Дети встают с пенечков и перетаскивают кирпичики)

(Волк благодарит детей).

Сорока: Ребята, ну что кирпичики перетаскали? Ух устали!

О! посмотрите, кто там у нас рычит? Р-р-р-р. Это же медведь.

Давайте скажем все вместе Р-р-р (Индивидуальное и хоровое повторение).,

Сорока: Наш мишка переживает за то, что он не успеет поднять кирпичи и не будет за зиму избушки, давайте мы ему поможем.

Дети: Да поможем построить избушку.

Сорока: Ребята сначала нужно построить стены, а потом крышу. Начинаем строить.

(Сорока вместе с детьми строят избушку из кирпичей, дети которые затрудняются, помогает, направляет, дети поднимают кирпичики и строят избушку для зверей)

Мишка благодарит детей, заходит в домик.

(Дети садятся на пенечки)

Сорока: Крыша есть, стены есть….

- Ой послушайте, кто там уже стучит ( Тук –тук-тук)., упорно работает.

А это же дятел, он стучит прорубает окно, и мы постучим как дятел деревянными палочками, поможем дятлу.

(Дети берут палочки и подходят к избушке)

(деревянные палочки находятся под стульями на каждого при встряхивании, деревянными палочками ударяются друг об друга и воспроизводят “стучащий” звук).

Дети: (тук –тук), (Индивидуальное и хоровое повторение).

Сорока: - Молодцы, помогли дятлу прорубить окно.

Дети: Да.

Сорока: Ребята, какие замечательную избушку вы построили? В него уже можно заселять зверей. Посмотрите, как радуются они новой избушке. Вы молодцы!

Мы так сильно потрудились, а теперь давайте отдохнем.

Физминутка.

(Танец сороки вместе с детьми)

(Дети садятся на пенечки).

Сорока : ребята, вы слышите, кто-то плачет А-а-а. Это лиса

Сорока: как плачет лиса ?

Дети: А-а-ааа (Индивидуальное и хоровое повторение).

Сорока: Что случилось у тебя лиса?

Лиса: А я дорожку свою не успела украсить для новой избушки.

Сорока : Не плачь лисичка и мы тебе поможем.

Дети : Да (Ответы детей).

Сорока: Вот лиса приготовила красивые лоскутки, а мы украсим ими дорожку. Какая у нас получилась красивая дорожка.

Дети: Ах !(удивляются)

Сорока: Молодцы, ребята! Лисичке очень понравилась наша дорожка! Спасибо ребята.

(Дети садятся на пенечки)

Сорока: А оказывается белка и заяц тоже занимались делом, а что они рядом с избушкой построили отгадайте загадку ….вот послушайте

Огонь внутри

Дым снаружи

Согреет избушку

В лютую стужу.

Дети : печка

Сорока и дети удивляются (сюрпризный момент из по снегом стоит печь) какая хорошая печка у зверей будет теперь в избушке. Для чего нужна печка в избушке.

Дети: (ответы детей)

Сорока: А вот как раз нам заяц испек блины.

Дети: (ответы детей).

Сорока: какие блины получились у зайчика ?

Дети: вкусные ароматные, круглые, теплые (Индивидуальное и хоровое повторение).

Всем спасибо, ай да заяц! Ай да молодец! А Заяц приготовил нам блины угостится.

Сорока: Понравилось вам сказка? Получился ли у нас избушка?

Дети: (ответы детей).

Сказка учит (Быть нам добрыми, отзывчивыми помогать друг другу…) (Индивидуальное и хоровое повторение).

Сорока: Всем спасибо за помощь! До свидания скажем лесным жителям и отправимся обратно в детский сад, пить чай с блинами.

Дети: до свидания! (Индивидуальное и хоровое повторение).

(Дети прощаются лесными жителями и уходят под музыку Асйя кыа «Катша» в детский сад).


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые грани взаимодействия с семьями дошкольников в учреждениях дополнительного образования

Главным в работе любого образовательного учреждения  являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение усл...

Домашняя работа для родителей и детей. Изготовить поздравительную открытку с Новым годом работников сада и семей детей.

Родителям было дано домашнее задание: в выходные дни вместе с ребенком и другими членами семьи изготовить открытку-поздравление. Выставка получилась просто замечательная!!!!!...

Сценарий открытия нового здания детского сада 2016 г. «Обживаем Новый дом!» Звучит музыкальная заставка «Дорогою добра» На экране слайды со снимками помещений нового детского сада. В музыкальный зал входит ведущий с группой детей. Взрослый (один из

Сценарий открытия нового здания детского сада     2016 г.«Обживаем Новый дом!» Звучит музыкальная заставка  «Дорогою добра»На экране слайды со снимками помещений нового д...

"Новые грани взаимодействия с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения".

quot;Новые грани взаимодействия с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения". Журнал "Непрерывное образование " 2016 выпуск 2....

Проект "Совет отцов" как форма взаимодействиядетского сада и семьи

Для тех кто ищет новые формы взаимодействия с семьями, будет полезен данный проект. В нашем саду мы уже четвертый год работаем с папами наших воспитанников, которые стали нашими помощниками, а самое г...

Новые грани взаимодействия с семьей в контексте ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Статья направлена на ознакомление с системой работы  детского сада на выявление интересов и способностей  ребенка в разумном выборе будущей профессии, наиболее соответствующей его индивидуал...