Рубрика «Для вас, родители!» Логопедический практикум «Мама, папа, я-говорящая семья»
консультация (младшая группа)
Логопедический практикум рекомендован для ознакомления специалистов, как эффективная форма взаимодействия с родителями. Родителям предложены разнообразные игры и упражнения полезные для речевого развития детей раннего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Рубрика «Для вас, родители!»
Логопедический практикум «Мама, папа, я-говорящая семья»
Цель: Создание условий для речевого развития дошкольников в семье, повышение педагогической культуры родителей.
Задачи:
- познакомить родителей с видами совместных игр и игровых упражнений для развития речи детей;
-способствовать применению полученных знаний на практике в домашних условиях;
Формы проведения: Логопедический практикум с применением игр и упражнений;
Участники: логопед, родители с детьми.
Оборудование: 4 ёмкости с манной крупой, фольга (кусочки по количеству родителей и детей ), коктельные трубочки, бумага для рисования по количеству детей, карандаши цветные, несколько мягких игрушек, сухой бассейн, памятки для родителей (на всю группу).
Родители и дети присаживаются на ковёр.
Ход мероприятия.
Логопед: Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поучимся вместе с нашими детьми играть в речевые игры дома. Речь – это мощный инструмент, направленный на всестороннее развитие малыша. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребёнка - это цель, к которой мы стремимся. Помним, что наш ребёнок –это ЗЕРКАЛО и отражение в нём во многом зависит от нас. Воспримет его ухо какие-нибудь неправильные слова, а после также незаметно это войдёт и в его речь. А с недостатками речи бороться очень трудно. Поэтому пожалуйста, разговаривайте в присутствии детей и с детьми красиво.
Вводная часть. Логопед: Сейчас предлагаю вам поиграть.
Упражнение «Кто кем был, что чем было?». Я буду называть слова, а Вы должны сказать кем или чем это было раньше.
Мама? – девочкой; кот? –котёнком; пирожок?- мукой; полено? – деревом; снегурочка- снегом; морковный сок был-морковкой; рыбная котлетка-рыбкой…
Принятие групповых правил. В каждой игре существуют правила. У нас тоже будут правила, которые необходимо принять и соблюдать . -- Послушайте и выскажите своё мнение: согласны или не согласны с ними.
*Участвовать во всех играх и упражнениях;
*Когда один говорит, все слушают;
*Есть вопрос, не стесняясь обязательно его задайте;
Логопед: Предлагаем Вашему вниманию некоторые простые речевые игры, в которые Вы можете поиграть с ребёнком дома. Они не требуют специальной подготовки и помогут вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь вашего малыша богаче и разнообразнее, а также расширить и закрепить знания об окружающем мире. Начнем с самого простого.
«Цепочка слов». Суть игры заключается в подборе слов, объединенных каким-то признаком. Ребёнок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.
Например, исходное слово «КОШКА». Я задаю вопросы, вы по цепочке будете отвечать:
Логопед: Это кто? (показываете картинку с изображением кошки или игрушку-кошку)
Родитель 1: Кошка.
Логопед: Что есть у кошки?
Родитель 2: Голова, хвост, уши, лапы, когти.
Логопед: Когти острые и колючие. Что ещё бывает колючим?
Родитель 3: Ёлка, ёжик.
Логопед:: А где живёт ёжик?
Родитель 4: В лесу.
Логопед:: А кто ещё живёт в лесу?
Родитель 5: Волк, лиса, заяц…
Логопед:: А какого цвета шубка у зайца зимой?
Родитель 6: Белого.
Логопед:: А что ещё бывает белым?
Родитель 7: снег, снеговик, облака…
Логопед:А снеговик из каких фигур сделан?
Родитель 8: Из круглых.
Логопед:: А что ещё бывает круглым?
Родитель 9: Мяч, солнце, шар и т.д.
Пальчиковая гимнастика — инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев.
Вопрос к родителям: В какие пальчиковые игры вы играете дома со своими детьми? Как часто вы играете в пальчиковые игры? (обмен опытом с родителями).
Логопед: Некоторые учёные говорят, что рука-это вышедший наружу мозг. Ребёнок лучше усваивает текст, если рассказывает его с жестами и мимикой. У детей с нарушением речи, задержкой речевого развития страдает , мелкая моторика пальцев рук. Поэтому необходимо , как можно больше уделять внимания развитию у ребёнка мелкой моторики.
Давайте с вами выполним пальчиковую гимнастику.
«Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибают пальчики по одному)
Ребята вышли погулять.
(«идут» по столу указательными и средними пальчиками)
Бабульку снежную слепили,
(«лепят» комочек двумя ладонями)
Пташек крошечками покормили,
(«крошат хлеб» всеми пальчиками)
С горочки потом катались,
(ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
Весело в снегу валялись.
(кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Снегу кучи нагребли, а потом домой пришли
(имитация движений)
Логопед: Еще одной очень интересной игрой для малыша является игра «Рисуем стихи». Предлагаю Вам уважаемые родители с ребятишками пройти к столам, где стоят разносы с манной крупой.Я буду читать стихотворение А. Л. Барто «Лошадка». Взрослый начинает рисовать лошадку, а ребёнок дорисовывает детали (хвостик) к изображению и договаривает за взрослым слова и фразы к стихотворению.
Логопед: Научно доказано , что между речью и крупной моторикой существует тесная связь. Одновременные движения рук и органов речи значительно ускоряет запоминание стихотворного текста.
Предлагаю игру «Мой мишка». Взрослый показывает игрушку и читает стихотворение, а ребёнок выполняет действия с мишкой в соответствии с текстом.
Я рубашку сшила мишке. (малыш показывает мишку и гладит его.)
Я сошью ему штанишки. (Показывает штанишки.)
Надо к ним карман пришить (Показывает карман.) и т.д.
Игры с предметами. Ведущим видом деятельности на протяжении всего дошкольного детства является - игра. Поэтому очень важно уделять особое внимание играм с предметами. Детям можно предложить игры с такими предметами, как: прищепки, шнурки, пуговицами желательно крупными , конструктором, мозаикой и т. д. Такие игры способствуют развитию координации движений пальцев рук, развивают психические процессы: внимание, мышление, воображение;
Полезны игры с «Сухим бассейном». Родителям предлагается контейнер наполненный фасолью и помещёнными в него мелкими игрушками. Игра «Найди клад»(даётся возможность подействовать с игрушками в сухом бассейне и выполнить любое простое действие).
Напоминаем, что любая игра с мелкими игрушками и крупами всегда проводится совместно со взрослым, ребёнка одного не оставляем.
«Я учусь правильно дышать» (дыхательная гимнастика)
Логопед: Важно акцентировать внимание ребёнка на долгом вдохе и плавном выдохе.
Полезно ежедневно выполнять дыхательные упражнения и игры:
- дуть на ватные шарики, бумажные полоски, разноцветные бумажные фигурки;
- играть на детских музыкальных инструментах;
- надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;
- сдувать со стола шарики из бумаги в определенном направлении (игра «Футбол»)и т. д.
Предлагаю выполнить одно из них. Возьмите пожалуйста кусочки фольги.
Превратим блестящие платочки в серебристые комочки! Возьмите коктельные трубочки, попробуйте подуть в них, нужно сдуть комочки со стола. Важно правильно держать трубочку. Губы обхватывают трубочку и удерживают крепко, зубами кусать нельзя, держат трубочку именно губы.
Даётся возможность родителям и ребятишкам поупражняться в выполнении выдоха: вдох носом и сильный интенсивный выдох в трубочку. Вдох выполняем только носом.
Детям можно предложить упражнения «Снежинка», «Свеча», «Окошко», «Горячий чай».
Логопед: Все детки любят рисовать. Поэтому можно совместить приятное с полезным и предложить игру «Я с мамой рисую сказку»
Давайте поиграем в неё. Возьмите лист бумаги и карандаши. Я говорю – вы рисуете:
«Жила была улитка» (взрослый рисует улитку). Она была очень грустная, ведь у неё было мало колечек на «домике» (рисуются колечки). Улитка стала весёлой и поползла на лужайку к подружкам … (рисуем тропинку, лужайку с цветами). Если ребёнку нравится сказка, то развиваем сюжет дальше дорисовывая детали рисунка.
Могут быть разнообразные варианты примерных сюжетов сказок: :
- сказка о грустном цветочке, дорисовываем лепесточки;
- шарики, дорисовываем ниточки и белочку и т.д;
- про то, как затопили печку и дорисовывая дым из трубы;
- про то, как кошечка потерялась, дорисовываем дорожку домой;
- про ёжика, добавляем ему колючки, яблочки, грибочки и т.д;
Итог.
Логопед: Сегодня мы с вами познакомились с разными играми и упражнениями . Помните пожалуйста, что для того, чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых советов. (Памятка «Как правильно общаться с ребёнком раннего возраста»). Чтобы эта важная информация у вас сохранилась, мы дарим вам памятки.
В завершении встречи хочется добавить, что нам, педагогам, нужна и важна ваша поддержка и помощь. Только объединив усилия, мы сможем научить наших детей красиво и правильно говорить.
Памятка «Как правильно общаться с ребёнком раннего возраста»
Ваш ребёнок будет любить заниматься, если ему интересно, если процесс общения полностью захватывает его внимание. Поэтому при общении с ребёнком соблюдаем правила:
1. Используем НАГЛЯДНОСТЬ ( если рассказываем про игрушки, то играем с ними; если рассказываем про фрукты, то показываем ребёнку их это связанно с особенностями мышления детей данного возраста,).
2. Говорим ЭМОЦИОНАЛЬНО (интересно слушать человека, который говорит ярко, эмоционально, использует мимику, жесты, соблюдает паузы).
3. РЕЧЬ простая и доступная ребёнку для понимания (говорите простыми словами и фразами; речь Ваша простая, но чистая, без нарушений, без «сюсюканий»; речь взрослого является образцом правильной речи для ребёнка).
4. АРТИКУЛИРУЕМО ( говорите чётко, медленно, при этом ребёнок должен видеть, как вы произносите то или иное слово).
Всегда помните, что работа с малышом должна строиться по принципу от простого к сложному, при этом обязательно учитываются его возрастные и индивидуальные особенности.
Подготовил учитель-логопед: А.А.Ксензик
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спортивный праздник с детьми и родителями старшей группы "Мама папа я - туристическая семья.
Задачи: 1 Создать у детей и взрослых бодрое настроение, доставить радость от...

Викторина для родителей на тему: «Мама, папа, я – ноябрьская семья».
Данная викторина направлена на развитие у детей и родителей интереса к родному городу, воспитание любви к нему....
Проект для родителей и воспитателей "Мама, Папа, Я- дружная семья"
Совместный проект работы с родителями...

Конспект спортивного развлечения с родителями на тему: «Мама, папа, я – спортивная семья»
Конспект спортивного развлечения с родителями на тему: «Мама, папа, я – спортивная семья»...

Совместное занятие родителей с детьми «Мама, папа, я – дружная семья» Играем вместе с мамой
Конспект совместного занятия родителей с детьми для улучшения детско-родителских взаимоотношений. ...

Сценарий нетрадиционного мероприятия с родителями литературная гостиная «Мама, папа, я — читающая семья»
Многие века дети слушали русские народные сказки. Их рассказывали бабушки, мамы и няни. Сейчас родители и бабушки разучились рассказывать сказки, но читать-то ещё не разучились? Ребенок, слушавш...
Физкультурный досуг с родителями на тему: "Мама, папа, я - дружная семья"
Физкультурный досуг на тему: "Мама, папа, я - дружная семья"...