Рубрика «Для вас, родители!» Логопедический практикум «Мама, папа, я-говорящая семья»
консультация (младшая группа)

Ксензик Анна Александровна

                   Логопедический практикум  рекомендован для ознакомления специалистов, как эффективная  форма взаимодействия с родителями.  Родителям  предложены разнообразные игры и                  упражнения полезные для  речевого развития детей раннего дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рубрика «Для вас, родители!»

Логопедический практикум  «Мама, папа, я-говорящая семья»

Цель: Создание условий для речевого развития дошкольников в семье, повышение педагогической культуры родителей.

Задачи: 

- познакомить родителей  с  видами совместных игр и игровых упражнений  для развития речи детей;

 -способствовать  применению полученных знаний на практике  в домашних условиях;

Формы проведения: Логопедический практикум с применением игр и упражнений;

Участники: логопед, родители с детьми.

 Оборудование: 4 ёмкости с манной крупой, фольга (кусочки по количеству родителей  и детей ), коктельные трубочки, бумага для рисования по количеству детей, карандаши цветные, несколько мягких игрушек, сухой бассейн, памятки для родителей (на всю группу).

        Родители и дети присаживаются на ковёр.

        Ход мероприятия.  

Логопед: Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поучимся  вместе с нашими детьми играть в речевые игры дома. Речь – это мощный инструмент,  направленный на  всестороннее развитие малыша. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребёнка - это цель, к которой мы стремимся. Помним, что наш ребёнок –это ЗЕРКАЛО и отражение в нём во многом зависит от нас.  Воспримет его ухо какие-нибудь неправильные слова, а после  также незаметно это войдёт и  в его речь.            А с недостатками речи бороться очень трудно. Поэтому пожалуйста,  разговаривайте в присутствии детей и с детьми красиво.

Вводная часть. Логопед: Сейчас предлагаю вам поиграть.

 Упражнение  «Кто кем был, что чем было?». Я буду называть слова, а Вы должны сказать кем или чем это было раньше.

 Мама? – девочкой;   кот? –котёнком;  пирожок?- мукой;  полено? – деревом;                       снегурочка- снегом; морковный сок был-морковкой; рыбная котлетка-рыбкой…

Принятие групповых правил. В каждой игре существуют правила. У нас тоже будут правила, которые необходимо  принять и  соблюдать .                                                      -- Послушайте и выскажите своё мнение: согласны или не согласны с ними.

*Участвовать во всех играх и упражнениях;

*Когда один говорит, все слушают;

*Есть вопрос, не стесняясь обязательно его задайте;

                 Логопед: Предлагаем Вашему вниманию некоторые простые речевые игры, в которые Вы можете поиграть с ребёнком дома. Они не требуют специальной подготовки и помогут вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь вашего малыша  богаче и разнообразнее, а также расширить и закрепить знания об окружающем  мире. Начнем с самого простого.

«Цепочка слов».  Суть игры  заключается в подборе слов, объединенных каким-то признаком. Ребёнок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.

Например, исходное слово «КОШКА». Я задаю вопросы, вы по цепочке будете отвечать:

Логопед: Это кто? (показываете картинку с изображением кошки или игрушку-кошку)

Родитель 1: Кошка.

Логопед: Что есть у кошки?

Родитель 2: Голова, хвост, уши, лапы, когти.

Логопед: Когти острые и колючие. Что ещё бывает колючим?

Родитель 3: Ёлка, ёжик.

Логопед:: А где живёт ёжик?

Родитель 4: В лесу.

Логопед:: А кто ещё живёт в лесу?

Родитель 5: Волк, лиса, заяц…

Логопед:: А какого цвета шубка у зайца зимой?

Родитель 6: Белого.

Логопед:: А что ещё бывает белым?

Родитель  7: снег, снеговик, облака…

Логопед:А снеговик из каких фигур сделан?

Родитель  8: Из круглых.

Логопед:: А что ещё бывает круглым?

Родитель    9: Мяч, солнце, шар и т.д.

Пальчиковая гимнастика — инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев.

Вопрос к родителям: В какие пальчиковые игры вы играете дома со своими детьми? Как часто вы играете в пальчиковые игры? (обмен опытом с родителями).

Логопед: Некоторые учёные говорят, что рука-это вышедший наружу  мозг. Ребёнок лучше усваивает текст, если рассказывает его с жестами и мимикой. У детей с нарушением речи, задержкой речевого развития страдает ,  мелкая моторика пальцев рук. Поэтому необходимо , как можно больше уделять внимания развитию у ребёнка  мелкой моторики.

Давайте с вами выполним пальчиковую гимнастику.

«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибают пальчики по одному)

Ребята вышли погулять.

(«идут» по столу указательными и средними пальчиками)

Бабульку  снежную  слепили,

лепят» комочек двумя ладонями)

Пташек    крошечками покормили,

(«крошат хлеб» всеми пальчиками)

С горочки  потом катались,

(ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

Весело в  снегу валялись.

(кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Снегу кучи нагребли, а потом домой пришли

(имитация движений)

Логопед: Еще одной очень интересной игрой для малыша является игра «Рисуем стихи». Предлагаю Вам уважаемые родители  с ребятишками пройти к столам, где стоят разносы с манной крупой.Я буду читать стихотворение А. Л. Барто «Лошадка». Взрослый начинает рисовать лошадку, а ребёнок дорисовывает детали (хвостик) к изображению и договаривает за взрослым слова и фразы к стихотворению.

          Логопед: Научно доказано , что между речью и крупной моторикой существует тесная связь. Одновременные  движения рук и органов речи  значительно ускоряет запоминание стихотворного текста.

Предлагаю  игру «Мой мишка». Взрослый показывает игрушку и  читает стихотворение, а ребёнок  выполняет действия с  мишкой в соответствии с текстом.

Я рубашку сшила мишке. (малыш показывает мишку и гладит его.)

Я сошью ему штанишки. (Показывает штанишки.)

Надо к ним карман пришить (Показывает карман.) и т.д.

        Игры с предметами. Ведущим видом деятельности на протяжении всего дошкольного детства  является - игра.  Поэтому очень важно  уделять особое  внимание  играм с предметами. Детям можно предложить  игры с такими  предметами, как:  прищепки, шнурки, пуговицами желательно крупными , конструктором, мозаикой и т. д. Такие игры  способствуют развитию  координации  движений пальцев рук, развивают психические процессы: внимание, мышление, воображение;  

 Полезны игры с  «Сухим  бассейном». Родителям предлагается контейнер наполненный  фасолью и помещёнными в него мелкими игрушками. Игра  «Найди клад»(даётся возможность подействовать с игрушками в сухом бассейне и выполнить любое простое действие).

Напоминаем, что любая игра с мелкими игрушками и крупами всегда проводится совместно со взрослым, ребёнка одного не оставляем.

 «Я учусь правильно дышать» (дыхательная гимнастика)

Логопед: Важно акцентировать внимание ребёнка на долгом вдохе и плавном выдохе.

Полезно ежедневно выполнять дыхательные упражнения и игры:

- дуть на ватные шарики, бумажные полоски, разноцветные бумажные фигурки;

- играть на детских музыкальных инструментах;

- надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;

- сдувать со стола шарики из бумаги в определенном направлении (игра «Футбол»)и т. д.

Предлагаю выполнить одно из них.  Возьмите пожалуйста кусочки фольги.

Превратим блестящие платочки в серебристые комочки! Возьмите коктельные трубочки, попробуйте подуть в них, нужно сдуть  комочки со стола. Важно правильно держать трубочку. Губы обхватывают трубочку и удерживают крепко, зубами кусать нельзя, держат трубочку именно губы.

        Даётся возможность родителям и ребятишкам поупражняться в выполнении выдоха: вдох носом и сильный интенсивный выдох в трубочку. Вдох выполняем только носом.

Детям можно предложить упражнения «Снежинка»«Свеча»«Окошко»«Горячий чай».

Логопед: Все детки любят рисовать. Поэтому можно совместить приятное с полезным и предложить игру «Я с мамой рисую сказку»

Давайте поиграем в неё. Возьмите лист бумаги и карандаши. Я говорю – вы рисуете:

«Жила была улитка»  (взрослый рисует улитку). Она была очень грустная, ведь у неё было мало колечек на «домике» (рисуются колечки). Улитка стала весёлой и поползла на лужайку к подружкам … (рисуем тропинку, лужайку с цветами). Если ребёнку нравится сказка, то развиваем сюжет дальше дорисовывая детали рисунка.

Могут быть разнообразные варианты примерных  сюжетов  сказок: :

- сказка о грустном цветочке, дорисовываем лепесточки;

- шарики, дорисовываем  ниточки и белочку и т.д;

- про то, как затопили печку и дорисовывая дым из трубы;

- про то, как кошечка  потерялась, дорисовываем  дорожку домой;

- про ёжика, добавляем  ему колючки, яблочки, грибочки и т.д;

Итог.

                 Логопед: Сегодня мы  с вами познакомились с разными играми и упражнениями . Помните  пожалуйста, что для того, чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых советов. (Памятка «Как правильно общаться с ребёнком раннего возраста»). Чтобы эта важная информация у вас сохранилась, мы дарим вам памятки.

В завершении  встречи  хочется добавить, что нам, педагогам, нужна и важна ваша поддержка и  помощь. Только объединив усилия, мы сможем научить наших детей красиво и правильно говорить.

Памятка «Как правильно общаться с ребёнком раннего возраста»

Ваш ребёнок будет  любить заниматься, если ему интересно, если процесс общения полностью захватывает его внимание. Поэтому при общении с ребёнком соблюдаем правила:

1. Используем НАГЛЯДНОСТЬ ( если рассказываем  про игрушки, то играем с ними;  если рассказываем про фрукты, то показываем ребёнку их это связанно с особенностями мышления детей данного возраста,).

2. Говорим ЭМОЦИОНАЛЬНО (интересно слушать человека, который говорит ярко, эмоционально, использует мимику, жесты, соблюдает  паузы).

3. РЕЧЬ простая и доступная ребёнку для понимания  (говорите простыми словами и фразами; речь Ваша  простая, но чистая, без нарушений, без «сюсюканий»; речь взрослого является   образцом правильной речи для ребёнка).

4. АРТИКУЛИРУЕМО ( говорите чётко,  медленно, при этом ребёнок должен видеть, как вы произносите то или иное слово).

Всегда помните, что работа с малышом должна строиться по принципу от простого к сложному, при этом обязательно учитываются его возрастные и индивидуальные особенности.

Подготовил учитель-логопед: А.А.Ксензик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивный праздник с детьми и родителями старшей группы "Мама папа я - туристическая семья.

Задачи: 1 Создать у детей и взрослых  бодрое настроение, доставить радость от...

Викторина для родителей на тему: «Мама, папа, я – ноябрьская семья».

Данная викторина направлена на развитие у детей и родителей интереса к родному городу, воспитание любви к нему....

Конспект спортивного развлечения с родителями на тему: «Мама, папа, я – спортивная семья»

Конспект спортивного развлечения с родителями на тему: «Мама, папа, я – спортивная семья»...

Совместное занятие родителей с детьми «Мама, папа, я – дружная семья» Играем вместе с мамой

Конспект совместного занятия родителей с детьми для улучшения детско-родителских взаимоотношений. ...

Сценарий нетрадиционного мероприятия с родителями литературная гостиная «Мама, папа, я — читающая семья»

Многие века дети слушали русские народные сказки. Их рассказывали бабушки, мамы и няни. Сейчас родители и бабушки  разучились рассказывать сказки, но читать-то ещё не разучились? Ребенок, слушавш...

Физкультурный досуг с родителями на тему: "Мама, папа, я - дружная семья"

Физкультурный досуг на тему: "Мама, папа, я - дружная семья"...