Консультация для родителей «Игра в жизни ребенка»
консультация (младшая группа)

Шабунина Елена Николаевна

«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

                                                                                                                                

Сухомлинский В.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kon._dlya_rod._igry_v_zhizni_detey.docx126.1 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №27»

Консультация для родителей,

детей второй младшей группы:

«Игра в жизни ребенка»

Подготовила:

воспитатель МОУ СОШ №27 ДО «Ивушка»

Шабунина Е.Н.

Г. о.  Подольск, февраль 2024г.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/10705_631d83253a3a83770419d4f66fb983ec.jpg.jpg

«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

                                                                                                                                

Сухомлинский В.А.

Детство – это не только самая счастливая и беззаботная пора в жизни человека, это пора становления будущей личности. Поэтому так важны для ребенка умные, полезные игры, которые развивают, воспитывают и приучают к здоровому образу жизни. Игра – это ведущий вид деятельности ребенка. В игре развиваются все психические процессы (память, мышление, творческие способности и т.д.). Огромное влияние игра оказывает на умственное развитие, речевое развитие, физическое развитие. То есть, игра способствует гармоничному развитию личности ребенка.

Для любого ребенка игра – способ познания мира и своего места в этом мире. Именно в игре ребенок растет и развивается как личность, приобретает навыки общения и поведения в обществе. И с самых ранних лет жизни надо ставить ребенка в такие условия, чтобы он как можно больше играл. И задача взрослых не только не мешать играм ребенка, но и создавать развивающую игровую среду, учить ребенка играть в самые разные игры.

Казалось бы, что интересного может быть в привычном до мелочей доме, однако при определенном энтузиазме можно превратить домашние игры в самые увлекательные и желанные для вашего малыша. Итак, во что можно поиграть дома?

Игры нашего детства.

«Холодно – горячо»

Самая распространенная и очень интересная игра, когда один участник прячет определенный предмет в доме, а второй его ищет, руководствуясь подсказками. Направлять можно по мере удаления или приближения к объекту, говоря «холодно» или «горячо» соответственно. Задействуйте свои актерские способности, придав словам «прохладно» и «ты не замерз?» нужную интонацию. Еще более интересной станет игра, если спрятать не только сам предмет, но и подсказки. Сначала находится первая подсказка, где может быть рисунок или указатель верного направления, затем вторая и т.д. Попробуйте так же спрятать сюрприз – ребенок будет в восторге!

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/10705_bef430d2fd5b672306a2524c8693cb4b.jpg.jpg


«Крокодил»

Особенно интересно, если участвуют несколько человек. Загадывается слово, а затем разыгрывается пантомима с целью донести до участников его смысл. Одним из вариантов игры является словесное представление загаданного предмета и его применения без прямого указания нужного слова.

Ролевые игры.

«Дочки-матери наоборот»

Дети обожают ролевые игры. Они обыгрывают ситуации, взятые из жизни, что имеет и познавательный и развивающий характер. Но есть небольшие различия в восприятии ролевой игры в раннем и в дошкольном возрасте.

Ребенок в раннем возрасте просто копирует поведение взрослого и для него ролевая игра — это большей мерой действие, а не сама роль, как такова.     Игрушки же — лишь вещи, заменяющие те, которые используют взрослые. Поэтому, если Вы будете играть с ребенком во врача, то не требуйте от него, слишком многого. Он будет Вас проверять, лечить, но вживаться в роль он, ни в коем случае не будет. Если же ребенок старше, то действия для него уже не будут столь важны. Главное — распределить роли и прожить то, с чем сталкиваются ежедневно взрослые.

Отличная ролевая игра для детей любого возраста — «дочки-матери» наоборот. Вы должны будете сыграть дочку или сына, а Ваше чадо — родителя. Это отличная возможность для вас побывать на месте друг друга. Вы можете капризничать и баловаться. Ребенок же в свою очередь узнает, что Вы чувствуете, когда он сам не слушается. Таким образом, дети будут лучше Вас понимать, а возможно у них еще и появится интерес к домашним делам!

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/10705_8a2f4ec458b4cdade0d5c4900fc32512.jpg.jpg


Игра на развитие творческих способностей, мелкой моторики.

«Сделай красоту!»

Выдайте ребенку различные предметы (пуговицы, ракушки, лоскуты, оберточную бумагу, пенопласт, бусины, картон, клей, пластилин), предложите создать из всего этого что-то очень красивое. Не вмешивайтесь в работу: ни советов, ни идей. Помогайте лишь крепить, держать, вырезать, сгибать.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/10705_0e575921f4cb9822911231640082b8b7.jpg.jpg


Игры на развитие внимания, сообразительности.

«Птица - не птица»

Веселая игра на внимание и знание птиц. Взрослый читает стишки. Задача детей - внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать. Обязательно спросите ребенка, что неправильно. Уточните: «А муха - это кто?"

Прилетели птицы:                            
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, 
макароны.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Лебеди, 
куницы, 
Галки и стрижи,
Чайки и
 моржи.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чайки, пеликаны,
Майки и орланы.
Прилетали птицы:
Голуби, синицы,
Цапли, соловьи,
Окуни и воробьи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Утки, гуси, совы,
Ласточки,
 коровы.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Палки и стрижи,
Бабочки, чижи,
Аисты, кукушки,
даже совы-сплюшки, лебеди и утки - и спасибо шутке!              

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2024/08/15/papka_-_peredvizhka_dlya_roditeley_igra_v_zhizni_rebyonka_.doc_image6.jpg

 

Игра «Третий лишний»

В этой игре дети учатся классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.
Детям 3-5 лет условия более простые.
Например: Взрослый говорит три слова - сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что все три слова относятся к живой природе, однако, сова и ворона - птицы, а лиса - нет. Следовательно, лиса здесь лишняя.
Еще примеры для младших дошкольников:
- молоко, сок, хлеб - все три слова означают съедобное. Но молоко и сок - пьют, а хлеб кушают.
- машина, лошадь, трамвай;
- шапка, платок, сапоги;
- роза, береза, ёлка.
Для детей 5-7 лет задания усложняются:
- дождь, снег, река;
- врач, турист, шофер;
- тень, солнце, планета;
- мороз, вьюга, январь;
- камень, глина, стекло;

- дверь, ковер, окно;
- море, река, бассейн.

Несколько рекомендаций, как играть с Вашим ребёнком:

1. Играя с ребенком, опуститесь рядом с ним, чтобы вы были с ним на одном уровне. Тем самым вы показываете, что в игре вы на равных.

2. Подберите для игры яркие красивые игрушки. Их не должно быть слишком много, иначе детское внимание будет рассеиваться.

3. Покупая новую игрушку, обязательно покажите, как ребенку в нее играть. Не умея в нее играть, малыш быстро утратит к подарку интерес.

4. Свое участие в игре необходимо постепенно сокращать. Это даёт ребенку возможность проявить свою активность.

5. Все ваши действия должны быть озвучены. Игра не должна проходить в тишине. Новые звуки, слова, жесты стимулируют ребенка к активной речи.

6. Лучше всего выделить специальное время в режиме дня именно для игр. В это время малыш не должен хотеть спать или есть, быть чем-то расстроенным.

7. Повторяйте игры. Ребёнок начинает фантазировать только тогда, когда игра уже хорошо усвоена. А чтобы поднадоевшая игра вновь стала интересной ребенку, можно поменять героев или предметы, а можно изменить последовательность.

Если мама не будет играть вместе с малышом с раннего детства, он не только не научится самостоятельно придумывать и воплощать игру в дошкольном возрасте, он не научиться быть активным и творческим исследователем мира и членом общества.  А ведь игра - активизирует познавательную активность ребенка, развивает его мышление и интеллект.

Можно еще долго говорить о разных играх, но главное для Вас — прислушиваться к интересам и потребностям своего ребенка, понимать, что ему уже интересно, а к чему его еще стоит приобщить. И тогда, поверьте, Вы будете для него отличным родителем и прекрасным другом! А что еще нужно?..

Дидактическая игра по развитию сенсомоторных навыков

у детей 3-4 лет «Осенние листочки»

Дидактические задачи:

Учить собирать целое из частей; закрепить знания о цвете, величине; развивать зрительное восприятие, мышление, внимание, логику; развивать мелкую моторику рук; развивать речь.

Материал: из цветного картона (зеленого, желтого, красного, оранжевого), вырезать кленовые листочки, размером (большой - маленький), по паре.  Каждый листочек разрезать пополам, одну пару оставить неразрезанной для образца.

Вариант 1.  «Собери листочки»

Цель: развивать у детей конструктивные навыки, зрительное внимание; развивать мышление, внимания, творческое воображение.

Ход игры:

Взрослый предлагает ребёнку собрать листочки из частей, обращает внимания, что листочки разного цвета и величины.

 - «Подул сильный ветер, и разлетелись листочки.  Давай их соберём».

Вместе с ребенком сложить половинки листьев, чтобы получились целые.

Вариант 2.  «У кого такой листок?»

Цель: различать у детей конструктивные навыки, зрительное внимание; закреплять знание цвета (красный, желтый, зеленый, оранжевый), величины (большой, маленький); развивать речь, обогащать словарь.

 Ход игры:

 Взрослый раздает детям по одной половинке от разрезанных картинок, а остальные оставшиеся части оставляет у себя. Спрашивает, кому надо дать каждую из половинок, чтобы сложить целые картинки. Когда дети выбирают свои половинки осенних листьев с учетом цвета и величины, каждый ребенок складывает целое изображение и рассказывает, какой у него получился листок (большой красный, маленький зеленый и т.д.)

Следующие варианты игры с собранными листочками.

Вариант 3.  «Подбери листочки»

Материал: тот же, что в предыдущей игре.  Добавляются вырезанные из картона деревья   желтого, красного, оранжевого, зеленого цветов.

Цель: учить детей различать цвета (желтый, красный, оранжевый, зеленый); обучать соотносить листочки по цвету.

Ход игры:

Предложить ребенку разложить листочки к деревьям соответствующего цвета, чтобы листочки были одинакового цвета с деревом.

Вариант 4. «Большие и маленькие листочки»

Цель: учить детей различать листочки по величине, закрепить понятия: большой – маленький.

Ход игры:

Взрослый кладет на стол два листочка и предлагает ребёнку, около большого листочка положить большие листочки, около маленького листочка – маленькие.

Вариант 5. «Покажи листочек»

Цель: учить детей показывать листочки по слову, обозначающему цвет.  Закреплять умение детей различать и называть цвета (зеленый, желтый, красный, оранжевый).

Ход игры:

Взрослый предлагает ребёнку показать желтые листочки, красные, зеленые, оранжевые.

Вариант 6. «Покажи  листочек»                                                                                                                        

Цель: учить детей показывать листочки по слову, обозначающему цвет и размер.  Закрепить умение детей различать и называть цвета; закрепить понятия «большой», «маленький».

Ход игры:

Взрослый предлагает ребёнку найти листочек с определенным цветом и размером. 

- «Покажи большой красный листочек».  

- «Покажи маленький зелёный листочек» и т.д.  

Вариант 7. «Назови листочек»

Цель: учить детей называть цвет и величину листочка. Закреплять умение детей различать и называть цвета (зеленый, желтый, красный, оранжевый) и величину (большой и маленький), развивать речь.

Ход игры:

Взрослый показывает на листочек, а ребенок называет какого цвета и величины.

Вариант 8.  «Найди пару».
Цель: умение подбирать пары на основе сходного сенсорного признака цвета или величины;  развивать зрительное восприятие.
Ход игры:

Взрослый  предлагает детям рассмотреть листочки, просит назвать цвет.  Затем предлагает детям подобрать пары  цветных листочков.

Усложнение: берется от 4 - 8 листочков.

Вариант 9. «Найди  лишний  листочек»

Цель: развивать зрительное внимание и мышление, логику детей.

Ход игры:

Взрослый предлагает ребенку выбрать лишний листочек.  Перед ребенком выкладываются листочки,  объединённые  по какому-то признаку, например, по величине или цвету,  один из них не обладает таким признаком и является лишним.

Вариант 10.  «Что изменилось?»
Цель: развитие зрительного восприятия, памяти, речи, обогащение словаря.
Ход игры:

Взрослый раскладывает на столе несколько листочков.
Ребенку  предлагается закрыть глаза.  Взрослый  убирает или меняет местами листочки.

 – «Что изменилось?». 

Предложить  ребенку  рассказать  об  изменениях.

Вариант 11.  Подвижная игра «1, 2, 3, листочек собери!»

Задачи: развивать у детей конструктивные навыки, зрительное внимание;  развивать мышление,  закреплять знания о цвете и величине, развивать слуховое и зрительное восприятие.

Ход игры:

Взрослый раздает детям  по одной половинке от разрезанных картинок.  Дети  ходят по площадке. По сигналу разбегаются и бегают в любом направлении. На сигнал «1, 2, 3 листочек собери»  встают парами. (Используется музыкальное сопровождение).

Усложнение: каждый раз менять пару.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. «Игра в жизни ребенка»

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра.  Игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все ...

Консультация для родителей "Игра в жизни ребенка"

Купив новую игрушку, покажите ребенку, как с ней можно играть, подскажите, как ее использовать в сочетании с другими игрушками, покажите разные варианты игр с ней. Например, устройте для куклы комнату...

Консультация для родителей «Игра в жизни ребенка»

Данная информация рассчитана на родителей детей дошкольного возраста: какие игрушки лучше приобретать, в какие игры играть, роль взрослого в играх детей....

Консультация для родителей "Игра в жизни ребенка"

Консультация для родителей «Игра в жизни ребенка»Детство- важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящее, яркое, самобытное неповторимая жизнь. И от того как прошло де...

Консультация для родителей "Игра в жизни ребенка младшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Игра в жизни ребенка младшего дошкольного возраста"...

Консультация для родителей "Игра в жизни ребенка"

"Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окуружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любозна...

Консультация для родителей «Игра в жизни ребенка»

Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. В.А Сухомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир...