Мастер класс "Формирование духовно-нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста через доброту сердца"
план-конспект занятия (старшая группа)

Цель:

Совершенствование работы по нравственному воспитанию дошкольников в дошкольных учреждениях.

Задачи:

повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач нравственного воспитания;

развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, задания; творческую активность участников.

 воспитывать интерес, активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_0.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс

Формирование духовно-нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста через доброту сердца

 Цель:

Совершенствование работы по нравственному воспитанию дошкольников в дошкольных учреждениях.

Задачи:

повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач нравственного воспитания;

развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, задания; творческую активность участников.

 воспитывать интерес, активность.

Материалы и оборудование:

Флипчат, экран, презентация,

Буклет пословиц и поговорок о доброте,

Коробочки с раздаточным материалом:

(клей-карандаш;  шаблоны ребёнка; заготовки лепестков цветка из цветной и серой бумаги; сердечки, сделанные из фольги;  шаблон сердца красного цвета и заготовки  бабочек.

Для рефлексии - сердечки на палочках красного и серого цвета)

Ход мастер-класса:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на моём мастер – классе «Формирование духовно-нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста через доброту сердца».  Прежде чем мы начнем активно работать, давайте поприветствуем,  друг друга и немного познакомимся.

Прошу отвечать громко «Да» или «Нет».

Сложилась удачно ваша судьба

 В игрушки играете вечно вы? (да)

Вы педагоги и девиз ваш: «Учиться везде и всегда?» (да)

Скажите, хотели прийти вы сюда,

Чтоб что-то узнать, что-то взять для себя? (да)

А может нам просто устроить обед?

Заманчиво было бы? Но, скажем мы (нет)

Чтоб деткам своим быть подмогой всегда

Нам нужно быть в тренде, правильно? (да)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Нам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда вас прошу мне во всем помогать.

 Коллеги, мы встретились сегодня с вами, чтоб поделиться своим опытом. И рассказать о самом главном, чтобы потом мы могли применить в своей работе.

Тема  мастер – класса  мною выбрана не зря, я думаю, что она главная и важная.

 

Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность - в разрушении личности. К сожалению, сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

У многих из нас уже с порога, группы начинается работа по духовно-нравственному воспитанию, это уголки: «Здравствуйте, я пришёл».

В свободное время  мы с детьми играем в  игры и упражнения:

«Забота о пернатых друзьях»,   «Хороший или плохой поступок», «Встреча близких и родных».

Также использую для бесед пословицы и поговорки о доброте.

 Сегодня я хочу познакомить вас с нетрадиционным приёмом по духовно-нравственному воспитанию.

Мы работаем с детьми дошкольного возраста, а каждому возрасту свои возможности. Можно научить ребёнка чтению, письму, английскому языку, танцам, рисованию, а это ли самое главное?

Ответы участников: Нет!

- Конечно, нет

 С момента рождения, а некоторые учёные утверждают, что даже раньше, когда ребёнок находится ещё в утробе матери, ему необходимо духовно-нравственное воспитание. Напрашивается вопрос: КАК?

Ответ: Ребёнок получает духовно-нравственные качества через слушание музыки, через чтение художественной литературы матерью  вслух, через семейные праздники, традиции.

Знания остаются в голове, а духовно-нравственные качества наполняют душу, внутренний мир ребёнка и влияют на весь организм и дальнейшее его поведение, да и на то, каким в будущем человеком он станет.

И на эту работу нам отведено около четырёх лет, потом будет поздно. Почему?  Потому, что в этот период дошкольного детства дети принимают всю информацию, безусловно, поглощая, копируя, запоминая звуки, взгляды, жесты, слова, эмоции.

Обращение внимания на интерактивную доску

Обратите внимание на этого малыша, в голове у него нужные знания, а внутри пусто. Хотите наполнить кроху, духовно-нравственными качествами?

Перед вами коробки с материалом. Возьмите клей-карандаш, шаблон ребёнка и цветные лепестки. Дети – это цветы нашей жизни. Представим с вами, что середина шаблона это и есть сердцевина цветка, приклейте лепестки к сердцевине цветка и назовите эти качества (участники,  прикрепляют  лепестки, со словами: добрый, честный, любящий, заботливый, трудолюбивый, смелый, ответственный, милосердный, щедрый, самостоятельный).

-Может,  кто желает дать объяснение значение этих слов?

Ответы участников:

Добрый – делающий, несущий добро

Честный - искренний, правдивый, прямой

Любящий - испытывающий любовь, исполненный любви

Заботливый - проявляющий заботу, внимание

Трудолюбивый -  способный заниматься трудом и работой с удовольствием

Смелый - не знающий страха, не боящийся опасностей; отважный, храбрый

Ответственный - отвечает за свои действия или их последствия, несущий ответственность за что-либо. 

Милосердный - проявляющий сострадание, жалость, любящий, заботящийся о других, оказывающий помощь нуждающимся. 

Щедрый - великодушный, охотно отдающий, делящийся своими благами с другими. 

Самостоятельный - существующий отдельно от других, сам собою, независимый.  Стремится к самостоятельной жизни. 

Все эти качества влияют на самый главный орган жизнедеятельности человека – СЕРДЦЕ. Приклейте сердцевину цветка с надписью: «Духовно-нравственные качества».

Спасибо, вы хорошо потрудились. Но по законам физики, если в стакане вода не горячая, то она холодная. Так же и в нашей ситуации, если мы не сформируем эти качества, сразу же формируются другие.

Возьмите второй шаблон ребёнка и приклейте к сердцевине лепестки белого цвета и саму сердцевину.

 Назовём вместе  слова, которые получились:

 злой, лживый, ненавидящий, безразличный, ленивый, трусливый, безответственный, безжалостный, жадный, пассивный.

Посмотрите и представьте, хотели бы вы встретиться с таким человеком?

Ответы участников: НЕТ!

Как Вы думаете, какое сердце будет у человека с такими качествами?

Каменное.

Возьмите сердце, сделанное из фольги,  представьте,  что оно каменное.

 Какое оно?

Тяжёлое, холодное.

Вот вам сложное задание: представьте, что это ваше сердце, вам надо освободить своё сердце от камней, только сделайте это осторожно, выкладывая камни, подумайте, что выкладываете из своего сердца:

 боль, обиды, злость, гнев, страх, зависть, усталость, лень…

Скажите, какое теперь стало ваше сердце?

Пустое, легкое.

Но с таким сердцем жить нельзя, правда?

Возьмите шаблон сердца красного цвета и наполните его духовно-нравственными качествами. Участники наполняют сердца цветами, бабочками

Скажите, теперь какое стало ваше сердце?

Лёгкое, красивое.

А какое чувство у Вас сейчас?

Ответы участников: Любви, доброты, заботы, милосердия

Дорогие коллеги, постараемся, не только сохранить эти ощущения, как можно дольше, но и передать их своим близким и нашим детям, ведь нам с вами дана уникальная возможность повлиять на жизнь наших воспитанников.

Перед вами лежат буклеты с цитатами и высказываниями известных людей о духовно-нравственном воспитании.

Предлагаю несколько  прочесть.

 

«Важнейшая задача образования, это передача грядущим поколениям

ориентиров и идеалов, основанных на духовных традициях русского народа»

«Можно совершить серьезную ошибку, если образование не дополнить духовно – нравственным воспитанием»

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

из доклада на Епархиальном собрании г. Москвы, 2009 г.

«Видим, что малое деревце ко всякой стороне удобно преклоняется, и куда преклонится так и растет. Так и малое дитя. Научится ли добру  в юности своей, - добр во всей жизни будет. Научится ли злу - и зол всю жизнь будет; ибо от воспитания, как от семени плоды, все прочее время жизни зависит».

Свят. Тихон Задонский.

«Без глубокого духовного и нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести – ничего,  чем человек есть человек»

Виссарион Григорьевич Белинский

«Семья – это та самая среда, в которой человек учится и сам творит добро»

Василий Александрович Сухомлинский

«Самый лучший воспитатель для ребёнка, тот кто,  духовно общаясь с ним, забывает, что он воспитатель и видит в своём воспитаннике друга, единомышленника.  Такой воспитатель видит самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим  орудием воздействия на маленькую, формирующуюся личность»

Василий Александрович Сухомлинский

«Духовная жизнь ребёнка полноценна  лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок»

Василий Александрович Сухомлинский

«Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания»

Константин Дмитриевич Ушинский

Духовно – нравственное воспитание – это постепенное обогащение ребенка знаниями, умениями, опытом. Это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идет в разрез с принятыми в обществе моральными устоями.

Василий Александрович Сухомлинский

«Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и детском саду»

Дмитрий Анатольевич Медведев

«Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, - являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность.

Дмитрий Анатольевич Медведев

Уважаемые коллеги, я  желаю всем нам, быть для  наших воспитанников другом и примером, и тогда наши сердца….(беру сердце золотого цвета) всегда будут добрыми, любящими, золотыми.

Коллеги,  если вы считаете мой мастер - класс «Формирование духовно-нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста через доброту сердца»

был полезным, то покажите красное сердце, а если бесполезным, то серое.

   Спасибо за внимание.

 

По окончании мастер – класса, раздать участникам буклеты и раздаточный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственного воспитания. Одна из опасностей подстерегающих наше общество сегодня - это разрушение личности и дезориен...

презентация «Формирование духовно-нравственной культуры речи у детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с образом Александра Невского».

В данной презентации предоставлена система работы по развитию духовно – нравственной культуры речи через ознакомление с образом А. Невского у детей старшего дошкольного возраста....

Мастер - класс для педагогов ДОУ «Формирование духовно-нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста через доброту сердца»

Мастер - класс«Формирование духовно-нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста через доброту сердца»  Ростокина Евгения Сергеевна...

Мастер - класс «Формирование духовно-нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста через доброту сердца»

Повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач нравственного воспитания.Совершенствование работы по нравственному воспитанию дошкольнико...

Методическая разработка "Формирование духовно-нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста"

В разработке представлены конспекты, мастер классы, дидактические игры, рекомендации для педагогов образовательной деятельности в форме игровых ситуаций (занятия), апробированные в работе с детьми ста...

"Формирование духовно-нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста через доброту сердца"

повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач нравственного воспитания;развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы,...