Родительское собрание на тему "Кризис 3-х лет"
материал (младшая группа)

Струк Анастасия Евгеньевна

Рассмотрев и прослушав разные ситуации с ребёнком 3-х лет, мы сможем понять как взаимодействовать с детьми в период кризиса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhkarta_roditelskogo_sobrania.docx30.38 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта родительского собрания

Тема: Кризис 3-х лет

Цель: повышение педагогической компетентности родителей

Задачи:

  • Расширить знания родителей о кризисе 3-х лет;
  • Обучить приёмам конструктивного общения с детьми.

Подготовительная работа: консультация «Возрастные особенности детей 2-3 лет», анкетирование родителей «Кризис 3-х лет», объявление о собрании, буклет на тему «Кризис 3-х лет», презентация.

Материалы и оборудование: компьютер, мультимедия, свечи, длинный шарф, квадратики синего, красного и зелёного цветов.

Планируемый результат: повышение знаний родителей по теме «Кризис 3-х лет»

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность родителей

Организация родителей

Методы и приёмы руководства

Мотивационно-проблемный

-приветственное слово воспитателя

-выбор председателя и секретаря собрания

-сообщение темы собрания, цель

Слушают

отвечают

Стоят в кругу

Сидят

Словесные: беседа

Деятельностный

  1. Вводная часть
  2. Основная часть

-ознакомление с повесткой собрания

-представить результаты анкетирования

-выступление Струк А.Е. (приветствие, мини-лекция, игра «Диктат»)

-выступление Орловой А.А. (презентация - признаки кризиса 3-х лет, упражнение)

-выступление Струк А.Е. (пути преодоления кризиса, решение род.собрания)

-выступление Орловой А.А. (обратная связь)

Советы и рекоменд приложить в приложении

слушают

отвечают

участвуют в игре

слушают

обсуждают

сидят

Словесные: беседа

Игровой:

игра

Заключительный

-решение род.собрания

-обратная связь

слушают

сидят

Словесные: беседа

План собрания:

  1. Приветствие
  2. Мини-лекция «О кризисе ребёнка трёх лет»
  3. Игра «Диктат»
  4. Признаки кризиса трёх лет
  5. Упражнение «Ситуация для родителей»
  6. Пути преодоления кризиса
  7. Обратная связь

Приветствие

Воспитатель: Я рада вас приветствовать. Сейчас мы будем здороваться друг с другом, передавая по кругу свечку. Когда вы будете передавать свечу, друг другу, почувствуйте тепло, которое от неё исходит. Если у Вас был трудный день, то возьмите себе немного тепла, а если удачный, то передайте свое тепло другим через свечу. Повернитесь к своему соседу, который стоит справа от вас, и, глядя на него, улыбнитесь и скажите, например: «Таня, я рада вас видеть».

Воспитатель: Уважаемые родители! Наше собрание посвящается одной из важных проблем маленького ребенка, кризису трех лет. Эта тема наиболее актуальна в настоящее время, так как ваши дети практически находятся в данном возрасте.

«Кризис 3 лет» - что это?

В жизни каждого ребенка бывает момент, когда он вдруг из очаровательного карапуза превращается в самостоятельного и независимого человека. Как правило, эти изменения происходят примерно в 3 года. Психологи называют этот сложный период «кризисом 3-х лет»

В три года дети сравнивают себя со взрослыми и хотят во всем быть похожими на них. Они хотят от родителей признания своей независимости и самостоятельности. Ребенок хочет, чтобы с ним советовались и учитывали его мнение, он уже сегодня, сейчас хочет быть взрослым: «Я сам!».

Послушайте, какое стихотворение написала психолог Л.А. Булдакова, описав ребенка в период кризиса 3-х лет:

«Я негативен и упрям

Строптив и своеволен,

Средою социальной я

Ужасно недоволен.

Вы не даете мне шагнуть,

Всегда помочь готовы.

О, боже! Как же тяжелы сердечные оковы.

Система «Я» кипит во мне,

Хочу кричать повсюду:

Я – самость, братцы, я живу,

Хочу! Могу! И буду!

Игра «Диктат»

Для этого упражнения нужен «доброволец», который будет играть роль ребенка. Участник садится на стул посередине комнаты. Ведущий: «А сейчас мы вспомним, как мы общаемся со своими детьми. Если ребенок капризничает, мы говорим ему – Не плачь, прекрати! Не позволяем свободно проявлять свои чувства. (Ведущий завязывает шарфом «добровольцу» область сердца). Если ребенок берет вещи без разрешения, которые ему не положено брать, мы говорим ему – Не трогай! (завязываем руки). Ребенок разбегался, мешает Вам, мы говорим ему - Не бегай! (связываем ноги). Взрослые разговаривают, ребенок слушает их разговор, мы говорим ему - Не слушай! (завязываем уши). Если ребенок кричит, оглушая нас, мы говорим ему – Не кричи! (завязываем рот).

А сейчас давайте спросим нашего ребенка, как он себя чувствует? Как вы думаете, может ли ребенок развиваться в таком состоянии? Что же делать?

Во время обсуждения попробовать выяснить, чем заменить эти запреты, что можно развязать в первую очередь. Подвести к мысли о том, что нужно спросить самого ребенка, нельзя принимать решение за него.

Воспитатель: Уважаемые родители, разрешите познакомить вас с признаками кризиса 3-х лет.

Признаки кризиса трех лет

  1. УПРЯМСТВО - эта черта пронизывает практически все поведение ребенка. Он не воспринимает мнение других людей, а постоянно настаивает на своем. Ребенок часто устраивает истерики (чаще в людных местах).
  2. СТРОПТИВОСТЬ - ребенок отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит (особенно это проявляется в семьях, где наблюдаются противоречия в воспитании: мама требует одно, папа – другое, бабушка вообще все разрешает).
  3. СВОЕВОЛИЕ - ребенок ставит перед собой цели и идет к их достижению через все преграды. Например, малышу захотелось пойти погулять, но взрослым некогда. Ребенок настаивает, используя все методы воздействия на родителей (вежливые просьбы, нытье, угрозы, капризы и т.д.).
  4. СИМПТОМ ОБЕСЦЕНИВАНИЯ - проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Например, в этом возрасте ребенок впервые вполне осознанно может использовать «скверные» слова в адрес родителей. Если такое поведение остается незамеченным или же вызывает усмешку, то для малыша это может стать подкреплением его действий.
  5. ДЕСПОТИЗМ - ребенок заставляет родителей делать все, что он хочет. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться как ревность. Например, ребенок может забирать игрушки, одежду, толкать, замахиваться.
  6. НЕГАТИВИЗМ - это реакция ребенка не на содержание предложений взрослых, а на то, что это исходит именно от взрослого. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. Часто это проявляется в отношении ребенка к пище: дома ребенок отказывается от определенного продукта, но когда этим же продуктом его угощают другие люди, он спокойно и с удовольствием все съедает.

Упражнение «Ситуация для родителей»

Воспитатель: Уважаемые родители, а теперь мы хотим предложить вам обсудить несколько ситуаций, которые могут возникнуть в период кризиса трех лет:

1. Вы собираетесь на прогулку и предлагаете ребенку одежду. Он отказывается ее одевать. Вы предлагаете другую одежду – он снова отказывается… Что делать?

2. Ваш малыш хочет взять с собой в детский сад дорогую игрушку, которую только подарили ему на день рождения. Вы знаете, что игрушку могут сломать в группе и пытаетесь оставить ее дома. Ваш малыш настаивает на своем… Что делать?

3. Вы приходите за малышом в детский сад. В раздевалке он хочет одеваться сам, но у него плохо получается. Вы устали и хотите быстрее одеть ребенка сами. Малыш начинает капризничать, не давая вам одевать его… Что делать?

4. Дома вы что-то не разрешили ребенку и он начинает бросать игрушки на пол… Что делать?

5. Вы в гостях с малышом. Все веселились, но вдруг ваш ребенок начинает ругаться при всех… Что делать?

Пути преодоления кризиса

  • Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.
  • Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь в дела ребенка, если он не просит. Установите четкие запреты (нельзя убегать на улице от мамы, трогать горячую плиту и т.д.). Запретов не должно быть слишком много. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи.
  • Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой.
  • При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша на что–нибудь нейтральное.
  • Когда ребенок злится, у него истерика, то бесполезно объяснять, что так делать нехорошо, отложите это до тех пор, когда малыш успокоится. Пока же можно взять его за руку и увести в спокойное безлюдное место.
  • Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, если ребенок отказывается есть, не настаивайте, посадите мишку за стол и пусть малыш его кормит, но мишка хочет есть по - очереди - ложка ему, ложка Коле. Обыграть можно многое: поездку в машине, умывание, одевание, ...
  • Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все сделать за малыша. Разговаривайте с ним, как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно. Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный.

Решение родительского собрания

  1. Создавать в семейном кругу атмосферу любви, понимания и доброжелательности.
  2. Побольше играйте и разговаривайте с ребенком – подобные маневры отвлекут его от капризов.
  3. Относитесь к ребенку, как ко взрослому члену семьи, проявляйте к нему терпимость.

Обратная связь

Воспитатель: Перед вами цветные квадратики: попросим Вас выразить свое отношение к этому собранию. Если Вы узнали что-то новое, полезное, поднимите зеленый квадратик. Если Вам не понравилось, было много непонятного или ненужного, то красный. Если у Вас остались вопросы, не все было понятно, то синий. Сейчас можно задать вопрос присутствующим или высказать свое мнение.

Благодарим Вас за совместную работу. До свидания.

Приложение 1

Тест для родителей «Кризис 3-х лет»

Правильно ли Вы оцениваете поведение ребенка в период «кризиса трех лет» в той или иной ситуации?

Какие способы родительского поведения наиболее рациональны?

Тест поможет Вам разобраться. Ответ «А», «Б», «В».

1) Ребенок стал упрям, непослушен и строптив. Каким образом Вы строите процесс взаимодействия с ним?

А. Позитивно оцениваю личность ребенка, стараюсь похвалить его за старание, инициативность, хорошее поведение; тактично делаю замечания, указываю на недостатки.

Б. Стараюсь добиться подчинения любой ценой, наказываю за своеволие.

В. Стараюсь быть доброй, отзывчивой, как прежде. Главное — уступать ребенку.

2) Что Вы делаете, если ребенок впадает в истерику?

А. Стараюсь быть спокойной, не меняю немедленно своих решений, не беру ребенка на руки, не оставляю одного.

Б. Стараюсь успокоить, взять на руки.

В. Меняю свое решение, уступаю ребенку, стараюсь сохранить его эмоциональное благополучие.

3) Если Ваш ребенок захотел мороженое или конфеты, в каком случае и как Вы удовлетворяете его желание?

А. Если это перед едой, то нет. Б. Удовлетворяю, но лишь изредка.

В. Почти всегда удовлетворяю.

4) Ребенок разбросал вещи, игрушки. Как Вы поступите?

А. Предложу ребенку вместе со мной собрать игрушки.

Б. Потребую немедленно все собрать.

В. Сам (а) приведу все в порядок.

5) Как Вы поступите. Если ребенок произносит в Ваш адрес грубые слова?

А. Выражу свое недовольство, обиду и скажу, что не буду общаться с грубияном (грубиянкой).

Б. Обязательно накажу, например, поставлю ребенка в угол.

В. Не буду на этом акцентировать внимание и постараюсь перевести все в шутку.

6) Что Вы будете делать, если ребенок капризничает и не желает идти спать?

А. Не буду впадать в ярость от непослушания, переключу ребенка на спокойные игры. Затем почитаю ему книгу, пока не замечу первые признаки утомления. Впредь буду контролировать эмоциональное состояние малыша, чтобы он не шумел, не бегал, громко не смеялся и не разговаривал в вечернее время.

Б. Постараюсь положить в кроватку и не потерплю, чтобы ребенок нарушал режим.

В. Постараюсь любым способом уговорить его лечь спать; например, пообещаю завтра что-нибудь купить.

7) Ребенок сам стремиться застегнуть пуговицы, но у него ничего не получается. Взрослый предлагает свою помощь, но ребенок категорически ее отвергает. Как бы Вы поступили в подобной ситуации?

А. Постараюсь чем-либо отвлечь ребенка и незаметно оказать ему помощь.

Б. Несмотря на капризы, застегну пуговицы.

В. Постараюсь успокоить, а потом решить проблему без слез.

8) Как Вы считаете, необходимо ли взрослым принимать участие в обучении ребенка ролевой игре?

А. Да, надо показывать на личном примере ряд игровых действий. Например, как качать куклу, укладывать ее спать, кормить, поскольку ребенок еще сам создать игровой сюжет затрудняется.

Б. Необходимо чаще напоминать ребенку о том, чтобы он поиграл во что-нибудь.

В. Он сам научится, были бы игрушки.

9) Необходимо ли держать ребенка за руку при переходе дороги, если он настаивает на самостоятельности действий?

А. Обязательно. Это не тот случай, когда ребенку можно разрешить проявлять самостоятельность.

Б. Смотря в какой ситуации.

В. Нет. Можно не держать за руку, а просто контролировать — пусть учится.

10) Необходимо ли пояснять ребенку, почему Вы не можете поступить иначе в конкретной ситуации, например, разрешить ему пользоваться ножом?

А. Иногда – да. Разговор «по душам» помогает.

Б. Нет. Не стоит. В. Можно всегда.

11) Если ребенок в супермаркете хватает все подряд с полок, что делать?

А. Ребенку сложно сконцентрировать свое внимание, где много ярких раздражителей. Можно отвлечь малыша, купить его любимое лакомство, дать ребенку подержать что-либо в руках.

Б. Надо вырабатывать правила поведения в магазине. Необходимо строго предупредить, что если он будет плохо себя вести в магазине, то Вы больше его не возьмете с собой; если хорошо будет вести себя — купите ему лакомство.

В. Больше разговаривать с ребенком. Например, побеседовать о том, что собираюсь купить.

12) Как лучше поступить, когда ребенок капризничает. При этом настаивая на чем-либо?

А. Необходимо переключить его внимание: например, громко постучать и тихо спросить: «Кто там пришел? Пойдем, посмотрим».

Б. Лучше сказать ребенку, что Вы не можете сделать то, о чем он просит, употребляя слова «нельзя так, не надо» и т. д.

В. Главное проявлять терпение — покапризничает и перестанет.

13) Вам необходимо с ребенком пойти на прогулку, но в последние дни он отрицательно реагирует на все Ваши предложения. Как лучше поступить?

А. Использовать «ход от противного»: сказать, что Вы идете на прогулку, но его взять с собой не можете – он должен остаться дома.

Б. Ничего не объяснять, одеть и вывести на улицу.

В. Пояснить ребенку, то мама (папа) очень просит его пойти на прогулку; спросить, почему он не хочет идти.

Обработка данных теста по оценке поведения ребенка в период «кризиса трех лет».

Подсчет баллов:

От 130 до 110 баллов: Вы достаточно грамотно оцениваете период «кризиса трех лет» и поступаете в зависимости от ситуации. Стремитесь не ущемлять достоинство растущей личности, разумно поддерживаете стремление к самостоятельности ребенка. Вы действуете правильно и можете надеяться на положительный результат.

От 109 до 40 баллов: Вы допускаете просчеты во взаимодействии с ребенком, не до конца правильно анализируете ситуацию: то пытаетесь быть слишком строгим, то идете на поводу у ребенка.

От 39 до 13 баллов: Старайтесь руководствоваться не чувствами, а разумом. Компромиссы снижают воспитательный эффект. Своей чрезмерной любовью Вы оказываете плохую услугу малышу и вскоре окажетесь «один на один» с избалованным, капризным ребенком и от этого сами почувствуете себя слабым и беспомощным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе

Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""

влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)

ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...