Консультация для родителей «Как стимулировать речевое развитие ребенка раннего возраста»
консультация (младшая группа)

Халанова Нина Борисовна

Консультация для родителей

 «Как стимулировать речевое развитие ребенка раннего возраста»

1. Разговор с самим собой. Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно и отчетливо, короткими простыми предложениями, доступными восприятию малыша. Например: «Где чашка? Я вижу чашку. В чашке молоко. Оля пьет молоко».

2. Параллельный разговор. Вы описываете все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя этот прием, вы как бы подсказываете малышу слова, выражающие его опыт.

 3. Провокация, или искусственное понимание ребенка. Этот прием состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим» и «глупым». Например, если малыш, показывая на полку с игрушками, просительно смотрит на вас, дайте ему не ту игрушку, какую он хочет. Конечно же он будет возмущен, но охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого.

4.  Играя, учите подражать (две собачки лают, две киски мяукают, переклички: ау-ау). Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребёнку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась.

5. Распространение. Продолжайте и дополняйте все высказанное малышом, но не принуждайте его к повторению - вполне достаточно того, что он вас слышит. Например, он говорит: «Суп», вы же продолжаете: «Овощной суп очень вкусный», «Суп едят ложкой». Этим приемом вы постепенно подводите ребенка к тому, чтобы он овладевал более сложными языковыми формами, учился заканчивать свою мысль.

6. Приговоры. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость, способствует непроизвольному обучению, умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм и постепенно проникать в ее смысл.

7. Выбор. Предоставляйте ребенку возможность выбора. Уже к двум годам он вполне может самостоятельно делать выбор, если это право ему предоставляется взрослыми: «Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?», «Тебе целое яблоко или половинку? »

8. Музыкальные игры. Значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Малыши с удовольствием двигаются под музыку, подпевают, играют на шумовых музыкальных инструментах. Поощряйте их в этом. Сначала ребенок проговаривает только окончания или последние слова песенных строк. Не переживайте - вскоре он начнет пропевать небольшие песенки целиком, искажая, возможно, некоторые слова. Пойте и вы с ним, но, в отличие от него, пойте ее правильно.

9. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Случайно ли это? В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Тренировать пальцы рук можно уже с 6-месячного возраста. Простейший метод - массаж: поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Можно использовать и простейшие упражнения: брать каждый пальчик ребенка по отдельности, сгибать и разгибать его. Делать так надо 2-3 минуты ежедневно. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными. Чтобы развить ручную умелость, а следовательно, и речевую активность ребенка, можно: запускать пальцами мелкие волчки; разминать пальцами пластилин, глину, мять руками поролоновые шарики, губку; рвать на мелкие куски бумагу; сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок - бутончик цветка; делать сжатый кулачок мягким (его можно легко разжать) и крепким; «ходить» по столу указательным и средним пальцами правой и левой руки (по очереди) сначала медленно, потом быстро; показать отдельно только один большой палец; махать в воздухе только пальцами;  кистями рук делать «фонарики»; хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе;  собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе - разбежались);  нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку; наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на палец (колечко или спираль); закручивать шурупы, гайки; играть с конструктором, мозаикой, кубиками; складывать матрешек, играть с вкладышами; рисовать рукой и пальцами в воздухе; играть с песком, водой; рисовать мелом, мелками, гуашью.

10.  Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз - не бойтесь, что это надоест ребёнку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение - покажите его в лицах и с предметами; а предметы эти дайте ребёнку потрогать, поиграть с ними. Дождитесь, пока ребёнок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем пробуйте не договаривать последнее слово каждой строки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизводить его.

Если малыш неверно произносит какой-либо звук, никогда не смейтесь, не повторяйте за ним неправильное произношение слова, не слишком фиксируйте внимание на неправильном произношении - это может вызвать обратную реакцию. Тут же повторите слово - правильно, стараясь перехватить взгляд ребёнка. Возможно, он сможет повторить за вами. Если не сможет или не захочет, не расстраивайтесь. Будьте терпеливы! Он обязательно повторит за вами, когда придёт время. Он учится и на своих собственных ошибках, постоянно сравнивая своё произношение с вашим.

Не забывайте радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша!

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_stimulirovat_rechevoe_razvitie_rebenka.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «Как стимулировать речевое развитие ребенка раннего возраста»

1. Разговор с самим собой. Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно и отчетливо, короткими простыми предложениями, доступными восприятию малыша. Например: «Где чашка? Я вижу чашку. В чашке молоко. Оля пьет молоко».

2. Параллельный разговор. Вы описываете все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя этот прием, вы как бы подсказываете малышу слова, выражающие его опыт.

 3. Провокация, или искусственное понимание ребенка. Этот прием состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим» и «глупым». Например, если малыш, показывая на полку с игрушками, просительно смотрит на вас, дайте ему не ту игрушку, какую он хочет. Конечно же он будет возмущен, но охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого.

4.  Играя, учите подражать (две собачки лают, две киски мяукают, переклички: ау-ау). Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребёнку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась.

5. Распространение. Продолжайте и дополняйте все высказанное малышом, но не принуждайте его к повторению - вполне достаточно того, что он вас слышит. Например, он говорит: «Суп», вы же продолжаете: «Овощной суп очень вкусный», «Суп едят ложкой». Этим приемом вы постепенно подводите ребенка к тому, чтобы он овладевал более сложными языковыми формами, учился заканчивать свою мысль.

6. Приговоры. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость, способствует непроизвольному обучению, умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм и постепенно проникать в ее смысл.

7. Выбор. Предоставляйте ребенку возможность выбора. Уже к двум годам он вполне может самостоятельно делать выбор, если это право ему предоставляется взрослыми: «Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?», «Тебе целое яблоко или половинку? »

8. Музыкальные игры. Значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Малыши с удовольствием двигаются под музыку, подпевают, играют на шумовых музыкальных инструментах. Поощряйте их в этом. Сначала ребенок проговаривает только окончания или последние слова песенных строк. Не переживайте - вскоре он начнет пропевать небольшие песенки целиком, искажая, возможно, некоторые слова. Пойте и вы с ним, но, в отличие от него, пойте ее правильно.

9. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Случайно ли это? В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Тренировать пальцы рук можно уже с 6-месячного возраста. Простейший метод - массаж: поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Можно использовать и простейшие упражнения: брать каждый пальчик ребенка по отдельности, сгибать и разгибать его. Делать так надо 2-3 минуты ежедневно. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными. Чтобы развить ручную умелость, а следовательно, и речевую активность ребенка, можно: запускать пальцами мелкие волчки; разминать пальцами пластилин, глину, мять руками поролоновые шарики, губку; рвать на мелкие куски бумагу; сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок - бутончик цветка; делать сжатый кулачок мягким (его можно легко разжать) и крепким; «ходить» по столу указательным и средним пальцами правой и левой руки (по очереди) сначала медленно, потом быстро; показать отдельно только один большой палец; махать в воздухе только пальцами;  кистями рук делать «фонарики»; хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе;  собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе - разбежались);  нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку; наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на палец (колечко или спираль); закручивать шурупы, гайки; играть с конструктором, мозаикой, кубиками; складывать матрешек, играть с вкладышами; рисовать рукой и пальцами в воздухе; играть с песком, водой; рисовать мелом, мелками, гуашью.

10.  Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз - не бойтесь, что это надоест ребёнку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение - покажите его в лицах и с предметами; а предметы эти дайте ребёнку потрогать, поиграть с ними. Дождитесь, пока ребёнок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем пробуйте не договаривать последнее слово каждой строки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизводить его.

Если малыш неверно произносит какой-либо звук, никогда не смейтесь, не повторяйте за ним неправильное произношение слова, не слишком фиксируйте внимание на неправильном произношении - это может вызвать обратную реакцию. Тут же повторите слово - правильно, стараясь перехватить взгляд ребёнка. Возможно, он сможет повторить за вами. Если не сможет или не захочет, не расстраивайтесь. Будьте терпеливы! Он обязательно повторит за вами, когда придёт время. Он учится и на своих собственных ошибках, постоянно сравнивая своё произношение с вашим.

Не забывайте радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Речевое развитие ребенка раннего возраста".

Естественное желание любой любящей мамы - чтобы малыш как можно раньше научился говорить, четко произностить звуки. Данная консультация раскрывает особенности формирования речи ребенка, на что необход...

Консультации для родителей по развитию речи в младшей группе Особенности речевого развития ребенка раннего возраста.

Нарушения речевого развития – одна из наиболее часто встречаемых проблем, волнующих как родителей, так и педагогов. Причем диапазон таких нарушений велик и колеблется от неправильного произношен...

Консультация для родителей по развитию речи в ясельной группе. Особенности речевого развития ребенка раннего возраста.

К первой группе (задержка функционального характера) можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, ...

Консультация для родителей на тему: "Становление речевого развития ребенка раннего возраста".

Познакомить родителей с тем, как происходит развитие речи ребенка;Как отвечать на детские вопросы;Что является поводом для беспокойства....

Консультация для родителей «Признаки нарушений речевого развития детей раннего возраста»

К концу 1 месяца Криком не выражает своё неудовольствие при желании кушать или другом дискомфорте.В 3-4 месяца Не улыбается, когда с ним разговаривают.В 4-5 месяцев Не произносит отдельных звуков или ...

Консультация для родителей "Как стимулировать речевое развитие ребенка от 1 до 3 лет".

Как стимулировать речевое развитие ребенка Если ребенок в 2—2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов — это вызывает тревогу у родителей, и они обращаются к врачу. Однако...

Как стимулировать речевое развитие детей раннего возраста? СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

...интенсивное становление речи происходит в раннем возрасте, т.е. до двух лет. Дети, не получившие в этом возрасте соответствующего речевого развития, впоследствии с большим трудом наверстывают упуще...