Нежелательное поведение у детей с РАС. Способы коррекции.
консультация
Нежелательное поведение у детей с РАС. Способы коррекции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Нежелательное поведение у детей с РАС. Способы коррекции.
Прежде чем говорить о нежелательном поведении нужно сначала разобраться что же такое поведение?
Поведение - это процесс взаимодействия живого организма с окружающей средой. У каждого поведения есть своя история формирования, на которое влияет ряд факторов:
∙ Физиологические изменения в процессе развития (болезни, травмы и их влияние на состояние здоровья). Что происходит с человеком во время болезни или травмы? Если у нас что-то болит, то мы можем плакать, кричать, сжимать зубы и т.д.
∙ Среда, в которой мы живем. На наше поведение влияют разные условия. В одной семье одни правила поведения считаются нормой, например, ходить, не снимая обувь, а в другой это неприемлемое поведение. В разных странах свои понятия норм поведения.
∙ Последствия, которые влекут за собой поведение. Огромную роль в формировании поведения играют последствия. Многие виды проблемного поведения детей формируются только по тому, что они невольно были поощрены другими людьми, родителями. Наиболее распространенными видами нежелательного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра принято считать:
• Отсутствие зрительного контакта, отсутствие реакции на инструкции, негибкость;
• Самостимуляция;
• Падение на пол;
• Побеги от взрослых;
• Стремление забираться на высокую мебель;
• Крики, ругательства, шум и т.д.;
• Плач;
• Истерики;
• Разрушительное поведение;
• Укусы, толчки, драчливость;
• Самоагрессия.
Детям с РАС, особенно не говорящим, очень сложно попросить то, чего они хотят, им проще ударить себя или другого человека, кричать, щипаться и т.д. Особый ребенок, который не знает, как ждать или просить внимание взрослого, очень быстро понимают, что агрессия, самоагрессия - самый быстрый способ добиться желаемого. Как же быть в этом случае? Для начала нужно помнить, что все наше поведение зависит от окружающей среды, предшествующих факторов и последствия поведения. В прикладном анализе поведения - это «трехкомпонентная поведенческая последовательность».
Предшествующие факторы (ДО) | Поведение | Последствия поведения (ПОСЛЕ) |
Мама говорит по телефону | Крик, плач | Мама положила трубку и обратила внимание. |
Учитель разговаривает с другим человеком | Пытается ущипнуть, вокализирует, хватает за руки | Учитель переключает внимание на ребенка |
Зашли в шумное помещение. | Ребенок закрывает, уши, кричит | Вывели из помещения |
Включили пылесос, миксер. | Ребенок закрывает, уши, кричит | Выключили |
То есть, в окружающей среде есть стимулы, которые происходят ДО
возникновения поведения, и те которые происходят ПОСЛЕ. Просто так то или иное поведение не происходит, всегда, что то предшествует. Так, неговорящие дети с РАС, с помощью своего поведения разговаривают с вами. Наша задача научиться различать, что именно хочет ребенок и научить его общаться без проявления неприемлемого поведения. Существует всего 4 основные функции поведения:
1.Доступ к желаемому предмету или действию.
Неприемлемое поведение обычно возникает, когда ребенок получает отказ на его просьбу, или когда от него требуют прекратить любимое занятие, которым он занят в данный момент.
2.Привлечение внимания (взрослого, сверстников)
Обычно это поведение проявляется, когда на ребенка не обращают внимание, но бывают и специфический вид внимания – когда поведение ребенка раздражает окружающих и они реагируют криком, угрозами, сердитым выражением лица.
3.Избегание/уклонение/прекращение неприятных стимулов или действий
То есть, избегание неприятных ситуаций, трудных заданий, длинных заданий, неприятных стимулов.
4.Получение сенсорной стимуляции
Сенсорная стимуляция может быть визуальной, аудиальной, тактильной, проприоцептивной и комбинированной. Данное поведение обычно происходит очень часто, и не меняется от присутствия или отсутствия других людей.
Каким же образом можно выяснить, какая функция поведения преобладает? Если ребенку нужна сенсорная стимуляция, то поведение не поменяется, даже если взрослый отсутствует. Остальные - это наблюдение, в этом очень хорошо может помочь таблица АВС.
Проблематичное поведение – ABC
Дата | Что произошло перед тем, как возникло поведение ? | Что конкретно сделал ребенок? | Сколько времени продолжалось поведение? | Что произошло сразу после того, как ребенок начал поведение? | Что произошло сразу после того, как ребенок закончил поведение? |
Как справится с нежелательным поведением? Взрослый должен уметь управлять поведением ребенка путем осознанного и целенаправленного подкрепления желательного поведения. Контролировать процесс взаимоотношений всегда должны Вы, а не ребенок. Вы должны стать «Руководящим контролем!»
Что это значит:
- Вы должны контролировать любые предметы, которые ребенок хочет получить. После того как ребенок стал вас воспринимать, все мотивационные предметы лежат например в прозрачной коробке, ребенок знает где, но доступ есть только у вас. И только вы решаете, когда и как долго они будут в его распоряжении.
- Тщательный выбор инструкций и поощрений. Вы даете инструкцию сделать что-либо, то не давайте поощрение пока он ее не выполнит. Эта ступень разрешает вам помогать ребенку в достижении успеха, если в этом есть необходимость (жестовая подсказка, физическая).
- Использование мотивационных ситуаций для предъявления требований. Покажите ребенку, что следуя вашим инструкциям, он сможет получить, то что хочет. Давайте ребенку легкие задания так часто, как только возможно, и поощряйте его стремления участвовать в их выполнении, приобретая позитивный опыт.
- Постепенное уменьшение частоты поощрений. На ранних этапах работы используйте подкрепления каждый раз, как только получаете положительную реакцию, постепенно переходя к переменному (непредсказуемому) соотношению подкреплений. Наблюдая за ребенком и ведя таблицу, вам будет понятно какое поведение (одна из функций) преобладает в данный момент и сможете его скорректировать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гиперактивные дети: проявления, причины, способы коррекции
В последнее время родители и воспитатели все чаще обращаются с проблемой гиперактивности детей. Действительно, распространённость синдрома дефицита внимания с гиперактивностью очень актуальна и являет...

Гиперактивные дети: проявления, причины, способы коррекции
Гиперактивные дети: проявления, причины, способы коррекции...

Коррекция нежелательного поведения у детей с РАС
Рассмотрим техники коррекции нежелательного поведения у детей с РАС....

Гиперактивные дети: проявления, причины, способы коррекции.
Практически каждый современный родитель слышал про такое понятие, как гиперактивный ребенок, а многие даже используют его по отношению к своим детям. Но далеко не все действительно понимают, что синдр...
Нежелательное поведение у детей с РАС
Несколько видов нежелательного поведения....

Нежелательное поведение у детей с РАС. Способы коррекции.
Прежде чем говорить о нежелательном поведении нужно сначала разобраться что же такое поведение? Поведение - это процесс взаимодействия живого организма с окружающей средой. У каждого поведения ес...

Как справиться с нежелательным поведением у детей с РАС?
Поведение детей с расстройствами аутистического спектра может быть непредсказуемым и нежелательным. Оно объясняется проблемами, как:сложностями в коммуникации с окружающими;повышенной чувствитель...