Нежелательное поведение у детей с РАС. Способы коррекции.
консультация

Коржова Елена Геннадьевна

Нежелательное поведение у детей с РАС. Способы коррекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lena_fevral.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

Нежелательное поведение у детей с РАС. Способы коррекции.

Прежде чем говорить о нежелательном поведении нужно сначала разобраться что же такое поведение?

Поведение - это процесс взаимодействия живого организма с окружающей средой. У каждого поведения есть своя история формирования, на которое влияет ряд факторов:

  Физиологические изменения в процессе развития (болезни, травмы и их влияние на состояние здоровья). Что происходит с человеком во время болезни или травмы? Если у нас что-то болит, то мы можем плакать, кричать, сжимать зубы и т.д.

 Среда, в которой мы живем. На наше поведение влияют разные условия. В одной семье одни правила поведения считаются нормой, например, ходить, не снимая обувь, а в другой это неприемлемое поведение. В разных странах свои понятия норм поведения.

  Последствия, которые влекут за собой поведение. Огромную роль в формировании поведения играют последствия. Многие виды проблемного поведения детей формируются только по тому, что они невольно были поощрены другими людьми, родителями. Наиболее распространенными видами нежелательного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра принято считать:

• Отсутствие зрительного контакта, отсутствие реакции на инструкции, негибкость;

 • Самостимуляция;

 • Падение на пол;

• Побеги от взрослых;

• Стремление забираться на высокую мебель;

• Крики, ругательства, шум и т.д.;

• Плач;

• Истерики;

• Разрушительное поведение;

• Укусы, толчки, драчливость;

• Самоагрессия.

Детям с РАС, особенно не говорящим, очень сложно попросить то, чего они хотят, им проще ударить себя или другого человека, кричать, щипаться и т.д. Особый ребенок, который не знает, как ждать или просить внимание взрослого, очень быстро понимают, что агрессия, самоагрессия - самый быстрый способ добиться желаемого. Как же быть в этом случае? Для начала нужно помнить, что все наше поведение зависит от окружающей среды, предшествующих факторов и последствия поведения. В прикладном анализе поведения - это «трехкомпонентная поведенческая последовательность».

Предшествующие факторы (ДО)

Поведение

Последствия поведения (ПОСЛЕ)

Мама говорит по телефону

Крик, плач

Мама положила трубку и

обратила внимание.

Учитель разговаривает

с другим человеком

Пытается ущипнуть,

вокализирует,

хватает за руки

Учитель переключает

внимание на ребенка

Зашли в шумное

помещение.

Ребенок закрывает,

уши, кричит

Вывели из помещения

Включили пылесос,

миксер.

Ребенок закрывает,

уши, кричит

Выключили

То есть, в окружающей среде есть стимулы, которые происходят ДО

возникновения поведения, и те которые происходят ПОСЛЕ. Просто так то или иное поведение не происходит, всегда, что то предшествует. Так, неговорящие дети с РАС, с помощью своего поведения разговаривают с вами. Наша задача научиться различать, что именно хочет ребенок и научить его общаться без проявления неприемлемого поведения. Существует всего 4 основные функции поведения:

1.Доступ к желаемому предмету или действию.

Неприемлемое поведение обычно возникает, когда ребенок получает отказ на его просьбу, или когда от него требуют прекратить любимое занятие, которым он занят в данный момент.

2.Привлечение внимания (взрослого, сверстников)

Обычно это поведение проявляется, когда на ребенка не обращают внимание, но бывают и специфический вид внимания – когда поведение ребенка раздражает окружающих и они реагируют криком, угрозами, сердитым выражением лица.

 3.Избегание/уклонение/прекращение неприятных стимулов или действий

То есть, избегание неприятных ситуаций, трудных заданий, длинных заданий, неприятных стимулов.

4.Получение сенсорной стимуляции

 Сенсорная стимуляция может быть визуальной, аудиальной, тактильной, проприоцептивной и комбинированной. Данное поведение обычно происходит очень часто, и не меняется от присутствия или отсутствия других людей.

Каким же образом можно выяснить, какая функция поведения преобладает? Если ребенку нужна сенсорная стимуляция, то поведение не поменяется, даже если взрослый отсутствует. Остальные - это наблюдение, в этом очень хорошо может помочь таблица АВС.

Проблематичное поведение – ABC

Дата

Что произошло перед тем, как возникло поведение ?

Что конкретно сделал ребенок?

Сколько времени продолжалось поведение?

Что произошло сразу после того, как ребенок начал поведение?

Что произошло сразу после того, как ребенок закончил поведение?

Как справится с нежелательным поведением? Взрослый должен уметь управлять поведением ребенка путем осознанного и целенаправленного подкрепления желательного поведения. Контролировать процесс взаимоотношений всегда должны Вы, а не ребенок. Вы должны стать «Руководящим контролем!»

Что это значит:

- Вы должны контролировать любые предметы, которые ребенок хочет получить. После того как ребенок стал вас воспринимать, все мотивационные предметы лежат например в прозрачной коробке, ребенок знает где, но доступ есть только у вас. И только вы решаете, когда и как долго они будут в его распоряжении.

 - Тщательный выбор инструкций и поощрений. Вы даете инструкцию сделать что-либо, то не давайте поощрение пока он ее не выполнит. Эта ступень разрешает вам помогать ребенку в достижении успеха, если в этом есть необходимость (жестовая подсказка, физическая).

- Использование мотивационных ситуаций для предъявления требований. Покажите ребенку, что следуя вашим инструкциям, он сможет получить, то что хочет. Давайте ребенку легкие задания так часто, как только возможно, и поощряйте его стремления участвовать в их выполнении, приобретая позитивный опыт.

 - Постепенное уменьшение частоты поощрений. На ранних этапах работы используйте подкрепления каждый раз, как только получаете положительную реакцию, постепенно переходя к переменному (непредсказуемому) соотношению подкреплений. Наблюдая за ребенком и ведя таблицу, вам будет понятно какое поведение (одна из функций) преобладает в данный момент и сможете его скорректировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гиперактивные дети: проявления, причины, способы коррекции

В последнее время родители и воспитатели все чаще обращаются с проблемой гиперактивности детей. Действительно, распространённость синдрома дефицита внимания с гиперактивностью очень актуальна и являет...

Гиперактивные дети: проявления, причины, способы коррекции

Гиперактивные дети: проявления, причины, способы коррекции...

Коррекция нежелательного поведения у детей с РАС

Рассмотрим техники коррекции нежелательного поведения у детей с РАС....

Гиперактивные дети: проявления, причины, способы коррекции.

Практически каждый современный родитель слышал про такое понятие, как гиперактивный ребенок, а многие даже используют его по отношению к своим детям. Но далеко не все действительно понимают, что синдр...

Нежелательное поведение у детей с РАС

Несколько видов нежелательного поведения....

Нежелательное поведение у детей с РАС. Способы коррекции.

Прежде чем говорить о нежелательном поведении нужно сначала разобраться что же такое поведение? Поведение - это процесс взаимодействия живого организма с окружающей средой. У каждого поведения ес...

Как справиться с нежелательным поведением у детей с РАС?

Поведение детей с расстройствами аутистического спектра может быть непредсказуемым и нежелательным. Оно объясняется проблемами, как:сложностями в коммуникации с окружающими;повышенной чувствитель...