Потребности развития ребёнка и необходимость их обеспечивать.
презентация

Кочевцева Ольга Алексеевна

Презентация для работы с приёмными родителя в Школе замещающих родителей, с кандидатами в замещающие родители. Говорится о понятии потребности, что это такое, как определяются, о видах потребностей (врождённые, приобретённые, основные), о личностных качествах необходимых приёмным родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 2._potrebnosti_razvitiya_i_neobhodimost_ih_obespechivat.ppt1.05 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Потребности развития ребёнка и необходимость их обеспечивать

Слайд 2

Потребности – это основной источник активности человека, как в практической, так и в познавательной деятельности.

Слайд 3

Потребность определяется как: - ощущение недостатка в чём-либо; - носит индивидуализированный характер. Пока существует потребность, человек может испытывать дискомфорт , и именно поэтому будет стремиться найти средства удовлетворения существующей потребности , т. е. снять дискомфорт. Потребность может возобновляться , меняя форму проявления, переходя на другой уровень иерархии (например, потребность в обучении : д/сад, школа, техникум, институт, кафедра и т. д. по возрастающей )

Слайд 4

Врождённые потребности (первичные), которые являются общими для всех людей, получили название — нужда (в безопасности, эмоциональном общении, еде, сне, сексе и т.п.) Приобретённые (вторичные) потребности связаны с существованием человека в обществе и формируются под воздействием среды (в любви, уважении, достижении результата и т.п.)

Слайд 5

Основные потребности ребёнка: - безопасность - эмоциональное общение - привязанность - идентичность - здоровье - образование - умственное развитие - социальная адаптация - стабильные отношения в приёмной семье (раздатка)

Слайд 6

Потребность ребёнка в безопасности Является базовой, и основана на инстинкте самосохранения . Именно поэтому многие дети становятся «невыносимыми» и постоянно требуют внимания взрослых. Если потребность удовлетворяется в полной мере, то со временем она отходит на второй план, превращаясь в столь полезное качество, как осторожность . (3-я стадия – «у юбки», «волшебный поводок)» , доверяет, осваивает окружающий мир) Если же потребность не удовлетворяется, то ребёнок становится тревожным , выбирая определённую стратегию поведения с целью расплаты с отвергающим его взрослым (враждебность (Алёша), отчуждённость, жалость к себе, чувства неполноценности и др). Результатом является невротизация .

Слайд 7

Потребность ребёнка в здоровье подразумевает сохранение телесной и духовной гармонии, необходимость медицинского контроля. Речь идёт о: закаливании, физическом воспитании, развитии гигиенических навыков. Особое внимание должно уделяться формированию здорового образа жизни, т.е. развитию у детей: осознания ЗОЖ, т. е. правильное питание, распорядок дня, гигиена тела и одежды, гигиена сна и отдыха, профилактика вредных привычек, половое созревание и др.

Слайд 8

Потребность в умственном развитии и образовании подразумевает необходимость изучать окружающий мир , формировать о нём определённое представление и получать соответствующее образование . Доказано, что у детей с нереализованными потребностями в безопасности и эмоциональнома комфорте когнитивные потребности могут быть снижены (фильм «Ранние отношения» -Алёша). До 7-10 лет ребёнок находится в постоянном процессе познания , а если взрослые не отобьют у него к этому вкус — то и всю жизнь.

Слайд 9

Потребность в привязанности Это стремление близости с другим человеком и старание эту близость сохранить. Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой жизненных с ил для каждого из нас. А для детей — это жизненная необходимость в буквальном смысле слова (младенцы могут умереть, у детей старшего возраста нарушается процесс развития (дети в доме ребёнка, детском доме, «маугли»). Сила привязанности даёт возможность ребёнку развить: базовое доверие к миру, положительную самооценку, навыки самоконтроля.

Слайд 10

Эмоциональные потребности Это потребности ребёнка в хорошем отношении , во взаимодействии с окружающими . От того, насколько эффективными навыками взаимодействия обладает человек, тем большему он научится, тем выше будет качество его жизни. В первый год жизни ребёнка эмоциональные потребности тесно связаны с его потребностью в безопасности («Я защищён, значит, я доволен» ), с возрастом они значительно усложняются. После 3-х лет, когда ребёнок начинает осознавать себя как личность, он ждёт от окружающих безусловной любви и принятия его таким, какой он есть. Потребность « быть безоговорочно принятым» психологи называют одной из самых значимых для человека на протяжении всей его жизни. (принятие-доверие-поведение)

Слайд 11

Потребность в идентичности Это потребность чувствовать свою уникальность, неповторимость и вместе с тем принадлежность к семье . Это принятие себя , знание о себе, чтобы успешно продвигаться по жизни с ощущением собственной целостности. Для него вопрос «Кто я?» по сути звучит «Чей я?» . ощущение принадлежности — это альтернатива одиночеству, источник жизненных сил: «Я — их, я нужен, меня любят — Я ЕСТЬ!». Принадлежность семье — это ответ на вопросы «Кто я?», «Какой я?». Принятие себя возникает благодаря соотнесению с нормами и ценностями той семьи и того общества, в котором живёт ребёнок.

Слайд 12

Потребность в социальной адаптации Это социализация ребёнка в обществе. Это усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания и бытовые навыки. Примерно после 3-х - 4-х лет у ребёнка появляется потребность в социальном самоутверждении (д/сад); духовные потребности обычно актуализируются ближе к подростковому возрасту.

Слайд 13

Потребность в устойчивых позитивных отношениях со значимым взрослым и ближайшим окружением В первые годы жизни именно общение со взрослым служит источником развития мышления и речи ребёнка . (имитация, мимика, звукоподражание, считывание – пример с Фаей, Ромой) В неблагополучных семьях отсутствие адекватной развивающей среды, плохая забота, недостаточность общения приводит к отставанию в интеллектуальном развитии . (проект «Колледж» Вопрос – «Какого роста Дюймовочка?») В новой семье нарушение родительского отношения к ребёнку может служить источником различных психических и поведенческих расстройств, повлиять на успешность адаптации ребёнка как в семье, так и в обществе, на качество взаимоотношений . (пример с Викторией и Нат.Петр.)

Слайд 14

К чему приводят нереализованные потребности? ДЕФИЦИТ: Потребности в безопасности: неврозы, фобии, патологическая боязливость, ощущение брошенности и потенциальной опасности в любых ситуациях. Эмоциональной потребности: стремление любой ценой заслужить хорошее отношение окружающих (даже с помощью лжи, антисоциального поведения и др.), это неразборчивость в знакомствах, сексуальных отношениях, лёгкое попадание под влияние недостойных личностей, эмоциональная неустойчивость. (пример с Наташей) Познавательной потребности : узкий кругозор, примитивность мышления, отсутствие стремления к личностному росту и развитию, неуспешность в обществе, низкий социальный статус.

Слайд 15

Личностные качества необходимые приёмным родителям: Эмпатичность — способность к сопереживанию, позволяет родителю правильно оценивать эмоциональные состояния ребёнка и адекватно на них реагировать. Открытость в общении — формирует неформальные доверительные отношения. Эмоциональность — позволяет ребёнку научиться понимать, различать и выражать свои чувства, научаясь этому у родителя. Коммуникативность — обеспечивает удовлетворяющую родителя и ребёнка межличностную связь. Уравновешенность — способность контролировать свои чувства и быть предсказуемым для ребёнка. Гибкость — способность к развитию и изменению, позволяет находить решения, адекватные текущей ситуации. Адекватная самооценка и уверенность в своих силах — исключают самоутверждение родителя за счёт ребёнка и гарантируют самостоятельное решение своих проблем.

Слайд 16

Принятие ребёнка в семью может быть только взаимовыгодным и обязательно должно быть продиктовано желанием помочь, лишённому родительской заботы, ребёнку. (раздатка)

Слайд 17

Благодарю за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл статей для родителей: «Воспитанием дитя, занимайтесь не шутя». Социальное развитие ребёнка, удовлетворение потребности в общении.

Помочь родителям  сформировать  человека,  который  бы  отвечал  требованиям  общества  на  нынешнем  этапе  исторического  развития....

ТЕМА: «Развивающая предметно-пространственная среда необходимое условие для физического, эстетического, познавательного и социального развития ребёнка».

Развивающая предметно-пространственная среда – это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в простра...

Развивающая предметно пространственная среда – необходимое условие для физического, эстетического, познавательного и социального развития ребёнка

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей...

Развивающая предметно пространственная среда – необходимое условие для физического, эстетического, познавательного и социального развития ребёнка

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей...

Консультация для родителей: "Необходимость пальчиковых игр в развитии ребёнка дошкольного возраста".

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 6" дошкольные группы  консультация для родителейна тему:"Необходимость пальчик...

Выступление на областном семинаре «Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей» на тему: «Представление о потребностях развития приёмного ребёнка и о необходимых компетенциях приёмных родит

Если человек утвердился в желании стать приёмным родителем, спешить все же не стоит – необходимо ещё раз взвесить все за и против. Нужно внимательнейшим образом проанализировать свои побуждения,...

Статья "Условия развития ребёнка с особыми образовательными потребностями в дошкольный период."

Условия развития ребёнка с особыми образовательными потребностями в дошкольный период.Термин "ребенок с особыми образовательными потребностями (потребностями в образовании)" используется в ш...