Семинар-практикум для родителей по речевому развитию «Развитие речи детей в условиях семьи»
методическая разработка

Маховская Юлия Викторовна

Семинар-практикум для родителей по речевому развитию   «Развитие речи детей в условиях семьи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktiku.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей по речевому развитию

«Развитие речи детей в условиях семьи»

Цель:

- повышение педагогической грамотности родителей,  создание условий для речевого развития детей в семье.

Задачи:

- познакомить родителей с особенностями речевого развития детей раннего возраста;

- рассказать о значении игры в развитии ребёнка;

- предоставить информацию об игровых формах развития речи.

- способствовать развитию партнерской позиции родителей в общении с ребенком, развитие положительной самооценки, уверенности в себе.

 

Оборудование и материалы:

- презентация «пальчиковые игры»

- крашенная фасоль,  стаканы разных цветов(синий, красный, желтый, зеленый)  по количеству участников.

- вата и конструктор для игры «воздушный футбол» по количеству участников;

- обертка от конфет, нитки для изготовления бабочек;

- салфетки, для изготовления снежинок;

- сундук, листы бумаги, ручки.

Раздаточный материал:

- практические рекомендации  «Общение с детьми».

- памятка для родителей по развитию речи детей.

Предварительная работа:

- обработка специальной литературы по данной теме и сбор информации;

- составление презентации «Пальчиковые игры»;

- проведение упражнений и игр для развития речи с детьми в группе;

- стендовая информация для родителей на тему «Полезные советы»;

- консультация для родителей «Для чего нужны дыхательные упражнения?»

- подготовка оборудования,  необходимого для проведения семинар-практикума с участием родителей.

 

Ход семинар-практикума.

 

Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада встрече с вами. Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу.

Упражнение «Дружеское рукопожатие»

Цель: создание доверительной атмосферы.

 

Вводная часть.

Компасом сегодняшней встречи нам будут служить следующие строки.

Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать её поток

И восклицать: - О! Как же ты красива.

Тема нашей встречи «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

 

       Уважаемые родители, вопрос к вам: как вы считаете, что такое речь? Для чего человеку нужна речь? (высказывания родителей, обсуждение ответов).

Речь – форма общения. Основу речевого развития ребенок получает в семье самые первые годы жизни. Ребенок овладевает речью только в процессе общения с взрослыми.

 

Для начала послушайте немного полезной информации, которую необходимо знать каждому родителю:

Ребенок от двух до трех лет может заниматься продуктивно только тогда, когда ему по-настоящему интересно. Поэтому все, что вы рассказываете вашему малышу должно быть:

1.    Наглядно (если вы рассказываете про посуду, то показываете ребенку посуду, если вы рассказываете про мебель, то показываете ребенку эту мебель).

2.    Эмоционально окрашено (очень часто нам не интересно слушать человека, который говорит монотонно, поэтому обязательно сделайте свою речь эмоционально окрашенной, используйте паузы, не забывайте также использовать мимику и жесты).

3.    Правильно (говорите простыми словами и фразами, речь должна быть чистая, без нарушений, ни в коем случае «не сюсюкайтесь» с ребенком, повторяя его неправильные слова, ваша речь должна быть образцом правильной речи).

4.    Артикулируемо (всегда говорите четко и медленно, при этом ребенок должен видеть, как вы произносите то или иное слово.

 

Всегда помните, что занятия должны строиться по принципу от простого к сложному, при этом обязательно учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

 

  Развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим  ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений. 

 

       Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

 

Основная часть

 

     Для развития речи ребенка недостаточно традиционных форм общения, – разговор и рассказ, игра, чтение книг, сказки. Необходимо включать в общение с детьми и пальчиковые игры, и различные гимнастики, и словесные игры для лучшего развития речевого аппарата. Сегодня мы поговорим с вами о том, как развивать языковые способности малыша, о том, как учить ребенка говорить красиво и правильно, но при этом играя и с удовольствием. Мы поговорим о том, как в быту, в самом обычном общении с детьми можно создавать ту питательную среду, в которых будут развиваться их способности, в том числе и языковые.

 

1)      Игры – подражания с речевым сопровождением

 Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз.

«Птичий двор»

Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,

Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,

Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»

Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,

А наш Петя-петушок рано-рано поутру

Нам споет  «Ку-ка-ре-ку!»

 

«Произношение гласных звуков»

- А-а-а (плач ребенка, поет певица, уколол пальчик, девочка укачивает куклу).

- О-о-о (разболелся зуб,удивление).

- У-у-у (гудит поезд).

-И-и-и (жеребенок говорит).

Звуки произносятся на выдохе.

 

2)      Огромное значение для развития речи ребенка играет артикуляционная гимнастика.

Цель: укрепление мышц артикуляционного аппарата для достижения ими свободной подвижности.

У детей не сформирован ещё полностью артикуляционный аппарат. Артикуляционные упражнения направлены на развитие подвижности всех органов речи: языка, губ, нижней и верхней челюсти, щек.

Например: «Вот идёт лошадка» цок – цок-цок. Слышишь, она побежала. Ребёнок щёлкает язычком, ускоряя темп. – (демонстрация родителям)

«Сердитый индюк»  звуки «бла-бла-бла». Такая «болтушка» развивает язычок, послушнее становятся губы, активизируется работа лицевых мышц. Можно придумывать небольшие сюжеты, детям очень нравится. 

Упражнение «Заборчик».

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем,

А сейчас раздвинем губы –

Посчитаем наши зубы.

Упражнение «Хобот слоненка».

Подражаю я слону

Губы хоботом тяну…

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

Свои губы укреплять.

 

3)      Дыхательная гимнастика

Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.

 

Необходимо научить малыша правильному дыханию для того, чтобы ребёнок мог легко говорить длинными сложными предложениями. Учить малыша делать быстрый глубокий вдох, а затем плавный длительный выдох можно с помощью игрушек: дудочек, свистулек, мыльных пузырей. Дуть на вертушки, бумажные игрушки, одуванчик, легкое перышко, ватный шарик. 

Например, «Воздушный футбол» (шарик из ваты)  «забить гол» - дуть на мячик, чтобы он прокатился по столу и закатился в ворота.

«Подуем на снежинку». Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони.

«Бабочка летает». Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т.д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.

 

4)      Пальчиковая гимнастика.

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.

 

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.» - В.А. Сухомлинский.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка, каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. Например: «Замок» и др.

Проведение пальчиковой гимнастики с родителями. «Семья»

Игра с массажными  мячиками (Су – джок)

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

 

Заключительная часть

 

Уважаемые родители! На этом наш семинар-практикум подходит к концу.

 

Подведение итогов семинара-практикума (рефлексия)

Упражнение «Чудесный сундучок» 

Предлагаю вам ответить, что вы хотели бы положить в сундук и взять с собой в будущее из приобретенных знаний, умений. (Родители пишут на листочках и кладут в сундук, воспитатель зачитывает). «Удачным сегодня было…»«Я задумалась…»«Мне бы хотелось в следующий раз…» Передаём по кругу.

 «Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум, мысли малышей, являются мать и отец»     В.А.Сухомлинский.

 

Я хочу выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Мне было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, осталось с вами.  Чтобы эта важная информация у вас сохранилась, дарю вам памятки.

 

Всего вам доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Использование дидактических игр и упражнений в развитии образной речи детей".

Дидактические игры и упражнения являются эффективным средством решения задач развития образной речи....

Мастер-класс для родителей на тему: Развитие речи детей в условиях семьи в старшей группе, как средство повышения педагогической культуры родителей

Государственное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа №18 г. Сызрани г.о. Сызрань Самарской области структурное подразделение, реализующее основную общеобразов...

Семинар-практикум для родителей "Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста"

Почему некоторые дети, которым трудно даётся запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов? Почему, после объяснения материала занятия одни дети п...

Родительское собрание "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада" (семинар - практикум)

Знакомство родителей с особенностями речевого развития детей младшего возраста, познакомить с речевыми играми, в которые можно играть с ребенком дома....

Семинар-практикум для родителей «Как научить ребёнка говорить: развитие речи детей в условиях семьи». Младшая группа.

Родителям предлагается ознакомится с причинами задержки речевого развития и признаками плохой речи у детей 3-4 года жизни, с задачами развития речи в дошкольном учреждениии, в практических игровых упр...