Консультация для родителей «Играя, обучаем грамоте детей старшего дошкольного возраста»
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей
по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
Ещё в дошкольном детстве детям необходимо усвоить представления о том, что наша речь состоит из предложений, предложения – из связанных по смыслу слов, слова состоят из звуков и делятся на части – слоги. Важно, чтобы дошколята хорошо ориентировались в этих понятиях и не путали их. С некоторыми правилами ребят уже можно знакомить перед школой, например, с правилом определения количества слогов в слове: в слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков. Научить детей определять количество гласных звуков в слове можно с помощью игры «Назови гласные звуки»: вы чётко произносите слово, а ребёнок называет вам гласные звуки этого слова в том порядке, в каком они находятся в слове. Здесь важно помнить, что в словах, которые вы будете предлагать детям, должны хорошо слышаться все гласные звуки, например, дом, пила, мышка, автобус, кубик, клубника, осы, вагоны, Буратино.
При обучении детей важно помнить, что:
- Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо — это перевод звуков речи в буквы, а чтение — это перевод букв в звучащую речь.
- Знакомству и работе ребенка с буквами предшествует звуковой период обучения.
- Играя с ребенком в звуки, полагайтесь, прежде всего, на собственный слух.
- На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки и соответствующие им буквы одинаково – т. е. так, как звучит звук.
- Не смешивайте понятие звук и буква. Помните: звук мы слышим и произносим, а букву – видим и можем ее писать.
- Знакомя с буквами, давайте только печатные образцы.
- Максимальная продолжительность занятий для пятилетних детей составляет 20 минут, для шести летних 25 минут.
- Будьте щедрыми на похвалу, отмечайте даже мельчайшие изменения вашего ребенка, выражайте свою радость и уверенность в его дальнейших успехах.
Игры, направленные на обучение грамоте дошкольников.
«Какое слово длиннее?»
Игра развивает речь, внимание.
Вы называете ребенку пары слов, одно из которых должно быть длинным, а второе – коротким. Задача малыша – на слух определить, какое из сказанных слов длиннее, а какое короче.
«Подбери словечко»
Цель: учить подбирать слово с заданным звуком.
Ход игры: взрослый просит подобрать слово с заданным звуком, ребенок называет одно или несколько слов. Например, «Назови мне слово со звуком Ш» – школа, карандаш, мишура. «Назови мне слово со звуком Бь» – бинт, ребенок, белка. В качестве усложнения можно попросить назвать слова с заданным звуком в определенной позиции (вначале, середине и конце слова). Например, «Назови мне слово со звуком С в начале слова» – самолет, сом, след, сумка и т.д.
«Волшебные звуки».
Игра способствует развитию слухового внимания и обучению звуко-буквенному анализу. Взрослый договаривается с ребенком о том, что какие-то два звука, например, «а» и «д», они будут считать волшебными. Если ребенок услышит звук «а», он должны взять себя за ухо. Если услышит звук «д» — за нос. После этого взрослый рассказывает историю, в которой встречаются эти звуки, или просто произносит ряд слов, а ребята слушают и выполняют нужные действия. Можно спеть вместе с ребенком известную песню, соблюдая правила игры.
Игра “Первый — последний”
Взрослый предлагает ребенку по очереди 8-10 слов, в которых он называет первый и последний звуки. Слова проговариваются медленно, чтобы ребенок смог уловить звуки.
Арбуз, ворона, носок, барабан, совок, кошка, школа, мясо, муравей, паук.
Игра «Сколько звуков в слове?».
Цель игры развивать умение определять количество звуков в слове.
Ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произнесенном.
Игра “Волшебные превращения”
Для усвоения темы звуковой анализ слова, надо научить детей преобразовывать слова путем замены в них звуков и получать новые слова.
Играющие выбирают слово, заменяют в нем первый, второй, третий звуки так, чтобы получились новые слова. Слово «дом». Замените в нем первый звук: Дом — Сом — Ком — Лом — Ром. У кого больше получилось слов?
Игра «Каких животных ты знаешь со звуком «Л», «Ль»?»
Взрослый предлагает детям пригласить животных в гости, в названиях которых есть звук «л» или «ль» (слова проговариваются), например, можно использовать карточки со словами белка, лиса, крокодил, лошадь, лев, лиса, слон и т.п.
Игра «Я вижу то, чего не видишь ты».
Очень простая и интересная игра, направленная на развитие внимания, наблюдательности, реакции. Играть в нее можно как вдвоем, так и с большой группой детей. Ведущий (лучше, если сначала им будет взрослый) говорит: «Я вижу, то чего не видишь ты, и оно … (круглое, зеленое, красное, металлическое, деревянное и т.д.)».другие участники игры должны угадать предмет, который загадал ведущий. Этот предмет обязательно должен находиться в поле зрения всех участников.
«Как обучают детей звуковому анализу слов»
Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.
Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: “апельсиновый, яблочный…”
Прочитать слово — значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, “живое” слово.
Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.
Уважаемые родители, помните:
- Звук – мы слышим и произносим.
- Буквы мы пишем и читаем.
- Звуки бывают гласными и согласными.
Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. Согласные звуки – звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы
Гласных букв десять: А У О И Э Ы – соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.
Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим: глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.
Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.
Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.
Примерные игровые задания
Игра «Поймай звук» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).
Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.
Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелёный квадратик. Потом слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный (Снег, зима, лыжи и др.).
Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»
Выложить схему слова КОТ.
– Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)
– Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])
– Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый).
– Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).
– Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])
– Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).
– Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).
– Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).
– Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).
Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).
– Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).
– Какой буквой обозначим звук [К]? (Буквой К).
Какой буквой обозначим звук [О]? (Буквой О).
Какой буквой обозначим звук [Т]? (Буквой Т).
– Буквы подружились. Что получилось? (КОТ).
Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.
Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.
В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:
«На что похожа буква?»
– В ряду букв обвести в круг заданную букву.
– Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.
– Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.
Уважаемые родители, очень точно следуйте инструкциям педагогов, не усложняйте задания по своему усмотрению. Помните о том, что требования детского сада и семьи должны быть едины!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/13/picture-696209-1539458546.jpg)
Методическое пособие для воспитателей доу, родителей по обучению грамоте детей дошкольного возраста "Школа Буквознайки"
Авторское методическое пособие учителя - логопеда Максимовой И.В Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению и письму, р...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/07/picture-800544-1483797841.jpg)
Памятки учителя-логопеда для родителей при обучении грамоте детей дошкольного возраста
Практический материал (из опыта работы)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/25/picture-569658-1422173987.jpg)
Памятка-рекомендация для родителей, по обучению грамоте детей дошкольного возраста
middot; Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо это перевод звуков речи в буквы, а чтение это перевод букв в зву...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/03/picture-430863-1396471221.jpg)
Памятка-рекомендация для родителей по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Памятка-рекомендация для родителей по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/02/picture-567459-1580592554.jpg)
Шпаргалка для родителей по обучению грамоте детей дошкольного возраста.
Памятка-рекомендация для родителей, по обучению грамоте детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/05/picture-1154041-1570282511.jpg)
Консультация для родителей по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Обучение грамоте - это важный этап в жизни ребенка.Систематизация знаний родителей по подготовке детей к обучению грамоте.Укрепление взаимодействия педагогов детского сада с семьей. Соверш...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/16/picture-96568-1542365377.jpg)
Консультация для родителей Играя – обучаюсь!
Для ребенка-дошкольника, как известно, игра является основным видом деятельности. Играя, ребенок познает мир, обучается, развивается психически и физически, учится взаимодействию со сверстниками и взр...