Шпаргалка для родителей по обучению грамоте детей дошкольного возраста.
консультация по развитию речи (старшая группа)
Памятка-рекомендация для родителей, по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shpargalka_dlya_roditeley.docx | 20.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:
- Наша речь состоит из предложений.
- Предложение - это законченная мысль.
- Предложения состоят из слов.
- Слова состоят из звуков.
- Звук - это то, что мы слышим и произносим.
- Буква - это то, что мы видим и пишем.
- Звук на письме обозначается буквой.
- Звуки бывают гласные и согласные.
- Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
- В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].
- На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
- Гласных букв - десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».
- Шесть гласных букв - «а» «у» «о» «и» «э» «ы» - соответствуют звукам.
- Четыре гласные буквы - «я» «ю» «е» «ё» - йотированные, то есть обозначают два звука: («я» - [йа], «ю» - [йу], «е» - [йэ], «ё» - [йо]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» - [а], «ю» - [у], «е» - [э], «ё» - [о] (береза, мяч).
- Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
- Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.
- Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].
- Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].
- Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.
- Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).
- Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].
- Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].
- Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.
- Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.
- Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить, что звонкие согласные звуки оглушаются в конце слов (гриб) и перед глухими согласными (кружка).
- Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо это перевод звуков речи в буквы, а чтение это перевод букв в звучащую речь.
- Знакомству и работе ребенка с буквами предшествует звуковой период обучения.
- Играя с ребенком в звуки, полагайтесь, прежде всего, на собственный слух.
- На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки и соответствующие им буквы одинаково – т. е. так, как звучит звук.
- Не смешивайте понятие звук и буква. Помните: звук мы слышим и произносим, а букву - видим и можем ее писать.
- Знакомя с буквами, давайте только печатные образцы.
- Максимальная продолжительность занятий для пятилетних детей составляет 20 минут, для шестилетних 25 минут.
- Будьте щедрыми на похвалу, отмечайте даже мельчайшие изменения вашего ребенка, выражайте свою радость и уверенность в его дальнейших успехах.
ЗВУКИ И БУКВЫ
- Звуки ----- 1. Только произносим.
- 2. Только слышим.
- 3. Делим на гласные и согласные.
Буквы
- Только пишем.
- Пишем и видим.
- Большие и маленькие (прописные и строчные)
- ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ А, О, У, Ы, И, Э (обозначаем красной фигурой)
- ГЛАСНЫЕ БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я
- обозначают два звука:
- Буква Е обозначает звуки [Й] [Э].
- Буква Ё обозначает звуки [Й] [О].
- Буква Ю обозначает звуки [Й] [У].
- Буква Я обозначает звуки [Й] [А].
- СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. Твёрдые / мягкие
- (обозначаем синей фигурой) / (обозначаем зелёной фигурой)
- Всегда твёрдые – [Ц] [Ж] [Ш].
- Всегда мягкие – [Ч`] [Щ`] [Й`].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие для воспитателей доу, родителей по обучению грамоте детей дошкольного возраста "Школа Буквознайки"
Авторское методическое пособие учителя - логопеда Максимовой И.В Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению и письму, р...
Памятки учителя-логопеда для родителей при обучении грамоте детей дошкольного возраста
Практический материал (из опыта работы)...
Памятка-рекомендация для родителей, по обучению грамоте детей дошкольного возраста
middot; Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо это перевод звуков речи в буквы, а чтение это перевод букв в зву...
Памятка-рекомендация для родителей по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Памятка-рекомендация для родителей по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....
Консультация для родителей по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Обучение грамоте - это важный этап в жизни ребенка.Систематизация знаний родителей по подготовке детей к обучению грамоте.Укрепление взаимодействия педагогов детского сада с семьей. Соверш...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями по обучению грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями речи»
Обмен опытом обучения и воспитания детей с нарушением речи, посредством демонстрации методов и приемов работы при активном участие педагогов...
Сборник памяток для родителей при обучении грамоте детей дошкольного возраста
Повышение компетенции родителей при выполнеи рекомндаций учителя - логопеда при обучении грамоте у детей старшего возраста с ОНР...