Консультация "Адаптация ребёнка к новым условиям"
консультация

Период привыкания детей - неизменно сложная проблема, поэтому за несколько недель или даже месяцев до прихода в детский сад, родители должны продумать как лучше подготовить малыша к новому для него окружению. Важно, чтобы родители одобряли идею воспитания ребенка в детском саду и рассматривали его как важный компонент развития и воспитания ребенка...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons.po_adaptatsii.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

АДАПТАЦИЯ РЕБЁНКА К НОВЫМ УСЛОВИЯМ

Период привыкания детей – неизменно сложная проблема, так как с приходом в детский сад у ребёнка начинается новый этап в его жизни. Уже за несколько недель или даже месяцев до этого родители должны тщательно продумать, как лучше подготовить малыша к новому для него окружению. И здесь очень многое зависит от того, как сами родители относятся к воспитанию ребёнка в детском саду. Важно, чтобы родители одобряли идею воспитания в детском саду и рассматривали её как важный компонент развития и воспитания ребёнка, исходя из того, что воспитание в детском саду положительно отразится на развитии малыша.

            Мероприятия, которые помогут малышам спокойно войти в новые условия жизни:

- привести домашний режим в соответствие с режимом группы;

- познакомить с меню дошкольного учреждения и ввести в рацион питания новые для него блюда;

- по возможности приучать ребёнка к самостоятельности при самообслуживании;

- расширять ориентировку ребёнка в ближайшем окружении: посещать детские площадки, ходить в гости к товарищу по играм в песочнице, оставаться ночевать у бабушки и т.д.

            Вступление в сообщество детей легко переносится ребёнком, если он уже до того привык к контактам с взрослыми и детьми, не принадлежащими к его семье. Это помогает малышу быстрее приспособиться к новым людям и ситуациям.

             Мы советуем родителям, отводя ребёнка в детский сад, каждый раз нежно и спокойно прощаться с ним, а передав его воспитателю, немедленно уходить. Важно, чтобы этот процесс был абсолютно естественен и также естественно воспринимался ребёнком. Необходимо живо интересоваться делами в группе и в тесном контакте с сотрудниками детского учреждения помогать организации воспитательного процесса в нём. Так, следует обращать внимание на соблюдение ребёнком правил личной гигиены, на употребление им вежливых форм речи, на самостоятельность в поступках и при необходимости тренировать определённые навыки у ребёнка.

                         Режим дня ребёнка в выходные дни (за исключением времени пробуждения) не отличался от привычного ритма, так как маленький ребёнок плохо переносит изменения заведённого порядка. Следствием таких изменений могут быть нарушение сна, трудности при засыпании вечером и после обеда. Нарушения сна могут приобрести устойчивый характер, а дефицит сна приведёт к нервозности, беспокойству, повышенной возбудимости, что в итоге повредит развитию ребёнка.

Поведение детей в период адаптации трудно спрогнозировать даже самым внимательным мамам: в их совместном с малышом жизненном опыте никогда не возникало таких затяжных экстремальных ситуаций. Узнав от воспитателей, как вёл себя малыш в группе, родители бывают удивлены, озадачены. Они не знали своего малыша с такой стороны!

По характеру поведения при поступлении в детский сад детей можно условно разделить на три группы.

      Первая группа –это дети, которые резко отрицательно и бурно выражают своё отношение к происходящему: громко плачут, бросаются на пол, царапаются, кусаются, щиплют тех, кто оказывается рядом. Они то просятся на руки к взрослому, то бегут к двери, с яростью расшвыривая предлагаемые игрушки. Устав от бурного проявления протеста, малыш может внезапно уснуть, чтобы через несколько минут с новой энергией продолжить плач до хрипоты. Дети этой группы привыкают в течение 20-30 дней.

        Вторая группа немногочисленная, это дети, которые после расставания с мамой замыкаются, бывают крайне напряжены, насторожены. У них хватает сил только на то, чтобы сделать несколько шагов от порога в сторону и забиться в ближайший угол, отгородившись от всех стулом или столом. Эти дети находятся в крайнем напряжении, еле сдерживают рыдания, не притрагиваются ни к игрушкам, ни к еде. Накормить их хоть чем-то, высадить на горшок очень трудно. Они молчат, не реагируют ни на одно предложение, отворачиваются при попытке вступить с ними в контакт. И только увидев в дверях маму, оживают, устремляются к ней и, уткнувшись в её колени, горько рыдают. Адаптация таких детей длится два-три месяца, протекает очень сложно.

                  Характер и длительность адаптационного периода зависят от индивидуально-типологических особенностей детей. Застенчивые, замкнутые, робкие трудно и болезненно переносят разлуку с мамой, более длительное время привыкают, чаще болеют.

В третью группу  можно выделить коммуникабельных, общительных малышей. Впервые переступив порог детского сада, такой малыш совсем не робеет, здоровается с взрослыми, улыбается и тут же берёт в свои руки инициативу общения с ними. Он сообщает, что пришёл к детям в гости, хотя даже не смотрит в их сторону, а весь устремлён к взрослому. Вся его энергия направлена на презентацию себя как личности. Он спешит рассказать, какие у него дома необыкновенные игрушки, птички, какой у него большой брат. Целый день он рассказывает о своей семье, о том, где успел побывать, что успел повидать. Он с удовольствием демонстрирует свои умения: самостоятельно ест, раздевается и ожидает заслуженной похвалы, хотя лишь попробует еду, а в постели лежит, не выпуская взрослого из поля зрения. Но такая идиллия длится не более двух-трёх дней, на большее у него не хватает объёма информации. Теперь же, увидев издали здание детского сада, он впадает в отчаяние, резко протестует, цепляется за маму, и по стилю поведения не отличается от детей первой группы.

Характер и длительность адаптации зависит от жизненного опыта малыша. Ребёнок из большой семьи умеет выстраивать собственный стиль поведения с каждым членом семьи, и в группе с удовольствием идёт на контакт с незнакомыми ему людьми. Также легко и быстро адаптируются дети, которых родители часто оставляли на попечение соседей, отвозили на недельку погостить у бабушки. Нет проблем с адаптацией у детей, живущих в коммунальных квартирах, общежитиях. Такие дети, попав в группу, сразу же ориентируются на поведение взрослого и по его реакции понимают, что здесь делать можно, а чего нельзя. Им нравится обилие разных помещений и разнообразие игрушек.

Отличается поведение детей, родители которых живут семейным мирком, отгородившись от всего света, их круг общения резко ограничен. Во время прогулок мама обходит стороной шумные детские площадки, опасаясь подхватить какую-нибудь детскую болезнь.

В некоторых семьях папа до ночи на работе, а мама целыми днями один на один со своим малышом. В таких условиях у ребёнка закрепляется симбиотическая связь с матерью: оставшись даже на короткий срок без неё, он впадает в панику. В таких случаях адаптационный период бывает крайне тяжёлым и даже может послужить поводом для формирования детского невроза.

Не имея никакого жизненного опыта, в отрыве от любимого взрослого, в чужой обстановке, ребёнок может быть напуган настолько, что иногда начинает вести себя неадекватно: замолкает, начав говорить; переходит на ползание, если уже начал ходить. Дети не воспринимают речь незнакомого человека, так как им не привычен тембр голоса, дикция. В незнакомой обстановке они ко всему относятся с опасением, отказываются брать ложку, протянуть руку к струе воды и т. д. имеющиеся у них навыки самообслуживания на время исчезают даже в домашних условиях; надолго нарушается характер и длительность сна.

Проходит время (у каждого своё), и адаптационный период заканчивается. Первые положительные изменения можно отметить в стабилизации эмоциональной сферы. Ребёнок быстро успокаивается, расставшись с мамой, всё реже плачет в течение дня. Спокойное состояние приводит к тому, что у малыша появляется аппетит, и он благосклонно принимает помощь взрослого во время обеда, хотя и не всегда съест положенную норму. Со временем он перестаёт плакать при расставании с родителями, адекватно реагирует на предложения взрослого. У него появляются положительные изменения  в поведении: отвечает на вопросы, может заняться игрой. Это свидетельствует о завершении адаптационного периода. Самым последним и значимым показателем окончания адаптационного периода служит спокойный и достаточно длинный сон малыша, как в дневное, так и в ночное время.

Если до поступления малыша в детский сад родители уделяли его воспитанию достаточное внимание и тщательно подготовили его к пребыванию в детском учреждении, то он успешно адаптируется к новым условиям.

                                              Воспитатель МБДОУ  д/с №40     Бутенко И.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые условия-новые решения: дайджест лучшей практики

Еще совсем недавно , сложно было представить, как дошкольное учреждение может работать в полном объёме в дистанционном режиме.Наша команда педагогов, понимая, что перемены неизбежны, быстро включилась...

Как начать разговор с ребёнком по душам и узнать о ребёнке много нового?

какие вопросы следует ребёнку задавать перед сном?...

Адаптация ребёнка к новым условиям.

  Адаптация ребёнка к новым условиям....

Условия успешной адаптации ребенка к новым условиям

В детском саду маленький человечек, попадая в коллектив своих ровесников, вступает с ними в жизненные взаимодействия. Здесь он приобретает опыт общения, понимания других людей, привычку не теряться. Э...