Семинар – практикум для родителей: «Играем – речь развиваем»
консультация (старшая, подготовительная группа)
Цель:
научить родителей создавать условия для проведения артикуляционной гимнастики в домашней обстановке
ориентировать родителей в возрастных нормативах появления звуков речи у детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум для родителей: «Играем – речь развиваем»
Подготовила: учитель-логопед
Шумайлова Е.В.
Цель:
• пропаганда логопедических знаний среди родителей
• научить родителей создавать условия для проведения артикуляционной гимнастики и целенаправленного ротового выдоха в домашней обстановке
• ориентировать родителей в возрастных нормативах появления звуков речи у детей
• показать способы и приёмы проведения артикуляционной гимнастики
• познакомить с правилами проведения артикуляционной гимнастики
Оборудование: столы, стулья, настольные зеркала, ноутбук, интерактивная доска.
Демонстрационный материал: картинки на артикуляционные упражнения, видеоролик, игрушки-самоделки на повышение мотивации к занятиям, развивающие игры на развитие мелкой моторики, литература с комплексами артикуляционной гимнастики, учебная литература.
Раздаточный материал: картинки на артикуляционные уклады, стихотворные тексты к артикуляционным упражнениям, трубочки, дудочки, картинки на ниточках, фасоль, коктейльные трубочки.
В группе организована выставка:
1) научно-методической литературы;
2) развивающих игр, направленных на развитие воздушной струи
3) книги, сборники артикуляционных комплексов в игровой форме, иллюстрации к артикуляционной гимнастике, фотографии различных артикуляционных укладов, рекомендации к проведению артикуляционной и дыхательной гимнастики (этот материал родители могут забрать домой для проведения индивидуальной работы).
Ход мероприятия:
Логопед: Добрый вечер, дорогие родители!
Сегодня на этой встрече в форме проведения беседы-практикума, вы научитесь правильно мотивировать дошкольников на выполнение артикуляционной гимнастики, узнаете о приёмах проведения в домашних условиях с детьми игр, направленных на профилактику речевых нарушений.
Скажите, пожалуйста, что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли мышцы наших рук и ног?
Родители: Выполняем зарядку, занимаемся физкультурой, ходим на массаж.
Логопед: Да, вы правы. В наших щеках, губах, языке тоже есть мышцы. Вот эти мышцы речевого аппарата мы можем тренировать с помощью артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения, которые укрепляют мышцы речевого аппарата, развивают их силу и подвижность.
Давайте освежим в памяти, особенности произношения звуков и слов у детей младшего дошкольного возраста:
• характерно общая смягчённость (жук – зюк, нет – неть)
• замена заднеязычных переднеязычными (к,г, – т,д)
• значительная часть детей не умеет произносить шипящие звуки, ротовые соноры
• сокращение слов (стул- тул)
• перестановки звуков (шляпа – шапля)
• уподобление одного звука другим (сапоги – папаги)
• добавление звуков (ребята – ребятля)
• слияние двух слов (Мария Фёдоровна – Мафеда)
Родители приводят свои примеры несовершенства детской речи
Логопед: Несовершенства детской речи принято считать возрастной закономерностью в этом возрасте, которая изживается сама собой, но есть индивидуальные особенности у детей, которые не дают в полной мере усвоить звуки к 5 годам. В этом возрасте овладение правильным звукопроизношением затрудняется недостаточным развитием моторики речевого аппарата и фонематического слуха, недостаточной устойчивостью нервных связей, сознательного отношения к несовершенствам своего произношения. Вместе с тем, положительными факторами являются: высокая подражательность, стремление к игровым действиям, эмоциональность – вот на эти положительные факторы мы будем делать упор, когда будем заниматься с ребёнком артикуляционной гимнастикой.
Привлечь внимание детей легко, но удержать сложнее, поэтому опираться мы должны на положительные факторы (логопед на мольберте записывает эти основные факторы), когда хотим провести артикуляционную гимнастику.
Сейчас, я хочу вам показать видеоролик, который наглядно вам докажет, что учитывая, эмоциональность детей, стремление к игровым действиям и подражательность взрослым, можно легко привлечь малыша к выполнению необходимых упражнений.
Детям в утреннее время показывали комплекс упражнений на развитие артикуляционной моторики, сопровождая яркими, забавными картинками. Логопед и воспитатель выполняли упражнения и просили детей выполнять упражнения как взрослые. После сна картинки были размещены в группе и ребята в течение вечера подходили и с удовольствием выполняли упражнения, рассказывая воспитателю, как называется данное упражнение.
Логопед: Сейчас, мы с вами выполним артикуляционный комплекс, который подойдёт вашим детям.
Логопед показывает картинки на определённое артикуляционное упражнение, использует стихотворные тексты, сказки, а также пособия «Лягушка» (мягкая игрушка с языком).
Логопед: Прослушайте рекомендации к выполнению артикуляционной гимнастики:
- упражнения выполняются перед зеркалом;
- удерживать нужную позу правильно в течение определённого времени;
- точно выполнять движения;
- желательно проводить каждый день, по 3-5 минут;
- обычно выполняют сидя, так как в этом положении тело не напряжено;
- дети должны хорошо видеть лицо взрослого;
- использовать игровые приёмы, картинки и хорошее настроение.
Логопед предлагает родителям, используя наглядный материал, игровые приёмы попробовать свои силы и показать ребёнку заданное упражнение. После выполнения задания логопед может назвать ошибки, неточности в применении приёмов.
Логопед: Я вам предлагаю следующий способ заинтересовать ребёнка. Повесьте картинку с игровым изображением любого упражнения из артикуляционной гимнастики на холодильник, либо на дверцу шкафа, дверей и т.п, в эмоциональной форме расскажите и покажите движение. На следующий день выполните это упражнение с одним из членов семьи, чтобы видел малыш, как вы упражняетесь. Помня о том, что дети в этом возрасте сильно подражают, то он обязательно подойдёт к вам и попросит вас вместе с ним выполнить данное упражнение. Через несколько дней вы знакомите с новым упражнением.
Логопед: Дорогие мамы и папы, а как вы думаете, что является источником образования звуков?
Родители: Голосовые связки, рот.
Логопед: Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полости рта или носа наружу. Малыши, имеющие ослабленные вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. Проявляя изобретательность и выдумку, вы сможете помочь своему ребёнку выработать длительный ротовой выдох. В возрасте детей от 2 до 4 лет рекомендуем начать с непроизвольных и таких забавных для ребенка игровых упражнений: бумажные фигурки на ниточках, дудочки, губные гармошки, дутье на разные вертушки, комочек ваты сухой и влажный, вырезанные снежинки, пускание мыльных пузырей и другие.
Логопед: А сейчас, я перечислю вам правила проведения упражнений на развитие речевого дыхания:
• не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате
• не заниматься после еды (через 1,5 часа)
• свободная, не стесняющая движений одежда
• не переутомляться, не более 3 минут
Логопед: Давайте подведём итог нашей встречи.
1. Появилось у вас желание проводить дома с ребёнком артикуляционную гимнастику, на формирование длительной целенаправленной воздушной струи;
2. На какие положительные факторы детей младшего возраста вы будете опираться, чтобы заинтересовать их в выполнении заданий.
Мы благодарим вас за участие в беседе-практикуме, надеемся, что вы узнали много интересного, а самое главное, что у вас появилось желание поиграть с детьми в такие игры, которые помогут эффективному развитию речи.
Список литературы
Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
Краузе Е.Н. Логопедия. СПб: КОРОНА принт, 2003.
Епифанова О.В. Логопедия. Волгоград, 2004.
Поваляева М.А. Сказки о весёлом язычке. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/11/picture-606848-1697017409.jpg)
Семинар - практикум для родителей «Играем и развиваемся!»
Данный семинар предназначен для родителей, цель которого создать условия для совместной творческой деятельности детей и родителей с использованием песочной терапии....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/19/picture-247120-1571475098.jpg)
Семинар-практикум для родителей «Играя, развиваем речь детей»
Содержит игры по развитию речи детей в которые можно по играть дома с родителями....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/03/picture-930332-1509680224.jpg)
Семинар - практикум для родителей «Играем и развиваемся!»
С каждым годом увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом и познавательном развитии. При этом у них часто наблюдается заниженный уровень речевого общения, агрессивность, неуме...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/08/picture-274041-1704710896.jpg)
Семинар-практикум для родителей «Играя пальчиками, развиваем речь»
Создание условий для повышения педагогической грамотности родителей о роли развития мелкой моторики рук на развитие речи детей....
Беседа-практикум с родителями "Играем-речь развиваем"
Беседа - практикум с родителями«Играем – речь развиваем»Цель:• пропаганда логопедических знаний среди родителей• научить родителей создавать условия для проведения артикуля...
Семинар практикум для педагогов "играем,речь развиваем"
Рчь -великий дар природы,благодаря которому люди могут общаться....
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/09/picture-1139546-1728458194.jpg)
Семинар-практикум для родителей "Играем, играем - речь развиваем!"
Семинар - практикум для родителей детей младшего дошкольного возраста по развитию диалогического общения в процессе игровой деятельности...