Семинар – практикум для родителей: «Играем – речь развиваем»
консультация (старшая, подготовительная группа)

Цель:

 научить родителей создавать условия для проведения артикуляционной гимнастики  в домашней обстановке

 ориентировать родителей в возрастных нормативах появления звуков речи у детей

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для родителей: «Играем – речь развиваем»

                                                             Подготовила: учитель-логопед

                                       Шумайлова  Е.В.

Цель:

 • пропаганда логопедических знаний среди родителей

 • научить родителей создавать условия для проведения артикуляционной гимнастики и целенаправленного ротового выдоха в домашней обстановке

 • ориентировать родителей в возрастных нормативах появления звуков речи у детей

 • показать способы и приёмы проведения артикуляционной гимнастики

 • познакомить с правилами проведения артикуляционной гимнастики

Оборудование: столы, стулья, настольные зеркала, ноутбук, интерактивная доска.

Демонстрационный материал: картинки на артикуляционные упражнения, видеоролик, игрушки-самоделки на повышение мотивации к занятиям, развивающие игры на развитие мелкой моторики, литература с комплексами артикуляционной гимнастики, учебная литература.

Раздаточный материал: картинки на артикуляционные уклады, стихотворные тексты к артикуляционным упражнениям, трубочки, дудочки, картинки на ниточках, фасоль, коктейльные трубочки.

В группе  организована выставка:

 1) научно-методической литературы;

 2) развивающих игр, направленных на развитие воздушной струи

 3) книги, сборники артикуляционных комплексов в игровой форме, иллюстрации к артикуляционной гимнастике, фотографии различных артикуляционных укладов, рекомендации к проведению артикуляционной и дыхательной гимнастики (этот материал родители  могут забрать домой для проведения индивидуальной работы).

Ход мероприятия:

 Логопед: Добрый вечер, дорогие родители!

Сегодня на этой встрече в форме проведения беседы-практикума, вы научитесь правильно мотивировать  дошкольников на выполнение артикуляционной гимнастики, узнаете о приёмах проведения в домашних условиях с детьми игр, направленных на профилактику речевых нарушений.

Скажите, пожалуйста, что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли мышцы наших рук и ног?

 Родители: Выполняем зарядку, занимаемся физкультурой, ходим на массаж.

 Логопед: Да, вы правы. В наших щеках, губах, языке тоже есть мышцы. Вот эти мышцы речевого аппарата мы можем тренировать с помощью артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика  – это  специальные упражнения, которые укрепляют мышцы речевого аппарата, развивают их силу и подвижность.

Давайте освежим в памяти, особенности произношения звуков и слов у детей младшего дошкольного возраста:

 • характерно общая смягчённость (жук – зюк, нет – неть)

 • замена заднеязычных переднеязычными (к,г, – т,д)

 • значительная часть детей не умеет произносить шипящие звуки, ротовые соноры

 • сокращение слов (стул- тул)

 • перестановки звуков (шляпа – шапля)

 • уподобление одного звука другим (сапоги – папаги)

 • добавление звуков (ребята – ребятля)

 • слияние двух слов (Мария Фёдоровна – Мафеда)

Родители приводят свои примеры несовершенства детской речи

 Логопед: Несовершенства детской речи принято считать возрастной закономерностью в этом возрасте, которая изживается сама собой, но есть индивидуальные особенности у детей, которые не дают в полной мере усвоить звуки к 5 годам. В этом возрасте овладение правильным звукопроизношением затрудняется недостаточным развитием моторики речевого аппарата и фонематического слуха, недостаточной устойчивостью нервных связей, сознательного отношения к несовершенствам своего произношения. Вместе с тем, положительными факторами являются: высокая подражательность, стремление к  игровым действиям, эмоциональность –  вот на эти положительные факторы мы будем делать упор, когда будем заниматься с ребёнком артикуляционной гимнастикой.

Привлечь внимание детей легко, но удержать сложнее, поэтому опираться мы должны на положительные факторы (логопед на мольберте записывает эти основные факторы), когда хотим провести артикуляционную гимнастику.

Сейчас, я хочу вам показать видеоролик, который наглядно вам докажет, что учитывая, эмоциональность детей, стремление к игровым действиям и подражательность взрослым, можно легко привлечь малыша к выполнению необходимых упражнений.

    Детям в утреннее время показывали комплекс упражнений  на развитие артикуляционной моторики, сопровождая яркими, забавными картинками. Логопед и воспитатель выполняли упражнения и просили детей выполнять упражнения как взрослые. После сна картинки были размещены в группе и ребята в течение вечера подходили и с удовольствием выполняли упражнения, рассказывая воспитателю, как называется данное упражнение.

Логопед: Сейчас,  мы с вами выполним  артикуляционный комплекс, который подойдёт вашим детям.

 Логопед показывает картинки на определённое артикуляционное упражнение, использует стихотворные тексты, сказки, а также пособия «Лягушка» (мягкая игрушка с языком).

Логопед: Прослушайте рекомендации к выполнению артикуляционной гимнастики:

 - упражнения выполняются перед зеркалом;

 - удерживать нужную позу правильно в течение определённого времени;

 - точно выполнять движения;

 - желательно проводить каждый день, по 3-5 минут;

 - обычно выполняют сидя, так как в этом положении тело не напряжено;

 - дети должны хорошо видеть лицо взрослого;

 - использовать игровые приёмы, картинки и хорошее настроение.

Логопед предлагает родителям, используя наглядный материал, игровые приёмы попробовать свои силы и показать ребёнку заданное упражнение. После выполнения задания логопед может назвать ошибки, неточности в применении приёмов.

Логопед: Я вам предлагаю следующий способ заинтересовать ребёнка. Повесьте картинку с игровым изображением любого упражнения из артикуляционной гимнастики на холодильник, либо на дверцу шкафа, дверей и т.п, в эмоциональной форме расскажите и покажите движение. На следующий день выполните это упражнение с одним из членов семьи, чтобы видел малыш, как вы упражняетесь. Помня о том, что дети в этом возрасте сильно подражают, то он обязательно подойдёт к вам и попросит вас  вместе с ним выполнить данное упражнение. Через несколько дней вы знакомите с новым упражнением.

Логопед: Дорогие мамы и папы, а как вы думаете, что является источником образования звуков?

 Родители: Голосовые связки, рот.

Логопед: Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полости рта или носа наружу. Малыши, имеющие ослабленные вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. Проявляя изобретательность и выдумку, вы сможете помочь своему ребёнку выработать длительный ротовой  выдох. В возрасте детей от 2 до 4 лет рекомендуем начать с непроизвольных и таких забавных для ребенка игровых упражнений: бумажные фигурки на ниточках, дудочки, губные гармошки, дутье на разные вертушки, комочек ваты сухой и влажный, вырезанные снежинки, пускание мыльных пузырей и другие.

Логопед: А сейчас, я перечислю вам правила проведения упражнений на развитие речевого дыхания:

 • не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате

 • не заниматься после еды (через 1,5 часа)

 • свободная, не стесняющая движений одежда

 • не переутомляться, не более 3 минут

Логопед: Давайте подведём итог нашей встречи.

1. Появилось у вас желание проводить  дома с ребёнком артикуляционную гимнастику,  на формирование длительной целенаправленной воздушной струи;

 2. На какие положительные факторы детей младшего возраста вы будете опираться, чтобы заинтересовать их в выполнении заданий.

Мы благодарим вас за участие в беседе-практикуме, надеемся, что вы узнали много интересного, а самое главное, что  у вас появилось желание поиграть с детьми в такие игры, которые помогут эффективному развитию речи.

Список литературы

 Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребёнок  учится говорить. Пальчиковый игротренинг. Екатеринбург: У-Фактория, 2004.

 Краузе Е.Н. Логопедия. СПб: КОРОНА принт, 2003.

 Епифанова О.В. Логопедия. Волгоград, 2004.

 Поваляева М.А. Сказки о весёлом язычке. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для родителей «Играем и развиваемся!»

Данный семинар предназначен для родителей, цель которого создать условия для совместной творческой деятельности детей и родителей с использованием песочной терапии....

Семинар-практикум для родителей «Играя, развиваем речь детей»

Содержит игры по развитию речи детей в которые можно по играть дома с родителями....

Семинар - практикум для родителей «Играем и развиваемся!»

С каждым годом увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом и познавательном развитии. При этом у них часто наблюдается заниженный уровень речевого общения,  агрессивность, неуме...

Семинар-практикум для родителей «Играя пальчиками, развиваем речь»

Создание условий для повышения педагогической грамотности родителей о роли развития мелкой моторики рук на развитие речи детей....

Беседа-практикум с родителями "Играем-речь развиваем"

Беседа - практикум с родителями«Играем – речь развиваем»Цель:• пропаганда логопедических знаний среди родителей• научить родителей создавать условия для проведения артикуля...

Семинар практикум для педагогов "играем,речь развиваем"

Рчь -великий дар природы,благодаря которому люди могут общаться....

Семинар-практикум для родителей "Играем, играем - речь развиваем!"

Семинар - практикум для родителей детей младшего дошкольного возраста по развитию диалогического общения в процессе игровой деятельности...