Беседа-практикум с родителями "Играем-речь развиваем"
консультация

Беседа - практикум с родителями

«Играем – речь развиваем»

Цель:
• пропаганда логопедических знаний среди родителей
• научить родителей создавать условия для проведения артикуляционной гимнастики и целенаправленного ротового выдоха в домашней обстановке
• ориентировать родителей в возрастных нормативах появления звуков речи у детей
• показать способы и приёмы проведения артикуляционной гимнастики
• познакомить с правилами проведения артикуляционной гимнастики

Оборудование: столы, стулья, настольные зеркала, DVD-проигрыватель, телевизор
Демонстрационный материал: картинки на артикуляционные упражнения, видеоролик, игрушки-самоделки на повышение мотивации к занятиям, развивающие игры на развитие мелкой моторики, литература с комплексами артикуляционной гимнастики, учебная литература.
Раздаточный материал: картинки на артикуляционные уклады, стихотворные тексты к артикуляционным упражнениям, трубочки, дудочки, картинки на ниточках, фасоль, коктейльные трубочки.

В зале организована выставка:
1) научно-методической литературы;
2) развивающих игр, направленных на развитие воздушной струи
3) книги, сборники артикуляционных комплексов в игровой форме, иллюстрации к артикуляционной гимнастике, фотографии различных артикуляционных укладов, рекомендации к проведению артикуляционной и дыхательной гимнастики (этот материал родители  могут забрать домой для проведения индивидуальной работы).

Столы в зале расставлены полукругом, на столах разложен раздаточный материал. В центре стоит детский стол, детские стульчики, настольные зеркала.

Ход мероприятия:
Логопед: Добрый вечер, дорогие родители!

Сегодня на этой встрече в форме проведения беседы-практикума, вы научитесь правильно мотивировать младших дошкольников на выполнение артикуляционной гимнастики, узнаете о приёмах проведения в домашних условиях с маленькими детьми игр, направленных на профилактику речевых нарушений. Нам будут помогать дети подготовительных групп.

Скажите, пожалуйста, что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли мышцы наших рук и ног?
Родители: Выполняем зарядку, занимаемся физкультурой, ходим на массаж.
Логопед: Да, вы правы. В наших щеках, губах, языке тоже есть мышцы. Вот эти мышцы речевого аппарата мы можем тренировать с помощью артикуляционной гимнастики.Артикуляционная гимнастика  – это  специальные упражнения, которые укрепляют мышцы речевого аппарата, развивают их силу и подвижность.

Давайте освежим в памяти, особенности произношения звуков и слов у детей младшего дошкольного возраста:
• характерно общая смягчённость (жук – зюк, нет – неть)
• замена заднеязычных переднеязычными (к,г, – т,д)
• значительная часть детей не умеет произносить шипящие звуки, ротовые соноры
• сокращение слов (стул- тул)
• перестановки звуков (шляпа – шапля)
• уподобление одного звука другим (сапоги – папаги)
• добавление звуков (ребята – ребятля)
• слияние двух слов (Мария Фёдоровна – Мафеда)

Родители приводят свои примеры несовершенства детской речи
Логопед: Несовершенства детской речи принято считать возрастной закономерностью в этом возрасте, которая изживается сама собой, но есть индивидуальные особенности у детей, которые не дают в полной мере усвоить звуки к 5 годам. В этом возрасте овладение правильным звукопроизношением затрудняется недостаточным развитием моторики речевого аппарата и фонематического слуха, недостаточной устойчивостью нервных связей, сознательного отношения к несовершенствам своего произношения. Вместе с тем, положительными факторами являются: высокая подражательность, стремление к  игровым действиям, эмоциональность –  вот на эти положительные факторы мы будем делать упор, когда будем заниматься с ребёнком артикуляционной гимнастикой.

Привлечь внимание маленьких детей легко, но удержать сложнее, поэтому опираться мы должны на положительные факторы (логопед на мольберте записывает эти основные факторы), когда хотим провести артикуляционную гимнастику.

Сейчас, я хочу вам показать видеоролик, который наглядно вам докажет, что учитывая, эмоциональность детей, стремление к игровым действиям и подражательность взрослым, можно легко привлечь малыша к выполнению необходимых упражнений.

Показ видеоролика, съёмка которого проходила во второй младшей группе. Детям в утреннее время показывали комплекс упражнений  на развитие артикуляционной моторики, сопровождая яркими, забавными картинками. Логопед и воспитатель выполняли упражнения и просили детей выполнять упражнения как взрослые. После сна картинки были размещены в группе и малыши в течение вечера подходили и с удовольствием выполняли упражнения, рассказывая воспитателю, как называется данное упражнение.

Логопед: Сейчас, с помощью детей подготовительных к школе групп мы покажем вам, какой артикуляционный комплекс подойдёт вашим детям.
Логопед показывает картинки на определённое артикуляционное упражнение, использует стихотворные тексты, сказки, а также пособия «Лягушка» (мягкая игрушка с языком), «Собака Найда» (варежка, как модель ротовой полости).

Логопед: Прослушайте рекомендации к выполнению артикуляционной гимнастики:
- упражнения выполняются перед зеркалом;
- удерживать нужную позу правильно в течение определённого времени;
- точно выполнять движения;
- желательно проводить каждый день, по 3-5 минут;
- обычно выполняют сидя, так как в этом положении тело не напряжено;
- дети должны хорошо видеть лицо взрослого;
- использовать игровые приёмы, картинки и хорошее настроение.

Логопед предлагает родителям, используя наглядный материал, игровые приёмы попробовать свои илы и показать ребёнку заданное упражнение. После выполнения задания логопед может назвать ошибки, неточности в применении приёмов.

Логопед: Я вам предлагаю следующий способ заинтересовать ребёнка. Повесьте картинку с игровым изображением любого упражнения из артикуляционной гимнастикина холодильник, либо на дверцу шкафа, дверей и т.п, в эмоциональной форме расскажите и покажите движение. На следующий день выполните это упражнение с одним из членов семьи, чтобы видел малыш, как вы упражняетесь. Помня о том, что дети в этом возрасте сильно подражают, то он обязательно подойдёт к вам и попросит вас  вместе с ним выполнить данное упражнение. Через несколько дней вы знакомите с новым упражнением.

Логопед: Дорогие мамы и папы, а как вы думаете, что является источником образования звуков?
Родители: Голосовые связки, рот.

Логопед: Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полости рта или носа наружу. Малыши, имеющие ослабленные вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. Проявляя изобретательность и выдумку, вы сможете помочь своему ребёнку выработать длительный ротовой  выдох. В возрасте детей от 2 до 4 лет рекомендуем начать с непроизвольных и таких забавных для ребенка игровых упражнений: бумажные фигурки на ниточках, дудочки, губные гармошки, дутье на разные вертушки, комочек ваты сухой и влажный, вырезанные снежинки, пускание мыльных пузырей и другие.

Дети подготовительной группы выполняют необходимые упражнения.

Логопед: А сейчас, я перечислю вам правила проведения упражнений на развитие речевого дыхания:
• не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате
• не заниматься после еды (через 1,5 часа)
• свободная, не стесняющая движений одежда
• не переутомляться, не более 3 минут

Логопед: Давайте подведём итог нашей встречи.

1. Появилось-ли у вас желание проводить  дома с ребёнком артикуляционную гимнастику,  на формирование длительной целенаправленной воздушной струи;
2. На какие положительные факторы детей младшего возраста вы будете опираться, чтобы заинтересовать их в выполнении заданий.

Мы благодарим вас за участие в беседе-практикуме, надеемся, что вы узнали много интересного, а самое главное, что  у вас появилось желание поиграть с детьми в такие игры, которые помогут эффективному развитию речи.

Список литературы
Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребёнок  учится говорить. Пальчиковый игротренинг. Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
Краузе Е.Н. Логопедия. СПб: КОРОНА принт, 2003.
Епифанова О.В. Логопедия. Волгоград, 2004.
Поваляева М.А. Сказки о весёлом язычке. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Аспекты взаимодействия учителя-логопеда и семьи по речевому развитию учитель-логопед Лебедева Г.А. «Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный курс учительской жизни» (К.Д.Ушинский)

Слайд 2

логопед семья педагоги ДОУ Модель взаимодействия в коррекционно-образовательном пространстве Медицин ский персонал

Слайд 3

активность + осознанность + самостоятельность + компетенция Мой ДЕВИЗ в работе с родителями : МЫ ГОТОВЫ РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ С ВАМИ, НО НЕ ВМЕСТО ВАС! формула

Слайд 4

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" 2.11. Общий объем обязательной части Программы рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на: ….; …; взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 2.12. Общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, которая должна быть реализована в группах компенсирующей и комбинированной направленности, рассчитывается с учетом направленности программы, в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на: …; …; …; взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 5

Цель : использование различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и семьи как способа повышения качества коррекционно-образовательной деятельности. Задачи: 1. Разработать и внедрить в практику работы модель взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей с речевой патологией в коррекционно-образовательном процессе. 2. Систематизировать практический материал по работе с семьей.

Слайд 6

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ Информационно- аналитический блок Блок коррекционно-педагогического просвещения Блок привлечения родителей в коррекционно-образовательный процесс

Слайд 7

Информационно-аналитический блок Тестирование и анкетирование родителей «Эффективность работы по речевому развитию», «Речевые проблемы – они есть или их нет?» и др. Сбор анамнестических данных Индивидуальные беседы Дни открытых дверей Рекламные проспекты «День за днём», «Дополнительные услуги, предоставляемые ДОУ» и др.

Слайд 8

Блок коррекционно-педагогического просвещения Выступления на родительских собраниях Открытые логопедические занятия Информационные стенды Папки-передвижки, буклеты, шпаргалки Журнал «ЛОГОРАДУГА» с видео приложением Страничка «Для Вас, родители!» на сайте ДОУ Библиотека- передвижка Лекции, конференции Логопедические пятиминутки

Слайд 9

Блок привлечения родителей в коррекционно-образовательный процесс Видео-журнал ребенка «Ступеньки к успеху» Педагогическая гостиная Фотосессии, фоторепортажи «Умные пальчики», «Волшебный мир игры» и др. Семинары- практикумы «Весёлый калейдоскоп движений», «Скоро в школу!» и др. Выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями Почта доверия «У меня вопросы есть!» Индивидуальная тетрадь «Советуем выполнить дома» Плакаты: «Коллаж интересов», «Все обо мне» и др.

Слайд 10

«Педагогическая гостиная для родителей детей старшего дошкольного возраста» Цель: внедрение и распространение педагогических знаний о воспитании и речевом развитии детей старшего дошкольного возраста среди родителей через организацию современных видов работы с родителями воспитанников. Задачи: 1. Реконструктировать, оптимизировать детско-родительские отношения. 2. Оказать консультативно-методическую помощь родителям в речевом развитии и воспитании детей. 3. Побуждать к осознанной деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье. 4. Повысить логопедическую культуру родителей. 5. Приобщать родителей к участию в жизни детского сада, через поиск и внедрение наиболее современных и эффективных форм работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа-практикум "Играем - речь развиваем"

Пропаганда логопедических знаний среди родителей....

Беседа-практикум, нетрадиционное занятие с родителями средней группы

Беседа- практикум:                             «После любви, дисциплина – это лучший подарок, который мы мо...

Беседа – практикум по теме: «Здоровье ребенка в ваших руках» для родителей воспитанников подготовительной группы

Беседа – практикум по теме: «Здоровье ребенка в ваших руках» для родителей воспитанников подготовительной группы...

Беседа-практикум "Балалайка-душа русского народа"

Беседа – практикум «Балалайка – душа русского народа» Цель:- Развитие музыкальных способностей через игру на шумовых инструментах.Задачи: развивать эмоциональную...

«Беседа – практикум о пользе зарядки» 2 младшая группы

Систематизация знаний детей о пользе ежедневной зарядки для укрепления здоровья, о закаливании организма, о значении правильной осанки, гигиенических навыков; потребности заниматься физической культур...

Беседа-практикум для педагогов «Использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников»

Беседа-практикум для педагогов«Использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников»...

Беседа-практикум с родителями. САМЫЕ ДОРОГИЕ ЛЮДИ.

В три - четыре года некоторые дети путают родовые понятия. Знакомо это и тем, кто общается с еще не усвоившими русский язык детьми других национальностей. Но даже если у ребенка не было, и нет такой п...