Реализация современных подходов и основных форм работы по преемственности между начальной школой и дошкольном уровне согласно требованиям ФГОС ДО
статья (подготовительная группа)

Черёмухина Светлана Юрьевна
 Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.
          Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика.            

Скачать:


Предварительный просмотр:

       «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком» - говорил Л.С.Выготский.

        По определению выдающегося детского психолога Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он считал, что дети 3–10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Стандарты ФГОС НОО и ФГОС ДО являются важными документами для продвижения в решении данной проблемы. Именно с выходом стандартов было положено начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования.

      Преемственность - понимается как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. При этом дошкольное образование обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальное общее образование, используя опыт дошкольного образования, способствует дальнейшему личностному становлению ребенка.                                                                       Преемственность между дошкольным образованием и начальным общим образованием осуществляется:                                                                                                                                                                      - по содержанию обучения и воспитания;                                                                                                                                              - по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы.

          Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.

          Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика.                                                                                                                         Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге.

          В законе «Об образовании в РФ» обозначено, что образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными (статья 63), а образование – непрерывным. Преемственность обеспечивается прежде всего федеральными государственными образовательными стандартами ДО и НОО. Вопросы преемственности в содержании и методологии данных документов особенно актуальны для воспитателей и учителей начальных классов.

         Ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, потом впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент – «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений.

          В основу ФГОС ДО и ФГОС НОО положена единая теоретическая основа - системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную познавательную деятельность детей; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

          Цели ФГОС НОО являются как бы продолжением целей, поставленных ФГОС ДО. Таким образом, детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.

            Образование и в ДОУ, и в начальной школе несет развивающий характер, с учетом ведущих видов деятельности и форм общения, разнообразных особенностей детей. Пять образовательных областей, обозначенных в ФГОС дошкольного образования имеют прямую проекцию на предметы основной образовательной программы начального общего образования.

            Если мы обратимся к портрету выпускника ДОУ, то увидим, что по основным позициям он совпадает с портретом выпускника начальной школы. Педагоги формируют у детей одни и те же качества личности.

          Несомненно, преемственность − двухсторонний процесс. С одной стороны − дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное, как писал Н.Н. Подъяков, сохраняет «радость детства». С другой − школа как преемник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника (а, значит действительно знает о реальных достижениях дошкольного детства) и развивает (а не игнорирует) накопленный им потенциал.

        Основная задача детского сада заключается в формировании у детей предпосылок универсальных учебных действий. «Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования» (выдержка из ФГОС ДО)

         Работая над проблемой преемственности между дошкольным воспитанием и школьным обучением, педагогические коллективы ДОУ и школы решают основные задачи взаимодействия:

  • Реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный, последовательный перспективный характер;
  • Обеспечение условий, направленных на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка;
  • Создание единой стратегии в работе с родителями;
  • Обеспечение профессионального роста педагогов.

Основными объектами работы по преемственности были:

  • Методическая и психолого-педагогическая работа;
  • Работа с родителями;
  • Воспитательная работа (связь детских коллективов).

      Сотрудничество осуществляется на уровне планирования работы, анализа содержания программ и проведения методических и практических мероприятий. В плане работы указываются формы сотрудничества и их содержание, намечаются сроки выполнения и ответственные за их выполнение.

        Наиболее оптимальным вариантом для решения проблемы преемственности между ДОУ и школой, нашему мнению, является создание единого комплекса «Детский сад – школа». На каждый учебный год составляется план «Мероприятия и направления деятельности по обеспечению преемственности дошкольного и школьного образования». План согласовывается и утверждается директором школы и заведующей ДОУ. В плане предусмотрена работа администрации ДОУ и МБОУ, воспитателей, учителей 1 классов,

         В своей работе мы использовали многие из перечисленных форм взаимодействия для обеспечения преемственности. Мною была оказана методическая помощь в оформлении тематических выставок для родителей ДОУ «Скоро в школу», «Готовим руку к письму» и др. Я была участником совместного родительского собрания в ДОУ «Что должен знать и уметь будущий первоклассник», посетила серию уроков Ивановской СОШ в первом классе по математике, по русскому языку и чтению. В группе изготовили  сюжетную игру «Школа», где дети не просто играют, но и обучаются основам поведения в школе, узнают предметы и чему на них учат.

         Таким образом, можно сделать вывод о том, что преемственность – это обеспечение согласования между результатами в подготовке и развитии личности ребенка на разных образовательных ступенях. Решить проблему преемственности можно лишь при условии реализации единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Именно такое понимание преемственности позволяет реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.

           Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее имя – педагог.

           Только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать для ребенка переход из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным.

                   

                   

Библиографический список

1. Должикова Р. А. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе./ Р.А.Должикова, Г. М. Федосимов, - М, 2008.- 126 с.

2. Гасанова Р.Х. Преемственность ФГТ и ФГОС в системе дошкольного и начального общего образования. /Гасанова Р.Х., Пичугин С.С. // Начальная школа плюс: До и После. – 2013. - №2.- с. 71-74.

3. Миронов А.В. ФГТ и ФГОС: преемственность дошкольного и школьного образования.//Начальная школа плюс: До и После. – 2012. - №11.- с.65-67.

4. Мурзина Н.П. Детский сад – семья – школа и образовательные стандарты (О проблемах преемственности во взаимодействии педагогов и родителей). // Начальная школа плюс: До и После. – 2012. - №3- с. 7-12.

5. ФГОС - Федеральные государственные образовательные стандарты. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 25.02.2020)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение                                  «Ивановская СОШ Оренбургского района Оренбургской области»

                                      Семинар

Тема:  Реализация современных подходов и основных форм работы по преемственности между начальной школой и дошкольном уровне согласно требованиям ФГОС ДО»

                                                             Подготовила и провела: Черемухина С.Ю.

Высшая квалификационная категория

2024


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС ДО

Реализация задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС ДО...

Консультация для воспитателей "Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС ДО".

Консультация "Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошколного возраста согласно требованиям ФГОС ДО" предназначена для воспитателей ДОУ. Данная консультация  поможет ...

Реализация задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС ДО

Реализация задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС ДО...

«Реализация задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС ДО»

laquo;Реализация задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС ДО»...

Реализация задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС ДО

Реализация задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС ДО...

"Реализация задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС ДО (из опыта работы воспитателя)»

Реализация задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста согласнотребованиям ФГОС ДО (из опыта работы воспитателя)»...

"Реализация задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС (из опыта работы)

В данной статье рассказывается о том, как реализуются задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста, в условиях дома ребенка....