"Реализация задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС ДО (из опыта работы воспитателя)»
методическая разработка (младшая группа)

Галина Авивовна Саврухина
 
Реализация задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста согласно
требованиям ФГОС ДО (из опыта работы воспитателя)»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_dou_1.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста согласно

требованиям ФГОС ДО (из опыта работы воспитателя)»

 Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской ) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены следующие основные принципы:

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность  детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

В Стандарте учитываются:

1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

2) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

Основные принципы дошкольного образования:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

Основоположником отечественной дошкольной психологии А. В. Запорожцем была сформулирована концепция амплификации детского развития. Это означает, что не нужно вкладывать в ребенка знания, не соответствующие его возрасту, а наоборот нужно давать ребенку развиваться в соответствии с возрастом.

Например, не нужно учить ребенка читать в два года, потому что ему в этом возрасте ему полезнее услышать сказку от родителей, а не прочесть ее самому.

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом

Воспитатель должен знать индивидуальные особенности каждого воспитанника и учитывать их в своей работе. Индивидуальный подход к ребенку с учетом особенностей нервной системы, уровня физического и умственного развития, сложившихся привычек, реакций на окружающее, на приемы педагогического воздействия необходим для полноценного развития малыша, для его хорошего самочувствия и жизнерадостного настроения.

У каждого ребенка свой темп развития с учетом его темперамента, характера, психических особенностей (речь, мышление, восприятие, память…)

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

Сегодня дошкольным образовательным учреждениям предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную систему работы. Понимание роли педагога как транслятора знаний в прошлом. Главное сегодня – выявление и развитие способностей каждого воспитанника, формирование у дошкольников широкого круга компетенций. В рамках ФГОС ребенок должен участником образовательных отношений на основе взаимодействия, сотрудничества как между собой, так и со взрослыми.

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

инициатива –почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях. Инициативность определяется, как  характеристика деятельности, поведения и личности человека, означающая способность действовать по внутреннему побуждению.

 5) сотрудничество Организации с семьей; триединая модель образовательного процесса: педагог- ребенок - родитель. Только через сотрудничество с семьей, через партнерские взаимоотношения можно полноценно выстраивать образовательную деятельность, решать образовательные задачи.

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Так в Федеральных государственных образовательных стандартах прописано, что для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) – являются основными виды деятельности:

  • игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,
  • коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
  • познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),
  • восприятие художественной литературы и фольклора,
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
  • конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
  • изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
  • музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
  • двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

Стандарт направлен на решение следующих задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС ДО

Реализация задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС ДО...

Реализация задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС ДО

Реализация задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС ДО...

«Реализация задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС ДО»

laquo;Реализация задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС ДО»...

Реализация задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС ДО

Реализация задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС ДО...

"Реализация задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС (из опыта работы)

В данной статье рассказывается о том, как реализуются задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста, в условиях дома ребенка....