Мастер-класс с родителями "Игры и упражнения с песком"
материал
Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Песочная игра – самый органичный, привычный и хорошо знакомый для ребенка способ выразить свои переживания, чувства, эмоции, исследовать мир, выстраивать отношения. Песочная терапия отлично развивает мелкую моторику и зрительную координацию, тактильную чувствительность и всю познавательную сферу ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей «Игры-упражнения с песком»
Цель и задачи:
- дать определение песочной терапии;
- познакомить родителей с песочной арт-терапией, как методом развивающей и обучающей деятельности детей младшего дошкольного возраста;
-познакомить родителей с играми, используемыми на занятиях по развитию эмоциональной и познавательной активности, а также в коррекции психологических проблем;
- научить родителей наблюдать за ребёнком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться;
- расширить контакт между педагогами и родителями;
- повысить педагогическую культуру родителей.
Оборудование: педагогическая песочница, игрушки для песочной терапии, влажные салфетки, природный и бросовый материал, трубочки для коктейля. Планшеты для рисования сделанные из коробок.
Ход мастер-класса:
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада нашей встрече, сегодня я вам покажу мастер-класс работы с детьми в песке.
Что такое песок знают и малыши, и взрослые. Это замечательный материал для детского творчества на занятиях и досуге.
Давайте, вспомним, когда вы были маленькими. Как вы любили летом на берегу или просто в песочнице играть с песком и водой. Как интересно было строить пирамиды и замки, облеплять их ракушками, разноцветными камушками и стёклышками, чтоб они были самыми красивыми на свете! Или просто «печь» пирожки из песка. Как копать в песке ямки и туннели, пытаясь добраться до воды. И как вас невозможно было оторвать от этого занятия?
И эти игры с песком так и остались с нами, тёплым местечком в душе, как воспоминания детства, беспечного и безопасного.
Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песок, проводя развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира.
Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка, улучшает самочувствие. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития. Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт большой образовательный и воспитательный эффект, нежели чем стандартные приёмы обучения.
Игры с песком хороши своей универсальностью. Для ребенка любого возраста найдется интересная песочная игра. Особое обаяние, присущее песку как игровому материалу, привело к рождению отдельного метода психотерапии - песочная терапия. Но магия песка и сама по себе оказывает нужное воздействие.
Положительные эффекты игр с песком:
- развитие мелкой моторики (при манипуляциях с мелкими предметами, фигурками, песком);
- развитие творческого потенциала, фантазии (ребенок придумывает целый мир на песке);
- развитие речи (игра часто сопровождается комментариями, историями, воображаемыми диалогами);
- развитие целенаправленного действия (создаю план-реализую задумку);
- развитие коммуникативных и социальных навыков (когда ребенок играет не один, он взаимодействует с партнерами по игре);
- развитие и гармонизация эмоциональной сферы (в игре находят воплощение волнующие ребенка ситуации, что дает эмоциональную разрядку);
- балансировка психических процессов (возбужденных успокаивает, вялых активизирует);
- по мнению эзотериков, песок имеет способность «заземлять» негативную энергию.
Прикасаясь к песку, Вы почувствуете его тепло, его текучесть, его движение. Игры с песком - отличный способ расслабиться. Погружение в приятное текучее состояние спокойного творчества, соприкосновение с природной материей снимает стресс, напряжение, страхи.
Песок – это дар природы, каждая песчинка содержит в себе лучик солнца, дуновение ветерка и капельку росы, поэтому этот материал так привлекает ребёнка. Это доступный материал для каждого.
Сегодня я хочу вас научить играть с ребёнком в песочек.
Каждое наше занятие – игра начинается с ритуала входа в песочную страну:
В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди.
Песочная Фея, приди!
(ритуал «входа» в Песочную страну).
Затем мы здороваемся с песочком, дети кладут руки на песок и произносят слова приветствия:
Здравствуй песочек, сыпучий и прохладный,
Ты - наш дружочек, играть с тобой приятно!
(Ритуал приветствия с песком).
Повторяем правила игры с песком:
Здесь нельзя кусаться, драться!
И нельзя песком кидаться!
Можно строить и творить,
И друзей своих любить!
Ну, а после игр милых
Вымыть руки нужно с мылом!
(Ритуал повторения правил поведения в песочнице
Нас в Песочной стране встречает Песочная Фея (хозяйка Песочной страны, потом начинается «игра»). Сегодня мы с вами попробуем поиграть в некоторые игры с песком. (Родители подходят к песочнице с сухим песком.)
Упражнение «Чувствительные ладошки».
Положите ладони на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает песок? Погладьте песок между ладоней. Поиграйте на поверхности песка, как на пианино.
Упражнение «Песочный ветер».
В Песочной стране дует сильный ветер. Попробуйте, дуя в трубочку сдувать песок с ладошки. Каждый из вас сделает маленький ветерок. Выдуть из трубочки букву, с которой начинается ваше имя.
Дети учатся дышать через трубочку, не затягивая в неё песок. Можно выдувать углубления, ямки на поверхности песка, выдувать изучаемую букву, цифру или рисовать.
Игра «Картина из загадок». (в индивидуальных планшетах)
Предлагаю вам разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке, так чтобы получилась картина, т. е. надо рисовать так, чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они обычно должны находиться.
Жёлтая тарелка на небе висит.
Жёлтая тарелка всем тепло дарит (солнце)
Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.
Собрались овечки у небесной речки (облака)
Как над речкой, над рекой
Появился вдруг цветной
Чудо мостик подвесной (радуга)
Течёт, течёт - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит (речка)
Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зелёной выйдет к свету,
Растёт, цветёт всё лето.
Коровам без неё - беда:
Она их главная еда (трава)
Игра «Ориентировка в песочнице» (В индивидуальных планшетах)
У песочницы есть верх, низ, правая и левая сторона и два угла: левый верхний и левый нижний, правый верхний и правый нижний. Чтобы ребёнок научился легко в ней ориентироваться проведите несколько игр.
Нужно разложить игрушки по разным сторонам песочницы и попросить ребенка назвать, например: что лежит вверху песочницы, что внизу, что в правом нижем углу, что посередине и т.д.
Рисование.
Вот посмотрите, как мы начинаем рисовать с детьми:
- первое – это рисуем прямые линии, потом волнистые линии, но чтобы было интересно рисовать сделаем ребёнку кораблик.
- рисуем одним пальчиком, всеми пальчиками в разных направлениях.
- дальше изучаем эталоны длины. Сглаживаем поверхность, и предложить сделать дорожку для игрушки – широкую (всей ладошкой) узкую, длинную или короткую. Можно эти дорожки сравнить.
- теперь рисуем лесенку (ступенька, ещё одна, ещё.) вот наша игрушка пошла по ступенькам. Можно посчитать ступеньки.
- следующий этап нашей работы, когда дети научились рисовать дорожки, лесенки, волнистые и прямые линии
Также можно, ни чего не предлагать ребёнку, а просто разгладить поверхность и предложить нарисовать много шариков. Ребёнок упражняет руку, потом он и карандашом будет хорошо рисовать округлые формы.
Создание своей композиции.
Композиция
Предлагаю вам создать свою композицию (2 мин). Как вы назовёте композицию, которая у вас получилась? По желанию расскажите о чувствах, которые вызывает у вас композиция? Хочется ли что-нибудь изменить?
Итог мастер - класса
Вам понравилось играть с песком? Какие эмоции вы получили?
Что показалось наиболее интересным? Что показалось трудным?
Сегодня я показала вам лишь несколько песочных игр, в которые вы родители можете поиграть с ребёнком. Ещё несколько игр я вам приготовила в буклетах. Вы дома сами ознакомитесь с ними. (раздаю буклеты)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/02/picture-558189-1420227767.jpg)
Песочная игротерапия. Презентация. Мастер класс участника конкурса "Воспитатель года". "Изготовление цветного песка". Поделки из цветного песка с детьми 4-7 лет.
Презентация. Мастер класс участника конкурса "Воспитатель года". "Изготовление цветного песка"ПЕСОЧНАЯ ИГРОТЕРАПИЯИгры с песком, аппликация из цветного песка, насыпание цветного песка в сосуды ("насып...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/16/picture-595049-1424111891.jpg)
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игровая деятельность с песком в развитии и коррекции речи. Путешествие в морские глубины"
Представлен проект, представляющий собой синтез познавательных игр с песком и технологии ТРИЗ-РТВ, служащийдля создания положительного эмоционального настроя в выполнении заданий, развития...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/11/picture-1055937-1536694180.jpg)
Мастер-класс для родителей . «Игры и упражнения с кинетическим песком»
Кинетический песок помогает развитию моторики. Кинетический песок — идеальный сенсорный материал для детей, которым необходимы новые тактильные ощущения....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/27/picture-1108230-1548568125.jpg)
Мастер- класс для педагогов и родителей «Рисуем на песке»
Мастер- класс для педагогов и родителей «Рисуем на песке»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/15/picture-666972-1442321642.jpg)
Мастер-класс для родителей . «Игры и упражнения с кинетическим песком»
Мастер-класс для родителей.«Игры и упражнения с кинетическим песком»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/26/picture-353613-1385487336.jpg)
Мастер-класс "Формирование сенсорных способностей посредством игр с песком и водой"
Знакомство со свойствами воды и песка...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/16/picture-798314-1466102080.jpg)
Мастер – класс для педагогов «Развивающие игры с кинетическим песком» (Использование инновационной арт – терапевтической техники).
Задачи: Знакомство с кинетическим песком и его свойствами; организация игр и упражнений с кинетическим песком по их целевому назначению в образовательной деятельности....