Консультация "Музыкальное развитие детей раннего дошкольного возраста"
консультация
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей по музыкальному воспитанию детей
"Музыкальное развитие детей раннего дошкольного возраста"
Подготовила:
Долгова Е.И.
музыкальный руководитель
Практика работы с детьми раннего возраста показала, что уже на первом году жизни малыши любят слушать детские песенки, в исполнении которых затем принимают посильное участие: проговаривают простые слова или слоги, звукоподражания, подпевают поющему взрослому.
А в возрасте 2 года и 6 месяцев дети могут подпевать отдельные строчки песенки, достаточно верно передавая общее направление мелодии. Если мама не только поет, но и аккомпанирует себе на музыкальном инструменте, то малыш внимательно будет слушать и музыкальное вступление песни, и проигрыш. Маленькие дети с большим интересом слушают, а затем и узнают знакомые мелодии песен. Даже на первом году жизни малыш, услышав колыбельную, которую мама напевает без текста, узнает музыку и выражает это действием: обнимает себя (или куклу) двумя руками, слегка раскачивается из стороны в сторону. Но вот мама запела другую мелодию – плясовую. Малыш сразу начинает плясать: хлопает в ладоши, поворачивает кисти рук, слегка подняв их. Но вот опять без пауз мама запела колыбельную – малыш тут же действует в характере музыки. Так он слушает музыку, понимает ее и радуется: мамочка рядом, играет с ним, поет. Мама тоже довольна: «Как хорошо мы поиграли с моим Ванечкой!» Радость мамы передается ребенку и усиливает его желание повторить игру, в которой он проявил свое понимание музыки – колыбельной и плясовой. Малыш растет. Все больше и больше он любит музыку, все лучше слушает ее. Уже можно поиграть так. Мама и малыш сидят напротив друг друга. На мелодию песни «Во поле береза стояла» мама поет:
Тихо мы в ладошки ударяем,
Тихо мы в ладошки ударяем.
Люли, люли, ударяем,
Люли, люли, ударяем.
(Мама и малыш негромко хлопают в ладоши.)
Громко мы в ладоши ударяем,
Громко мы в ладоши ударяем.
Люли, люли, ударяем,
Люли, люли, ударяем.
(Мама и малыш хлопают в ладоши громче.)
Через несколько дней мама по-разному напевает только мелодию песни (без подсказывающих слов «тихо», «громко») – первый куплет тихо, второй громко. Проходит еще несколько дней, и мама перестает хлопать – ребенок самостоятельно хлопает, ориентируясь на силу звучания мелодии. Такие игры акцентируют внимание детей на оттенках звучания музыки.
Каждый день приобщайте ребенка к музыке, играя с ним, доставляя ему радость. Учите малыша плясать: хлопать, топать, переступать с ноги на ногу; подняв руки, поворачивать кисти рук; делать полуприседания – «пружинку». К трем годам включайте в пляску более сложные совмещенные движения. Учите ребенка одновременно притопывать ногой и хлопать в ладоши, кружиться и, подняв руки, вращать ими. Если при этом звучит яркая плясовая (лучше народная), рядом пляшет мама (бабушка, папа), взрослый пляшет ритмично, не забывает менять плясовые движения с началом следующего куплета, не злоупотребляет продолжительностью пляски, умело поощряет самостоятельную пляску малыша, тогда пляска «в радость и на пользу». Больше внимания необходимо уделять слушанию музыки – основе музыкального воспитания. Если ребенку 2 года 6 месяцев, с ним можно поиграть в «Угадайку»: малыш прослушивает заранее музыкальные пьесы, запоминает, а затем узнает, называет музыкальное произведение или по своему желанию самостоятельно выражает их содержание в движении.
Радуемся
- музыкальной памяти малышей;
- желанию слушать, умению слушать;
- способности различать характер музыки;
- умению слышать изменения силы звука (громко, тихо), скорости звучания (быстро, медленно);
- умению различать высокие и низкие звуки;
- если малыш просит спеть песенки, повторить ту, которая ему больше нравится, подпевает взрослому;
- если малыш выбирает из многих игр ту, в которой звучит музыка.
Хорошо, если у ребенка есть любимая музыка, и он просит повторить ее еще и еще, а также любимые музыкальные инструменты. Бывает, что в доме, где растет маленький ребенок, почти все время звучит музыка – долго и громко. «Мы стараемся приучить малыша…», «Пусть слушает, веселится», «Пусть привыкает, развивается, будет музыкальным – это полезно», - говорят родители. Вот и приходится ребенку, которому год, два, три, постоянно слушать аудиозаписи с выступлениями эстрадных звезд, трансляции ди-джеев по радио, яркие шоу подгрупп в телепередачах – весь этот непрерывный громкий и долгий шумовой фон. А ведь громкие звуки раздражают, пугают малышей, отрицательно воздействуя на нервную систему, портят слух. «А нашему малышу нравится громкая музыка! Он привык – не плачет», - часто говорят молодые родители. Да, малыш может привыкнуть к громко звучащей музыке,
к громкой речи взрослых, но при этом он постепенно теряет способность слышать тихие и спокойные звуки. Взрослые сами лишают ребенка радости слышать многие звуки природы, музыки, речи, вырабатывают привычку громко разговаривать, кричать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста
Под гармоничным развитием понимается такое единство развития различных качеств личности, при котором происходит их взаимосодействие, в результате чего, развитие каждого из этих качеств, способствует э...
Сенсомоторное развитие детей раннего дошкольного возраста через устное народное творчество
из опыта работы...
Программа дополнительного образования по психолого – педагогическому развитию детей раннего дошкольного возраста (1,5 – 3 года) «Развивай – ка!»
Пояснительная записка Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в проц...
Проект как форма планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по познавательному развитию "Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста"
Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание....
2022г. Самообразование «Речевое развитие детей раннего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».
Основная цель речевого развития в условиях реализации ФГОС ДО – развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окру...
Педагогический проект для детей раннего возраста “Художественно – эстетическое развитие детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционного вида рисования пальчиками и ладошками «Волшебные ручки”
Цель проекта:Формирование у детей раннего дошкольного возраста интереса к изобразительной деятельности, развитие художественно-творческих способностей....
Организация условий для развития детей раннего дошкольного возраста в рамках реализации регионального проекта "Поддержка семей, имеющих детей"
Данный материал опубликован в сборнике статей Гражданской ассамблеи Красноярского края "Компетентное родительство: подготовка, развитие, поддержка" сборник статей / сост. Ж.С. Тимошкова, Н.Ф...