Консультация для родителей "Играем - звуки закрепляем"
консультация

«Играем – звуки закрепляем»

 

Наконец, наступил долгожданный момент: ваш ребенок научился произносить трудный для него звук.

 Долгое время новый звук звучит по большей части в кабинете логопеда. Там фокус внимания ребенка настроен на автоматизацию нового звука. Стоит ребенку  начать говорить на отвлеченные темы, как все, чему он только что научился, пропадает. И это нормально.

Для автоматизации нового звука в свободной речи необходимо время. Причем каждому ребенку свое. Кому-то месяц-два, а кому-то целый год. Все зависит от степени речевого нарушения. И тут всем следует проявить недюжинное терпение. Каждому ребенку в процессе автоматизации звуков нужна поддержка близких. Это похвала, одобрение и создание условий для введения нового звука в речь.  Основное условие – увлекательная игра.

Игра «Найди слово со звуком…»

  Слова могут быть из того, что вы видите вокруг, а могут быть «взяты из головы», но учитываем, что для ребенка это другой, абстрактный уровень. Игра может и должна повторяться через некоторое время неоднократно. Поскольку поначалу у родителя руководящая роль, а ребенок не сможет придумать много слов. Со временем ребенок запомнит слова со звуком, и будет с удовольствием их вспоминать.

Игра в мяч

Отрабатывать слова можно играя с мячом. Вы кидаете мяч ребенку, говорите слово, ребенок повторяет, кидает мяч обратно.

Игра «Назови маленький предмет».

 Предлагая ребёнку слова, где есть нужный звук, попросите изменить его: лошадь - лошадка ; шар - … , кошка - … , шкаф - … , шарф - … , ухо - … , карандаш - … , шуба - … , мешок - … и др. (для звука «Ш»).

Игра «Кто больше».

Взрослый просит  назвать слова, в названии которых имеется закрепляемый звук. Слова называйте по очереди, не забывайте иногда ошибаться и давать ребёнку возможность заметить Вашу ошибку и исправить её. Затем усложните игру - вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определённой теме, например: «Назови животных, в названии которых есть звук Р» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф) или «Назови «зимнее» слово со звуком С» (снег, снеговик, снегурочка, снегирь, снегокат, снежки, стужа, санки).

Игра «Я знаю 5 слов со звуком «…».

Если ребенок говорит слово неправильно, предложите ему каждый раз называть пять новых слов с «проблемным» звуком. Очень часто детям надоедает каждый раз придумывать новые слова и они тщательнее следят за своей речью.

 Игра "Один — много"
"Я говорю про один предмет, а ты говоришь про много предметов".
Например: бокал — бокалы; пила — ...; пенал — ...; канал — ...; плот — ...; дятел — ... и др.

Игра «Посчитай-ка». 

Детям предлагают посчитать  предметы с определённым звуком. Например: «Давай  мы посчитаем машины: одна  машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин …».

Игра «Волшебные очки». 

Предложите ребенку представить, что у вас есть волшебные очки, когда их надеваешь, то всё становится одним каким-нибудь цветом, например, вишнёвым (шоколадным, оранжевым, жёлтым, в зависимости от автоматизируемого звука). «Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета всё стало, скажи: вишнёвый мишка, вишневая шапка и др.). Можно использовать в этой игре игрушечные очки.

Игра «Составь предложение»

Речевые игры на развитие творческих способностей могут быть для вас не менее интересны, чем для вашего ребенка. Например, назвав два слова с заданным звуком, предложите объяснить, как они связаны между собой: шишка и мишка, окошко и бабушка, шмель и ромашка, малыш и душ и т.д. Для этого нужно составить предложение, причем варианты могут быть самые разные. Труднее предложенных пар будет связать по смыслу слова машина и шиповник, подушка и петушок, лошадь и кувшин.

«Заколдованное предложение». 

Сообщите ребенку, что злой волшебник перепутал слова в предложениях, чтобы никто не догадался, что он хотел сказать. Предложите послушать предложения, найти и исправить ошибки.

Например: Катушка ниток купила бабушку (Бабушка купила катушку ниток).

                   Камешек нашёл Пашу (Паша нашел камешек).

                   На шубу вешают вешалку (На вешалку вешают шубу).

 

Игра «Узнай по описанию»

Скажите, что вы, задумали предмет, но не назовете его, а расскажите о нем. В загаданном слове должен быть закрепляемый звук: «Она маленькая, красная, кисло-сладкая, растет на дереве. Из нее варят варенье и компот и едят свежую». Когда ребенок отгадает, о чем или о ком идет речь, попросите его повторить вашу загадку. Затем он может попробовать с вашей помощью выступать в роли ведущего. Объясните ему, что нужно рассказать о предмете (желательно по схеме описания предмета): размеры, форма, цвет, вкус (если это продукт); если это предмет неживой – что им можно делать, на что он похож. Такие упражнения трудны для детей, т.к. они думают о смысле, содержании ответа и забывают о правильном звукопроизношении, что повышает качество автоматизации звука.

 

      В такие игры Вы можете играть с ребёнком по пути из магазина или детского сада, на прогулке или в  автомобильной пробке. Они не требуют много времени и специальной подготовки, но чем чаще ребёнок произносит слова с заданным звуком, тем скорее он научится правильно говорить.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_igraem_-_zvuki_zakreplyaem.docx17.13 КБ

Предварительный просмотр:

«Играем – звуки закрепляем»

 

Наконец, наступил долгожданный момент: ваш ребенок научился произносить трудный для него звук.

 Долгое время новый звук звучит по большей части в кабинете логопеда. Там фокус внимания ребенка настроен на автоматизацию нового звука. Стоит ребенку  начать говорить на отвлеченные темы, как все, чему он только что научился, пропадает. И это нормально.

Для автоматизации нового звука в свободной речи необходимо время. Причем каждому ребенку свое. Кому-то месяц-два, а кому-то целый год. Все зависит от степени речевого нарушения. И тут всем следует проявить недюжинное терпение. Каждому ребенку в процессе автоматизации звуков нужна поддержка близких. Это похвала, одобрение и создание условий для введения нового звука в речь.  Основное условие – увлекательная игра.

Игра «Найди слово со звуком…»

  Слова могут быть из того, что вы видите вокруг, а могут быть «взяты из головы», но учитываем, что для ребенка это другой, абстрактный уровень. Игра может и должна повторяться через некоторое время неоднократно. Поскольку поначалу у родителя руководящая роль, а ребенок не сможет придумать много слов. Со временем ребенок запомнит слова со звуком, и будет с удовольствием их вспоминать.

Игра в мяч

Отрабатывать слова можно играя с мячом. Вы кидаете мяч ребенку, говорите слово, ребенок повторяет, кидает мяч обратно.

Игра «Назови маленький предмет».

 Предлагая ребёнку слова, где есть нужный звук, попросите изменить его: лошадь - лошадка ; шар - … , кошка - … , шкаф - … , шарф - … , ухо - … , карандаш - … , шуба - … , мешок - … и др. (для звука «Ш»).

Игра «Кто больше». 

Взрослый просит  назвать слова, в названии которых имеется закрепляемый звук. Слова называйте по очереди, не забывайте иногда ошибаться и давать ребёнку возможность заметить Вашу ошибку и исправить её. Затем усложните игру - вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определённой теме, например: «Назови животных, в названии которых есть звук Р» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф) или «Назови «зимнее» слово со звуком С» (снег, снеговик, снегурочка, снегирь, снегокат, снежки, стужа, санки).

Игра «Я знаю 5 слов со звуком «…».

Если ребенок говорит слово неправильно, предложите ему каждый раз называть пять новых слов с «проблемным» звуком. Очень часто детям надоедает каждый раз придумывать новые слова и они тщательнее следят за своей речью.

 Игра "Один — много"
"Я говорю про один предмет, а ты говоришь про много предметов".
Например: бокал — бокалы; пила — ...; пенал — ...; канал — ...; плот — ...; дятел — ... и др.

Игра «Посчитай-ка». 

Детям предлагают посчитать  предметы с определённым звуком. Например: «Давай  мы посчитаем машины: одна  машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин …».

Игра «Волшебные очки». 

Предложите ребенку представить, что у вас есть волшебные очки, когда их надеваешь, то всё становится одним каким-нибудь цветом, например, вишнёвым (шоколадным, оранжевым, жёлтым, в зависимости от автоматизируемого звука). «Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета всё стало, скажи: вишнёвый мишка, вишневая шапка и др.). Можно использовать в этой игре игрушечные очки.

Игра «Составь предложение»

Речевые игры на развитие творческих способностей могут быть для вас не менее интересны, чем для вашего ребенка. Например, назвав два слова с заданным звуком, предложите объяснить, как они связаны между собой: шишка и мишка, окошко и бабушка, шмель и ромашка, малыш и душ и т.д. Для этого нужно составить предложение, причем варианты могут быть самые разные. Труднее предложенных пар будет связать по смыслу слова машина и шиповник, подушка и петушок, лошадь и кувшин.

«Заколдованное предложение». 

Сообщите ребенку, что злой волшебник перепутал слова в предложениях, чтобы никто не догадался, что он хотел сказать. Предложите послушать предложения, найти и исправить ошибки.

Например: Катушка ниток купила бабушку (Бабушка купила катушку ниток).

                   Камешек нашёл Пашу (Паша нашел камешек).

                   На шубу вешают вешалку (На вешалку вешают шубу).

Игра «Узнай по описанию»

Скажите, что вы, задумали предмет, но не назовете его, а расскажите о нем. В загаданном слове должен быть закрепляемый звук: «Она маленькая, красная, кисло-сладкая, растет на дереве. Из нее варят варенье и компот и едят свежую». Когда ребенок отгадает, о чем или о ком идет речь, попросите его повторить вашу загадку. Затем он может попробовать с вашей помощью выступать в роли ведущего. Объясните ему, что нужно рассказать о предмете (желательно по схеме описания предмета): размеры, форма, цвет, вкус (если это продукт); если это предмет неживой – что им можно делать, на что он похож. Такие упражнения трудны для детей, т.к. они думают о смысле, содержании ответа и забывают о правильном звукопроизношении, что повышает качество автоматизации звука.

      В такие игры Вы можете играть с ребёнком по пути из магазина или детского сада, на прогулке или в  автомобильной пробке. Они не требуют много времени и специальной подготовки, но чем чаще ребёнок произносит слова с заданным звуком, тем скорее он научится правильно говорить.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Играем - поставленный звук закрепляем

В статье представлены игровые приемы для автоматизации поставленных звуков....

Методическое пособие по автоматизации звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи с применением двигательно-тактильных упражнений. «Двигаемся, играем - звуки закрепляем»

В пособии представлена серия упражнений для автоматизации звуков с движением. При выполнении упражнений в процессе автоматизации звуков развивается мелкая и крупная моторика,координация речи с движени...

картотека индивидуальных занятий по постановке и автоматизации звуков Тема: «Весело играем -звуки закрепляем».

Представленная методическая разработка предназначена для дошкольников 5-7 лет. Основная цель данной методической разработки – коррекция звукопроизношения дошкольников, развитие фонематического с...

Консультация для родителей «Играем — звуки закрепляем».

На индивидуальных занятиях с логопедом ребенок научился произносить тот или иной звук, звук поставлен. Но прежде, чем ребенок начнет активно использовать его в речи, предстоит проделать большую работу...

Консультация для родителей «Играем — звуки закрепляем»

Консультация для родителей «Играем — звуки закрепляем». Наконец-то! На индивидуальных занятиях с логопедом ребенок научился произносить тот или иной звук, звук поставлен. Но прежде, чем реб...

Консультация для родителей "Весело играем, звуки закрепляем"

На индивидуальных занятиях с логопедом ребенок научился произносить тот или иной звук, звук поставлен. Но прежде, чем ребенок начнет активно использовать его в речи, предстоит проделать большую работу...

Презентация для родителей "Играем - звуки закрепляем. нетрадиционные приемы автоматизации звуков"

Нетрадиционные приёмы  позволяют        ускорить процесс автоматизации звуков, вызывают интерес к логопедическим занятиям , повышают уровень речевого развития с...