Играем - поставленный звук закрепляем
статья по логопедии (старшая группа) по теме

В статье представлены игровые приемы для автоматизации поставленных звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_dlya_avtom.zvukov.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Журнал «ЛОГОПЕД», №4, 2011

ИГРАЕМ – ПОСТАВЛЕННЫЙ ЗВУК ЗАКРЕПЛЯЕМ

(В КОПИЛКУ НАЧИНАЮЩЕГО ЛОГОПЕДА)

Пичугина Г.А.

Фадеева Ю.А.

учителя-логопеды ГОУ д/с №174, г.Москва

Каждый практикующий логопед знает, что порой не так трудно поставить ребенку звук, как автоматизировать и ввести его в речь. Известно, что ребенок сможет свободно употреблять поставленный звук в слове после того, как повторит это слово от семидесяти до девяноста раз. Но механическое многократное повторение одного и того же слова утомляет детей, не «стимулирует»  к самостоятельному употреблению этого слова.

Для эффективности коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения логопеду важно максимально использовать наглядность и игровые приемы, не забывая, что игра является ведущей деятельностью для дошкольника.

Хотим предложить вашему вниманию игру для формирования звукопроизношения у дошкольников, которая уже много лет успешно используется нами при автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Для изготовления игры потребуется коробка от зефира в шоколаде, внутри   вкладыш с круглыми ячейками (обычно их 10); набор картинок на закрепляемый звук на картонных кружках (по диаметру ячейки); шестигранный кубик с цифрами или точками от 1 до 6 из любой настольно-печатной игры.

Как играть?

В игре могут участвовать 2-4 человека (вместе со взрослым). Перед игроками коробка, в ячейки которой взрослый (логопед либо родитель) выкладывает  картинки на автоматизируемый звук и обращает внимание игроков на звук, который они будут правильно произносить. Затем логопед предлагает детям (ребенку) назвать вместе с ним каждую картинку.

Далее игроки по очереди бросают кубик над коробкой так, чтобы он попал в любую из ячеек. Цель игрока – правильно назвать слово, изображенное на картинке, столько раз, сколько очков выпало на кубике. Если ребенок назвал слово без ошибок, он забирает картинку себе.

Если играет группа детей, целесообразно вместо взрослого (в качестве «контролера») участие ребенка, у которого закрепляемый звук в этих словах уже хорошо автоматизирован.

При желании, игра с картинками, которые «выиграл» ребенок, может быть продолжена. Можно предложить запомнить картинки, перевернуть их и назвать. Возможны и другие  варианты игр: «Чего не стало?», « Что изменилось?», «Придумай предложение» (по 1-2 опорным картинкам), «Угадай по описанию» и т.п.

О подборе картинного материала.

В идеале, как известно, автоматизацию поставленного звука проводят на речевом материале, не содержащем других нарушенных у ребенка звуков речи. Но обычно логопед располагает пособиями и картинками, которые полностью не соответствуют этому требованию. Ниже приводим примерную подборку слов на автоматизацию и дифференциацию звуков, не включающих частотно нарушаемые фонемы.

Для оформления игры логопед может сам рисовать рисунки, обводить по трафарету, наклеивать некрупные картинки (подойдут старые журналы, книжки, даже фантики от конфет). При наличии интернета и цветного принтера задача подбора картинного материала значительно упрощается.

Примерные наборы картинок.

Автоматизация звука С:

- в начале слова (прямые слоги): сад, санки, сок, сом, сук, сумка, сапоги, самолет, сундук, сова, салют, совок, самокат, собака, сабля;

- в середине слова (прямые слоги): оса, коса, лиса, кусок, носок, песок, поясок, колесо, фасоль, посуда, усы, весы, косынка, касса, осы, бусы, косы, посох, мясо, ананасы;

- в обратных слогах: нос, пес, лес, компас, ананас, фикус, кактус, поднос, автобус;

каска, маска, мост, хвост, киоск, куст, капуста, хлястик, миска, доска;

- в стечении согласных: скамейка, спутник, стая, стакан, сто, ступени, стадо, стадион, ступа, статуя.

Автоматизация звука СЬ:

- в прямых слогах: сито, семь, восемь, такси, сетка, гусята, лисята, гусенок, лисенок, осина, гуси, василек, осень, беседка, наседка, апельсин; 

- в обратных слогах: гусь, письмо, ось, тесьма, осьминог, костюм, кость, кот Васька;

- в стечении согласных: свинья (свинка), след, слива, снег, снеговик, Степа, стена, спинка, снегопад.

Автоматизация звука З:

- в прямых слогах: коза, газон, зонтик, зубы, тазы, ваза, завод, закат, замок, медуза, незабудка, мимоза, кузов;

- в середине слова (обратные слоги): гнезда, азбука, изба, гнезда, поезда, узда, поезд, Незнайка;

- в стечении согласных: знамя, звонок, знак.

Автоматизация звука ЗЬ:

- в прямых слогах: зяблик, изюм, поземка, Зина, магазин, зима, газета, зеленый, земляника, тазик.

- в стечении согласных: змеи, звезда, гвоздика, гвозди, обезьяна.

Автоматизация звука Ц:

- в конце слова (обратные слоги): палец, птенец, леденец, боец, певец, отец, индеец, китаец, гонец;

- в прямых слогах: цапля, цель, цепь, цыпленок, овца, лицо, яйцо, кольцо, мельница, пуговица, улица, пальцы, блюдце;

Автоматизация звука Ш:

- в начале слова (прямые слоги): шайба, шапка, шов, шина, шуба, шея, шахматы, шампунь, шины, шипы, шиповник, шинель;

- в середине слова (прямые слоги): машина, мышата, ушанка, мышонок, камыши, петушок, кувшин, мишень, ошейник, кушетка, ушанка;

- в обратных слогах: душ, башня, букашка, кошка, окошко, пушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, мышка, вишня, мишка, башмак, каштан, петушки, бабушка, дедушка, клюшка, ковш;

- в стечении согласных: шкаф, шлем, шляпа, шлюпка, шмель, штык, шпиль, штанга, шпага.

Автоматизация звука Ж:

- в начале слова (прямые слоги): жаба, жук, животные, Женя, жилет, живот, Жанна, кожа;

- в середине слова (прямые слоги): ежата, пижама, ножи, ежик, ужи, этажи, ежевика, медвежонок, утюжок, пиджак;

- в обратных слогах: дождик, художник, одежда, бумажник, между, книжный.

Автоматизация звука Ч:

- в конце слова: меч, ночь, печь, мяч, ключ;

- в прямых слогах: чайка, чайник, чемодан, туча, качели, Чипполино, печенье, печать, мальчик, одуванчик;

- в середине слова (обратные слоги): тачка, бабочка, мачта, точка, удочка, почка, очки, девочка, дудочка, бочка.

Автоматизация звука Щ:

- в конце слова: овощ, лещ, плющ, вещь, клещ, хищники;

- в прямых слогах: щавель, щенок, щепка, клещи, щука, ящик, овощи, щит, щетка, щеки.

Автоматизация звука Л:

- в начале слова (прямые слоги): лак, лапа, лавка, лампа, ладони, лоб, лодка, лопата, лук, луна;

- в середине слова (прямые слоги): пила, халат, палатка, булавка, молоко, голова, молоток, болото, колобок, голубь;

- в середине слова (обратные слоги): палка, фиалка, балкон, волк, молния, полка, бутылка, белка, елка, вилка;

- в стечении согласных: яблоко, платье, глаза, платок, флаг, кукла, клоун, свекла, слон, клумба, клубок;

- в конце слова (обратные слоги): дятел, угол, котел, пол, пенал, кол, мел, вол, укол, футбол.

Автоматизация звука Р:

- в начале слова (прямые слоги): рак, рама, радуга, раковина, ракета, рот, рыба, рука, рубаха, рукав, радио;

- в середине слова (прямые слоги): гора, баран, барабан, баранки, пирамида, муравей, воробей, гитара, помидоры, дорога, ворона, пирог, горох, перо, корона, гора, фары;

- в середине слова (обратные слоги): карта, марка, парта, картина, фартук, карман, морковь, терка, куртка, герб;

- в стечении согласных: кран, грамота, гранат, графин, краб, крапива, крот, брови, круг, фрукты, брусника;

- в конце слова (обратные слоги): комар, повар, топор, мухомор, доктор, помидор, ковер, бобер, веер, катер.

Автоматизация звука РЬ:

- в прямых слогах: моряк, наряд, коряга, гиря, рябина, фонари, двери, комарик, топорик, фонарик, репа, орех, варенье, веревка, рюмка;

- в стечении согласных: грядка, тряпка, пряник, грива, гриб, гребень, крюк, брюки, бревно, крем.

Дифференциация звуков С – Ш:

сушки, шесть, шоссе, штепсель, путешественник, машинист, пастушок, Саша, шахматист.

Дифференциация звуков Р(РЬ) – Л(ЛЬ):

вертолет, портфель, рояль, картофель, тарелка, корабль, грабли, грелка, рыболов, кролик, пропеллер,  календарь, эскалатор, Лариса, Валера, руль, орел, рубль, доллар, крыло, люстра, глухарь, верблюд, леопард, мармелад.

Достоинства игры заключаются в ее универсальности (закрепление не только различных групп звуков, но и отработка слов сложной слоговой структуры, согласования числительных с существительными и др.), удобстве хранения (достаточно даже одной коробки и конвертов с кружками). Играть можно как индивидуально, так и в подгруппе. Возможно ее использование  родителями по заданию логопеда.

Надеемся, что эта игра будет полезным вкладом в вашу творческую копилку!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Играем-поставленный звук закрепляем"-семинар-практикум для родителей.

Эффективность коррекционно-развивающих занятий во многом зависит от родителей. Ведь именно, родители, на этапе автоматизации и дифференциации должны помочь своим детям закрепить правильное звукопроизн...

Закрепляем правильное произношение поставленных звуков дома (На заметку родителям)

Информация для родителей, как закрепить правильное произношение поставленных звуков у ребенка дома....

"Как закреплять поставленные звуки дома?"

quot;Как закреплять поставленные звуки дома?"...

Играем – поставленный звук закрепляем.

В представленном материале описаны игровые сюжеты для автоматизации поставленных звуков у детей старшего дошкольного возраста, которые будут интересны не только учителям -логопедам, воспитателям, но и...

Как закреплять поставленный звук. Способы и приёмы (в играх).

Развитие речи – сложный коррекционно-педагогический процесс. Чем раньше мы научим ребенка говорить чисто, внятно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе....

«Играем – поставленный звук закрепляем»

Консультация для родителей...

Памятка для педагогов "Играй-ка, звуки закрепляй-ка"

Памятка для педагогов "Играй-ка, звуки закрепляй-ка"...


 

Комментарии

Очень актуальная разработка! Спасибо!