Игры для развития речи ребёнка 2 - 3 лет
консультация
Консультация для родителей. Практические советы, игры и упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 17.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Игры для развития речи ребенка 2-3 лет»
Поскольку именно в возрасте от двух до трех лет наблюдается значительный скачок в развитии речи, то этому рекомендуется уделить особое внимание. Для того чтобы дети могли свободно выражать свои мысли и желания, они должны обладать богатым словарным запасом. Необходимо научить малыша правильному дыханию и развивать его артикуляционный аппарат для того, чтобы ребенок мог легко говорить длинными сложными предложениями. Артикуляцию очень хорошо развивают скороговорки. Кроме упражнений для дыхания и скороговорок нужно, проговаривая с ребенком все действия, следить за правильным произношением и ударением в словах. Чтобы развить речь ребенка многосторонне, нужен комплексный подход. Занимаясь с малышом, обращайте его внимание на качества, свойства того или иного предмета, используя при этом в своей речи как можно больше прилагательных для описаний. Обогащайте речь ребенка синонимами, омонимами и т.д. Постарайтесь сделать ваши занятия интересными и веселыми! Поскольку при грамотном дыхании мы произносим все слова на выдохе, существует множество игр на тренировку именно этой фазы дыхания.
Дудочка и свистулька. Для ребенка мир полон разнообразных звуков: одни можно получить, если постучать вон той штучкой, другие-только если в эту штучку дунуть. Извлекая звуки, ребенок тренирует выдох, познает причинно-следственные связи (дунул-получился звук).
Начать можно со свистульки, поскольку для извлечения звука достаточно в нее просто дунуть. Выбирайте свистульки, которые нравятся ребенку внешне, удобны для его рук и с негромким свистом. В противном случае головная боль вам гарантирована.
Дудочка предназначена для детей более старшего возраста. Она усложняет задачу для ребенка и одновременно с этим делает ее более интересной и занимательной. Ведь дудочка, обладая мелодичным звучанием, позволяет получать разные звуки.
Вата или пенопласт. Возьмите небольшой кусочек ваты или пенопласта (он тоже достаточно легкий), положите на стол и просите малыша сдуть его. В эту игру интересно играть в компании. Задача-дунуть так, чтобы твой кусочек переместился как можно дальше.
А с пенопластом можно затеять еще более интересную игру: возьмите кусочек пенопласта, воткнув в него зубочистку, сделайте из бумаги парус. Теперь осталось набрать воды в раковину, таз или ванну и дать старт морской регате.
Вообще дуть нужно на всё, что попадается под руку,-это насколько хватит вашей фантазии.
«Подуем на снежинку» Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони.
«Бабочка летает» Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т.д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.
«Плывет, плывет кораблик» Налить в тазик или ванну воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.
«Кто дольше» - В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «у» или любой другой гласный. -Тянуть можно и некоторые согласные звуки. Все дети любят играть в эту игру вместе с родителями. Осталось только набрать воздуха.
«Повтори за мной» Формирует навыки правильного произношения, разбивает артикуляционный аппарат
-Читайте ребенку короткие рифмовки и просите повторять за вами последний слог:
Прибежала детвора — ра-ра-ра, ра-ра-ра.
Ногу выше, шаг смелей — лей-лей-лей, лей-лей-лей.
Мы увидим листопад — пад-пад-пад, пад-пад-пад.
Милый зайчик не скучай — чай-чай-чай, чай-чай-чай.
«Проводи зайчика» Игра способствует развитию речи, умения ориентироваться в пространстве
Необходимый инвентарь: мягкая игрушка (например, зайчик). - Возьмите в руки зайчика и голосом игрушки скажите ребенку, что очень хотите познакомиться с домом, в котором живет ваша семья. Попросите ребенка проводить зайчика и показать ему все самое интересное.
- Пойдите на кухню, пусть ребенок проводит зайчика туда. На кухне голосом игрушки спрашивайте, как называются те или иные предметы, указывая на них (например, холодильник, плита, стол и т.д.) Интересуйтесь, для чего они нужны.
- Затем сходите с зайкой в другие комнаты.
«Голоса животных» Игра способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром
Необходимый инвентарь: карточки с изображениями животных или игрушки-животные.
Покажите ребенку карточки с животными, рассмотрите их внимательно. Расскажите малышу, где обитает то или иное существо, чем оно питается. Одновременно знакомьте ребенка с голосами и звуками животных. Очень полезно ходить в зоопарк или слушать голоса в записи. После этого можно проводить обобщающее занятие. Показывайте ребенку карточки и попросите назвать изображенных животных и вспомнить, кто какие звуки издает.
- воробей — чирикает (чик-чирик)
- ворона — каркает (кар-кар)
- гусь — гогочет (га-га-га)
- свинья — хрюкают (хрю-хрю)
- коза — блеет (ме-е-е)
- корова — мычит (му-у-у)
- кошка — мяукает (мяу-мяу)
- лошадь — ржет (и-го-го)
- лягушка — квакает (ква-ква)
- мышка — пищит (пи-пи-пи)
- осел — ревет (иа-иа)
- петух — поет, кукарекает (кукареку)
- пчела — жужжит (ж-ж-ж)
- слон — трубит (ту-у-у)
- собака — лает (гав-гав)
- тигр, лев — рычит (р-р-р)
- утка — крякает (кря-кря)
- филин — ухает (уху-уху)
- Не спрашивайте ребенка сразу обо всех животных.
«Птичий двор»
Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,
Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,
Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»
Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,
А наш Петя-петушок рано-рано поутру
Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»
«Произношение гласных звуков»
- А-а-а (плач ребенка, поет певица, уколол пальчик, девочка укачивает куклу).
- О-о-о (разболелся зуб,удивление).
- У-у-у (гудит поезд).
-И-и-и (жеребенок ржет).
Звуки произносятся на выдохе.
«Угадай животных»
Игра способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром
Необходимый инвентарь: карточки с изображениями животных.
Это игра для дружной компании. Карточки переверните и, перемешав, сложите в кучку. Каждый участник по очереди достает карточку и озвучивает животное, которое там изображено, а остальные должны угадать, что это за животное.
«Кукла спит» Игра способствует развитию речи, слуха Необходимый инвентарь: кукла или мягкая игрушка.
- Уложите куклу спать. Пускай ваш малыш покачает ее на руках, споет колыбельную, уложит в кроватку и укроет одеялом.
- Объясните ребенку, что пока кукла спит, вы будете говорить шепотом, чтобы не разбудить ее
- Поговорите о чем-нибудь с крохой, задавайте вопросы, попросите что-нибудь рассказать (все это нужно делать шепотом).
- Ребенку может быстро надоесть, так что не затягивайте игру. Объявите, что кукле пора вставать и теперь вы можете разговаривать громко.
«Закончи слово» Игра способствует развитию речи, памяти, внимания Попросите малыша закончить слово, которое вы произносите. Например: доро-га, мага-зин, коло-бок. Если ребенку трудно сориентироваться, показывайте на предмет, который называете.
«Повтори за мной» -Предложите ребенку повторять за вами рифмованные строчки:
Птичка прилетела, песенку мне спела.
Девочка проснулась, сладко потянулась.
Солнышко садится, Маша спать ложится.
«Яблоко или тарелка?» Игра способствует развитию речи, внимания Задавайте малышу вопросы, предупредите его, что вы можете ошибаться.
- Яблоко и груши — это овощи? (Нет, это фрукты.)
- Ложка и тарелка — это посуда?
- Шорты и майка — это мебель?
- Ромашка и одуванчик — это деревья?
Усложняйте задания, называя предметы из разных тематических групп:
- Помидор и апельсин — это овощи?
«У меня зазвонил телефон» Игра способствует развитию речи, пополнению словарного запаса Поиграйте с малышом в «Разговор по телефону». В качестве телефона можно использовать любые предметы: кубики, палочки, детали от конструктора. По очереди изображайте звонок телефона. Поговорите с ребенком от своего имени, задавая простые вопросы. Меняйтесь ролями. Разговаривайте от имени игрушек, животных.
Артикуляционная гимнастика. Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Упражнение «Заборчик»
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем,
А сейчас раздвинем губы –
Посчитаем наши зубы.
Упражнение «Хобот слоненка»
Подражаю я слону
Губы хоботом тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.
Очень важно работать над развитием речи малышей, но также необходимо большое внимание уделять умению детей раннего возраста контактировать с окружающими людьми, учиться общаться, договариваться.