Автоматизация звука [Ж] в различных позициях
учебно-методический материал

Крайнюченко  Наталья  Юрьевна

Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребёнок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день.

       Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

      К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartochka_13.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Карточка 13

Автоматизация звука [Ж]    
в различных позициях

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Упражнение «Жук».

3. Прослушать предложение, назвать слова со звуком [Ж]:

     Мама готовит на ужин жареную рыбу. Оля не любит жирное мясо.

     Жарким летом опасны пожары. Положи себе кусок пирога.

     Ежевика — колючий куст. Кружевная паутина повисла на ветках.

     Жук попал между оконными стеклами. Нужно совсем немного подождать.

4. Повторение слоговых рядов в течение 1 минуты:

ЖАЖ - ЖОЖ - ЖУЖ - ЖЕЖ - ЖИЖ;

— повторить пару слогов:

ажа-ужа;        жда-жде;

ажо-ужо;        жра-жре;

ажу-у жу;        жну-жгу-жду;

аже-у же;        жби -ж д а-жн а;

ажи-ужи;        жбо-жно-жло;

жба-жбо;        жмо-жна-жво;

жва-жву;        жды-жбы-жлы;

жгу-жга;

— повторять с ускорением:       жа-жа-жма;        жгу-жга-жги;

                                                       жда-жду;        ажн а-ажм а.

5. Повторить ряд слов 3 раза (упражнение «Карусель»):

       жук — жаба — ёжик;

       сапожник — монтажник — художник;

       лыжник — снежок — стужа;

       ужонок — ежонок — медвежонок;

       жасмин — желудь — ежевика;

       лужок — лужайка — лужа;

       жакет — одежда — пиджак;

       дождливый — снежный — южный.

повторить ряд слов 3 раза. Какое слово лишнее? Почему?

       журавль — жаворонок — жираф;

       дождинка — лужа — снежинка;

       крыжовник — жасмин — этажерка;

       флажок — жилет — пижама

       жонглёр — сапожник — лыжник;

       ножи — жало — ножницы

       пирожок — творожок — пирожное;

       жёлтый — художник — оранжевый

       медвежонок — одежда — жираф;

       желудь — флажок — жасмин

       ножницы — пиджак — стужа.

6. Я буду говорить о Валерике, а ты о себе: Валерик жарит... и я... (жарю).

Жарить, ходить, водить, сидеть, будить, удить, вязать, гладить, видеть, глядеть, положить, уважать, ужинать, сказать, твердить.

7. Скажи о Жене фразой (Женя бежит):

бежать, мочь, жалеть, ждать, сказать, лежать, резать, жить, обижать, лизать.

8. Назвать дом в зависимости от количества этажей:

       1 этаж — одноэтажный дом;

       2 этажа — двухэтажный дом;

       3 этажа — трёхэтажный дом... 3,4,5,6,7,8,9, 10.

9. Образовать превосходную степень прилагательного.

Продолжить фразу после слова ЕЩЕ, изменив данное слово:

       Этот близкий, а этот еще... (ближе).

Близкий, низкий, узкий, глубокий, твёрдый, сладкий, дорогой, молодой, гладкий.

10. Образовать прилагательные, изменить их, согласовав с существительным:

       из бумаги (бумажный) — лист, цветы, салфетки, полотенце;

       из  снега — сугроб, баба, королевство, хлопья;

       из кожи — сумка, портфель, сапоги, пальто;

       из творога - пирог, запеканка, блюдо, оладьи;

       из железа – цепь, кольцо, гвозди, нож, характер.

11. Игры с картинками:

Ежевика, этажерка, джин, жук, ежик, джемпер, одежда, медвежонок,

крыжовник, жираф, пижама, рыжики.

Задания:

— упражнение «Карусель»

— назвать картинку, посчитать, какой по счёту звук [ Ж];

— назвать картинки, о которых мы спрашиваем КТО, ЧТО?;

Отгадать загадки:          Зимой спит,  летом ульи ворошит  (Медвежонок)

                                           Под кочкою крошка –

                                           Только шляпка да ножка.  (Рыжик)

                                           Два рога, но не бык, шесть ног без копыт

                                           Летит – гудит.

                                           Сядет – спрятать крылья норовит. (Жук)

                                           Я похожа на малину,

                                           Только облилась чернилом.   (Ежевика)

                                           Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.   (Ёжик)

— закончить предложения:

       Жене купили ночную ... (пижаму). 

       В Африке живут... (жирафы). 

       Мы читали сказку про... (джина). 

       В лесу мы собирали спелую... (ежевику). 

       В зоопарке мы видели забавного... (медвежонка). 

       Петя надел теплый... (джемпер). 

       В угол поставили... (этажерку). 

       Мы собрали целую корзину... (рыжиков). 

       В живом уголке живёт семья... (ежей). 

       Света наблюдает за... (жуком)

— «шуточно-жалобная» фраза с каждой картинкой:    Пожалейте, пожалуйста...;

—узнать картинку без звука [Ж];

—назвать животных, одежду, сказочный персонаж, мебель, ягоды, насекомое, грибы;

—называние по памяти серии из 2—4 картинок;

—игра «Выбираем подарок» (произнести фразу с каждой картинкой):   Может, Жанне нужен...;

— произнесение фразы с наращиванием предметного ряда:      Я уже положил(а)...

12. Повторение и анализ фраз:

Женя живёт на нижнем этаже. На нижней  этажерки лежат журналы.

Между окнами жужжит жук. Жора быстро бежит на лыжах.

Рыжий медвежонок лижет лапу. Дружок сторожит хижину. У Жанны бумажный флажок. С дуба дружно падают жёлуди, как будто идёт желудёвый дождик. Тяжело тому жить, кто от работы бежит.

13. Рассказы по серии сюжетных картинок.

ЖАБА

       После дождя Женя и Жанна побежали на лужайку. Там была лужа. Женя и Жанна подбежали к луже. У лужи сидела важная жаба. Жаба тут же прыгнула в лужу. Глубже лужи для жабы не нужно.

УЖИН

       Анжела и Женя ждут папу и маму. Они готовят ужин. На ужин должны быть баклажаны. У Жени ножик и свежий хлеб. Каждому нужно два куска. Анжела мажет хлеб нежным ежевичным джемом. Ужин готов. Анжела положила каждому вилку и ножик. Уже можно ужинать. А вот и мама с папой. Они улыбаются. Они такого даже не ожидали.

14. Выучить потешки-чистоговорки:

РАЗГОВОР С ПЧЕЛОЙ

Меня ужалила пчела.

Я закричал: «Как ты могла?!»

Пчела жужжит: «А ты как мог

Сорвать любимый мой цветок?

Ведь он мне был уж-жасно нуж-жен:

Я берегла его на уж-жин».   (М. Бородицкая)

РЫЖИЙ КОТЁНОК

Вышла лыжница на лыжах.

А за ней котёнок рыжий.

От неё не отстает,

Добежал до горки — ждёт.

Прокати, Алёнка,

Рыжего котёнка.  (М. Солдатенко)

ЖУЧОНОК

Жук жужжит,

Жук дрожит —

Жук жучонка сторожит.

Не чужой жучонок —

Он жуку внучонок.

ЖИВОТ

Бывают в жизни чудеса:

Ужа ужалила оса.

Ужалила его в живот.

Ужу ужасно больно. Вот.

Но ёжик-врач сказал ужу:

«Я ничего не нахожу.

Но всё же, думается мне,

Лежать вам нужно на спине

Пока живот не заживёт. Вот»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Р в различной позиции.

Конспект занятия для автоматизации поставленного звука....

«Автоматизация звука [Л] в различных фонетических позициях на материале слов, словосочетаний, предложений»

Презентация «Автоматизация звука [Л] в различных фонетических позициях на материале слов, словосочетаний, предложений»...

Конспект индивидуального занятия на автоматизацию звука Ш в разных позициях в слове «Путешествие в Королевство правильного звукопроизношения»

Конспект индивидуального занятия на автоматизацию звука Ш в разных позициях в слове разработан для ребенка с ФНР и минимальными дизартрическими расстройствами....

Игра для автоматизации звука [Л ] в начальной позиции в словах "Назови ласково"

ull;Помогает автоматизировать звук [Л] в начальной позиции в словах; • учит детей образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, соблюдая нормы русского языка; &bu...

Фрагмент занятия по автоматизации звука [р] в начальной позиции с использованием презентации.

Фрагмент занятия по автоматизации звука [р] в начальной позиции с использованием презентации.1 слайдИтак, наши друзья (в зависимости от темы занятия) готовы к полёту в космос. Считаем, РАЗ, ДВА, ТРИ&h...

Автоматизация звука [Ш] в различных позициях

     Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребёнок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда ...