Автоматизация звука [Ж] в различных позициях
учебно-методический материал
Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребёнок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день.
Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.
К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartochka_13.docx | 20.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Карточка 13
Автоматизация звука [Ж]
в различных позициях
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Упражнение «Жук».
3. Прослушать предложение, назвать слова со звуком [Ж]:
Мама готовит на ужин жареную рыбу. Оля не любит жирное мясо.
Жарким летом опасны пожары. Положи себе кусок пирога.
Ежевика — колючий куст. Кружевная паутина повисла на ветках.
Жук попал между оконными стеклами. Нужно совсем немного подождать.
4. Повторение слоговых рядов в течение 1 минуты:
ЖАЖ - ЖОЖ - ЖУЖ - ЖЕЖ - ЖИЖ;
— повторить пару слогов:
ажа-ужа; жда-жде;
ажо-ужо; жра-жре;
ажу-у жу; жну-жгу-жду;
аже-у же; жби -ж д а-жн а;
ажи-ужи; жбо-жно-жло;
жба-жбо; жмо-жна-жво;
жва-жву; жды-жбы-жлы;
жгу-жга;
— повторять с ускорением: жа-жа-жма; жгу-жга-жги;
жда-жду; ажн а-ажм а.
5. Повторить ряд слов 3 раза (упражнение «Карусель»):
жук — жаба — ёжик;
сапожник — монтажник — художник;
лыжник — снежок — стужа;
ужонок — ежонок — медвежонок;
жасмин — желудь — ежевика;
лужок — лужайка — лужа;
жакет — одежда — пиджак;
дождливый — снежный — южный.
повторить ряд слов 3 раза. Какое слово лишнее? Почему?
журавль — жаворонок — жираф;
дождинка — лужа — снежинка;
крыжовник — жасмин — этажерка;
флажок — жилет — пижама
жонглёр — сапожник — лыжник;
ножи — жало — ножницы
пирожок — творожок — пирожное;
жёлтый — художник — оранжевый
медвежонок — одежда — жираф;
желудь — флажок — жасмин
ножницы — пиджак — стужа.
6. Я буду говорить о Валерике, а ты о себе: Валерик жарит... и я... (жарю).
Жарить, ходить, водить, сидеть, будить, удить, вязать, гладить, видеть, глядеть, положить, уважать, ужинать, сказать, твердить.
7. Скажи о Жене фразой (Женя бежит):
бежать, мочь, жалеть, ждать, сказать, лежать, резать, жить, обижать, лизать.
8. Назвать дом в зависимости от количества этажей:
1 этаж — одноэтажный дом;
2 этажа — двухэтажный дом;
3 этажа — трёхэтажный дом... 3,4,5,6,7,8,9, 10.
9. Образовать превосходную степень прилагательного.
Продолжить фразу после слова ЕЩЕ, изменив данное слово:
Этот близкий, а этот еще... (ближе).
Близкий, низкий, узкий, глубокий, твёрдый, сладкий, дорогой, молодой, гладкий.
10. Образовать прилагательные, изменить их, согласовав с существительным:
из бумаги (бумажный) — лист, цветы, салфетки, полотенце;
из снега — сугроб, баба, королевство, хлопья;
из кожи — сумка, портфель, сапоги, пальто;
из творога - пирог, запеканка, блюдо, оладьи;
из железа – цепь, кольцо, гвозди, нож, характер.
11. Игры с картинками:
Ежевика, этажерка, джин, жук, ежик, джемпер, одежда, медвежонок,
крыжовник, жираф, пижама, рыжики.
Задания:
— упражнение «Карусель»
— назвать картинку, посчитать, какой по счёту звук [ Ж];
— назвать картинки, о которых мы спрашиваем КТО, ЧТО?;
Отгадать загадки: Зимой спит, летом ульи ворошит (Медвежонок)
Под кочкою крошка –
Только шляпка да ножка. (Рыжик)
Два рога, но не бык, шесть ног без копыт
Летит – гудит.
Сядет – спрятать крылья норовит. (Жук)
Я похожа на малину,
Только облилась чернилом. (Ежевика)
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёжик)
— закончить предложения:
Жене купили ночную ... (пижаму).
В Африке живут... (жирафы).
Мы читали сказку про... (джина).
В лесу мы собирали спелую... (ежевику).
В зоопарке мы видели забавного... (медвежонка).
Петя надел теплый... (джемпер).
В угол поставили... (этажерку).
Мы собрали целую корзину... (рыжиков).
В живом уголке живёт семья... (ежей).
Света наблюдает за... (жуком)
— «шуточно-жалобная» фраза с каждой картинкой: Пожалейте, пожалуйста...;
—узнать картинку без звука [Ж];
—назвать животных, одежду, сказочный персонаж, мебель, ягоды, насекомое, грибы;
—называние по памяти серии из 2—4 картинок;
—игра «Выбираем подарок» (произнести фразу с каждой картинкой): Может, Жанне нужен...;
— произнесение фразы с наращиванием предметного ряда: Я уже положил(а)...
12. Повторение и анализ фраз:
Женя живёт на нижнем этаже. На нижней этажерки лежат журналы.
Между окнами жужжит жук. Жора быстро бежит на лыжах.
Рыжий медвежонок лижет лапу. Дружок сторожит хижину. У Жанны бумажный флажок. С дуба дружно падают жёлуди, как будто идёт желудёвый дождик. Тяжело тому жить, кто от работы бежит.
13. Рассказы по серии сюжетных картинок.
ЖАБА
После дождя Женя и Жанна побежали на лужайку. Там была лужа. Женя и Жанна подбежали к луже. У лужи сидела важная жаба. Жаба тут же прыгнула в лужу. Глубже лужи для жабы не нужно.
УЖИН
Анжела и Женя ждут папу и маму. Они готовят ужин. На ужин должны быть баклажаны. У Жени ножик и свежий хлеб. Каждому нужно два куска. Анжела мажет хлеб нежным ежевичным джемом. Ужин готов. Анжела положила каждому вилку и ножик. Уже можно ужинать. А вот и мама с папой. Они улыбаются. Они такого даже не ожидали.
14. Выучить потешки-чистоговорки:
РАЗГОВОР С ПЧЕЛОЙ
Меня ужалила пчела.
Я закричал: «Как ты могла?!»
Пчела жужжит: «А ты как мог
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь он мне был уж-жасно нуж-жен:
Я берегла его на уж-жин». (М. Бородицкая)
РЫЖИЙ КОТЁНОК
Вышла лыжница на лыжах.
А за ней котёнок рыжий.
От неё не отстает,
Добежал до горки — ждёт.
Прокати, Алёнка,
Рыжего котёнка. (М. Солдатенко)
ЖУЧОНОК
Жук жужжит,
Жук дрожит —
Жук жучонка сторожит.
Не чужой жучонок —
Он жуку внучонок.
ЖИВОТ
Бывают в жизни чудеса:
Ужа ужалила оса.
Ужалила его в живот.
Ужу ужасно больно. Вот.
Но ёжик-врач сказал ужу:
«Я ничего не нахожу.
Но всё же, думается мне,
Лежать вам нужно на спине
Пока живот не заживёт. Вот»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Р в различной позиции.
Конспект занятия для автоматизации поставленного звука....
«Автоматизация звука [Л] в различных фонетических позициях на материале слов, словосочетаний, предложений»
Презентация «Автоматизация звука [Л] в различных фонетических позициях на материале слов, словосочетаний, предложений»...
Конспект индивидуального занятия на автоматизацию звука Ш в разных позициях в слове «Путешествие в Королевство правильного звукопроизношения»
Конспект индивидуального занятия на автоматизацию звука Ш в разных позициях в слове разработан для ребенка с ФНР и минимальными дизартрическими расстройствами....
Игра для автоматизации звука [Л ] в начальной позиции в словах "Назови ласково"
ull;Помогает автоматизировать звук [Л] в начальной позиции в словах; • учит детей образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, соблюдая нормы русского языка; &bu...
Фрагмент занятия по автоматизации звука [р] в начальной позиции с использованием презентации.
Фрагмент занятия по автоматизации звука [р] в начальной позиции с использованием презентации.1 слайдИтак, наши друзья (в зависимости от темы занятия) готовы к полёту в космос. Считаем, РАЗ, ДВА, ТРИ&h...
Автоматизация звука [Ш] в различных позициях
Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребёнок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда ...
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Автоматизация звука Р в изолированной позиции, в прямых и обратных слогах "Логопедическая сказка о том, как Мимимишки поздравляли Лисичку с днем рождения и учились говорить звук Р"
Речевое заключение: ФНР: дислалия. Мономорфное нарушение звукопроизношения. Параротацизм....