Автоматизация звука [Ш] в различных позициях
учебно-методический материал

Крайнюченко  Наталья  Юрьевна

       Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребёнок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день.

       Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

      К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartochka_7.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

Карточка 7

Автоматизация звука [Ш]

в различных позициях

1.  Артикуляционная гимнастика.

2. Упражнение «Змея».

3. Прослушать предложения, назвать слова со звуком [Ш]:

       По небу плывут пушистые барашки облаков. На лиственницах запестрели шишечки. Мех кролика идет на шубы и шапки. Детишки убрали коньки. Ребята вышли на опушку. Стоит чудная тишина. Летучие мыши забрались в дупло. Лягушка запрыгнула на лист кувшинки. Илюша наловил много ершей. Младший братишка убирает дрова. Я пойду к бабушке.

4. Повторять слоговые цепочки:        ША-ШО-ШУ-ШЕ-ШИ,   ЯШ-ЁШ-ЮШ-ЕШ-ИШ,  

                                                                                  АШ-ОШ-УШ-ЭШ-ЫШ;

       каждый слог повторять цепочкой с ускорением:      ШАШ - ШОШ - ШУШ - ШЕШ - ШИШ;

       всю цепочку с двумя звуками [Ш] повторять многократно с ускорением.

5 Конструирование слогов с двумя звуками [Ш] (А – О -  ШАШ- ШОШ):

А, О, У, Э, Ы; АО, ОА, УА, АЭ, ЭА, АЫ, ЫА, ОУ, УО, ЭО, ОЭ, ОЫ, ЫО, УЭ, ЭУ, УЫ, ЫУ, ЭЫ, ЫЭ.

6. Повторять слова в быстром темпе:

мышонок, лапша, малыш, обшивка, ошибка, машина, кувшин, ошейник, каша, шиповник, тишина, швея шкаф, шкатулка, школа, шланг, шпалы, шпагат, шпион, штаб, штука, ковш, башня, лукошко, душ, вишня, каштан, детёныш.

7. Конструирование слов. Закончить слово, добавив -ША:

       ДА-, МА-, ПА-, МИ-, НАТА-, АНТО-, Я-, ВА-, НЮ-, ВАЛЮ-;

       -ШОК: МЕ-, ПУ-, ПЕТУ-, ГРЕБЕ-, ПОРО-, ЛОПУ-;

      -ШКА: БУКА-, МО-, КО-, ПУ-, ОПУ-, ЛЯГУ-, ПОДУ-, КАТУ-, КУКУ-, КВАКУ-, ВЫ-, ПЫ-,     МАЛЫ-, БАБУ-, ДЕДУ-, ПЕ-.

8. Спряжение глаголов (я, ты, он, она, мы, вы, они): дышать, мешать, шептать, шить, тушить, шутить, шагать.

9. Правильно ли называет мышонок Валерик слово во множественном числе:        

       шаги, шапки, мышонки, петушки, камыша, шутки, ухи, ландыша.

10. Игра «Ласковое слово»:        

Миша, Яша, Паша, Даша, Наташа, Маша, Алёша, Алёна, Люба, Андрей, Катя; каша, окно, ладонь, ухо, мышь, петухи, дно, пятно, медведь.

11. Игры с картинками: кукушка, ромашка, кошка, подушка, шишка, шило, шиповник, кувшин, катушка, мешок, штаны, шиповник, шахматы, шапка, чашка, швейная машинка, вишня, шкаф для одежды

Задания:

— отработать названия картинок, уточнить понимание;

Отгадать загадки:                      Мохнатенька, усатенька,

                                                       Лапки мягки, коготки остры.          (Кошка)

     Два брюшка,        

     Четыре ушка.       (Подушка)  

— подобрать подходящую по смыслу пару к слову, назвать слова парами:

швейная машинка — катушка; шкаф, вишня, мешок, ромашка, подушка;

— объяснить, почему именно так подобраны пары. Следить за произношением;

— назвать плоды, цветок, одежду, головной убор, мебель, инструмент, посуду, игру;

— назвать картинку по ассоциации со словом: портниха, шипы, гнездо, доска, молоко, нитки, мышка, тяжесть, венок, дырка, варенье, голова, лес, дверцы, карман, иголка;

— закончить предложение:       Шьют на... .

                                                      На суку сидит... .

                                                      Очень мягкая пуховая....

                                                      Красных ниток целая... .

                                                      Картошку высыпали из....

                                                      Сапожнику нужно острое....

                                                      Паше купили теплую....

                                                      С ветки сосны сорвалась....

                                                     Трудно собирать ягоды....

                                                     Миша выиграл партию в....

                                                     Молока осталось пол....

                                                     Саша вымыл....

                                                     В вазе букет из... .

                                                     Мама спекла пирог с....

                                                     Билет лежит в кармане....

                                                     Прикройте плотнее дверцы …

— произнести фразы, используя картинки:  Ваш (а, е, и)…

                                                                            Наш (а, е, и)…

                                                                            Ваш…, а наш …

— произнесение шуточных фраз «Что чему мешает?»:  шкаф мешает кошке и т.д.;

— игра «Что ушло с чем?»: Кошка ушла с кувшином,  шкаф ушел со штанами и т.д.;

— назвать картинки по памяти;

— игра «Маша или Миша»: по глаголу в прошедшем времени определить действующее лицо, выбрать необходимую предметную картинку, ответить полной фразой);

Напр.: укололся — Миша укололся шилом.

Укололся, повязала бант, услышала, перетащил, перемотала, разбил, расставил, взбила, съела, собрала, дал белке, нахлобучил, закрыл, полила, разорвал,  строчила.

11. Выучить пословицы и поговорки:     Шила в мешке не утаишь.

                                                                         Что напишешь пером — не вырубишь топором.

                                                                         В одно ушко вошло, в другое вышло.

                                                                         Не тот хорош, кто лицом пригож,

                                                                         а тот хорош, кто для дела гож.

                                                                         Ум хорошо, а два лучше.

                                                                         Дальше в лес — больше дров.

12. Сюжетная картинка. По наводящим вопросам составить предложение, повторить его, перенося логическое ударение на каждое следующее слово. Предложить ребёнку самому назвать девочку, в имени обязательно должен быть звук [Ш].

Исходное предложение: ...(Даша) нашла шишку.

   Какая ...(Даша) нашла шишку? Малышка Даша нашла шишку.

   Какую шишку...? Малышка Даша нашла большую шишку.

   Ещё какую? Малышка Даша нашла большую шелушённую шишку.

   Где...? — Малышка Даша нашла на опушке большую шелушённую шишку.

Повторение с переносом логического ударения:

   МАЛЫШКА Даша нашла на опушке большую шелушённую шишку.

   Малышка ДАША нашла на опушке большую шелушённую шишку.

   Малышка Даша НАШЛА на опушке большую шелушённую шишку.

И т.д. с выделением каждого слова.

13. Рассказы по серии сюжетных картинок (ответы на  вопросы, пересказ, назвать слова со звуком [Ш]):

ДЕДУШКИНЫ ПОДАРКИ

       Дедушка Яша купил своим внукам игрушки: Maше - пушистого мишку, Илюше — большую машину. Малыши очень довольны. Маша надела на мишку штанишки, шубку, шапку, шарфик и пошла с ним гулять. Илюша взял свою большую машину и пошёл с Машей. Маша посадила мишку в кузов. Илюша катал мишку в машине.

У БАБУШКИ

       У Наташиной бабушки есть кошка Пушина и петушок Шёлковый Гребешок. Кошка Пушина ловит мышей, а петушок Шёлковый Гребешок поёт песни. Наташа любит кошку и петушка. Кошке Наташа налила в плошку молока, а петушку в кормушку насыпала пшена.

14. Послушайте, какие слова со звуком [Щ]  услышали? Выучите стихотворение наизусть.

                     ШУМНЫЙ ЛЕС

         Что у нас в лесу на букву «Ша»?

         Это шишка шлёпнулась, шурша.

         Шмель и шершень

         Шустро шарят в кашке.

         Шебуршат в шиповнике букашки.

         Что ещё в лесу на букву «Ша»?

         Шум и шорох возле шалаша.

         Ну, а если полон рот морошки —

         Широежки и шороконожки.        

                                                  (М. Ясное)

                                                        МЫШОНОК

                              Шорох, шептанье,                Ш-щ-ш-ш! Там за шторами

                              Шумок под окном,               Возле окна

                              Шлёпанье лёгкое...               Шустрым мышонком

                              Кто это — гном?                  Шуршит тишина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Р в различной позиции.

Конспект занятия для автоматизации поставленного звука....

«Автоматизация звука [Л] в различных фонетических позициях на материале слов, словосочетаний, предложений»

Презентация «Автоматизация звука [Л] в различных фонетических позициях на материале слов, словосочетаний, предложений»...

Конспект индивидуального занятия на автоматизацию звука Ш в разных позициях в слове «Путешествие в Королевство правильного звукопроизношения»

Конспект индивидуального занятия на автоматизацию звука Ш в разных позициях в слове разработан для ребенка с ФНР и минимальными дизартрическими расстройствами....

Игра для автоматизации звука [Л ] в начальной позиции в словах "Назови ласково"

ull;Помогает автоматизировать звук [Л] в начальной позиции в словах; • учит детей образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, соблюдая нормы русского языка; &bu...

Фрагмент занятия по автоматизации звука [р] в начальной позиции с использованием презентации.

Фрагмент занятия по автоматизации звука [р] в начальной позиции с использованием презентации.1 слайдИтак, наши друзья (в зависимости от темы занятия) готовы к полёту в космос. Считаем, РАЗ, ДВА, ТРИ&h...

Интерактивная игра «Лого Мемори». Автоматизация звука [ц] во всех позициях.

Автоматизация звука [ц] в словах.https://learningapps.org/watch?v=p3b1d3k7k22...