Автоматизация звука [Ш] в различных позициях
учебно-методический материал
Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребёнок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день.
Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.
К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartochka_7.docx | 18.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Карточка 7
Автоматизация звука [Ш]
в различных позициях
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Упражнение «Змея».
3. Прослушать предложения, назвать слова со звуком [Ш]:
По небу плывут пушистые барашки облаков. На лиственницах запестрели шишечки. Мех кролика идет на шубы и шапки. Детишки убрали коньки. Ребята вышли на опушку. Стоит чудная тишина. Летучие мыши забрались в дупло. Лягушка запрыгнула на лист кувшинки. Илюша наловил много ершей. Младший братишка убирает дрова. Я пойду к бабушке.
4. Повторять слоговые цепочки: ША-ШО-ШУ-ШЕ-ШИ, ЯШ-ЁШ-ЮШ-ЕШ-ИШ,
АШ-ОШ-УШ-ЭШ-ЫШ;
каждый слог повторять цепочкой с ускорением: ШАШ - ШОШ - ШУШ - ШЕШ - ШИШ;
всю цепочку с двумя звуками [Ш] повторять многократно с ускорением.
5 Конструирование слогов с двумя звуками [Ш] (А – О - ШАШ- ШОШ):
А, О, У, Э, Ы; АО, ОА, УА, АЭ, ЭА, АЫ, ЫА, ОУ, УО, ЭО, ОЭ, ОЫ, ЫО, УЭ, ЭУ, УЫ, ЫУ, ЭЫ, ЫЭ.
6. Повторять слова в быстром темпе:
мышонок, лапша, малыш, обшивка, ошибка, машина, кувшин, ошейник, каша, шиповник, тишина, швея шкаф, шкатулка, школа, шланг, шпалы, шпагат, шпион, штаб, штука, ковш, башня, лукошко, душ, вишня, каштан, детёныш.
7. Конструирование слов. Закончить слово, добавив -ША:
ДА-, МА-, ПА-, МИ-, НАТА-, АНТО-, Я-, ВА-, НЮ-, ВАЛЮ-;
-ШОК: МЕ-, ПУ-, ПЕТУ-, ГРЕБЕ-, ПОРО-, ЛОПУ-;
-ШКА: БУКА-, МО-, КО-, ПУ-, ОПУ-, ЛЯГУ-, ПОДУ-, КАТУ-, КУКУ-, КВАКУ-, ВЫ-, ПЫ-, МАЛЫ-, БАБУ-, ДЕДУ-, ПЕ-.
8. Спряжение глаголов (я, ты, он, она, мы, вы, они): дышать, мешать, шептать, шить, тушить, шутить, шагать.
9. Правильно ли называет мышонок Валерик слово во множественном числе:
шаги, шапки, мышонки, петушки, камыша, шутки, ухи, ландыша.
10. Игра «Ласковое слово»:
Миша, Яша, Паша, Даша, Наташа, Маша, Алёша, Алёна, Люба, Андрей, Катя; каша, окно, ладонь, ухо, мышь, петухи, дно, пятно, медведь.
11. Игры с картинками: кукушка, ромашка, кошка, подушка, шишка, шило, шиповник, кувшин, катушка, мешок, штаны, шиповник, шахматы, шапка, чашка, швейная машинка, вишня, шкаф для одежды
Задания:
— отработать названия картинок, уточнить понимание;
Отгадать загадки: Мохнатенька, усатенька,
Лапки мягки, коготки остры. (Кошка)
Два брюшка,
Четыре ушка. (Подушка)
— подобрать подходящую по смыслу пару к слову, назвать слова парами:
швейная машинка — катушка; шкаф, вишня, мешок, ромашка, подушка;
— объяснить, почему именно так подобраны пары. Следить за произношением;
— назвать плоды, цветок, одежду, головной убор, мебель, инструмент, посуду, игру;
— назвать картинку по ассоциации со словом: портниха, шипы, гнездо, доска, молоко, нитки, мышка, тяжесть, венок, дырка, варенье, голова, лес, дверцы, карман, иголка;
— закончить предложение: Шьют на... .
На суку сидит... .
Очень мягкая пуховая....
Красных ниток целая... .
Картошку высыпали из....
Сапожнику нужно острое....
Паше купили теплую....
С ветки сосны сорвалась....
Трудно собирать ягоды....
Миша выиграл партию в....
Молока осталось пол....
Саша вымыл....
В вазе букет из... .
Мама спекла пирог с....
Билет лежит в кармане....
Прикройте плотнее дверцы …
— произнести фразы, используя картинки: Ваш (а, е, и)…
Наш (а, е, и)…
Ваш…, а наш …
— произнесение шуточных фраз «Что чему мешает?»: шкаф мешает кошке и т.д.;
— игра «Что ушло с чем?»: Кошка ушла с кувшином, шкаф ушел со штанами и т.д.;
— назвать картинки по памяти;
— игра «Маша или Миша»: по глаголу в прошедшем времени определить действующее лицо, выбрать необходимую предметную картинку, ответить полной фразой);
Напр.: укололся — Миша укололся шилом.
Укололся, повязала бант, услышала, перетащил, перемотала, разбил, расставил, взбила, съела, собрала, дал белке, нахлобучил, закрыл, полила, разорвал, строчила.
11. Выучить пословицы и поговорки: Шила в мешке не утаишь.
Что напишешь пером — не вырубишь топором.
В одно ушко вошло, в другое вышло.
Не тот хорош, кто лицом пригож,
а тот хорош, кто для дела гож.
Ум хорошо, а два лучше.
Дальше в лес — больше дров.
12. Сюжетная картинка. По наводящим вопросам составить предложение, повторить его, перенося логическое ударение на каждое следующее слово. Предложить ребёнку самому назвать девочку, в имени обязательно должен быть звук [Ш].
Исходное предложение: ...(Даша) нашла шишку.
Какая ...(Даша) нашла шишку? Малышка Даша нашла шишку.
Какую шишку...? Малышка Даша нашла большую шишку.
Ещё какую? Малышка Даша нашла большую шелушённую шишку.
Где...? — Малышка Даша нашла на опушке большую шелушённую шишку.
Повторение с переносом логического ударения:
МАЛЫШКА Даша нашла на опушке большую шелушённую шишку.
Малышка ДАША нашла на опушке большую шелушённую шишку.
Малышка Даша НАШЛА на опушке большую шелушённую шишку.
И т.д. с выделением каждого слова.
13. Рассказы по серии сюжетных картинок (ответы на вопросы, пересказ, назвать слова со звуком [Ш]):
ДЕДУШКИНЫ ПОДАРКИ
Дедушка Яша купил своим внукам игрушки: Maше - пушистого мишку, Илюше — большую машину. Малыши очень довольны. Маша надела на мишку штанишки, шубку, шапку, шарфик и пошла с ним гулять. Илюша взял свою большую машину и пошёл с Машей. Маша посадила мишку в кузов. Илюша катал мишку в машине.
У БАБУШКИ
У Наташиной бабушки есть кошка Пушина и петушок Шёлковый Гребешок. Кошка Пушина ловит мышей, а петушок Шёлковый Гребешок поёт песни. Наташа любит кошку и петушка. Кошке Наташа налила в плошку молока, а петушку в кормушку насыпала пшена.
14. Послушайте, какие слова со звуком [Щ] услышали? Выучите стихотворение наизусть.
ШУМНЫЙ ЛЕС
Что у нас в лесу на букву «Ша»?
Это шишка шлёпнулась, шурша.
Шмель и шершень
Шустро шарят в кашке.
Шебуршат в шиповнике букашки.
Что ещё в лесу на букву «Ша»?
Шум и шорох возле шалаша.
Ну, а если полон рот морошки —
Широежки и шороконожки.
(М. Ясное)
МЫШОНОК
Шорох, шептанье, Ш-щ-ш-ш! Там за шторами
Шумок под окном, Возле окна
Шлёпанье лёгкое... Шустрым мышонком
Кто это — гном? Шуршит тишина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Р в различной позиции.
Конспект занятия для автоматизации поставленного звука....
«Автоматизация звука [Л] в различных фонетических позициях на материале слов, словосочетаний, предложений»
Презентация «Автоматизация звука [Л] в различных фонетических позициях на материале слов, словосочетаний, предложений»...
Конспект индивидуального занятия на автоматизацию звука Ш в разных позициях в слове «Путешествие в Королевство правильного звукопроизношения»
Конспект индивидуального занятия на автоматизацию звука Ш в разных позициях в слове разработан для ребенка с ФНР и минимальными дизартрическими расстройствами....
Игра для автоматизации звука [Л ] в начальной позиции в словах "Назови ласково"
ull;Помогает автоматизировать звук [Л] в начальной позиции в словах; • учит детей образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, соблюдая нормы русского языка; &bu...
Фрагмент занятия по автоматизации звука [р] в начальной позиции с использованием презентации.
Фрагмент занятия по автоматизации звука [р] в начальной позиции с использованием презентации.1 слайдИтак, наши друзья (в зависимости от темы занятия) готовы к полёту в космос. Считаем, РАЗ, ДВА, ТРИ&h...
Интерактивная игра «Лого Мемори». Автоматизация звука [ц] во всех позициях.
Автоматизация звука [ц] в словах.https://learningapps.org/watch?v=p3b1d3k7k22...
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Автоматизация звука Р в изолированной позиции, в прямых и обратных слогах "Логопедическая сказка о том, как Мимимишки поздравляли Лисичку с днем рождения и учились говорить звук Р"
Речевое заключение: ФНР: дислалия. Мономорфное нарушение звукопроизношения. Параротацизм....