Родительское собрание "Возрастные особенности и речевое развитие детей младшего дошкольного возраста»
консультация (младшая группа)
Цель собрания: раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребенка.
Задачи:
- создать единое педагогическое пространство воспитателей, родителей и детей для сотрудничества, сотворчества и совместной деятельности по развитию речи детей четвертого года жизни.
- познакомить родителей с особенностями развития речи детей младшего дошкольного возраста и методами и приемами ее развития.
2.предложить родителям использовать дома и в повседневной жизни разнообразные игры по развитию речи детей.
4. познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой для детей.
5. продолжать вовлекать родителей в педагогический процесс и жизнь группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_roditelskogo_sobraniya.docx | 33.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание:
«Возрастные особенности и речевое развитие детей младшего дошкольного возраста».
Цель собрания: раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребенка.
Задачи:
- создать единое педагогическое пространство воспитателей, родителей и детей для сотрудничества, сотворчества и совместной деятельности по развитию речи детей четвертого года жизни.
- познакомить родителей с особенностями развития речи детей младшего дошкольного возраста и методами и приемами ее развития.
2.предложить родителям использовать дома и в повседневной жизни разнообразные игры по развитию речи детей.
4. познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой для детей.
5. продолжать вовлекать родителей в педагогический процесс и жизнь группы.
Предварительная работа:
1. Изготовление папки для родителей «Артикуляционная гимнастика».
2. Изготовление папки для родителей «Речевые игры».
1. Вступительная часть. Приветствие. Игра «Комплимент».
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители, я рада вас приветствовать. Сегодняшнее родительское собрание, я хочу начать с игры «Комплемент».
Так как на улице осень, то в руках я держу вот такой листик. Сейчас мы с вами будем его передавать друг другу, при этом говоря рядом стоящему соседу комплимент или какое-либо пожелание.
Уважаемые родители, правда на душу стало, как тепло и хорошо. Этой игрой я хотела вам показать, что мы, воспитатели, и вы родители – едины, совместно мы создаем настроение нашим детям.
Собрание нацелено на актуальнейшую тему: «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста».
2.Выступление воспитателя по вопросу «Особенности развития речи ребенка младшего дошкольного возраста».
Речь –основная форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:
- речь развивается и совершенствуется в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
- речь становится орудием мышления.
Основные задачи речевого развития детей:
1. Овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста.
2. Развитие коммуникативных способностей, то есть способности общаться.
Основу речевого развития ребенок получает в семье, в самые первые годы своей жизни. Ребенок овладевает речью только лишь в процессе общения со взрослыми. Хорошо развитая речь ребенка способствует его успешному обучению в школе. А нарушения речи отражается и на формировании характера ребенка, так же как не исправленный вовремя дефект речи делает ребенка замкнутым в себе, не уверенным, раздражительным.
С помощью речи взрослые объясняют детям, как они должны себя вести, то есть устанавливают для детей нормы общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию.
Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребенка.
3. Выступление воспитателя по вопросу «Игры для речевого развития детей», «Артикуляционная гимнастика»
Работа по развитию речи в детском саду осуществляется при разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также на всех других занятиях и вне занятий- в игровой форме, в процессе наблюдения за природой, в ходе общения с детьми.
Отправляясь на прогулку, мы можем: спросить у родителей!!!
1. поговорить о том. какая сегодня погода, какое небо. что есть на небе, есть ли ветер и в какую сторону он дует, теплый он или холодный, в какую одежду одеты люди. почему и с чем это связано.
2. подкормить птиц, беседуя о их внешнем виде и повадках.
3. посмотреть вокруг себя, обратить внимания на прекрасный растительный мир.
4. загадать загадку и найти отгадку
5. поискать приметы времени года
6. вспомнить стихотворение, песенку
7. поиграть «С какого дерева лист» «Раз, два, три, к дереву- беги!», «Когда это бывает».
Можно даже на примере одной прогулке заметить, сколько нового и полезного можно привнести в жизнь ребенка. Для этого необходимо просто видеть окружающий мир и научить своего ребенка замечать, наблюдать и восхищаться всем, что нас окружает, любить и беречь все живое.
Воспитатель: - Для того, чтобы научить ребенка правильной качественной речи, качественному произношению, родителям может помочь артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика –это комплекс упражнений для тренировки языка, губ, щек и нижней челюсти. Именно эти органы отвечают за четкое правильное произношение звуков.
Артикуляционные упражнения повышают подвижность органов речи. С помощью упражнений артикуляционной гимнастики у детей формируется правильное «автоматическое» произношение.
Кроме того, детям очень интересно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики.
Воспитатель: Сейчас и мы с вами выполним артикуляционную гимнастику.
«Дудочка».
Инструкция: Сядьте прямо, спину держим ровно. Вытягиваем губы вперед длинной трубочкой.
Вывод: Упражнение вырабатывает движение губ вперед, укрепляет мышцы, способствует подвижности губ.
«Киска лакает молоко»
Инструкция: открыть рот, губы в улыбке, и широким кончиком языка гладят небо, делая движение назад – вперед.
Вывод: гимнастика развивает подвижность языка.
«Конфетка»
Инструкция: - Рот закрыт, Напряженным языком упираются то в одну, то в другую щеку.
Вывод: Упражнение укрепляет мускулатуру языка и щек.
Воспитатель: предлагаю Вам ознакомиться с правилами выполнения этих упражнений. Предложена памятка.
Артикуляционную гимнастику желательно выполнять по 2 раза в день, например, утром, после зарядки, и вечером. Заниматься ей нужно регулярно: если ребенок не пошел в детский сад, гимнастику с ним должны провести родители (если он не болеет).
Требования к детям зависят от возрастной группы:
• младшая — ребятам достаточно запомнить основные упражнения и научиться их выполнять;
в одном занятии должно быть 3-4 знакомых упражнения и одно новое.
для самых первых занятий нужно использовать 2-3 упражнения
взрослому нужно находиться либо позади ребенка с зеркалом или находиться перед малышом.
упражнение сначала выполняет взрослый, потом ребенок.
Воспитатель: Мы предлагаем Вам, уважаемые родители поиграть в речевые игры.
Игры с родителями.
Игра «Кто или что может это делать!».
Воспитатель: Инструкция для родителей. Взрослый называет действие, находит необходимые предметы. Например, загадываем слово идет. Ребенок говорит: девочка идет, снег идет, кошка идет… подберите слова к глаголам: ползет, летит, бежит, моет, спит и т. д.
Игра «Отгадай, что это?»
Инструкция: Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам:
- Растут на грядке в огороде, употребляются в пищу. (овощи)
- Движется по дороге, по воде, по воздуху. (транспорт).
- мы носим это летом, зимой, не выходим без этого на улицу раздетыми, чтобы не заболеть, чтобы нас не замочил дождь, снег. (одежда)
Игра «Что для чего?»
Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся называемые предметы:
-хлеб – в хлебнице, Сахар –в сахарнице, Конфеты – в конфетнице, мыло –в мыльнице, салат – в салатнице, суп – в супнице, соус - в соуснице, перец- в перечнице и т. д.
Игра «Угощаю»
Инструкция: Предложить родителям вспомнить вкусные слова и угостить друг -друга. Можно поиграть в «Кислые», «Соленые «, «Горькие слова «Сладкие».
Игра «Один –много».
Инструкция: образование множественного числа существительных. Например, сорока – сороки, берёза- берёзы, машина –машины и т.д.
Игра «Ищем слова».
Инструкция: Предложить вынуть слова из борща, винегрета, кухонного шкафа и т. д.
Игра «Придумай слова»
Инструкция: нужно придумать слова на заданный звук. Например, на звук «ж»
Пример: Жук –жаба – джинсы и т. д
Воспитатель: Как видите, уважаемые родители, для того, чтобы развивать речь детей, существует множество интересных занятий и игр. Главное –иметь желание и немного времени.
Вывод: Делают родители!!!
Для развития речи детей необходимо постоянно беседовать с ребенком, задавать вопросы и спрашивать ответы на них у ребенка.
При общении с ребенком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе, о любимых друзьях. об интересных событиях в жизни ребенка. Читайте детям книги, особенно сказки. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, она близка и понятна ребенку в любом возрасте. После прочтения книг, задавайте детям вопросы, обсуждайте поступки героев, объясняйте значения слов.
Воспитатель: Благодарю всех за внимание. Если у кого -то возникли вопросы, пожалуйста, спрашивайте. Вам была предложена анкета по выявлению индивидуальных особенностей и проблемам речевого развития воспитанников. В результате анкетирования, мы предлагаем наши рекомендации по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста. Также, Вам, уважаемые родители предложена памятка «Что должен знать и уметь ребёнок 2-3 летнего возраста».
(Воспитатель раздает памятки).
- О разном. Оплата за детский сад. Одежда воспитанников на улице и в группе. Работа родительского комитета.
Воспитатель: просим Вас высказать свое мнение о то, полезна ли была для вас информация по теме развитие речи младших дошкольников. Если Вам было интересно и познавательно, то возьмите солнышко. А если не интересно и скучно, то тучку и наклейте пожалуйста на мольберт.
ПРИНЯТЫ РЕШЕНИЯ:
1. Воспитателям совместно с родителями уделять должное внимание развитию речи ребенка. Больше общаться с детьми. читать сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.
2. Поощрять в семье занятия ребенка лепкой, рисованием, конструированием, играми с мозаикой. Оснастить группу необходимым количеством карандашей, фломастеров, красок, разными видами конструктора.
3. Оказывать родителям всестороннюю помощь и консультации.
4. Посоветовать родителям посетить с ребенком зоопарк, театр, цирк, выставку.
5. Больше бывать на природе, знакомить детей с ее красотой и многообразием.
6. Обращать внимание на консультации и разработки, которые находятся в родительском уголке.
7. Предложить родителям участвовать в различных конкурсах и олимпиадах.
8. Принимать активное участие в жизни детского сада и группы.
Приложение 1.
Анкета.
Уважаемые родители!
Заполните, пожалуйста, анкету, которая поможет воспитателям лучше узнать Вашего ребенка и спланировать работу с учетом его индивидуальных особенностей.
1.Фамилия, имя ребенка_____________________________________________
2. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.) ________________________________________________________
3. Кто из членов семьи больше уделяет внимания ребенку и как занимается с ним?_____________________________________________
4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) Какую?______________________________________________________
5. Что беспокоит вас в речевом развитии ребенка? _________________________________________________________________
6.Как оцениваете речь вашего ребенка в целом? (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошая). __________________________________________
7. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.)
8.Правильно использует в разговоре местоимения «я», «ты», «он», «она»?
__________________________________________________________________
9.В речи допускает грамматические ошибки (Например: длинные уХи, много стулОВ, моЯ яблоко).___________________________________________________
10. Задает ли ребенок вопросы, начинающиеся словами «кто», «как», «сколько»?
11. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) _________________
12. Играете ли вы вместе со своим ребенком? Какие игры для развития речи есть у вас дома?____________________________________________________________
13. В чем, по Вашему мнению, родители смогут повлиять в овладении ребенком правильной речи?_____________________________________________________
14. Какие вопросы по речевому развитию детей вы хотели обсудить на родительском собрании? _____________________________________________________________
15.Ваши замечания, предложения, пожелания _______________________________________________________
Спасибо!
Анкета №2.
Анкета для родителей по развитию речи ребенка
1. Читаете ли вы своему ребенку сказки, стихи, рассказы?
а) читаем много, постоянно;
б) читаем, но редко;
в) не читаем.
2. Любит ли слушать ребенок, когда ему читают?
а) любит и подолгу слушает;
б) когда как;
в) не любит.
3. Что больше нравиться вашему ребенку:
а) сказки;
б) стихи;
в) рассказы.
4. После чтения рассказа или сказки может ли ребѐнок ее рассказать?
а) да, рассказывает, как ему читали;
б) рассказывает, но на свой лад;
в) частично рассказывает сказку;
г) не рассказывает.
5. Есть ли у ребенка потребность к творчеству?
а) есть;
б) проявляется, но изредка;
в) очень редко.
6. Играете ли вы со своим ребенком в игры по развитию речи?
а) да
б) нет
Рекомендации к развитию речи у детей младшего дошкольного возраста:
1. Старайтесь больше читать малышу. Необязательно выбирать для этого длинные сказки. Можно ограничиться маленькими стишками и загадками.
2. Ограничьте просмотр телевизора ребенком до минимума.
3. Всегда при ребёнке называйте предмет или действие. Например, телевизор – разговаривает, птички – поют, собака ест и т.д. так же перед тем как пойдёте гулять, обязательно говорите, что будете делать во время прогулки.
4. Смотрите картинки в книжках и вместе изучайте их, комментируя: кошка сидит, солнышко светит, цветы растут.
5. При играх с малышом всегда говорите, что делаете. Например: вот я беру один кружок от пирамидки и одеваю на основу, теперь я возьму другой и одену поверх первого и т.д. можно при этом называть какого цвета кружки.
6. Изучайте игрушки. Например, вы спрятали что-то, а потом предложите ребёнку поискать вместе с вами.
7. Займитесь с ребёнком играми, которые помогут развить моторику. Например, лепите фигурки из пластилина, делайте аппликации и т. д.
8. Во время обучения ребёнка разговаривать уделяйте ему больше своего свободного времени и используйте для обучения игры. Чем больше вы будете разговаривать с ребенком, тем быстрее он заговорит.
Памятка для родителей:
«Что должен знать и уметь ребёнок дошкольного возраста 2-3 летнего возраста»
1.Знать цвета: красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный. Назови, покажи, найди, что такого же цвета.
2.Знать формы предметов: круг (шар), квадрат (куб). Назови, найди. Уметь находить в окружающей обстановке много предметов и один; различать большие и маленькие предметы.
3.Развитие речи:
-начинает употреблять сложные придаточные предложения
-проговаривает почти все звуки
- слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
- пользоваться речью как средством общения со сверстниками.
- появляются вопросы: Где? Куда? Почему? Когда?
4. Окружающий мир. Различать и называть игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты и овощи, вилы транспорта.
• Свободно ориентироваться в ближайшем окружении: узнавать свой дом и квартиру, детский сад и групповую комнату.
• Знать имена членов своей семьи и персонала группы.
• Вместе со взрослым заботиться о живых существах: поливать комнатные растения, кормить птиц, рыб и т. и.
5. Деятельность:
- Концентрировать внимание, т.е. выполнять задание, не отвлекаясь в течение около 5 минут
-собирают пирамидку с учетом величины, складывать картинку из 4-х частей
-находят «домики» фигуркам, используя зрительное сравнение («Вкладыши»)
-с помощью пластилина и карандаша изображает простые предметы по показу (использовать прямые, округлые, наклонные, длинные, короткие, пересекающиеся линии)
- С предметами быта: самостоятельно одевается-раздеваться; ест самостоятельно, аккуратно
- Игра: появляются элементы сюжетно-ролевой игры
-Двигательная сфера: поднимается и спускается с лестницы; самостоятельно, ходить и бегать не наталкиваясь, изменяя направления , прыгать на 2-х ногах на месте и с продвижением вперед
-Память: Уметь запоминать 3-4 картинки, знать наизусть несколько четверостиший, повторить небольшую прочитанную сказку с помощью взрослого; вспомнить, что он делал утром, днем, вечером; рассказать по памяти о содержании картинки по наводящим вопросам.
-Общение: любознателен, любопытен, доволен, когда хвалят, переживает, когда ругают, получает удовольствие от общения с взрослыми, эмоционально отзывчив.
Уважаемые мамы и папы, помните!
1.Развитие речи – главное в этом возрасте. Для этого необходимо делать ежедневно и многократно:
-пальчиковую гимнастку, зарядку для язычка и губ
-повторять звуки и слова, четко проговаривая и глядя ребенку в лицо
-читать стихи и сказки, рассматривать и называть предметы, игрушки, картинки
-следить за своей речью, не подделываться под детскую речь
-отвечайте на все вопросы ребенка, но конкретно и коротко.
2.Ведущим процессом является восприятие. Для этого необходимо:
-окружать ребенка игрушками, предметами, с которыми можно действовать – катать, кидать, разбирать, собирать, складывать, трогать, нюхать, слушать, пробовать.
3.Ведущий вид деятельности – игра. Обыгрывайте с ребенком разные ситуации, предлагайте выполнить то или иное задание от лица игрушки, для игрушки, например, пусть свое недовольство поведением ребенка высказывает любимый медвежонок.
4.Ребенок стремится к самостоятельности – удовлетворяйте эту потребность. Все, что ребенок может делать – пусть делает сам.
5.Помните! Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать, ограничивают их только наказания и поощрения взрослых.
6.Будьте последовательны в требованиях, не бойтесь сказать «Нет».
7.Хвалите ребенка за хорошее поведение.
8.Ребенка можно отвлечь, берегите его нервную систему.
9.Любви и терпения!
Памятка для родителей:
«Что должен знать и уметь ребёнок 3-4 летнего возраста».
В три-четыре года малыш должен уметь считать до пяти, показывать соответствующее количество пальчиков на руке, (отсчитывать счетные палочки или другие предметы в пределах пяти);
Уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (выше-ниже, вверху-внизу, справа-слева, в центре, между)
Ребенок должен свободно ориентироваться в таких понятиях, как «большой-маленький», «длинный-короткий», «широкий-узкий», «высокий-низкий»;
Знать следующие геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и овал и уметь рисовать их; а также соотносить эти геометрические фигуры с предметами соответствующих форм;
Уметь различать предметы по форме, размеру и цвету.
Ребенок 3-4 лет должен понимать речь взрослого.
Должен уметь внятно произносить следующие гласные: а, о, у, э, ы, и; и тренироваться в произнесении трудных звуков: б-п, д-т, г-к, в-ф, з-с, ж-ш;
В 3-4 года ребенок учится правильно употреблять существительные с предлогами: в, на, за, под, над, около, между;
Различать и называть части предметов: у дома дверь, окно, крыша; у машины кабина, кузов, колеса, дверцы, руль;
Знать наизусть несколько небольших стихотворений, героев сказок, учиться пересказывать коротенькие сказки, учиться составлять рассказ по картине из 3-4 предложений;
Малыш должен уметь пользоваться вежливой формой обращения к взрослым: проходите, дайте, возьмите, а также пользоваться вежливыми словами: здравствуйте, спасибо, пожалуйста;
Словарный запас должен быть более 1500 слов.
В три - четыре года ребенок должен различать диких и домашних животных, называть их детенышей, знать, где живут, чем питаются;
Владеть элементарными знаниями о птицах, рыбах, насекомых, знать и уметь называть несколько представителей каждого вида;
Учить названия времен года, знать их последовательность и признаки;
Различать фрукты, овощи, грибы, ягоды, иметь о них элементарные представления об их признаках, знать, что где растет;
Учить названия дней недели и времени суток: утро, день, вечер, ночь и уметь определять их;
Ребенок должен знать свою фамилию, имя, а также имена и фамилии членов своей семьи и название населенного пункта, в котором он живет;
Малышу необходимо иметь представление о некоторых профессиях: врач, учитель, повар, шофер;
Знать и уметь показывать названия частей тела человека и животных;
Иметь представление о бережном отношении к природе;
Владеть знаниями о правилах безопасности (нельзя уходить от взрослых, выходить на дорогу без взрослых, трогать горячие предметы, брать таблетки);
Учить помогать взрослым наводить порядок.
Ребенок трех-четырех лет должен удерживать внимание в течение 10-15 минут;
Находить отличия между похожими картинками;
Запоминать и воспроизводить несколько слов, движений, ритмов;
Уметь рассказывать по памяти короткую сказку, мультфильм;
Воспроизводить события текущего и прошедшего дня.
В три-четыре года ребенок должен обладать умением объединять предметы в группы по цвету, размеру, форме;
Уметь объединять предметы в логические пары (нитка-иголка, кисть-краска);
В группе предметов уметь находить лишний (яблоко, груша, апельсин, огурец);
Учиться определять последовательность событий (семя-росток-цветок);
Складывать разрезную картинку из 4-6 частей.
В три-четыре года ребенок должен уметь правильно держать в руке карандаш, кисть;
Учиться обводить простые легкие рисунки;
Уметь рисовать круги, линии, простые рисунки;
Учиться заштриховывать рисунок в разных направлениях, не выходя за границы;
Учить выполнять несложную аппликацию, намазывать готовые детали клеем и приклеивать на намеченное место;
Уметь лепить из пластилина шарики и колбаски, соединять их между собой.
Ребенок трех-четырех лет должен уметь прыгать на двух ногах на месте и продвигаясь вперед;
Бегать, сохраняя равновесие, стоять на одной ноге, сохраняя равновесие, перепрыгивать через препятствия;
Лазать по гимнастической стенке;
Учиться действовать с мячом: подбрасывать его и ловить двумя руками; катать в заданном направлении; бросать и ловить мяч; ударять об пол и стараться поймать;
Учить кататься на трехколесном велосипеде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста
Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста...
Консультация для родителей. Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
Своевременное развитие речи зависит не только от физического состояния ребенка, но и от его психического развития. При отставании в общем психическом развитии, у детей чаще всего страд...
Консультация для воспитателей на тему «Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста»
Наиболее благоприятным периодом для усвоения речи является младший дошкольный возраст. В этот период возрастает речевая активность, накапливается словарь, удлиняются и усложняются речевые высказывания...
Родительское собрание "Особенности проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста"
Родительское собрание "Особенности проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста"...
«Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста».
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей....
Родительское собрание по теме "Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста.Игры.Методы.Приемы"
Презентация содержит причины задержки речи, упражнения для запуска речи, артикуляционные упражнения, а так же и др игры в помощь педагогам и родителям....
Конспект родительского собрания во 2 младшей группе «Роль речевого развития детей младшего дошкольного возраста»
Цель: формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Задачи: Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей ...