Консультация «Роль семьи в развитии интереса ребёнка к опытно-экспериментальной деятельности»
консультация (старшая группа)

Ольга Николаевна Швеина

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Светлячок»

Консультация для родителей

«Роль семьи в развитии интереса ребёнка

к опытно-экспериментальной деятельности»

 

                                       

                                       

                                            Выполнила:

                                                                  воспитатель первой

                                                                                     квалификационной категории

                                                      Швеина О.Н.

Камчатский край, с. Мильково

2025 г.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют почемучками. Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая, каждый ответ взрослого на детский вопрос рождает новые вопросы.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты словно фокусы. Только загадка фокусов так и остаётся неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, память ребёнка, наглядно показывают связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы как? и почему?

Экспериментирование как одна из форм организации детской деятельности побуждает ребёнка к активности и самостоятельности, к открытию новых знаний и способов познания.

Проявляя заинтересованность к деятельности ребёнка, беседуйте с ним о его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребёнок их достиг (он приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

Советы родителям для развития и поддержания интереса детей

к опытно-экспериментальной деятельности.

- Не следует отмахиваться от желаний ребёнка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

- Поощряйте любознательность, которая порождает потребность в новых впечатлениях, потребность в новых исследованиях.

- Не отказывайтесь от совместных действий с ребёнком, игр и т.п. – ребёнок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

- Предоставляйте ребёнку возможность действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогайте ему своим участием.

- Если у вас возникают необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно. Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребёнка.

- Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребёнка. Осознание ребёнком своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

- С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, положительно оценивайте его волевые усилия и активность.

- Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводит к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?

- Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребёнка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

- Проявляя заинтересованность к деятельности ребёнка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности).

- Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребёнок их достиг (он приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

Родители – это именно те люди, которые лучше всего могут помочь детям реализовать их потенциальные возможности.

Эксперименты, которые можно провести дома с детьми.

Воздух и его свойства.

Цель: знакомство со свойствами воздуха.

Опыт № 1.  Можно ли увидеть воздух?

Материалы и оборудование: стакан, банка, вода, резиновая игрушка с отверстием.

Детям предлагается осмотреть  групповую комнату.

-Что вы видите? (Игрушки, столы и т.д.).

-А ещё в комнате много воздуха, но его не видно. Как в этом убедиться?

Детям предлагается перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку с водой. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать ровно.

-Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь нужно держать стакан не прямо, а немного наклонив его.

-Что появляется в воде? (Видны пузырьки).

-Откуда они взялись? (Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода).

-Возьмём резиновую игрушку и сожмем её. Она сжимается? (Да). Это воздух выходит из неё и освобождает место. Закройте отверстие пальцем и попытайтесь сжать игрушку снова. Она не сжимается. Что ей мешает? (Воздух, находящийся в игрушке, мешает её сжать).

Вывод: воздух - это газ. Он невидимый, бесцветный и не имеет запаха. Воздух есть везде, он занимает место.

Опыт № 2. Можно ли услышать воздух?

Оборудование: резиновая игрушка с отверстием.

- Возьмём резиновую игрушку и сожмем её. Что вы услышите? (Cвист).

- Откуда этот свист? (Это свистит воздух, который выходит из игрушки).

Вывод: воздух можно услышать.

Опыт № 3. Можно ли почувствовать воздух?

Оборудование: резиновая игрушка с отверстием.

-Возьмём резиновую игрушку, подставим её близко к руке и сожмем. Что вы чувствуете? (Как будто дует ветер). Это «дует» воздух, который выходит из игрушки.

Вывод: воздух можно почувствовать.

Опыт № 4. Можно ли «поймать» воздух?

Оборудование: полиэтиленовый пакет.

- Можно ли поймать воздух? Попробуем поймать его руками. Получается? (Нет).

Воспитатель предлагает посмотреть в полиэтиленовый пакет.

-Что там? (Он пустой). Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух, завязываем его. Наш пакет наполнился и стал похож на подушку. Чем он наполнился? (Воздухом). Теперь развяжем пакет, выпустим из него воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха). Опять наберём в пакет воздух и снова его выпустим (2-3 раза).

Вывод: воздух можно «поймать».

Опыт № 5. Можно ли взвесить воздух?

Оборудование: полиэтиленовый пакет, весы.

-Положим на одну чашу весов пустой пакет, на другую – наполненный воздухом. Чаша с каким пакетом опустилась вниз? (С тем, в котором воздух).

Вывод: воздух имеет вес, его можно взвесить на весах.

Опыт № 6. Движется ли воздух?

Оборудование:

1. Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) по числу детей.

2. Иллюстрации: ветряная мельница, парусник, ураган и т.д.

3. Герметично закрытая банка со свежими апельсиновыми или лимонными корками (можно использовать флакон с духами).

 - Аккуратно возьмём за краешек полоску бумаги  и подуем на неё. Она отклонилась. Почему? Мы выдыхаем воздух, он движется и двигает бумажную полоску. Подуем на ладошки. Можно дуть сильнее или слабее. Мы чувствуем сильное или слабое движение воздуха.  В природе такое ощутимое передвижение воздуха называется  ветер. Люди научились его использовать (показ иллюстраций), но иногда он бывает слишком сильным и приносит много бед (показ иллюстраций). Но ветер есть не всегда. Иногда бывает безветренная погода. Если мы ощущаем движение воздуха в помещении, это называется  сквозняк, и тогда мы знаем, что открыто окно или форточка. Сейчас в нашей группе окна закрыты, мы не ощущаем движения воздуха. Интересно, если нет ветра и нет сквозняка, то воздух неподвижен? Рассмотрим герметично закрытую банку. В ней апельсиновые корки. Понюхаем банку. Мы не чувствуем запах, потому что банка закрыта и мы не можем вдохнуть воздух из неё (из закрытого пространства воздух не перемещается). А сможем ли мы вдохнуть запах, если банка будет открыта, но далеко от нас? (Воспитатель уносит банку в сторону от детей (приблизительно на 5 метров) и открывает крышку).  Но через некоторое время все ощущают запах апельсинов. Почему? Воздух из банки переместился по комнате и разнёс запах.

Вывод: воздух всегда находится в движении, даже если нет ветра и сквозняка. Благодаря этому свойству воздуха мы чувствуем запах.

Опыт № 7. Что такое ветер?

Оборудование: веер.

-Возьмём веер, помашем им. Что чувствуем? (Ветер).

-Но ведь мы находимся в помещении, а ветер бывает только на улице. Откуда же здесь ветер? На самом деле это воздух, который мы привели в движение с помощью веера.

Вывод: воздух и ветер – это одно и то же. Ветер – это воздух, который движется быстро.

Значение воздуха для растений, животных и человека.

Цель: выявить потребность растений, животных и человека в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у человека и у растений.

Опыт № 1. Можно ли прожить без воздуха, без дыхания?

-Положите руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (Грудная клетка поднялась). Что в это время происходит с лёгкими? (Они наполняются воздухом). А при выдохе что происходит с грудной клеткой? (Она опускается).

-А что происходит с нашими лёгкими? (Из них выходит воздух).

Вывод: при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются.

-Закройте рот, закройте руками нос. Долго ли мы можем находиться в таком состоянии? (Нет).

-Почему? (Не можем дышать).

Вывод: без дыхания нет жизни.

Опыт № 2. Дышат ли растения?

Материалы и оборудование: комнатное растение, вазелин, лупа.

- Дышат ли растения? Как это доказать? (Дети могут ответить на вопрос, опираясь на знания о процессе дыхания у человека: при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него). Рассмотрим листочки растения через лупу. Что видим? (Отверстия). Это поры, через которые растения дышат. Вазелин не пропускает воздух, поэтому смажем один листочек вазелином с двух сторон и посмотрим, что произойдёт. Наблюдать будем несколько дней. (Через несколько дней увидим, что листочек погиб).

Вывод: растения дышат; если не могут дышать, то погибают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно — экспериментальной деятельности»

Консультация содержит рекомендации для родителей,как развить интерес ребенка к опытно-экспериментальной деятельности....

«Роль семьи в развитии интереса ребёнка к опытно-экспериментальной деятельности».

laquo;Роль семьи в развитии интереса ребёнка к опытно-экспериментальной деятельности». С младшего возраста у детей возникает потребность в экспериментировании. Во многом развитие личн...

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии интереса ребёнка к опытно-экспериментальной деятельности».

С младшего возраста у детей возникает потребность в экспериментировании. Во многом развитиеличности и познавательных функций детей осуществляется именно через опыты и эксперименты, дети познают мир че...

Роль семьи в развитии интереса ребёнка к опытно-экспериментальной деятельности

Консультация для родителей«Роль семьи в развитии интереса ребёнкак опытно-экспериментальной деятельности». Подготовила: воспитатель Поколюхина Юлия Олеговна С младшего возраста у...

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии интереса ребёнка к опытно-экспериментальной деятельности».

Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно - экспериментальной деятельности....

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии интереса ребёнка к опытно-экспериментальной деятельности».

Консультация для родителей:«Роль семьи в развитии интереса ребёнка к опытно-экспериментальной деятельности»....