Методическая рекомендация для родителей Тема: «Разговор с родителями о воспитании и не только».
картотека (средняя, старшая группа)
В современном обществе все больше людей склоняются к тому, что воспитание ребенка начинается в семье. Это его начальная школа. Здесь он должен научиться у своих родителей, исполняющих роль наставников, урокам, которые поведут его по жизни, урокам уважения, послушания, благоговения и самообладания. Домашнее воспитание оказывает решающее воздействие, направляя или к добру, или к злу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka_razgovor_s_roditelyami.docx | 206.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБУ СО «Ершовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
Тема: «Разговор с родителями о воспитании и не только».
(методическое пособие для родителей)
Составитель:
специалист по социальной реабилитации отделения дневного пребывания
Ноздрина Р.М.
В современном обществе все больше людей склоняются к тому, что воспитание ребенка начинается в семье. Это его начальная школа. Здесь он должен научиться у своих родителей, исполняющих роль наставников, урокам, которые поведут его по жизни, урокам уважения, послушания, благоговения и самообладания. Домашнее воспитание оказывает решающее воздействие, направляя или к добру, или к злу.
ЗAДУМАЙТЕСЬ!!!
- Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
- Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
- Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
- Если ребенка часто упрекают, он учится жить с чувством вины.
- Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.
- Если ребенка подбадривать, он учится верить в себя.
- Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
- Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
- Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
- Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
«Правила выполнения домашнего задания».
Выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий должна непременно сопровождаться выработкой подхода к урокам как к важному и серьёзному делу, вызывающему уважительное отношение со стороны взрослых. С этого, пожалуй, и необходимо начинать. Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребёнку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами, которыми заняты взрослые. Маленький школьник чувствует это прекрасно. Раньше у него не было дел, которые родители могли бы прервать по собственному усмотрению. Пошёл он гулять во двор – его в любой момент могут позвать с прогулки. Начал он играть – ему могут велеть отложить игрушки в сторону и идти есть. И вдруг теперь среди его дел появляется такое, которое ни мама, ни папа никогда не прерывают! Естественно, у этого дела (точнее, у этой деятельности) в глазах ребёнка появляется особый статус. Если его занятие нельзя прервать, подобно тому, как нельзя мешать взрослым, когда те работают, если старшие стараются его не тревожить, - значит, уроки так же важны, как работа, которую выполняют взрослые. Если вы решили помогать ребенку в приготовлении домашних заданий, стоит запастись терпением и выдумкой, чтобы превратить занятие не в мучительную процедуру, а в увлекательный способ общения и познания, приносящий истинное удовольствие и пользу ребенку, и вам. Вам понадобится больше выдержки, сил, уверенности в успехе, чем ребенку. Чтобы облегчить миссию, учитывайте основные правила организации индивидуальной помощи ребенку дома, которые способны принести ему действительно пользу, а не вред.
- Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него. Постарайтесь убедить ребенка в том, что добросовестное выполнение уроков значительно облегчает выполнение классных заданий, что дома можно выяснить все то, о чем он не смог спросить в школе и без стеснения потренироваться в том, что пока не получается.
- Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе. Не стоит перегружать школьника дополнительными заданиями. Помните, что ребенок находится в школе 4-5 часов, а затем его рабочий день продолжается, когда он продолжает делать уроки дома. Жизнь ребенка не должна состоять только из школьных заданий.
- Работайте спокойно, без нервотрёпки, упреков, порицаний. Постарайтесь каждый раз найти, за что можно похвалить ребенка. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.
- Никогда не начинайте с трудных заданий, усложняйте задания постепенно. В ходе занятий очень важно подкреплять каждый правильный шаг ребенка, так как уверенность в правильном выполнении помогает.
- Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие. Не спешите получить результат, успех придет, если ребенок будет уверен в себе.
- Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, так как ребенок может “заучить” ошибку. Но избегайте слов “ты делаешь не так”, “это неправильно”.
- Для того, чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной, она должна быть систематической, но непродолжительной. Кроме того, необходимо, чтобы эта работа не была нудной, дополнительной, тяжелой нагрузкой, цель которой ребенок не знает и не понимает.
«Совсем нет времени, чтобы заняться ребенком!»
- Взрослые часто забывают простую истину – если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Ребенок, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать на стороне родственные души или привлекать внимание взрослых плохим поведением.
- Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества) посидеть с ним, поговорить, помочь ребенку по домашним делам, рассказать интересную, поучительную историю или обсудить мультфильм.
- Если ребенок пришел в школу без выполненных уроков, получил замечания от учителя, ребенок получает стресс. Учитель в школе объяснил, показал, научил. Домашнее задание какое? ДОМАШНЕЕ. Его ребенок обязан делать дома, под контролем родителей в обязательном порядке.
«Меры наказания!»
- Физические наказания могут привести к утрате у ребенка отзывчивости, способности сочувствовать и сопереживать другим людям.
- Наказание тогда достигает цели, когда помогает ребенку исправиться, вызывает раскаяние, осуждение собственного поведения.
- Ребенок всегда должен знать, за что его наказывают. Объясняя ему его провинность, не обсуждайте его личность, а обсуждайте проступок, который совершил ребенок.
- Самое эффективное наказание – посадить на диван и заставить прочесть конкретный рассказ и пересказать его.
«Если учительница не права»
Сохранение учительского авторитета в глазах ребенка важно не для учителя и не для школы, а для нормального развития самого ребенка. Однако, что же делать, если учитель не соответствует своей высокой роли? Такое, к сожалению, случается. В таких случаях выход существует только один: объяснить ребенку, что учитель — обыкновенный живой человек, такой же как и все, просто в данной конкретной ситуации его действия по той или иной причине не совсем верны, но не допускать, чтобы в целом у ребенка сформировалось отрицательное отношение к учителю.
«Чего нельзя говорить ни в коем случае»
1. Учитель тебя не любит.
2. Учитель ставит оценки несправедливо.
3. Ваш учитель – глупый.
4. Требование учителя выполнять не нужно – оно неправильное.
5. Поступать так учитель не имеет права.
"То, что можно сказать ребенку, но лишь в крайнем случае»
1. Если учитель тебя ругает чаще других, несмотря на то что вы все ведете себя одинаково, значит — он просто боится, что ты слишком быстро забудешь то, что он тебе уже говорил.
2. Отметка ставится не только за знания, но и за отношение к делу. Наверное, учитель решил, что, если бы ты не ленился, то выполнил бы работу гораздо лучше.
3. Каждый может иногда о чем-то забыть или чего-то не заметить.
4. Возможно, в этот раз учитель случайно ошибся. Иногда такое бывает со всеми.
5. Мы ведь с тобой не знаем точно, почему учитель так поступил, поэтому лучше давай не будем разбирать его поступок.
«Тактичность родителей»
- Уважаемые родители, если вы хотите, чтобы ваш ребенок слышал учителя в школе, не подрывайте авторитет педагога, не обсуждайте его в присутствии ребенка.
- Помните учитель, тоже человек, у него есть своя семья и дети. Он тоже хочет, после работы уделить внимание своим домочадцам, а не работать учителем дома по телефону.
- Если вы хотите ознакомиться с успехами вашего ребенка в школе, приходите непосредственно в школу. Этим самым вы покажите ребенку свою заинтересованность в его обучении и свой контроль, что будет стимулировать желание хорошо учиться.
И еще, рассмотрим несколько секретов о воспитании детей со всего света.
«Подожди!» Именно это слово говорят родители в некоторых европейских странах даже самым маленьким детям, потому что считают, что ребенка надо приучать к тому, что нельзя получать все по первому требованию. Именно с помощью небольших пауз родители добиваются того, чтобы дети росли более самостоятельными.
«Волшебные слова» Кого из нас в детстве не учили «волшебным словам»? Поблагодарить после еды и сказать «пожалуйста», если просишь кого-то о чем-то – мы знаем эти слова и учим своих детей употреблять их, как когда-то учили этому нас. А вот для родителей такими же обязательными словами помимо «спасибо» и «пожалуйста» являются «здравствуйте» и «до свидания». Замечено, что вынудить маленького ребенка поздороваться со взрослым довольно трудно. Особенно если ты приходишь с ребенком в чужой дом и взрослые незнакомые. Ребенок теряется, стесняется, упрямится и молчит. Ты делаешь попытку, но она, скорее всего, обречена на провал, но ты и не ждешь другого. Простое «здравствуйте» для ребенка и окружающих означает, что он может вести себя цивилизованно. Так это «волшебное слово» задает тон общению между детьми и взрослыми. С этими словами трудно не согласиться.
«Кто в доме главный?» Во французских семьях вопрос о том, кто в доме главный, не стоит. Ребенок всегда знает о своем месте, а если он иногда забывает о нем, французские мамы и папы говорят ему: «Здесь решаю я!»
Противопоставляя американскому методу воспитания детей французский Памела Друкерман
подчеркивает, что в Новом свете родители боятся ущемить свободу детей. Дело доходит до абсурда. Ребенок в детском саду на замечание воспитательницы может ответить: «Ты мне не босс!» и продолжить заниматься своим делом. В свободолюбивой Франции это просто исключено: «в стране, где почитают революцию и баррикады, за семейным столом анархистов нет».
Отмечу, что во Франции очень строго очерчены границы того, что можно делать детям, а чего нельзя. Кстати, что в рамках этих границ дети абсолютно свободны. Они могут шалить и баловаться, и их никто не будет ругать за небольшие проступки, поэтому в принципе во Франции детей наказывают очень редко:
«Устанавливая границы для детей, родители часто используют выражение «имеешь /не имеешь право». «Не бей Жюля, – говорят они. – Ты не имеешь права его бить». И разница здесь не только в семантике. Подобный запрет звучит совсем иначе. Это выражение подразумевает, что существует некая фиксированная, организованная система правил для взрослых и детей. И если ребенок не имеет права делать одно, у него есть право делать что-то другое.
Другая фраза, которую часто используют французские родители в общении с детьми, – «не одобряю», которая несет в себе гораздо больше, чем обычное «нет». Таким образом, родители показывают, что у них есть свое мнение, с которым ребенок должен считаться. При этом допускается, что у малыша может быть свое мнение по любому поводу.
Возможно, именно поэтому за столом во Франции всегда царит такое спокойствие. Вместо того, чтобы ждать большого скандала и прибегать к суровым наказаниям, родители предпринимают множество маленьких вежливых превентивных шажков, основываясь на установленной системе правил.
«Взрослое врем» Детей французы часто отправляют в летние лагеря отдыха. Родители не должны переживать слишком сильно из-за ссадин или синяков, они должны доверять учителям и могут радоваться возможности побыть без детей. Побыть только вдвоем – вполне обычный способ отдыха для родителей. Они не мучаются угрызениями совести, если отправились куда-то без детей и не паникуют из-за того, что с детьми никто не справится так, как они сами. Но помимо поездок и выходов в свет вдвоем, «взрослое время» бывает ежедневно. Маленьких детей принято укладывать спать довольно рано – после 8 часов вечера начинается время для родителей. Они отправляют детей в их комнаты, и те, даже если не ложатся спать, то уже играют в своих детских. Никакой беготни по всему дому и требований часами укладывать их в постель, в таких семьях нет. Утром дети также не врываются в комнату к родителям, а ждут, когда те выйдут.
Отношения супругов» Считается, что самое главное в семье – это взаимоотношения мамы и папы, а дети – на втором месте. Действительно, очень много семей, которые во главу угла ставят ребенка или детей, если их несколько. Такие семьи принято называть детоцентричными. Но что происходит с ними, когда дети вырастают? Когда не надо куда-то с ними бежать, развивать, делать уроки, скатываться с горы? Остается ли что-то, что делает супругов интересными друг другу безотносительно детей? Когда дети маленькие, очень трудно поверить в то, что рано или поздно они покинут твой дом. Но на самом деле это происходит стремительно. Казалось бы, еще совсем недавно ты тряс этот комочек в коляске, а теперь он учится в институте, самостоятельно едет в другую страну и водит автомобиль. Что же остается тебе? Только жить своей собственной жизнью, которая не должна зависеть целиком и полностью от тех, кого ты родил и воспитал. И в этом я не могу не согласиться с французами, которые, по статистике, считаются самыми счастливыми супругами в Европе. Задумаемся над этим и будем счастливыми родителями для своих детей!
В заключение выводы психологов, которые рекомендуют нам чаще хвалить, чем осуждать, подбадривать, а не подчеркивать неудачи, вселять надежду, а не твердить, что изменение ситуации невозможно. Но для того, чтобы ребенок поверил в свой успех, в возможность преодоления проблем, в это должны поверить мы, взрослые. Родитель! Люби свое дитя! Но не слепо. Не потакая его капризам, а требовательно и нежно, воспитывая ЛИЧНОСТЬ! Желаю успехов и всех благ!
Наш адрес
Саратовская область,
г. Ершов,
ул. Мелиоративная, д.39.
Телефон: 5-71-52.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по развитию речи для заботливых родителей
Методические рекомендации для родителей, которые хотят, чтобы их дети имели правильную и красивую речь, и в школе не допускали ошибок на письме....
Методические рекомендации для педагогов детских садов и родителей. По теме: "Обучение дошкольников ПДД (дидактические игры)"
Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения...
Методические рекомендации для воспитателей по привлечению внимания родителей и обучению дошкольников безопасному поведению на дороге.
В методических рекомендациях для воспитателей собран материал по привлечению внимания родителей и обучению дошкольников безопасному поведению на дороге.В сообщении рассказывается о причина...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ К программе «Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет)»
Словообразование родственных слов представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является соста...
Методические рекомендации для воспитателей «Формы работы с родителями в условиях детского сада»
Методические рекомендации для воспитателей «Формы работы с родителями в условиях детского сада»...
Опыт работы. Методические рекомендации для педагогов. Тема: « Работа с родителями»
Опыт работы. Методические рекомендации для педагогов. Тема: "Работа сродителями"....
Методические рекомендации по лексической теме "Космос" для родителей во время самоизоляции.
Методические рекомендаций для родителей по организации образовательной деятельности с детьми в период самоизоляции. Игры и задания соответствуют образовательной программе детского сада и...