Мастер-класс «Путешествие в волшебную страну эмоций»
план-конспект занятия
Цель мастер-класса – повысить педагогическую культуру родителей в вопросах развития и воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Задачи мастер-класса:
- создать условия для совместной деятельности с родителями на мастер-классе;
- сформировать у них представления об особенностях развития детей среднего дошкольного возраста;
- познакомить с содержанием образовательной деятельности с детьми на занятиях;
- обучить методам и приемам, которые помогут развивать у детей фонематический слух, коммуникативные навыки, эмоциональный интеллект, а также социализировать и повышать уровень их самооценки;
- повысить родительскую компетентность в вопросах организации совместных с детьми развивающих игр и упражнений;
- показать на примере этих игр и упражнений, как научить детей понимать различные эмоции, чувства и состояния и выражать их с помощью мимики и пантомимики;
- привлечь внимание родителей к проблеме широкого использования ритмопластики в художественно-эстетическом развитии детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий мастер-класса на тему
«Путешествие в волшебную страну эмоций»
для родителей детей средних групп.
Цель мастер-класса – повысить педагогическую культуру родителей в вопросах развития и воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Задачи мастер-класса:
- создать условия для совместной деятельности с родителями на мастер-классе;
- сформировать у них представления об особенностях развития детей среднего дошкольного возраста;
- познакомить с содержанием образовательной деятельности с детьми на занятиях;
- обучить методам и приемам, которые помогут развивать у детей фонематический слух, коммуникативные навыки, эмоциональный интеллект, а также социализировать и повышать уровень их самооценки;
- повысить родительскую компетентность в вопросах организации совместных с детьми развивающих игр и упражнений;
- показать на примере этих игр и упражнений, как научить детей понимать различные эмоции, чувства и состояния и выражать их с помощью мимики и пантомимики;
- привлечь внимание родителей к проблеме широкого использования ритмопластики в художественно-эстетическом развитии детей.
Форма проведения: практическое занятие.
Продолжительность: 30 минут.
Атрибуты: гюйсы, бескозырки, карточки «Любознательный» и «Монсики», карта долины монсиков, картинки с изображением предметов для упражнения «Спасите остров».
Ожидаемые результаты:
- участие родителей в воспитательно-образовательном процессе;
- сформированность знаний и практических навыков по теме мастер-класса;
- совместное решение вопросов воспитания и развития детей.
Ход мастер-класса:
Теоретическая часть
Старший воспитатель:
Добрый день, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на нашем мастер-классе. Наша встреча посвящена двум направлениям в работе с детьми – ритмике и обучению грамоте.
Цель мастера-класса – познакомить вас с методами и приемами, которые мы используем в ходе образовательной деятельности с детьми и на занятиях.
Музыкальный руководитель:
Сегодня мы покажем вам упражнения на развитие у детей музыкальности, двигательных навыков и умений, чувства ритма, фонематического слуха. С помощью данного комплекса упражнений вы сможете также развивать у своих детей коммуникативные навыки, творческие способности, нравственно-эстетические качества, обогатите эмоциональную сферу и, самое главное, психологически раскрепостите ребенка. Постепенно ребенок приобретет необходимую уверенность, а в дальнейшем легко адаптируется в школе.
Старший воспитатель:
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. В этот период формируются основные психические процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание, речь. Ведущий вид деятельности дошкольника – игра, поэтому упражнения с детьми нужно выполнять в игровой форме, в дружеской и непринужденной атмосфере. Вы можете использовать эти упражнения дома в играх с детьми, на семейных досугах и различных домашних развлечениях.
Практическая часть:
Старший воспитатель:
Итак, мы приглашаем вас в увлекательное путешествие – в долину монсиков.
(Показывает карту долины.) Этих мультипликационных персонажей очень хорошо знают воспитанники и часто придумывают сюжеты игр с их участием, поэтому на каждом занятии мы с ними путешествуем по долине монсиков. Монсики живут на десяти островах, каждый из которых имеет свое название. У каждого монсика тоже есть имя, например, Грустякин, Мими, Помогайка. Каждый герой олицетворяет ту или иную эмоцию. Во время путешествия дети помогают героям, узнают много интересного и заряжаются положительными эмоциями.
Музыкальный руководитель:
Ну что, уважаемые родители, все надели бескозырки и готовы к путешествию?
(Родители отвечают.)
А начнем мы наше путешествие с комплекса упражнений на развитие координации движений и воображения. С помощью этих упражнений мы вводим детей в игровую ситуацию.
Но на чем мы отправимся в долину монсиков: на самолете, машине, воздушном шаре?
(Родители отвечают.)
Итак, пристегните ремни! Начинаем обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1! Пуск! Поехали!
(Педагоги проводят ритмическую разминку «В путь», родители повторяют за ними движения.
Затем включают аудиозапись шума моря и крика чаек)
Музыкальный руководитель:
Куда же мы с вами попали? (Родители прислушиваются к звукам и отвечают.)
Вы правы, вот мы и добрались до синего моря. Но посмотрите, дальше нет дороги. Как нам быть? (Родители думают.)
Давайте, родители, смелее отвечайте! (Педагог подбадривает родителей.)
Обычно на этом этапе путешествия дети придумывают самые различные ответы и сами предлагают, как решить проблему. Чтобы у детей развивались мыслительные процессы, формировалось логическое мышление, важно давать им возможность самостоятельно находить решение какой-либо проблемы.
(Родители предлагают сменить вид транспорта.) Какие вы молодцы!
Конечно же, мы пересядем с вами на корабль и поплывем дальше.
Но корабль у нас непростой. Называется он «Любознательный», потому что любит узнавать много нового и интересного. Первый остров, на который мы с вами поплывем, называется остров «Р».
Комментарий для родителей:
Каждый остров имеет название, которое соответствует буквам. За буквами закреплены определенные эмоции, чувства или действия.
Например: остров «З» – забота.
Наша цель – познакомить детей не с буквами, а со звуками, научить слышать их в словах и правильно произносить.
Старший воспитатель:
А чтобы плыть нам было веселей, поддержит нас в дороге песенка друзей.
Артикуляционная разминка «Плывем на корабле»
Под музыку педагоги выполняют движения вместе с участниками мастер-класса:
Надуваем щеки попутными ветрами (Набрать воздух, надуть щеки.)
И наполним ими наши паруса. (Шумно выдыхать, направляя струю воздуха
вперед.)
Поплывем, ребята, мы сегодня с вами (Изобразить руками плавание.)
Изучать в долине чудо-острова! (Вскинуть руки вверх.)
Волны помогают нам и шумят, шумят, (Показать, как шумят волны.)
Ну а чайки весело в небе нам кричат. (Развести руки в стороны и покричать, как чайки.)
Наш корабль гудит, (Погудеть, как корабль: у-у-у!)
Рыбки плавают – буль-буль – (Показать, как плавают рыбки, озвучить «буль-буль».)
Как же весело нам плыть
И с друзьями вместе жить!
Комментарий для родителей:
Данное упражнение направлено на развитие у детей дошкольного возраста артикуляционного аппарата, воображения и координации движений, а также содержит элементы дыхательной гимнастики. При первом выполнении упражнения взрослый показывает детям движения в игровой форме, затем они выполняют их самостоятельно.
Звучит музыка острова «Р» (по выбору музыкального руководителя в соответствии с тематикой).
Старший воспитатель:
Вот мы и приплыли на остров «Р» – равнодушие. Как вы понимание слово «равнодушие», что оно означает? (Родители отвечают.)
Этот же вопрос мы задавали детям. Послушайте, что, по их мнению, является равнодушием. (Зачитывает ответы детей.)
Комментарий для родителей
Такие задания развивают у детей эмоциональный интеллект, учат понимать эмоции и чувства свои и других людей. Когда дети обсуждают то или иное чувство или ту или иную эмоцию, то объясняют, для чего они нужны, показывают мимикой. С помощью наводящих вопросов делают вывод, что даже негативные эмоции нужны человеку. Например, страх помогает избежать многих опасностей.
Музыкальный руководитель:
На острове равнодушия главенствует монсик – Грустякин. Он просит нас о помощи.
Ведь жители острова стали настолько равнодушны, что даже не замечают, что их остров тонет и совсем скоро уйдет под воду. На острове накопилось столько лишних предметов и вещей, которые тянут остров ко дну! Нужно скорее помочь Грустякину и спасти остров.
Вы готовы? (Родители отвечают.) Давайте выберем ненужные предметы.
«Упражнение спасите остров»
Педагоги предлагают родителям внимательно посмотреть на предметы на столе и отобрать лишние. Также можно использовать картинки с изображением различных предметов. Главный критерий, по которому они выбирают предметы, – наличие в названии предмета определенного звука, в данном случае – «Р».
Комментарий для родителей
Данное упражнение направлено на развитие у детей фонематического слуха, умения слышать отдельные звуки в слове, отличать один звук от другого по акустическим признакам и анализировать весь звуковой состав слова. Это умение имеет важное значение и является предпосылкой успешного обучения ребенка грамоте. На занятиях дети самостоятельно догадываются, по какому принципу необходимо исключить лишний предмет или предметы.
Старший воспитатель:
Ура, мы спасли остров! Но Грустякин опять просит о помощи. Он хочет, чтобы мы справились с равнодушием на острове и немного взбодрили и развеселили его жителей. Но как же нам это сделать? Давайте подумаем.
(Родители предлагают, как справиться с равнодушием.)
А теперь послушайте, что предложили дети. (Зачитывает варианты ответов детей.)
После того как мы с воспитанниками выясняем, что такое равнодушие, как оно проявляется, какого человека можно назвать равнодушным, проводим специальные игры. Что ж, дорогие родители, настала и ваша очередь помочь жителям острова справиться с равнодушием. Предлагаю с помощью игры определить самых равнодушных жителей острова.
Игра «Якорь»
Педагоги озвучивают различные ситуации. Родители с помощью мимики показывают равнодушного человека, как он ведет себя в этой ситуации.
Музыкальный руководитель:
После этой игры с детьми, когда они с помощью мимики изобразили какую-то эмоцию или чувство, мы предлагаем им прочувствовать их через пластику своего тела. В этом нам помогает музыка. Мы обсуждаем с детьми, какая музыка свойственна.
Например, равнодушию. Затем слушаем несколько музыкальных фрагментов, выбираем подходящий под описание и выполняем под эту музыку упражнение.
«Игра в мире равнодушия»
Педагоги предлагают родителям выбрать из нескольких музыкальных фрагментов один, который больше всего отражает состояние равнодушия. Затем под музыку родители изображают «равнодушие» с помощью пантомимики и жестов.
Комментарий для родителей
Данные игры помогают развивать у детей эмоциональный интеллект, умения понимать эмоции других людей и собственные эмоции и управлять ими. Также эти игры развивают воображение, мимику, пантомимику.
Старший воспитатель:
Теперь мы знаем, как выглядят равнодушные жители острова. Как же им помочь? А давайте раскрасим этот остров яркими волшебными красками радости – всеми цветами радуги.
Игра «Рисуем чувства»
Педагоги предлагают родителям закрасить яркими красками «равнодушие», которое изображено на ватмане мрачными красками. Параллельно родители должны называть, какое противоположное равнодушию чувство или эмоцию означает каждый цвет.
Например, отзывчивость, внимание, забота, доброта и радость.
Комментарий для родителей
Данная игра направлена на развитие групповой сплоченности и навыков совместной деятельности. Кроме того, такие упражнения помогают закрепить знания детей об основных и составных цветах, развить воображение и фантазию, распределить роли в группе.
На занятиях дети выполняют упражнение в два этапа:
сначала рисуют равнодушие темными красками, затем закрашивают его яркими красками и совместно с педагогом называют противоположные чувства и эмоции.
Таким образом, дошкольники знакомятся с разными, в том числе противоположными по значению, чувствами и эмоциями.
Старший воспитатель:
Я вижу, картина почти готова. Давайте скорее покажем ее Грустякину и всем жителям острова «Р». (Показывает картину.)
Теперь остров засияет яркими красками радости! Это значит, нам пора отправляться в обратный путь. На прощание все жители острова хотят подарить нам эту веселую песенку.
(Звучит Гимн Монсиков (муз. А. Яковеля).
Музыкальный руководитель:
По традиции в конце каждого занятия мы с ребятами не только поем и танцуем под гимн монсиков, но и благодарим друг друга за хорошую работу и настроение.
Давайте и мы поблагодарим друг друга за смелость, сплоченность и отзывчивость:
Мы волнам скажем спасибо, пока! (Помахать руками.)
Руками раскрутим штурвал корабля! (Изобразить руками вращение корабельного штурвала.)
Влево и вправо мы мачту качнем, (Наклониться влево, потом – вправо.)
А завтра новый остров найдем! (Изобразить руками бинокль и по-
смотреть по сторонам.)
Здорово было плыть нам всем вместе, (Показать большой палец, поднятый вверх)
С друзьями плыть всегда интереснее! (Обняться друг с другом, хлопнуть
ладошками по ладошкам друг друга – «дать пять».)
(Звучит музыка на морскую тематику (по выбору музыкального руководителя).
Родители выстраиваются друг за другом, «плывут» – возвращаются на свои места.)
Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса
Старший воспитатель:
Вот и подошло к концу наше путешествие.
Надеемся, что вы получили не только хорошие эмоции, но и узнали много нового и интересного о развивающих упражнениях. Вы сможете использовать их дома с детьми в разных игровых ситуациях.
Упражнения могут варьироваться в зависимости от поставленных задач и целей.
(Спрашивает родителей, есть ли у них вопросы по упражнениям, и просит оценить мероприятие.)
Вопросы для родителей:
- Что вам больше всего понравилось на мероприятии?
- Полезна ли для вас информация, которую вы сегодня получили?
- Какие игры или упражнения вы захотели провести со своими детьми?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Путешествие в страну мальчиков и девочек"
Предлагается конспект занятия в подготовительной группе детского сада по гендерному воспитанию"Путешествие в страну мальчиков и девочек". тему занятия считаю актуальной в...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/08/picture-543778-1418024301.jpg)
Мастер - класс "Путешествие в Песочную страну"
Открытое занятие по познавательному развитию старших дошкольников. Экспериментирование с песком....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/13/picture-1189968-1589362381.jpg)
Мастер-класс "Путешествие волшебного квадрата"
Методическая разработка по проведению мастер-класс для педагогов "Путешествие волшебного квадрата"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/22/picture-1088678-1621688642.jpg)
Мастер-класс: «Путешествие по миру с «волшебными перчатками»»
В настоящее время выпускается достаточное количество различных игр, пособий, предназначенных для развития речи детей, познавательных способностей. И все же большая их часть ориентирована на дете...