Мастер - класс "Путешествие в Песочную страну"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Открытое занятие по познавательному развитию старших дошкольников. Экспериментирование с песком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_shpilevaya.doc | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста
«Путешествие в Песочную страну»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Подготовила: воспитатель МБДОУ ДС № 32 Шпилевая Мария Валерьевна
село Первомайское 2014 г.
Тема: «Путешествие в Песочную страну».
Задачи:
-познакомить детей с составом и свойствами природного песка;
-развивать способности овладевать средствами познавательной деятельности способами обследования объекта;
-расширять представления о песке, его качествах и особенностях;
-стимулировать желание для самостоятельного исследования предметов и объектов живой и неживой природы.
Материалы: образцы песка, 1 стакан с водой, ложечка, шаблоны, разноцветный песок, клей, кисточка – на каждого ребёнка; поднос, иллюстрации, презентация, банка с песком, лейка, 2 емкости с песком (влажным и сухим), гуашь разных цветов.
- Организационный момент.
Воспитатель: А вы любите путешествовать? Тогда я вас приглашаю в удивительную «Песочную страну». Здесь, в песочнице, живет Хранитель песка. Он невидимый, но очень веселый, добрый, знает много интересного, хочет поделиться своими секретами и очень хочет, чтобы его увидели. Вы хотите ему помочь? Тогда мы отправляемся в «Песочную страну!».
Воспитатель: Чтобы попасть в «Песочную страну», сначала надо встать в круг и взяться за руки. Теперь назовите свои имена. Вытяните руки ладонями вниз. Закройте, пожалуйста, глаза и повторяйте за мной волшебные слова.
В ладони наши посмотри,
В них доброту, любовь найти.
Секреты нам свои открой
И мы подружимся с тобой.
Откройте пожалуйста, глаза.
Воспитатель: а теперь я предлагаю вам стать исследователями. Сегодня мы будем проводить опыты и эксперименты. А вот что будем исследовать, вам надо угадать.
Воспитатель: Ребята, у вас на столе есть то, что нужно нам для занятия.
Что же это, ребята?
Воспитатель: Правильно. Это песок. Где в природе можно встретить песок?
Дети: На речке, в песочнице и т.д.
II. Показ презентации про песок.
Песок – кусочки породы. Камень под воздействием ветра, дождя разрушается и получается… песок.
Существуют места, где очень много песка – это морские берега и пустыни. Почва состоит в основном из песка, его крупные зёрна не способны удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений. Вот поэтому, вы не увидите много растений ни в пустыне, ни на пляже.
Песок может быть разноцветным (коричневым, желтым, белым и даже чёрным). Есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Он идёт на закладку фундаментов, жилых домов.
Из песка делают наждачную бумагу и стекло, песочные часы. Из песка лепят замки, рисуют песком.
ВЫВОД: песок создан природой.
III. Опыты
Воспитатель: Теперь я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию. Уважаемые исследователи, займите свои рабочие места. У каждого на столе есть необходимое оборудование для исследовательской работы. Мы будем определять свойства песка.
Опыт 1. На ощупь.
Обследовать сухой песок пальцами.
Воспитатель: А давайте попробуем взять немного песка, что мы ощущаем между пальцами?
Дети: Песок состоит из маленьких песчинок.
Воспитатель: Вы знаете, что это? (Показывает микроскоп).
Дети: Микроскоп.
Воспитатель: Ученые увеличили песок под микроскопом и увидели, что песок - это окаменевшие микроорганизмы, продукты извержения вулканов, а иногда даже результат деятельности человека - частицы стройматериалов. На фотографиях хорошо видны причудливые формы песчинок. Просто удивительные снимки!
Опыт 2. Растворяется или нет?
Воспитатель: Ребята, а давайте проверим, растворяется ли песок в воде. Возьмите стакан с водой и положите туда 1-2 ложки песка и помешайте. Растворился ли песок в воде?
Дети: Нет, песок сел на дно стакана.
Опыт 3. Окрашивание песка
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что нужно сделать, чтобы наш песок стал цветным?
Дети: Покрасить его.
Воспитатель: А как мы будем делать это? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно! Нам нужно во влажный песок добавить красок и тщательно размешать до получения однородного цвета.
Динамическая пауза.
Пустыня добрая страна,
Хоть одноцветная она.
Чтоб волшебниками стать,
Надо музыку позвать.
В ладоши дружно мы похлопаем,
Встанем ножками потопаем.
Опыт 4. У ящиков с песком.
Воспитатель: А сейчас подойдите ко мне. (Подходят к тазу или ящику с песком влажным.) У меня здесь два ящика (тазика) с песком. Скажите, какой он?
Дети: Сухой.
Воспитатель: Правильно. А скажите, как можно из сухого сделать влажный?
Дети: Полить его.
(Просим полить из лейки)
Воспитатель: Как вы думаете, не трогая песок можно сказать, где сухой, а где влажный?
Определим, какого они цвета?
Дети: Влажный песок - темно-желтого, сухой песок - светло-желтого цвета.
Воспитатель: А как вы думаете, какой песок сыпучий? А какой нет?
Дети: Сыпучий песок – сухой.
Воспитатель: А из какого будет хорошо лепится ком? Давайте проверим. Попробуем слепить из песка ком. Из какого песка можно лепить?
Дети: Из влажного песка.
Воспитатель: Правильно. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.
Воспитатель: А как вы думаете на каком песке можно оставить следы, а на каком нет?
(Дать игрушки зверей и попробовать оставить от них следы)
Вывод: Следы остаются на влажном песке.
Воспитатель: А теперь пересыпьте песок через ситечко песок. Что у вас получилось?
Дети: Сухой песок легко пересыпается.
Опыт 5. Барханы
Воспитатель: Ребята, скажите, а где много песка?
Дети: В пустыне.
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? (выслушиваются ответы, но не комментируются, дети сами ответят на этот вопрос ещё раз после окончания опыта).
Воспитатель: Давайте превратимся в ветер: несильно, но довольно долго будем дуть на песок. Что с ним происходит? Сначала появляются волны. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится в другое. У самого "добросовестного" ветра появится песчаный холмик. Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне.
Воспитатель: Ребята, а какие животные живут в пустыне? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Черепахи, верблюды, тушканчики, скорпионы. Есть ли польза от песка животным, обитающим в пустыне?
(Животные закапываются в песок от врагов, прячутся от жары, выкапывают глубокие норы (тушканчики) с разными ходами и выходами).
Посмотрите, как вы думаете, такое может быть в пустыне? Что это? Это оазис. В пустынях встречаются участки, которые благоприятны для жизни.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам сделать необычную картину из песка. Подойдите и посмотрите, что я для вас приготовила. В этих коробочках – песок. Посмотрите, каких необычных цветов он. Почему? Да, я покрасила его и высушила. А вот и заготовка для нашей картины. Лепестки нужно смазать клеем и присыпать цветным песком. Берите кисточки и клей. Выбирайте понравившийся цвет песка и приступайте к работе.
Итог.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая красивая картина у нас получилась! Мы ее обязательно повесим в нашей группе. А сейчас давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. Вам понравилось? Что мы сегодня делали? Что интересного узнали? (Ответы детей).
Воспитатель: Я благодарю вас за совместное путешествие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей "Путешествие в песочную страну"
Игры с песком и сыпучими материалами улучшают настроение, регулируют мышечный тонус, развивают крупную и мелкую моторику, координацию движений. Малыши выражают себя в игре увереннее, чем в словах. Так...
Мастер - класс для воспитателей. Тема:" Путешествие в песочную страну".
Познакомить с техникой аппликации из песка, закрепить способы окрашивания песка, снижение психологического напряжения во время работы с песком, активизировать мыслительную деятельность, развивать мелк...
Мастер-класс для педагогов."Страна песочных фантазий".
Мастер-класс. "Страна песочных фантазий".Цель - снятие психоэмоционального напряжения, развитие тактильной чувствительности, создание положительного эмоционального настроя. Для реализации по...
Мастер-класс для родителей Тема: «Песочная страна»
Мастер-класс для родителейТема: «Песочная страна»...
Мастер-класс для родителей «Путешествие в песочную страну»
Цель: расширить знания родителей об использовании пескотерапии, как одного из нетрадиционных методов в коррекционно - развивающей работе. Создание условий для укрепления сотрудничества между родителям...
Мастер - класс : "Песочная страна - страна чудес"
Цель мастер-класса: обмен профессиональным опытом, повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы пед...
Мастер-класс для педагогов "Песочная страна - страна чудес!"
Мастер-класс для педагогов с использованием элементов песочной терапии....