«Речевая готовность к школе». Подготовительная группа. (родительское собрание в детском саду)
методическая разработка (подготовительная группа)
Цель выступления: Привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению в школе.
Задачи:
1) Познакомить родителей с понятием «речевая готовность» и с требованиями начальной школы к развитию речи будущих первоклассников.
2) Рассмотреть проблемы, которые могут возникнуть у воспитанников с низкой речевой готовностью.
3) Определить роль родителей в формировании устной и письменной речи воспитаннико
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
материал для родителей | 32.67 КБ |
Предварительный просмотр:
«Речевая готовность к школе».
Подготовительная группа.
(родительское собрание в детском саду)
Трушникова Алла Геннадьевна, учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №8 комбинированного вида»
г. Исилькуль
Цель выступления: Привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению в школе.
Задачи:
1) Познакомить родителей с понятием «речевая готовность» и с требованиями начальной школы к развитию речи будущих первоклассников.
2) Рассмотреть проблемы, которые могут возникнуть у воспитанников с низкой речевой готовностью.
3) Определить роль родителей в формировании устной и письменной речи воспитанников.
Выступление учителя-логопеда.
Учитель-логопед: Здравствуйте, мы рады вас видеть в нашем саду!
Широко распространенное мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т. е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так.
Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:
- развитие общей речевой активности,
- накопление словаря,
- развитие физического и речевого слуха,
- развитие грамматической стороны речи,
- обучение навыкам словообразования и словоизменения,
- развитие артикуляционной моторики,
- развитие связной речи и, наконец,
- коррекция произношения.
В ходе работы попутно решается ряд дополнительных задач:
-развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление),
-формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки),
-формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение» и др.,
-развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки),
-профилактика нарушений письма и чтения.
Посещающие нашу группу дети испытывают трудности в овладении речью. На начало учебного года в группе 21 ребёнок, 20 из которых имеют заключение ТНР, Дизартрия различной степени тяжести.
Мне бы хотелось пояснить, что значит ТНР: это группа речевых нарушений, которая включает в себя целый перечень медицинских и логопедических диагнозов (дизартрия, алалия, афазия, общее недоразвитие речи (1 и 2 уровни речевого развития), заикание, ринолалия).
У детей с ТНР, в большинстве случаев не наблюдаются проблемы со слухом и интеллектом, но для них характерны серьезные речевые дефекты.
ТНР – это стойкие специфические отклонения в формировании всех компонентов речи (грамматического строя, звукопроизношения, фонематических процессов и т.д.).
Дети с ТНР имеют ряд психологических особенностей, которые в свою очередь осложняют работу с данной категорией детей, это:
- нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация.
Особенности поведения: неуверенность в себе, негативизм, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, трудности в формировании саморегуляции и самоконтроля.
Диагноз «тяжелое нарушение речи» ставится на основании заключения ПМПК – психолого-медико-педагогической комиссии.
Прогноз коррекции во многом зависит от конкретного нарушения и его тяжести, поэтому каждый случай индивидуален. В связи с этим с каждым ребенком велась индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения.
В течение года плановая работа проводилась на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях по произношению, по развитию лексико-грамматической стороны речи, по развитию связной речи. Закрепление полученных на занятиях знаний происходило и во второй половине дня: два раза в неделю воспитатель проводил с детьми «Логочас» , на котором отрабатывался речевой материал, а также при выполнении домашних заданий.
К концу учебного года дети получили навыки:
- звукового анализа и синтеза (выделению звука в разных позициях слов, познакомились с согласными и гласными звуками, научились дифферен-цировать согласные по твердости- мягкости, звонкости-глухости ).
- связная речь детей стала лучше: они научились определять последовательность событий в рассказе, составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картин, отвечать полными предложениями на поставленный вопрос.
На занятиях дети упражнялись в правильном употреблении грамматических форм речи (разнообразные словесные игры направленные на использование падежных конструкций, предлогов, словоизменения и словообразования: «Чего не стало?», «1, 2, 5», «Один - много», «Наоборот», «Кого не стало?» «Назови ласково» и др.).
На каждом занятии проводились игры по развитию мелкой моторики рук и речедвигательных упражнений В процессе логопедической работы проводились упражнения по развитию правильного дыхания и темпо - ритмической стороны речи.
В целом наблюдаются позитивные изменения в речевом развитии детей, в развитии психических процессов. Так, исчез речевой негативизм в поведении детей. Дети не боятся речевых ошибок, охотно идут на речевой контакт, активно участвуют в занятиях, различных мероприятиях.
За два учебных года были проведены ряд мероприятий, направленных на поддержание интереса детей к познавательной деятельности, желание играть в интеллектуальные игры, проявляя настойчивость, находчивость, целеустремленность. Контроль достижений и результатов осуществлялся через участие детей в различных конкурсах, викторинах и олимпиадах различного уровня:
- с целью коррекции моторной сферы и поддержания интереса к изучаемым буквам, дети совместно с родителями в рамках проекта «Такие разные буквы» создали подборку изучаемых букв из различных материалов, которые теперь успешно используются на занятиях по обучению грамоте и размещены в социальной сети работников образования nsportal.ru в проекте для одарённых детей «Алые паруса» (10 человек);
- для закрепления навыков использования лексическо- грамматических категорий неоднократно участвовали и становились победителями Международной викторины «К школе готов! Русский язык» (17 человек), «Подготовка к школе! Логика» (14 человек), Международная викторина «Новый год» (6 человек), Международная викторина для дошкольников «Синонимы, антонимы» (2 человека).
- для контроля развития фонематического слуха, слухового внимания, звукового анализа подготовку победителей: муниципального конкурса «Логознайка» (21 человек, 8 человек вышли в финал, а 5 человек стали победителями муниципального конкурса – 1 место и два ребёнка-2 место, призёрами стали 3 воспитанника), были проведены Блиц-олимпиады «Звукобуквоград», Всероссийского конкурса «Вопросита», а также ребята стали участниками Всероссийской блиц-олимпиады по русскому языку для дошкольников «Звуки и буквы» «Изумрудный город» (2 человека).
- с целью коррекции нарушений слоговой структуры слова ребята неоднократно участвовали во конкурсах чтецов Всероссийского конкурса «Узнавай-ка! Дети» в номинации «Звездопад талантов» и «Узнавай-ка. Чтец» (Т.Максим ,Ф. Кирилл, Х. Вика, К. Ваня, К. Федя, Л. Полина, Б. Тимофей, П. Маша, С. Максим, М. Варя, У. Маша)
Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевых недостатков предполагает активное участие в нем родителей.
На логопедических занятиях у ребенка формируется кратковременный навык правильной речи, который должен контролироваться со стороны окружающих ребенка взрослых и закрепляться в различных видах деятельности.
Основная задача родителей в процессе коррекционного воздействия состоит в активном взаимодействии с логопедом. Родителям необходимо интересоваться ходом и результатами коррекционного процесса, обращаться за советом к специалисту по возникшим вопросам, проводить доступные в домашних условиях логопедические упражнения. К тому же родители должны помнить о том, что речь взрослых является образцом для подражания ребенка, поэтому важно общаться с ребенком на правильном русском языке.
Каждый родитель с нетерпением ждет долгожданного и ответственного момента, когда ребёнок пойдет в первый класс. Поступление в школу чрезвычайно важный момент в жизни ребенка. С приходом в школу меняется привычный для ребёнка образ жизни — он перемещается в новый неведомый прежде мир.
Но все ли сделано для того, чтобы ребенок был готов к школьному обучению? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого будут зависеть его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы!
Неподготовленность к школьному обучению чаще всего проявляется в том, что:
- ребёнок не может сосредоточиться, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы;
- ребёнок имеет слабое развитие связной речи и умственных способностей, не умеет задавать вопросы, сравнивать предметы, выделять главное;
- ребёнок проявляет мало инициативы; тяготеет к шаблонным действиям и решениям, имеет затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
Давайте определим: что входит в понятие «речевая готовность к школе».
• Какие требования предъявляет начальная школа к речи первоклассника и готовности овладеть грамотой.
• Как могут отразиться несформированные знания и умения в области развития речи на усвоении таких предметов, как письмо и чтение.
Как помочь школьникам с низкой речевой готовностью преодолеть трудности при обучении.
Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:
1. Дети должны уметь слушать и слышать других.
При несформированности данных умений, у ребят могут возникнуть трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.
2. Звуковая сторона речи - правильно произносить все звуки речи;
Правильное произношение звуков речи и четкое различение звуков речи
на слух, является необходимым условием для освоения письма.
- четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр);
- говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации;
- изменять темп речи с учетом содержания высказывания.
Как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Письмо является отражением устной речи. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»).
Не усвоение данных навыков может привести к появлению интонационных ошибок при чтении. Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки:
- слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»);
- пропуски, перестановки, добавления слогов (комната-«кота», печенье-«чепенье», паровоз-«павороз», бабушка – «бабабушка»);
- пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»);
- перестановки букв (комната – «конмата»).
4. Лексическая сторона речи (словарный запас). Дети должны уметь:
- точно подбирать слова;
- ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;
- дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);
- употреблять сложные слова (например: длинноногий);
- пользоваться эпитетами (например: чистое поле);
- подбирать метафоры (например: туча комаров);
- использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову);
- подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный).
Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения.
5. Грамматическая сторона речи. У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования:
а) Навыки словоизменения: Дети должны уметь:
- изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);
- употреблять различные предлоги;
- согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (н-р: голубое полотенце);
- согласовывать существительные с числительными (например:один карандаш, два, пять карандашей);
- правильно употреблять глаголы (нап: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.).
В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова:
- ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – «много деревов», на санках – «на санков»);
- пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);
- ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»).
б) Навыки словообразования: Дети должны уметь:
- образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);
- образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел);
- образовывать название детенышей животных;
- образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья).
Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то при письме могут наблюдаться:
- замены суффиксов (козлята – «козленки»);
- замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»).
Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении.
Может нарушаться самостоятельная письменная речь.
6. Связная речь.
Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли. Дети должны уметь:
- свободно общаться с взрослыми и сверстниками;
- поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;
- рассказывать о пережитых событиях;
- пересказывать содержание сказки, рассказа;
- описывать окружающие предметы; - раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.
Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.
Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения не только по письму и чтению, но по другим предметам в школе.
Перечисленные выше особенности устной речи будущих первоклассников с нарушениями свидетельствуют о том, что без целенаправленной логопедической работы по исправлению недостатков в развитии всех компонентов речи, детям будет трудно усваивать школьную программу по русскому языку, у них может возникнуть негативное отношение к учебе
В конце своего выступления я бы хотела остановиться на требованиях, предъявляемым к ребёнку семи лет (т.е. на момент поступления в школу).
К семи годам ребёнок должен:
- уметь сравнивать самостоятельно между собой предметы, называя
несколько существенных признаков сходства и отличия;
- самостоятельно составлять связный рассказ не менее, чем 6-7
предложений;
- составлять рассказ из личного опыта;
- изменять слова, образуя новые;
- пересказывать небольшие рассказы;
- выразительно исполнять стихотворения;
- правильно употреблять трудные формы знакомых слов;
- использовать в речи антонимы (слова с противоположным значением);
- отгадывать загадки, понимать образные выражения;
- грамматически правильно строить фразу;
- знать и уметь писать печатные буквы русского алфавита;
- определять количество слогов в словах;
- определять количество звуков в словах;
- определять место заданного звука в слове;
- анализировать звуковой состав слова;
- определять ударные слоги, ударные гласные в слове;
- различать гласные и согласные звуки и буквы;
- различать твёрдые и мягкие согласные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К родительскому собранию в детском саду: "Речевая подготовка дошкольника"
Речевые проблемы у детей лучше разрешить как раз до поступления в школу по ряду причин. Во-первых, дошкольный возраст – самое благоприятное время для коррекции недостатков, поскольку психика детей это...
Родительское собрание в детском саду "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольног возраста"
привлечь родителей к вопросу и прблеме речевого развития детей в современных условиях....
Родительское собрание в детском саду "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста"
Родительское собрание в детском саду "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста"...
Родительское собрание в детском саду "Что нужно знать родителям о школьной готовности"
24 марта 2016 года в МБДОУ детский сад №2 «Рябинушка» прошло родительское собрание. На родительском собрании были рассмотрены актуальные вопросы подготовки детей к школьному обучению.С темой «Что нужн...
Родительское собрание в детском саду "Готовность ребенка к обучению в школе"
Вашему вниманию предоставляю текст и слайдовую презентацию на тему родительского собрания в детском саду "Готовность ребенка к обучению в школе". В данной методической разработке достаточно полно...
Родительские собрания в детском саду Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста
Собрание посвящено просвещению родителей в необходимости формирования у детей грамотной речи....
Конспект родительского собрания в детском саду по теме «Речевая готовность к школе». Подготовительная группа
Цель выступления: Привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению.Задачи:• 1) Познакоми...