Конспект родительского собрания в детском саду по теме «Речевая готовность к школе». Подготовительная группа
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Цель выступления: Привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению.
Задачи:
• 1) Познакомить родителей с понятием «речевая готовность» и с требованиями начальной школы к развитию речи первоклассников.
• 2) Рассмотреть проблемы, которые могут возникнуть у учащихся с низкой речевой готовностью.
• 3) Определить роль родителей в формировании устной и письменной речи учащихся.
Ежегодно приходится сталкиваться с ситуацией, когда третья часть поступающих в первый класс детей имеет различные дефекты речи, которые в последствии могут оказать негативное влияние на формирование письма и чтения. Ознакомимся с основными из них:
Фонетическое недоразвитие речи – дефект, который проявляется особенно явно. Это нарушение произношения отдельных речевых звуков либо их групп. В норме ребёнок должен говорить правильно все речевые звуки в 5 лет. Если этого не происходит, необходимо принимать срочные меры и до начала школьного обучения научить ребёнка говорить все звуки правильно.
Дефекты звуковой стороны речи могут сопровождаться недоразвитием фонематического восприятия – специфического слухового восприятия звуков речи. Этот дефект у ребёнка внешне проявляется в звуковых и слоговых заменах, однако степень его выраженности и особенности у данного ребёнка может определить только специалист. Фонематическое недоразвитие приводит к недоразвитию письма и чтения, появлению ряда специфических ошибок, неуспеваемости.
И наибольшую тревогу вызывает такое положение, когда у будущего первоклассника недоразвитие фонетической стороны речи и фонематического восприятия сопровождается недостаточным запасом знаний об окружающем мире, бедностью словарного запаса, недоразвитием грамматической стороны речи (умения употреблять слова в различных грамматических формах, правильно строить предложения), недоразвитием связной речи. Такой дефект называется общим недоразвитием речи. Он сказывается не только на усвоении грамоты, но и на общей успешности обучения ребёнка в школе.
Мы рекомендуем в период подготовки к школе выполнять с детьми пальчиковую гимнастику, развивать их память и внимание, учить детей пересказу, умению видеть главное в окружающих предметах и литературных текстах, умению правильно устанавливть последовательность событий и рассказывать о них. Так же предлагаем, пока еще есть время посещать занятия логопеда.
Продолжительность логопедических занятий для каждого ребенка зависит от степени тяжести и структуры речевого недоразвития.
Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевых недостатков предполагает активное участие в нем родителей.
Не следует считать, что роль родителей в процессе исправления речи оканчивается в момент обращения к специалисту. Каким бы хорошим специалистом не был логопед, он не сможет без содействия родителей эффективно помочь ребенку. Только совместные усилия приведут к хорошим результатам.
Для того чтобы исправить речевой дефект, необходима упорная каждодневная работа, которая должна вестись как на логопедических занятиях, так и в домашних условиях.
На логопедических занятиях у ребенка формируется кратковременный навык правильной речи, который должен контролироваться со стороны окружающих ребенка взрослых и закрепляться в различных видах деятельности.
Основная задача родителей в процессе коррекционного воздействия состоит в активном взаимодействии с логопедом. Родителям необходимо интересоваться ходом и результатами коррекционного процесса, обращаться за советом к специалисту по возникшим вопросам, проводить доступные в домашних условиях логопедические упражнения. К тому же родители должны помнить о том, что речь взрослых является образцом для подражания ребенка, поэтому важно общаться с ребенком на правильном русском языке.
Каждый родитель с нетерпением ждет долгожданного и ответственного момента, когда любимый малыш пойдет в первый класс. Поступление в школу чрезвычайно важный момент в жизни ребенка. С приходом в школу меняется привычный для ребёнка образ жизни — он перемещается в новый неведомый прежде мир. Дошкольник становится школьником.
Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять, требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебе.
Но все ли сделано для того, чтобы ребенок был готов к школьному обучению? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого будут зависеть его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы!
Давайте определим:
• Что входит в понятие «речевая готовность к школе».
• Какие требования предъявляет начальная школа к речи первоклассника и готовности овладеть грамотой.
• Как могут отразиться несформированные знания и умения в области развития речи на усвоении таких предметов, как письмо и чтение.
• Как помочь школьникам с низкой речевой готовностью преодолеть трудности при обучении.
Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:
- Дети должны уметь слушать и слышать других.
При несформированности данных умений, у ребят могут возникнуть трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.
- Звуковая сторона речи - правильно произносить все звуки речи;
Правильное произношение звуков речи и четкое различение звуков речи на слух, является необходимым условием для освоения письма.
- четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр);
- говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации;
- изменять темп речи с учетом содержания высказывания.
Как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Письмо является отражением устной речи. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»).
Неусвоение данных навыков может привести к появлению интонационных ошибок при чтении.
3. Функции языкового анализа. Дети должны уметь:
- делить предложения на слова;
- делить слова на слоги;
- уметь выделять все звуки в словах;
- устанавливать последовательность звуков в слове.
Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения.
Наиболее характерны следующие ошибки:
- слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»);
- пропуски, перестановки, добавления слогов (комната-«кота», печенье-«чепенье», паровоз-«павороз», бабушка – «бабабушка»);
- пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»);
- перестановки букв (комната – «конмата»).
4. Лексическая сторона речи (словарный запас). Дети должны уметь:
- точно подбирать слова;
- ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;
- дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);
- употреблять сложные слова (например: длинноногий);
- пользоваться эпитетами (например: чистое поле);
- подбирать метафоры (например: туча комаров);
- использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову);
- подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный).
Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения.
5. Грамматическая сторона речи. У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования:
а) Навыки словоизменения: Дети должны уметь:
- изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);
- употреблять различные предлоги;
- согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (н-р: голубое полотенце);
- согласовывать существительные с числительными (например:один карандаш, два, пять карандашей);
- правильно употреблять глаголы (нап: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.).
В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова:
- ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – «много деревов», на санках – «на санков»);
- пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);
- ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»).
б) Навыки словообразования: Дети должны уметь:
- образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);
- образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел);
- образовывать название детенышей животных;
- образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья).
Если у будущего первоклассника не сформированы навыки словообразования, то при письме могут наблюдаться:
- замены суффиксов (козлята – «козленки»);
- замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»).
Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении.
Может нарушаться самостоятельная письменная речь.
6. Связная речь.
Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли. Дети должны уметь:
- свободно общаться с взрослыми и сверстниками;
- поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;
- рассказывать о пережитых событиях;
- пересказывать содержание сказки, рассказа;
- описывать окружающие предметы;
- раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.
Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.
Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения не только по письму и чтению, но по другим предметам в школе.
Перечисленные выше особенности устной речи будущих первоклассников с нарушениями свидетельствуют о том, что без целенаправленной логопедической работы по исправлению недостатков в развитии всех компонентов речи, детям будет трудно усваивать школьную программу по русскому языку, у них может возникнуть негативное отношение к учебе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logo._roditelskogo_sobraniya_v_detskom_sadu_podgot.docx | 22.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект родительского собрания в детском саду по теме «Речевая готовность к школе». Подготовительная группа
Цель выступления: Привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению.
Задачи:
• 1) Познакомить родителей с понятием «речевая готовность» и с требованиями начальной школы к развитию речи первоклассников.
• 2) Рассмотреть проблемы, которые могут возникнуть у учащихся с низкой речевой готовностью.
• 3) Определить роль родителей в формировании устной и письменной речи учащихся.
Ежегодно приходится сталкиваться с ситуацией, когда третья часть поступающих в первый класс детей имеет различные дефекты речи, которые в последствии могут оказать негативное влияние на формирование письма и чтения. Ознакомимся с основными из них:
Фонетическое недоразвитие речи – дефект, который проявляется особенно явно. Это нарушение произношения отдельных речевых звуков либо их групп. В норме ребёнок должен говорить правильно все речевые звуки в 5 лет. Если этого не происходит, необходимо принимать срочные меры и до начала школьного обучения научить ребёнка говорить все звуки правильно.
Дефекты звуковой стороны речи могут сопровождаться недоразвитием фонематического восприятия – специфического слухового восприятия звуков речи. Этот дефект у ребёнка внешне проявляется в звуковых и слоговых заменах, однако степень его выраженности и особенности у данного ребёнка может определить только специалист. Фонематическое недоразвитие приводит к недоразвитию письма и чтения, появлению ряда специфических ошибок, неуспеваемости.
И наибольшую тревогу вызывает такое положение, когда у будущего первоклассника недоразвитие фонетической стороны речи и фонематического восприятия сопровождается недостаточным запасом знаний об окружающем мире, бедностью словарного запаса, недоразвитием грамматической стороны речи (умения употреблять слова в различных грамматических формах, правильно строить предложения), недоразвитием связной речи. Такой дефект называется общим недоразвитием речи. Он сказывается не только на усвоении грамоты, но и на общей успешности обучения ребёнка в школе.
Мы рекомендуем в период подготовки к школе выполнять с детьми пальчиковую гимнастику, развивать их память и внимание, учить детей пересказу, умению видеть главное в окружающих предметах и литературных текстах, умению правильно устанавливть последовательность событий и рассказывать о них. Так же предлагаем, пока еще есть время посещать занятия логопеда.
Продолжительность логопедических занятий для каждого ребенка зависит от степени тяжести и структуры речевого недоразвития.
Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевых недостатков предполагает активное участие в нем родителей.
Не следует считать, что роль родителей в процессе исправления речи оканчивается в момент обращения к специалисту. Каким бы хорошим специалистом не был логопед, он не сможет без содействия родителей эффективно помочь ребенку. Только совместные усилия приведут к хорошим результатам.
Для того чтобы исправить речевой дефект, необходима упорная каждодневная работа, которая должна вестись как на логопедических занятиях, так и в домашних условиях.
На логопедических занятиях у ребенка формируется кратковременный навык правильной речи, который должен контролироваться со стороны окружающих ребенка взрослых и закрепляться в различных видах деятельности.
Основная задача родителей в процессе коррекционного воздействия состоит в активном взаимодействии с логопедом. Родителям необходимо интересоваться ходом и результатами коррекционного процесса, обращаться за советом к специалисту по возникшим вопросам, проводить доступные в домашних условиях логопедические упражнения. К тому же родители должны помнить о том, что речь взрослых является образцом для подражания ребенка, поэтому важно общаться с ребенком на правильном русском языке.
Каждый родитель с нетерпением ждет долгожданного и ответственного момента, когда любимый малыш пойдет в первый класс. Поступление в школу чрезвычайно важный момент в жизни ребенка. С приходом в школу меняется привычный для ребёнка образ жизни — он перемещается в новый неведомый прежде мир. Дошкольник становится школьником.
Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять, требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебе.
Но все ли сделано для того, чтобы ребенок был готов к школьному обучению? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого будут зависеть его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы!
Давайте определим:
• Что входит в понятие «речевая готовность к школе».
• Какие требования предъявляет начальная школа к речи первоклассника и готовности овладеть грамотой.
• Как могут отразиться несформированные знания и умения в области развития речи на усвоении таких предметов, как письмо и чтение.
• Как помочь школьникам с низкой речевой готовностью преодолеть трудности при обучении.
Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:
- Дети должны уметь слушать и слышать других.
При несформированности данных умений, у ребят могут возникнуть трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.
- Звуковая сторона речи - правильно произносить все звуки речи;
Правильное произношение звуков речи и четкое различение звуков речи на слух, является необходимым условием для освоения письма.
- четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр);
- говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации;
- изменять темп речи с учетом содержания высказывания.
Как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Письмо является отражением устной речи. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»).
Неусвоение данных навыков может привести к появлению интонационных ошибок при чтении.
3. Функции языкового анализа. Дети должны уметь:
- делить предложения на слова;
- делить слова на слоги;
- уметь выделять все звуки в словах;
- устанавливать последовательность звуков в слове.
Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения.
Наиболее характерны следующие ошибки:
- слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»);
- пропуски, перестановки, добавления слогов (комната-«кота», печенье-«чепенье», паровоз-«павороз», бабушка – «бабабушка»);
- пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»);
- перестановки букв (комната – «конмата»).
4. Лексическая сторона речи (словарный запас). Дети должны уметь:
- точно подбирать слова;
- ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;
- дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);
- употреблять сложные слова (например: длинноногий);
- пользоваться эпитетами (например: чистое поле);
- подбирать метафоры (например: туча комаров);
- использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову);
- подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный).
Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения.
5. Грамматическая сторона речи. У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования:
а) Навыки словоизменения: Дети должны уметь:
- изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);
- употреблять различные предлоги;
- согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (н-р: голубое полотенце);
- согласовывать существительные с числительными (например:один карандаш, два, пять карандашей);
- правильно употреблять глаголы (нап: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.).
В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова:
- ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – «много деревов», на санках – «на санков»);
- пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);
- ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»).
б) Навыки словообразования: Дети должны уметь:
- образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);
- образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел);
- образовывать название детенышей животных;
- образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья).
Если у будущего первоклассника не сформированы навыки словообразования, то при письме могут наблюдаться:
- замены суффиксов (козлята – «козленки»);
- замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»).
Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении.
Может нарушаться самостоятельная письменная речь.
6. Связная речь.
Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли. Дети должны уметь:
- свободно общаться с взрослыми и сверстниками;
- поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;
- рассказывать о пережитых событиях;
- пересказывать содержание сказки, рассказа;
- описывать окружающие предметы;
- раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.
Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.
Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения не только по письму и чтению, но по другим предметам в школе.
Перечисленные выше особенности устной речи будущих первоклассников с нарушениями свидетельствуют о том, что без целенаправленной логопедической работы по исправлению недостатков в развитии всех компонентов речи, детям будет трудно усваивать школьную программу по русскому языку, у них может возникнуть негативное отношение к учебе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания в детском саду по ПДД на тему "Как обеспечить безопасность свою и своих детей на улицах города".
Предложенный материал будет полезен воспитателям ДОУ средних и разновозрастных групп. Конспект родительского собрания направлен на формирование и взрослых и детей соблюдения правил дорожного движения,...
Конспект родительского собрания в детском саду. Младшая группа. Тема: "Бережём здоровье с детства или десять заповедей здоровья"
Конспект родительского собрания в детском саду. Младшая группа. Тема: "Бережём здоровье с детства или десять заповедей здоровья"...
Конспект родительского собрания в детском саду .Тема: "Без игр прожить ребенку никак, никак нельзя"
Развивающие игры на кухне для детей дошкольного возраста....
Конспект родительского собрания в детском саду. 2я младшая группа
Конспект родительского собрания Здоровьесбережение"...
Конспект родительского собрания в детском саду для родителей средней группы на тему «Вместе о здоровье»
Цель: формирование у детей и родителей привычки к здоровому образу жизни....
Конспект родительского собрания в детском саду в подготовительной группе в начале учебного года «Год до школы»
Цель: Создание условий для эффективного сотрудничества детского сада и семьи в вопросах воспитания детей подготовительного дошкольного возраста при подготовке их к обучению в школе.Задачи:Активн...
Конспект родительского собрания в детском саду в старшей группе на тему: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность. Семья занимает важное место в познавательном развитии ребенка. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком...