Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа)
В старшем дошкольном возрасте, нормально развивающиеся дети успешно овладевают доступными их возрасту формами связной речи. В этом возрасте ребёнок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы. У детей с речевыми нарушениями особенно остро чувствуется недостаток развития словаря.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 281.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 станицы Копанской муниципального образования Ейский район
Семейная гостиная
«Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила
учитель – логопед
Фролова Галина Ивановна
Январь 2025г.
Под связной речью принято понимать такие развёрнутые высказывания, которые позволяют человеку последовательно изложить свои мысли, сделав их понятными для других людей.
В старшем дошкольном возрасте, нормально развивающиеся дети успешно овладевают доступными их возрасту формами связной речи.
В диалогической (разговорной) речи ребёнок в соответствии с вопросом и темой разговора использует как краткие, так и развёрнутые ответы. У детей совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма; описать события, свидетелем которых он был. Стремясь к тому, чтобы его высказывание было правильно понято, он довольно охотно поясняет детали своего рассказа, специально повторяет отдельные его части. Ребёнок способен рассказывать не только о событиях ближайших дней, но и давно прошедших (например, зимой рассказывает о том, как он отдыхал летом на даче, как вместе с дедушкой ловил рыбу).
В этом возрасте ребёнок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы.
В старшем дошкольном возрасте интенсивно идёт обогащение и расширение словаря: в речи ребёнка появляются обобщающие существительные (животные, посуда, обувь), прилагательные, обозначающие материал (стеклянный, пластмассовый, меховой), состояние предметов (бегущий, отдыхающий, весёлый, плачущий и т.п.), свойства предметов (жидкий, мягкий, пушистый и т.п.), а также глаголы.
Несмотря на значительное расширение лексики, ребёнок ещё не может свободно пользоваться словами.
Хорошей проверкой и показателем полноценного владения словарём является умение детей подбирать противоположные по смыслу слова (антонимы – существительные (вход – выход, начало – конец), прилагательные (добрый – злой), наречия (быстро – медленно), глаголы (говорит – молчит); подбирать близкие по смыслу слова (синонимы) – ходить - идти, шагать, топать, вышагивать; подбирать прилагательные к существительным (Какой может быть дождь? – холодный, сильный, грибной, мелкий, моросящий), наречия глаголом (Как может говорить мальчик? – быстро, хорошо, тихо, громко, радостно, весело и т.п.).
В ходе выполнения детьми таких заданий нетрудно убедиться, что их словарь всё ещё не достаточно богат прилагательными, наречиями, глаголами, да и слова, близкие по смыслу, они могут подобрать не достаточном количестве и не всегда удачно.
У детей с речевыми нарушениями особенно остро чувствуется недостаток развития словаря. Они с большим трудом справляются с такими заданиями: совсем не могут или не совсем правильно подбирают антонимы (к слову широкий – говорят маленький, низкий – большой и т.п.), очень мало подбирают прилагательных к существительным (например, платье какое? – красное, белое; торт какой? – белый с розочками).
В овладении связной речью логопедические дети испытывают немалые трудности – от полного её отсутствия до развёрнутого смыслового высказывания с рядом недочётов, ошибок, неточностей. Задача логопеда, воспитателей и родителей, как основных помощников – научить детей связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
В детском саду для развития связной речи воспитатель и логопед на занятиях и вне занятий используют такие виды работы: составление простых предложений ( из 3 – 6 слов) по вопросам, по демонстрации действий (когда кто-то выполняет какое-либо действие, а другой рассказывает что он делает); при обучении пересказу короткого рассказа или сказки мы используем наглядный материал - серии сюжетных картинок и предметные картинки, обозначающие основные события в рассказе. По мере расширения речевых возможностей детей мы усложняем задания, предлагая дополнить рассказ, изменить начало или конец рассказа.
Также мы учим детей составлять рассказы-описания о предметах. Этому предшествует большая работа по сравнению предметов: сначала дети выделяют основные признаки предмета (цвет, размер, материал, форму, составные части, назначения предмета).
Самым сложным видом работы для детей является составление рассказа по одной сюжетной картинке.
Вся работа по обогащению словаря и развитию связной речи нами проводится в игровой форме, т.к. игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте.
Родителям рекомендуется поиграть с детьми в следующие игры, способствующие развитию связной речи и обогащению словаря:
- «Какой? Какая? Какие?» (листья какие? – кленовые, жёлтые, разноцветные, резные, лёгкие, мокрые или сухие, летящие, шуршащие и т.д.)
- «Скажи, что делает?» (машина что делает? – едет, выезжает, объезжает, мчится, гудит, заводится, сигналит, останавливается, стоит и т.п.)
- «Кто как передвигается?» (бабочка - летает, кузнечик – прыгает, гусеница – ползает, заяц – скачет и т.п.)
- «Кто какой голос подаёт?» (кошка – мяукает, собака – лает и т.п.)
- «Скажи по-другому» (едет - мчится, передвигается, несётся; идёт – шагает, топает, передвигается, вышагивает, ходит и т.п.)
- «Скажи похожие слова» (однокоренные) – кошка – кошачий, кошечка, котёнок, котята, котище и.т. п.
- «Подбери рифму» - лягушка – квакушка, подушка; мишка – топтышка, шалунишка, глупышка и т.п
- «Придумай чистоговорку» - ла-ла-ла – у нас метла; он-он-он- большой слон.
- «Скажи наоборот» - холодный – горячий, день – ночь, быстро – медленно, выходит -входит, садится – встаёт.
Занимайтесь играя, со своими детьми, и речь ваших детей будет красивой, связной, интересной!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Особенности развития связной речи...

Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста...

Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
В данном тексте указаны возрастные особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста...

Семейная гостиная для родителей «Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Под связной речью принято понимать такие развёрнутые высказывания, которые позволяют человеку последовательно изложить свои мысли, сделав их понятными для других людей....

Консультация для родителей «Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
В старшем дошкольном возрасте нормально развивающиеся дети успешно овладевают доступными их возрасту формами связной речи. В...

Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня) с использованием развивающих интеллектуальных игр (танграм, пентамино)
Современные тенденции развития дошкольного и начального образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), г.Уфа 2023 г. Уфа: Издательство ИРО РБ, 2023.-2...

Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Данная статья раскрывает особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи III уровня. Анализ современной лингвистической, психолингвистичес...