Всех скороговорок не перескороговоришь
консультация

Филиппова Марина Николаевна

Рекомендации для родителей по использованию скороговорок в работе по автоматизации звуков у детей с нарушениями звукопроизношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vseh_skorogovorok_ne_pereskorogovorish.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Всех скороговорок не перескороговоришь.

Одним из игровых упражнений, используемое для автоматизации звуков,  является чистоговорка.

Чистоговорка — ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения. 
Составитель известного словаря В. И. Даль  чистоговорку определяет так:"Чистоговорка – род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения". Чистоговорки еще называют логопедическими загадками. Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма.

Рифмы и ритм этих шуток облегчают произношение и запоминание звуков. Слоговой компонент шутки – чистоговорки способствует формированию правильного звукопроизношения и стимулирует развитие слухового восприятия речи.

Важно помнить, что в речевой игре от ребёнка требуется использование приобретённых ранее знаний в новых связях и обстоятельствах, а помочь ему в этом можете именно вы: родители, бабушки и дедушки  –  самые первые и близкие  его наставники и воспитатели.

Для чего же  нужны чистоговорки?

1. Формирование правильного звукопроизношения, выразительности речи.

    Использование чистоговорок часто является одним из наиболее эффективных способов отработки, закрепления звуков в речи. При этом наряду с готовыми вариантами можно самим придумывать слова на изучаемый звук, составлять фразу, а к ней чистоговорку. В целях автоматизации звука, развития артикуляционной моторики, чёткой дикции, выразительности речи рекомендуется произносить чистоговорку несколько раз, выполняя при этом разные задания. 

Например, при автоматизации звука [с] используется чистоговорка:"Са-са-са – идёт хитрая лиса". 
Виды заданий:

Автоматизация звука, работа над выразительностью, дикцией. 
-произносим с различной интонацией (вопросительной, восклицательной, с грустью и т.д.);
-произносим голосом разным по тембру (как мишка, как мышка);
-произносим тихо или громко;
-произносим в разном темпе (медленно или быстро);
-произносим, меняя место логического ударения (ударяем молоточком на разные слова).

2. Развитие фонематического восприятия, звукового и слогового анализа и синтеза.

Виды заданий: 
- Добавляем слог с определённым звуком:
Сы-со-са – на бумаге поло… (са).
Су-са-сы – у девчушки две ко… (сы).
Сы-су-со – покатилось коле… (со).
- Прошагаем по слогам: 
Ла-ла-ла  – ост-ра-я пи-ла.
Ча-ча-ча – на-ша ка-ша го-ря-ча.
Ще-ще-ще – в дож-дик мы и-дём в пла-ще и т.д.
- Закончим чистоговорку (выбираем слово с соответствующим слогом):
Са-са-са – … (каша, коза, коса)? Са-са-са – коса.
Ро-ро-ро – (ведро, весло, верно)? Ро-ро-ро – ведро.
Ча-ча-ча – (гуща, куча, суша)? Ча-ча-ча - куча и т.д.
- Повторяем без ошибок: 
Су-шу, су-шу – я письмо пишу.
За-жа, за-жа – есть иголки у ежа.
Ща-ча, ща-ча – у Танюши два мяча и т.д.
- Поменяем звуки:
"л" на"р": Ал-ал-ал –  бал. Ар-ар-ар – бар. 
"ш" на"с": Ша-ша-ша – крыша. Са-са-са – крыса.

3. Совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи.

На материале чистоговорок можно учить детей изменять форму слова, образовывать слова, согласовывать их между собой, употреблять предлоги, составлять предложения и небольшие рассказы.

Виды заданий: 
- Изменяем форму слова:
Са-са-са – вот опять идёт … (лиса).
Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы).
Су-су-су – дети видели … (лису).
Сой-сой-сой – волк погнался за …(лисой).
Ис-ис-ис –  в лесу есть много … (лис) и т.д.
- Отвечаем чистоговоркой на вопрос (признаки, действия):
Ра-ра-ра – какая детвора?  Ра-ра-ра – весёлая, шумная, дружная детвора и т.д.
Ра-ра-ра – что делает детвора? Ра-ра-ра – играет, напевает, танцует детвора и т.д.
- Подбираем слово с заданным звуком (с опорой на слова-признаки):
Са-са-са – хитрая, рыжая, пушистая? Са-са-са – это лиса.
- Отвечаем  чистоговоркой на вопрос (можно использовать схемы, картинки): 
Ла-ла-ла – где юла? Ла-ла-ла – в столе юла, на столе юла, под столом юла и т.д.
- Называем слова, противоположные по значению:
Ра-ра-ра – высокая гора.  Ра-ра-ра  – низкая гора. 
Ро-ро-ро – полное ведро. Ро-ро-ро – пустое ведро и т.д.
- Называем слова"ласково":
Лу-лу-лу – стул в углу. Лу-лу-лу – стульчик в углу.
Ре-ре-ре – искра в костре. Ре-ре-ре – искорка в костре и т.д.

4. Придумываем рассказ по картинке или вопросам:

Са-са-са – кто это? Са-са-са – это лиса.
Са-са-са – какая лиса? Са-са-са – рыжая лиса. 
Са-са-са – что же делает лиса? Са-са-са – гуляет по лесу лиса.

Чистоговорки способствуют привлечению внимания детей к звучащему слову, его звуковому и слоговому составу.

Чтобы речь была красивой, нужно много тренироваться, хотя бы при помощи скороговорок.

Скороговорки не только занятная игра, это очень нужное и полезное для детей упражнение, применяемое для того, чтобы исправить плохую дикцию. Дети очень часто любят, когда в скороговорке встречается их имя, например:

1. Милая Мила мылась мылом.

2. Пекарь Петр пек пироги.

3. Купила Марусе бусы бабуся, на рынке споткнулась бабуся о гуся.

4. На реке поймали рака, из-за рака вышла драка, это Леша-забияка снова в реку бросил рака.

5. Сшила Саша Сашке шляпку.

6. Мама давала Ромашке сыворотку из-под простоквашки.

7. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Некоторые данные скороговорки можно разучивать по частям. Перед тем как приступить к скороговоркам, можно сделать зарядку для языка:

Красить комнаты пора,

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы помогаем.

Работаем язычком во рту. Язычок справа поднимаем вверх, затем опускаем вниз по щеке внутри рта. Вверх-вниз, вверх-вниз. Слева стенку красим язычком вверх-вниз, вверх-вниз. Разученные скороговорки, особенно диалогические, можно использовать в различных театральных играх, в работе над интонацией.

• Мышонку шепчет мышь:        • Краб крабу сделал грабли,
«Ты все шуршишь, не спишь!»      Подал грабли крабу краб:
Мышонок шепчет мыши:                Грабь граблями гравий, краб!
«Шуршать я буду тише».

  • Расскажите про покупки,

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки,

про покупочки свои.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь»

Неправильное произношение приносит ребёнку немало трудностей даже в раннем возра­сте, а в школе эти трудности доставляют ему ещё больше неприятностей. Помимо комплек­сов общения, стеснения отвечать у ...

ВСЕХ СКОРОГОВОРОК НЕ ПЕРЕГОВОРИШЬ И НЕ ПЕРЕ ВЫГОВОРИШЬ

Консультация для родителей, о формировании четкого произношения у детей через скороговорки....

Конкурс для детей старшего дошкольного возраста «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь»

Для автоматизации и дифференциации поставленных звуков и совершенствования  речи детей учителя-логопеды очень часто используют скороговорки. Предлагаю вашему вниманию сценарий конкурса среди дете...

Краткосрочный проект «Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь» в подготовительной группе компенсирующей направленности.

Актуальность темы: Дикция является неотъемлемой частью воспитания звуковой культуры речи и характеризует произносительные качества звучащей речи. В тоже время в каждом возрастном периоде у детей им...

Поисково-творческий проект «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь»

Цель Раскрытие творческих способностей и языковых возможностей детей, речевых и художественно-оформительских способностей; совершенствование звуковой стороны речи.Задачи Развитие интереса к правильной...

Всех скороговорок не перескороговоришь

Рекомендации для родителей по использованию скороговорок в работе по автоматизации звуков у детей с нарушениями звукопроизношения....

Краткосрочный проект по развитию речи «Всех скороговорок не перескороговоришь»

Краткосрочный проект по развитию речи «Всех скороговорок не перескороговоришь» в подготовительной группе Дикция является неотъемлемой частью воспитания звуковой культуры речи и характ...