Всех скороговорок не перескороговоришь
консультация
Рекомендации для родителей по использованию скороговорок в работе по автоматизации звуков у детей с нарушениями звукопроизношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Всех скороговорок не перескороговоришь.
Одним из игровых упражнений, используемое для автоматизации звуков, является чистоговорка.
Чистоговорка — ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения.
Составитель известного словаря В. И. Даль чистоговорку определяет так:"Чистоговорка – род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения". Чистоговорки еще называют логопедическими загадками. Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма.
Рифмы и ритм этих шуток облегчают произношение и запоминание звуков. Слоговой компонент шутки – чистоговорки способствует формированию правильного звукопроизношения и стимулирует развитие слухового восприятия речи.
Важно помнить, что в речевой игре от ребёнка требуется использование приобретённых ранее знаний в новых связях и обстоятельствах, а помочь ему в этом можете именно вы: родители, бабушки и дедушки – самые первые и близкие его наставники и воспитатели.
Для чего же нужны чистоговорки?
1. Формирование правильного звукопроизношения, выразительности речи.
Использование чистоговорок часто является одним из наиболее эффективных способов отработки, закрепления звуков в речи. При этом наряду с готовыми вариантами можно самим придумывать слова на изучаемый звук, составлять фразу, а к ней чистоговорку. В целях автоматизации звука, развития артикуляционной моторики, чёткой дикции, выразительности речи рекомендуется произносить чистоговорку несколько раз, выполняя при этом разные задания.
Например, при автоматизации звука [с] используется чистоговорка:"Са-са-са – идёт хитрая лиса".
Виды заданий:
Автоматизация звука, работа над выразительностью, дикцией.
-произносим с различной интонацией (вопросительной, восклицательной, с грустью и т.д.);
-произносим голосом разным по тембру (как мишка, как мышка);
-произносим тихо или громко;
-произносим в разном темпе (медленно или быстро);
-произносим, меняя место логического ударения (ударяем молоточком на разные слова).
2. Развитие фонематического восприятия, звукового и слогового анализа и синтеза.
Виды заданий:
- Добавляем слог с определённым звуком:
Сы-со-са – на бумаге поло… (са).
Су-са-сы – у девчушки две ко… (сы).
Сы-су-со – покатилось коле… (со).
- Прошагаем по слогам:
Ла-ла-ла – ост-ра-я пи-ла.
Ча-ча-ча – на-ша ка-ша го-ря-ча.
Ще-ще-ще – в дож-дик мы и-дём в пла-ще и т.д.
- Закончим чистоговорку (выбираем слово с соответствующим слогом):
Са-са-са – … (каша, коза, коса)? Са-са-са – коса.
Ро-ро-ро – (ведро, весло, верно)? Ро-ро-ро – ведро.
Ча-ча-ча – (гуща, куча, суша)? Ча-ча-ча - куча и т.д.
- Повторяем без ошибок:
Су-шу, су-шу – я письмо пишу.
За-жа, за-жа – есть иголки у ежа.
Ща-ча, ща-ча – у Танюши два мяча и т.д.
- Поменяем звуки:
"л" на"р": Ал-ал-ал – бал. Ар-ар-ар – бар.
"ш" на"с": Ша-ша-ша – крыша. Са-са-са – крыса.
3. Совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи.
На материале чистоговорок можно учить детей изменять форму слова, образовывать слова, согласовывать их между собой, употреблять предлоги, составлять предложения и небольшие рассказы.
Виды заданий:
- Изменяем форму слова:
Са-са-са – вот опять идёт … (лиса).
Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы).
Су-су-су – дети видели … (лису).
Сой-сой-сой – волк погнался за …(лисой).
Ис-ис-ис – в лесу есть много … (лис) и т.д.
- Отвечаем чистоговоркой на вопрос (признаки, действия):
Ра-ра-ра – какая детвора? Ра-ра-ра – весёлая, шумная, дружная детвора и т.д.
Ра-ра-ра – что делает детвора? Ра-ра-ра – играет, напевает, танцует детвора и т.д.
- Подбираем слово с заданным звуком (с опорой на слова-признаки):
Са-са-са – хитрая, рыжая, пушистая? Са-са-са – это лиса.
- Отвечаем чистоговоркой на вопрос (можно использовать схемы, картинки):
Ла-ла-ла – где юла? Ла-ла-ла – в столе юла, на столе юла, под столом юла и т.д.
- Называем слова, противоположные по значению:
Ра-ра-ра – высокая гора. Ра-ра-ра – низкая гора.
Ро-ро-ро – полное ведро. Ро-ро-ро – пустое ведро и т.д.
- Называем слова"ласково":
Лу-лу-лу – стул в углу. Лу-лу-лу – стульчик в углу.
Ре-ре-ре – искра в костре. Ре-ре-ре – искорка в костре и т.д.
4. Придумываем рассказ по картинке или вопросам:
Са-са-са – кто это? Са-са-са – это лиса.
Са-са-са – какая лиса? Са-са-са – рыжая лиса.
Са-са-са – что же делает лиса? Са-са-са – гуляет по лесу лиса.
Чистоговорки способствуют привлечению внимания детей к звучащему слову, его звуковому и слоговому составу.
Чтобы речь была красивой, нужно много тренироваться, хотя бы при помощи скороговорок.
Скороговорки не только занятная игра, это очень нужное и полезное для детей упражнение, применяемое для того, чтобы исправить плохую дикцию. Дети очень часто любят, когда в скороговорке встречается их имя, например:
1. Милая Мила мылась мылом.
2. Пекарь Петр пек пироги.
3. Купила Марусе бусы бабуся, на рынке споткнулась бабуся о гуся.
4. На реке поймали рака, из-за рака вышла драка, это Леша-забияка снова в реку бросил рака.
5. Сшила Саша Сашке шляпку.
6. Мама давала Ромашке сыворотку из-под простоквашки.
7. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Некоторые данные скороговорки можно разучивать по частям. Перед тем как приступить к скороговоркам, можно сделать зарядку для языка:
Красить комнаты пора,
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем.
Работаем язычком во рту. Язычок справа поднимаем вверх, затем опускаем вниз по щеке внутри рта. Вверх-вниз, вверх-вниз. Слева стенку красим язычком вверх-вниз, вверх-вниз. Разученные скороговорки, особенно диалогические, можно использовать в различных театральных играх, в работе над интонацией.
• Мышонку шепчет мышь: • Краб крабу сделал грабли,
«Ты все шуршишь, не спишь!» Подал грабли крабу краб:
Мышонок шепчет мыши: Грабь граблями гравий, краб!
«Шуршать я буду тише».
- Расскажите про покупки,
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
про покупочки свои.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/11/picture-99568-1489255821.jpg)
«Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь»
Неправильное произношение приносит ребёнку немало трудностей даже в раннем возрасте, а в школе эти трудности доставляют ему ещё больше неприятностей. Помимо комплексов общения, стеснения отвечать у ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/28/picture-351537-1393581906.jpg)
ВСЕХ СКОРОГОВОРОК НЕ ПЕРЕГОВОРИШЬ И НЕ ПЕРЕ ВЫГОВОРИШЬ
Консультация для родителей, о формировании четкого произношения у детей через скороговорки....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/21/picture-728208-1450691129.jpg)
Конкурс для детей старшего дошкольного возраста «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь»
Для автоматизации и дифференциации поставленных звуков и совершенствования речи детей учителя-логопеды очень часто используют скороговорки. Предлагаю вашему вниманию сценарий конкурса среди дете...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/05/picture-52295-1617640809.jpg)
Краткосрочный проект «Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь» в подготовительной группе компенсирующей направленности.
Актуальность темы: Дикция является неотъемлемой частью воспитания звуковой культуры речи и характеризует произносительные качества звучащей речи. В тоже время в каждом возрастном периоде у детей им...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/22/picture-716118-1458630204.jpg)
Поисково-творческий проект «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь»
Цель Раскрытие творческих способностей и языковых возможностей детей, речевых и художественно-оформительских способностей; совершенствование звуковой стороны речи.Задачи Развитие интереса к правильной...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/15/picture-865999-1484470887.jpg)
Всех скороговорок не перескороговоришь
Рекомендации для родителей по использованию скороговорок в работе по автоматизации звуков у детей с нарушениями звукопроизношения....
Краткосрочный проект по развитию речи «Всех скороговорок не перескороговоришь»
Краткосрочный проект по развитию речи «Всех скороговорок не перескороговоришь» в подготовительной группе Дикция является неотъемлемой частью воспитания звуковой культуры речи и характ...