"Семья и общество"
статья

Галкина Ольга Николаевна

Работа с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_kak_resurs_sots_vospit_raboty.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

        Семья — первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности.

        Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность.  Другими словами, в семье осуществляется первичная социализация ребенка.

        Особенности социального статуса конкретной семьи определяют её воспитательные возможности и характер детско-родительских отношений.

Семейное воспитание имеет ряд преимуществ:

  • благоприятный эмоциональный и морально-психологический климат,
  • атмосфера любви, заботы и поддержки,
  • близость родительского воздействия,
  • духовная связь и преемственность между поколениями,
  • постоянный пример взрослых,
  • нравственное воспитание личности через усвоение системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения.

        Педагогическая модель базируется на предположении о недостаточной педагогической компетентности родителей.

        Субъектом жалобы выступает ребенок. Используя данную модель, социальный педагог ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителей, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.

        Посредническое направление. Данное направление содержит следующие компоненты: помощь в организации, координацию и информирование. Помощь в организации заключается в организации семейного досуга (включение членов семьи в организацию и проведение праздников, ярмарок, выставок и т.д.). Помощь в координации направлена на установление и актуализацию связей семьи с различными ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи и поддержки. Помощь в информировании направлена на информирование семьи по вопросам социальной защиты. Данное направление основано на использовании медицинской и социальной модели.

        Работая с семьей, социальный педагог выступает, как правило, в трех ролях: советник, консультант, защитник. Советник — информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает об особенностях развития ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей. Консультант — консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье. Защитник — защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с отстраненностью родителей от процесса воспитания детей.

        Становление и развитие человека начинается в семье – первой общественной среде. Это то - социальное окружение, в котором человек усваивает основные нравственные ценности, получает первичные знания и обретает новые умения и навыки деятельности и общения, с которыми он потом выходит в мир.

Семейные ресурсы — это ценные социальные, экономические, психологические, эмоциональные и физические качества, которые члены семьи могут использовать в преодолении трудной жизненной ситуации.

К семейным ресурсам относятся:

  • сплочённость семьи;
  • совпадение ценностных установок членов семьи;
  • эмоциональная связь в семье;
  • финансовая свобода;
  • семейная коммуникация;
  • управление семейными ресурсами.

        Возможность собираться вместе, делиться своими чувствами и эмоциями, рассказывать истории из жизни - все это даёт ощущение стабильности и помогает сохранять себя.

        Оказание информационно – просветительской поддержки обязательно в реализации взаимодействия.     Позиция родителей, их отношение к ребенку, их желание или нежелание, умение или неумение создать в семье развивающую среду в прямом смысле определяют благоприятное развитие ребенка. Осознают ли это сами родители? Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Все эти аспекты мы рассматриваем на занятиях с ребенком и даем рекомендации родителям.

      Как показывают наша практика, многие родители не осознают определяющей роли семейного воспитания в развитии ребенка, не связывают появление вторичных дефектов в его развитии с неблагополучными отношениями в семье, с неоптимальным стилем родительского воспитания и, как следствие, либо уповают на чудо («ребенок подрастет, и проблемы исчезнут»), либо, расписавшись в собственной беспомощности, надеются только на то, что образовательная организация справится со всеми проблемами в развитии ребенка самостоятельно. Поэтому специалисты Службы консультируют родителей о дальнейшем варианте развития ребенка, в случае пассивной родительской позиции и несвоевременном обращении внимания на данную проблему.

          Семья обладает одним из главных ресурсов для преодоления ребенком любых трудностей, которые могут возникнуть в школе, в общении с одноклассниками, сверстниками. Это полное и безоценочное принятие того, что может чувствовать человек (ребенок, подросток, взрослый). Благоприятный климат в семье, поможет оказать колоссальную психоэмоциональную поддержку близкому, чтобы он смог научиться справляться с трудностями в настоящее время, получить новый опыт и «заложить фундамент» психологического здоровья в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Православие и проблемы духовного и нравственного воспитания в семье и обществе

В статье раскрываются проблемы  нравственного и духовного  воспитания  детей в современном обществе....

НОД в старшей группе "Мужчины и женщины в семье и обществе"

НОД по гендерному воспитанию в старшей группе "Мужчины и женщины в семье и обществе"...

НОД в старшей группе "Мужчины и женщины в семье и обществе"

НОД по гендерному воспитанию в старшей группе "Мужчины и женщины в семье и обществе"...

Семья и общество в духовно-нравственном развитии ребенка.

Традиции и современный подход общества и семьи в духовно-нравственном воспитании ребенка....

Здоровая семья - здоровое общество

Советы родителям: сколько времени ребёнку нужно заниматься физкультурой и необходимость занятий физкультурой....

Презентация на тему " Интеграция воспитательных усилий школы,семьи и общества"

С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Интеграция-воспитание родителей- международный термин, од которым понимается помощь родителям в выпо...