"Семейные ценности"
статья
Предварительный просмотр:
Вовлечение всех членов семьи в общее дело не только сближает детей со старшими членами семьи, но и настраивает старших членов семьи на дальнейшее сотрудничество, изучение семейных традиций, возрождает преемственность семейных ценностей.
М. Хейдметс говорил, что среда - та часть окружающего мира, с которой субъект взаимодействует или прямым, или косвенным образом.
Частью окружающего мира, в которой развивается ребёнок и о которой получает первые представления является семья, мать, прежде всего.
Американский этнограф Маргарет Мид в одной из своих работ по этнографии детства писала: «Когда ребенка арапешей кормят, купают, держат на руках и украшают, мириады скрытых, никак не оговоренных навыков передаются ему руками, держащими его, голосами, звучащими вокруг, каденциями колыбельных песнопений».
Эти слова с полным правом можно отнести к ребёнку любого времени и любого общества.
Ещё более важным становится влияние среды при взрослении ребёнка. В эту среду входят другие люди, формируются отношения к разным людям с разными нравами, знаниями, привычками – знакомство с социумом, к которому принадлежит семья ребёнка.
О́бщество, или со́циум (лат. socium — общее) — это человеческая общность, специфику которой представляют отношения людей между собой, их формы взаимодействия и объединения. Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами. (Википедия)
Влияние модели отношений между людьми на период взросления ребёнка по разграничениям, описываемым М.Мид, делятся на три типа культур – «постфигуративной, где дети прежде всего учатся у своих предшественников, кофигуративной, где и дети и взрослые учатся у сверстников, и префигуративной, где взрослые учатся также у своих детей»
Постфигуративная культура - это такая культура, где каждое изменение протекает настолько медленно и незаметно, что деды, держа в руках новорожденных внуков, не могут представить себе для них никакого иного будущего, отличного от их собственного прошлого. Прошлое взрослых оказывается будущим каждого нового поколения; прожитое ими - это схема будущего для их детей.
Кофигуративная культура - это культура, в которой преобладающей моделью поведения для людей, принадлежащих к данному обществу, оказывается поведение их современников.
Исследователи подросткового возраста подчеркивают присущий ему конформизм. Но, этот подростковый конформизм свойствен культурам двух типов: культурам, в которых кофигуративное поведение стало социально институционализированным на протяжении жизни многих поколений, или же - противоположный случай - культурам, где большинство подростков, не находя примера в поведении своих родителей, чей опыт им чужд, вынуждены ориентироваться на указания извне, которые могут дать им чувство принадлежности к новой группе.
Чем сильнее ощущается разница между поколениями в семье, чем сильнее социальные перемены, являющиеся следствиями вовлечения человека в новые группы, тем более хрупкой становится социальная система, тем менее уверенно, вероятно, будет себя чувствовать индивидуум.
Префигуративная культура – дети сегодня стоят перед лицом будущего, которое настолько неизвестно, что им нельзя управлять так, как мы это пытаемся делать сегодня, осуществляя изменения в одном поколении с помощью кофигурации в рамках устойчивой, контролируемой старшими культуры, несущей в себе много постфигуративных элементов.
За минувшие десятилетия «…произошли события, необратимо изменившие отношение человека к человеку и к миру природы». Интернет и генная инженерия, атомная энергетика и атомное и водородное оружие, кризис городов, разрушение природной среды, освоение космоса и исследование поверхности нашей планеты, объединение всех частей мира реактивной авиацией, телевидением и интернетом, «…возможности неограниченных источников энергии и синтетических материалов и преобразование в наиболее развитых странах вековых проблем производства в проблемы распределения и потребления – все это привело к резкому необратимому разрыву между поколениями».
Воспитывая детей,
нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны,
и значит, и историю мира. А.Макаренко
Массовое внедрение компьютерных технологий, Интернета, приводят к тому, что дети большую часть времени проводят не в общении с родными, друг с другом, а в общении с машиной. Ввиду этого теряются навыки межличностного взаимодействия, притупляется восприятие другой личности в эмоциональном и ценностном отношении.
В книге «Молодёжь, как социальный бульдозер» Александр Тарасов писал: «Независимо от того, к какому сообществу принадлежали бунтари — к хиппи, «новым левым», борцам за гражданские права, борцам за равноправие негров, …к «движению Иисуса», — представления молодых бунтарей радикально отличались от представлений их отцов. Они создали общую для целого поколения субкультуру — контркультуру».
«Бунтующая молодежь 60-х отрицала рутинную «цивилизацию» корпоративной Америки — с ее ханжеской моралью, убогим интеллектом и расовыми предрассудками. Она требовала создания нового общества — общества без репрессивной морали, без игнорирования интересов личности, общества, где творческая деятельность, самовыражение, самореализация таланта были бы в чести, а не в загоне».
«Тогда, в 60-е, капиталистическая Америка увидела в собственной молодежи врага — а в исходящем от молодежи новаторстве угрозу социальной системе.»
«Пошли потоком статьи в газетах: «Молодежь представляет угрозу для внутренней безопасности», «Молодежь — это социальный динамит», «Молодежь вводит людей в шок»
Молодёжь, которая не смогла найти своё место в обществе и общество, которое не смогло увидеть ростки будущего в молодёжи, потеряли друг друга. Сегодня в России не исчезли причины, разделяющие старые и новые поколения. Не исчезли они и в мире. В Советском Союзе молодежь была охвачена октябрятским, пионерским и комсомольским движением. После распада СССР дети и молодёжь осиротели, зато появился интернет, который заменил им внимание старших.
Соперничество поколений вышло за рамки одной культуры и превратилось в соперничество культур. Старые, уходящие культуры, чтобы удержаться на старых позициях влияния на молодые культуры и их будущее – молодёжь, не брезгуют никакими средствами.
Наша молодёжь нашей молодой, развивающейся культуры под сильнейшим прессингом негативного информационного влияния, нуждается в поддержке старших. Вот почему и разработали национальный проект, в котором «Крепкая, благополучная семья с большим количеством детей является образом будущего». Это описание национальной идеи страны президентом России Владимиром Путиным, было озвучено во время съезда партии «Единая Россия» в 2021 году.
«Без преувеличения можно сказать: только то государство имеет будущее, в котором семья окружена вниманием и заботой и рассматривается как высшая первичная ценность государства. И, наоборот, там, где семья предается забвению, где она играет второстепенную роль среди других социальных институтов — у того государства нет и не может быть будущего, а у народа — перспектив на свое благополучие и процветание».
Вот почему так важно возвратить утерянные ценности, возвратить роль семьи в воспитании молодёжи, воспитании, которое начинается с рождения каждого ребёнка.
Однако, для решения этой задачи недостаточна только материальная поддержка семьи и детства, нужна поддержка нравственная, психологическая, идеологическая.
Не распыляясь на рассмотрение психологической и идеологической поддержек, следует в первую очередь рассмотреть обеспечение семьёй духовно-нравственной поддержки в воспитании детей.
Понятия «Духовность», «Нравственность» не имеют однозначного определения не только в применении к процессу воспитания ребёнка, но и в других разделах науки о человеке и социуме. Один пример из толкового словаря В.И.Даля: «Духовность – состояние духовного. Духовный, …всё относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля»
Чтобы не сомневаться в предметности темы, нужно определиться, какое понимание принято в данном исследовании.
«Понятие «духовность» производно от «духа». Этим термином в русском языке издавна обозначается то, что противоположно субстанциальной основе бытия - «материи».
B.C. Соловьев был первым отечественным философом, который в основу своей философской системы положил учение о нравственности. Понятия «нравственность» и «духовность» в его работах синонимичны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Семейная гостиная, как форма совместной деятельности детей, родителей и педагогов, способствующая укреплению семейных ценностей."
"Семейная гостиная, как форма совместной деятельности детей, родителей и педагогов, способствующая укреплению семейных ценностей"...
Духовно-нравственное развитие и воспитание детей: формирование семейных ценностей и семейной культуры
Духовно-нравственное воспитание дошкольников - это прежде всего воспитание чувств по отношению к самым близким им людям: родителям, братьям, сестрам, воспитателям детского сада, детям группы, Родине....
Презентация "Аукцион семейных ценностей: признание ценностей и уникальности ее опыта"
Выступление на методическом объединении "Мать и дитя" "Аукцион семейных ценностей: признание ценностей и уникальности ее опыта"...
"Семейные ценности. Как формировать ценности семейной жизни."
Семейные ценности. Как формировать ценности семейной жизни.Семейные ценности – важнейшая составляющая, основой воспитания и становления личности. Крепкая, дружная семья – необходимое услов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»
Программа направлена на:- формирование традиционных семейных ценностей и традиций, утрата которых становится всё более заметной в современном обществе посредством проектной деятельности; - ...
Методическая разработка, посвященная семье и традиционным семейным ценностям, на тему: «Уроки семьи и семейные ценности» для детей подготовительной группы
Методическая разработка, посвященная семье и традиционным семейным ценностям, на тему: «Уроки семьи и семейные ценности» для детей подготовительной группы...
Результаты диагностического обследования детей по формированию семейных ценностей в рамках проектной деятельности «Сундучок семейных ценностей»
Результаты диагностического обследования детей по формированию семейных ценностей в рамках проектной деятельности «Сундучок семейных ценностей»...