Мастер - класс для родителей « Составление описательных рассказов с ребёнком по картине»
методическая разработка (подготовительная группа)
Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определенную тему. Следует всемерно поддерживать это стремление детей и развивать их навыки связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер - класс для родителей « Составление описательных рассказов с ребёнком по картине» | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное
Учреждение Унерская средняя школа
(дошкольная группа)
Мастер - класс для родителей
« Составление описательных рассказов
с ребёнком по картине»
Воспитатель: Прокуронова О.Н.
Цель:
Распространение педагогического опыта работы с детьми дошкольного возраста в обучении составлению творческого рассказа по картине.
Задачи:
1. Передать способы методических приёмов в овладение детьми основных этапов работы над картиной
2. Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
Вступление.
Обоснование проблемы.
Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определенную тему. Следует всемерно поддерживать это стремление детей и развивать их навыки связной речи. Большим подспорьем для педагога в этой работе могут стать картины.
Традиционная методика обучения рассказыванию по картине рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа воспитателя. Опыт показывает, что дети фактически воспроизводят мой рассказ с незначительными изменениями. Детские рассказы бедны выразительными средствами, в них практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Тексты изобилуют словами-повторами ("ну", "потом", "вот"... и т.д.), длительными паузами между предложениями. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с очень незначительными изменениями. За одно занятие детям приходится выслушивать 4-5 однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится неинтересен. Благое намерение моё воспитывать волю сводится к замечаниям скучающим дошкольникам: "Ребята, слушайте внимательно!", "Сидите прямо, и глазки на Сашу, он рассказывает..." Этого требования хватает лишь на 30-40 секунд дисциплинированного поведения. Закономерно возникают вопросы:
Действительно ли надо заставлять детей слушать однообразные рассказы?
Нужны ли примеры рассказов воспитателя до того, как ребенок сам составил текст по картине?
Верно ли выбрана форма обучения детей составлению рассказов?
Совершенно очевидно, что необходимо изменение способов работы на занятии по обучению дошкольников составлению рассказов по картине.
Творческая речевая деятельность находится в прямой зависимости от уровня развития мышления ребенка. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. В работе с детьми можно выделить несколько этапов, на каждом из них представлена какая-либо мыслительная операция, в результате освоения которой у ребенка развивается способность самостоятельно делать речевые зарисовки по картине. Обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности с воспитателем посредством системы игровых упражнений.
Практическая часть
Рассказ об этапах работы над картиной.
Показ, объяснение, проведение игр и упражнений.
Этапы работы над картиной
1. Определение состава картины
Цель: обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дроблению)
С этой целью выделяются объекты, изображенные на картине. Степень подробности может быть разной: максимальной (выделение объектов и их деталей), средней (выделение объектов без деталей), низкой (выделение только главных объектов. В начале обучения степень подробности должна быть низкой или средней, чтобы не утонуть в деталях и не потерять нить рассказа. На более поздних этапах обучения необходимо, наоборот, выделять как можно больше объектов. Чем больше предметов будет выявлено, тем большим количеством подробностей будет наполнен рассказ и тем большее количество вариантов рассказа будет придумано.
Игровой прием «фотоаппарат», «подзорная труба»
Предлагаю вам вооружиться фотоаппаратами, найти и сфотографировать самые крупные живые и неживые объекты. Все предметы которые перечисляют дети, зарисовать на листе бумаги (схематичные или реалистичные). Такая игра активизирует внимание детей, повышает интерес к занятию. По окончании определения состава картины, необходимо подвести итог, быстро перечислить все названное, начиная с главного.
Окончанием итога данного шага является рефлексия – осознание детьми производимой мыслительной операции и вывод правила «когда смотришь на картину, надо сначала обозначить предметы, изображенные на ней»
2. Установление взаимосвязей между объектами, изображенными на картине
Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине.
На этом этапе необходимо использовать игры на объединение 2, 3-4 слов в одно предложение. В начале обучения вы сами объединяете предметы, а дети объясняют, почему объединились те или иные предметы и в процессе рассуждения, устанавливают логические цепочки. Позже последовательность объединения может быть любая и зависит от выбора детей, с которым следует согласиться. На занятиях должна создаваться ситуация доверия и внутренней свободы каждого ребенка. В процессе обсуждения набирается множество событий, которые необходимо выстроить в определенную систему, установить последовательность.
Пришел волшебник по имени Объединяй. Он будет объединять объекты-схемы и просить объяснить почему он это сделал. (девочка и мальчик рассматривают снег. На траве и на хвойном дереве лежит мягкий снег.)
3. Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств
Цель: обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать органы чувств; учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств
Давайте попробуем войти в картину и описать возможные ощущения. Что мы можем ощутить рукой, носом, ухом, ртом.
4. Преобразование объектов во времени
Цель: учить детей мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времени; учить составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты.
Картина рассматривается детьми как остановившейся миг. Используя преобразование объектов во времени, мы оживляем ее, поступки персонажей становятся понятными для детей, рассказ наполняется интересными подробностями, появляются новые смысловые звенья. В рассказе следует использовать словесные обороты, характеризующие временнее отрезки (было-будет, осень-зима, до того-после того)
Игра «Что было раньше, что будет дальше» Ребенок выбирает себе схему-объект, рассуждая что было до этого, после будет
5. Описание местонахождения объектов на картине
Цель: учить детей пространственной ориентировке на картине; активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки; учить алгоритму сужения поля поиска на плоскости картины; формировать умение переносить ориентировки двухмерного пространства в трехмерное
Игра «Кто я на картине» Берется роль каждого объекта на человека с озвучиванием
6. Составление рассказов от лица разных объектов
Цель: обобщать знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменения; уточнить знания детей о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта; упражнять детей в умении перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица
Дети- …
Взрослый с ребенком-…
Дерево-…
Заключение
Применение данной технологии дает детям без труда создавать несколько вариантов рассказа на одном занятии путем перемещения событий во времени; изменение эмоционального состояния героев рассказа; варьирование главных и второстепенных героев; включение в рассказ описания ощущений главных персонажей, усиления образности; введение элементов творческого рассказа.
Дети составляют рассказ самостоятельно, иногда требуется только стимулирующая помощь воспитателя.
Интерес к занятию у ребенка и уровень активности (речевой, познавательной, интеллектуальной, творческой) возрастает во много раз. Составление рассказа по картине превращается в интересную, захватывающую цепочку игр. Наличие зрительного плана делает рассказ детей чётким, связным, полным, последовательным. У детей формируется способность к саморазвитию через раскрытие их творческих и интеллектуальных возможностей.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей "Составление описательных рассказов на основе схем Т.А.Ткаченко"
Материал в копилку старшего воспитателя.Данная методика успешно применяется в логопедических группах, а также в массовых группах дошкольных учреждений. Использование данных схем способствует совершенс...
Мастер-класс для воспитателей "Составление описательного рассказа по теме "Зима"
Методическое пособие для составления описательного рассказа по теме "Зима" в подготовительной группе детского сада....
Мастер-класс для родителей «Как подготовить руку ребёнка к письму»
Мастер-класс для родителей детей подготовительной к школе группы «Как подготовить руку ребёнка к письму»...
Сообщение на мастер-классе для родителей «Как помочь неговорящему ребёнку»
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, и педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а ос...
Мастер-класс для родителей «Развитие связной речи ребёнка в семье через игру».
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Речь играет важную роль в жизни человека. Она является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этог...
Мастер-класс для родителей "Составление сказок методом каталога"
Мастер-класс для родителей...
Мастер – класс для родителей «Как подготовить руку ребёнка к письму»
Мастер – класс для родителей «Как подготовить руку ребёнка к письму»...