Мастер-класс для родителей «Правильное дыхание - красивая речь!»
методическая разработка

  • Цель: показать значение дыхательной гимнастики как средства профилактики заболеваний и коррекции звукопроизношения. Обучение родителей играм и игровым упражнений для развития плавного ротового выдоха. Продемонстрировать дидактические пособия-тренажёры для дыхательной гимнастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс для родителей19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

«Правильное дыхание - красивая речь!»

  • Цель: показать значение дыхательной гимнастики как средства профилактики заболеваний и коррекции звукопроизношения. Обучение родителей играм и игровым упражнений для развития плавного ротового выдоха. Продемонстрировать дидактические пособия-тренажёры для дыхательной гимнастики.

Задачи:

-  познакомить родителей с разнообразными играми по развитию речевого дыхания.

- рассказать родителям о необходимости развития у детей речевого дыхания.

- мотивировать родителей на более внимательное и осмысленное общение со своими детьми, на деятельное участие в их развитии, на совместную работу с педагогами.

Ход:

- Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада видеть вас сегодня на мастер-классе. Я предлагаю Вам задержать дыхание. Вдохнули. Сколько мы сможем с Вами не дышать?

- Дыхание является главным источником жизни. Человек может прожить без еды и воды несколько дней, но без воздуха всего несколько минут.

У детей дошкольного возраста речевое дыхание несовершенно, у детей, имеющих ослабленный вдох и неправильный речевой выдох, как правило, грубо нарушено звукопроизношение.

Дети не умеют рационально использовать вдох и выдох, что отрицательно влияет на развитие речи детей.

Как показывает опыт, и вы сами это замечаете, что дети в процессе говорения зачастую начинают говорить на вдохе, или на остаточном выдохе. Бывают случаи, когда дети набирают воздух перед произнесением каждого слова. Конечно, всё это отрицательно влияет на овладение правильным произношением и построению плавного слитного речевого высказывания.

Ведь качество речи её громкость плавность во многом зависит от речевого дыхания.

Сегодня я хочу рассказать вам, что такое речевое дыхание и зачем нужно его развивать.

Различают речевое и неречевое дыхание. Неречевое, или дыхание физиологическое, осуществляется в автоматическом режиме. Вдох равен выдоху и происходит через нос. Речевое дыхание произвольно, оно позволяет рациональнее расходовать выдыхаемый воздух. За коротким энергичным вдохом идёт пауза, за ней продолжительный выдох - источник образования

звуков. Правильное дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Правильному речевому дыханию детей вполне можно обучить. Обучение проводится в игровой форме.

Во время проведения игр и упражнений необходим постоянный контроль за правильностью дыхания и соблюдение некоторых условий.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха и способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

Сегодня я хочу рассказать вам, что такое речевое дыхание и зачем нужно его развивать.

Различают речевое и неречевое дыхание. Неречевое, или дыхание физиологическое, осуществляется в автоматическом режиме. Вдох равен выдоху и происходит через нос.

 Речевое дыхание произвольно, оно позволяет рациональнее расходовать выдыхаемый воздух. За коротким энергичным вдохом идёт пауза, за ней продолжительный выдох - источник образования звуков. Правильное дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Правильному речевому дыханию детей вполне можно обучить. Обучение проводится в игровой форме.

Во время проведения игр и упражнений необходим постоянный контроль за правильностью дыхания и соблюдение некоторых условий.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха и способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

Запомните параметры правильного ротового выдоха:

  • сильный вдох через нос
  • выдох через рот, во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы,
  • щеки НЕ надувать;
  • нельзя допускать выхода воздуха через нос (если

ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

  • выдыхать следует, пока не закончится воздух;

Практическая часть:

А теперь я хочу познакомить Вас с играми, которые помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную целенаправленную струю воздуха.

- «Греем ручки» (выдыхание струи воздуха на ладони),

- «Снежинки» (сдувание со стола комочков ваты),

- «Задуй свечи». Можно разыграть с ребенком ситуацию дня рождения. Подготовьте игрушечный сервиз, торт и настоящие свечи. Задувая свечи, можно загадать желание. Соблюдаем пожарную безопасность!

 «Лети, лети, лепесток» (приведение в движение изготовленного из цветной бумаги бабочки, сдувая с открытки) и т.д.

Упражнения для развития силы и длительности выдоха

  • «Лети, перышко!» Надо подбросить перышко вверх и дует на него снизу вверх, не давая ему упасть.
  • «Карандаши-спортсмены». На столе начертите линии старта и финиша. На старт положите два карандаша разного цвета. По очереди дуйте вместе с малышом каждый на свой карандаш и устройте соревнование, кто из них «прибежит» к финишу первым. Или «Покатаем брёвнышки».
  • «Мореплаватели». Из бумаги или пробки сделайте кораблики и опустите их в таз с водой. На море сильный ветер – дуем на корабли, заставляя их двигаться.
  • «Шторм в стакане»
  • «Свеча» (задувание свечи, чтобы пламя отклонялось, но свеча не гасла)
  • «Чей пароход громче гудит?» Каждому ребенку дают чистый пузырек. Педагог говорит: «Дети, посмотрите, как гудит мой пузырек, если я в него подую (пиит). Загудел, как пароход. А как у Миши загудит пароход? Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной.
  • «Мыльные пузыри». Еще одним простым способом тренировки дыхания являются мыльные пузыри.

Технологии формирования речевого дыхания включают игрушки и тренажеры, например, аэробол, губные гармошки, флейты, свистульки со звуками различных животных и птиц будут очень полезны для развития речевого дыхания, их можно использовать на более поздних этапах, когда ребенок уже умеет делать произвольный выдох.

Заключительная часть

  1. Изготовление пособия для развития речевого дыхания своими руками.
  2. Обсуждение, обмен мнениями, обратная связь

Сегодня я познакомила вас с играми и упражнениями, которые помогут вам в работе с детьми развивая речевое дыхание. Ведь мама многое может сделать для своего ребёнка Тем самым создать условия для успешности своего малыша в развитии речи.

Сегодня я бы хотела Вам показать, как можно из подручных материалов сделать игрушки, с помощью которых можно выполнять дыхательные упражнения.

Изготовление игры «Веселая гусеница!»

Существует множество интересных игр и упражнений для развития дыхания детей дошкольного возраста, которые обязательно включаются в различные виды детской деятельности.  Вашему вниманию предоставляю мастер - класс по изготовлении оборудования для дыхательной гимнастики «Весёлая гусеничка», которое дети могут сделать своими руками

1.     Берем полоску цветной бумаги складываем её пополам, уравниваем срезы.

2.     Затем края загибаем к центру, хорошо сглаживаем сгибы и еще раз соединяем край с центром, тоже самое делаем с другой стороны, сглаживаем.

3.     Берем ножницы и закругляем углы, разворачиваем нашу гусеницу

4.     Рисуем глаза и рот гусенице

5.     Дуем через трубочку на гусеницу, нужно сделать глубокий вдох через нос (щеки не надуваем) и подуть (необходимо сформировать правильный выдох) Теперь дуем через трубочку на гусеницу направляем поток воздуха на середину спины гусеницы выдыхаем прерывисто заставляя гусеницу ползать

Используйте свою фантазию и придумывайте игрушки самостоятельно. Регулярные занятия дыхательными игровыми упражнениями способствуют воспитанию и нормализации правильного речевого дыхания дошкольников, а также профилактике болезней дыхательных путей.

Вы молодцы, хорошо справились с заданиями!

Скажите, пожалуйста, изменилось ли у вас мнение о понимании проблемы, улучшились ли знания умения и навыки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс по теме "Формирование правильного дыхания у дошкольников посредством подвижных игр оздоровительной направленности"

Публикация включает себя ход мастер-класса и рекомендуемые подвижные игры, которые могут использоваться инструкторами по физкультуре, воспитателями и родителями. Данный мастер-класс был пред...

Проект «Правильное дыхание – красивая речь»

     Анализ реальной ситуации сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом...

"Правильное дыхание - красивая речь".

Консультация для родителей...

Проект "Правильное дыхание- красивая речь".

Формировать у детей понятия о здоровом образе жизни и правильном дыхании.Обучить детей технике диафрагмально – релаксационного дыхания. Закрепить у детей навык дифференциации носового и ротового...

Мастер-класс для педагогов "Дышим правильно, говорим красиво"

Презентация к мастер-классу для педагогов по развитию речевого дыхания у дошкольников....

Консультация для родителей "Правильное речевое дыхание – залог успеха в освоении правильного произношения звуков"

Для того чтобы речь была плавной, мелодичной и красивой, необходимо правильное речевое дыхание. Бывает так, что дети проглатывают слова, торопливо и неразборчиво говорят. Регулярные занятия подкоррект...

Проект "Правильное дыхание-красивая речь"

Цель проекта-развивать речь дошкольников,формируя струю выдыхаемого воздуха посредством использования специалбных игр и упражнений....