Мастер-класс для родителей «Правильное дыхание - красивая речь!»
методическая разработка
- Цель: показать значение дыхательной гимнастики как средства профилактики заболеваний и коррекции звукопроизношения. Обучение родителей играм и игровым упражнений для развития плавного ротового выдоха. Продемонстрировать дидактические пособия-тренажёры для дыхательной гимнастики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс для родителей | 19.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей
«Правильное дыхание - красивая речь!»
- Цель: показать значение дыхательной гимнастики как средства профилактики заболеваний и коррекции звукопроизношения. Обучение родителей играм и игровым упражнений для развития плавного ротового выдоха. Продемонстрировать дидактические пособия-тренажёры для дыхательной гимнастики.
Задачи:
- познакомить родителей с разнообразными играми по развитию речевого дыхания.
- рассказать родителям о необходимости развития у детей речевого дыхания.
- мотивировать родителей на более внимательное и осмысленное общение со своими детьми, на деятельное участие в их развитии, на совместную работу с педагогами.
Ход:
- Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада видеть вас сегодня на мастер-классе. Я предлагаю Вам задержать дыхание. Вдохнули. Сколько мы сможем с Вами не дышать?
- Дыхание является главным источником жизни. Человек может прожить без еды и воды несколько дней, но без воздуха всего несколько минут.
У детей дошкольного возраста речевое дыхание несовершенно, у детей, имеющих ослабленный вдох и неправильный речевой выдох, как правило, грубо нарушено звукопроизношение.
Дети не умеют рационально использовать вдох и выдох, что отрицательно влияет на развитие речи детей.
Как показывает опыт, и вы сами это замечаете, что дети в процессе говорения зачастую начинают говорить на вдохе, или на остаточном выдохе. Бывают случаи, когда дети набирают воздух перед произнесением каждого слова. Конечно, всё это отрицательно влияет на овладение правильным произношением и построению плавного слитного речевого высказывания.
Ведь качество речи её громкость плавность во многом зависит от речевого дыхания.
Сегодня я хочу рассказать вам, что такое речевое дыхание и зачем нужно его развивать.
Различают речевое и неречевое дыхание. Неречевое, или дыхание физиологическое, осуществляется в автоматическом режиме. Вдох равен выдоху и происходит через нос. Речевое дыхание произвольно, оно позволяет рациональнее расходовать выдыхаемый воздух. За коротким энергичным вдохом идёт пауза, за ней продолжительный выдох - источник образования
звуков. Правильное дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Правильному речевому дыханию детей вполне можно обучить. Обучение проводится в игровой форме.
Во время проведения игр и упражнений необходим постоянный контроль за правильностью дыхания и соблюдение некоторых условий.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха и способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Сегодня я хочу рассказать вам, что такое речевое дыхание и зачем нужно его развивать.
Различают речевое и неречевое дыхание. Неречевое, или дыхание физиологическое, осуществляется в автоматическом режиме. Вдох равен выдоху и происходит через нос.
Речевое дыхание произвольно, оно позволяет рациональнее расходовать выдыхаемый воздух. За коротким энергичным вдохом идёт пауза, за ней продолжительный выдох - источник образования звуков. Правильное дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Правильному речевому дыханию детей вполне можно обучить. Обучение проводится в игровой форме.
Во время проведения игр и упражнений необходим постоянный контроль за правильностью дыхания и соблюдение некоторых условий.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха и способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Запомните параметры правильного ротового выдоха:
- сильный вдох через нос
- выдох через рот, во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы,
- щеки НЕ надувать;
- нельзя допускать выхода воздуха через нос (если
ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
Практическая часть:
А теперь я хочу познакомить Вас с играми, которые помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную целенаправленную струю воздуха.
- «Греем ручки» (выдыхание струи воздуха на ладони),
- «Снежинки» (сдувание со стола комочков ваты),
- «Задуй свечи». Можно разыграть с ребенком ситуацию дня рождения. Подготовьте игрушечный сервиз, торт и настоящие свечи. Задувая свечи, можно загадать желание. Соблюдаем пожарную безопасность!
«Лети, лети, лепесток» (приведение в движение изготовленного из цветной бумаги бабочки, сдувая с открытки) и т.д.
Упражнения для развития силы и длительности выдоха
- «Лети, перышко!» Надо подбросить перышко вверх и дует на него снизу вверх, не давая ему упасть.
- «Карандаши-спортсмены». На столе начертите линии старта и финиша. На старт положите два карандаша разного цвета. По очереди дуйте вместе с малышом каждый на свой карандаш и устройте соревнование, кто из них «прибежит» к финишу первым. Или «Покатаем брёвнышки».
- «Мореплаватели». Из бумаги или пробки сделайте кораблики и опустите их в таз с водой. На море сильный ветер – дуем на корабли, заставляя их двигаться.
- «Шторм в стакане»
- «Свеча» (задувание свечи, чтобы пламя отклонялось, но свеча не гасла)
- «Чей пароход громче гудит?» Каждому ребенку дают чистый пузырек. Педагог говорит: «Дети, посмотрите, как гудит мой пузырек, если я в него подую (пиит). Загудел, как пароход. А как у Миши загудит пароход? Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной.
- «Мыльные пузыри». Еще одним простым способом тренировки дыхания являются мыльные пузыри.
Технологии формирования речевого дыхания включают игрушки и тренажеры, например, аэробол, губные гармошки, флейты, свистульки со звуками различных животных и птиц будут очень полезны для развития речевого дыхания, их можно использовать на более поздних этапах, когда ребенок уже умеет делать произвольный выдох.
Заключительная часть
- Изготовление пособия для развития речевого дыхания своими руками.
- Обсуждение, обмен мнениями, обратная связь
Сегодня я познакомила вас с играми и упражнениями, которые помогут вам в работе с детьми развивая речевое дыхание. Ведь мама многое может сделать для своего ребёнка Тем самым создать условия для успешности своего малыша в развитии речи.
Сегодня я бы хотела Вам показать, как можно из подручных материалов сделать игрушки, с помощью которых можно выполнять дыхательные упражнения.
Изготовление игры «Веселая гусеница!»
Существует множество интересных игр и упражнений для развития дыхания детей дошкольного возраста, которые обязательно включаются в различные виды детской деятельности. Вашему вниманию предоставляю мастер - класс по изготовлении оборудования для дыхательной гимнастики «Весёлая гусеничка», которое дети могут сделать своими руками
1. Берем полоску цветной бумаги складываем её пополам, уравниваем срезы.
2. Затем края загибаем к центру, хорошо сглаживаем сгибы и еще раз соединяем край с центром, тоже самое делаем с другой стороны, сглаживаем.
3. Берем ножницы и закругляем углы, разворачиваем нашу гусеницу
4. Рисуем глаза и рот гусенице
5. Дуем через трубочку на гусеницу, нужно сделать глубокий вдох через нос (щеки не надуваем) и подуть (необходимо сформировать правильный выдох) Теперь дуем через трубочку на гусеницу направляем поток воздуха на середину спины гусеницы выдыхаем прерывисто заставляя гусеницу ползать
Используйте свою фантазию и придумывайте игрушки самостоятельно. Регулярные занятия дыхательными игровыми упражнениями способствуют воспитанию и нормализации правильного речевого дыхания дошкольников, а также профилактике болезней дыхательных путей.
Вы молодцы, хорошо справились с заданиями!
Скажите, пожалуйста, изменилось ли у вас мнение о понимании проблемы, улучшились ли знания умения и навыки?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс по теме "Формирование правильного дыхания у дошкольников посредством подвижных игр оздоровительной направленности"
Публикация включает себя ход мастер-класса и рекомендуемые подвижные игры, которые могут использоваться инструкторами по физкультуре, воспитателями и родителями. Данный мастер-класс был пред...
Проект «Правильное дыхание – красивая речь»
Анализ реальной ситуации сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом...
"Правильное дыхание - красивая речь".
Консультация для родителей...
Проект "Правильное дыхание- красивая речь".
Формировать у детей понятия о здоровом образе жизни и правильном дыхании.Обучить детей технике диафрагмально – релаксационного дыхания. Закрепить у детей навык дифференциации носового и ротового...
Мастер-класс для педагогов "Дышим правильно, говорим красиво"
Презентация к мастер-классу для педагогов по развитию речевого дыхания у дошкольников....
Консультация для родителей "Правильное речевое дыхание – залог успеха в освоении правильного произношения звуков"
Для того чтобы речь была плавной, мелодичной и красивой, необходимо правильное речевое дыхание. Бывает так, что дети проглатывают слова, торопливо и неразборчиво говорят. Регулярные занятия подкоррект...
Проект "Правильное дыхание-красивая речь"
Цель проекта-развивать речь дошкольников,формируя струю выдыхаемого воздуха посредством использования специалбных игр и упражнений....