Проект "Правильное дыхание-красивая речь"
проект по логопедии (старшая группа)
Цель проекта-развивать речь дошкольников,формируя струю выдыхаемого воздуха посредством использования специалбных игр и упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_dyhaniyu_2024.docx | 31.02 КБ |
Предварительный просмотр:
«Правильное дыхание – красивая речь»
«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы…»
В. А.Сухомлинский
I. Информационная часть проекта.
1. Информация об авторе проекта:
Авторы проекта | Павлова Н.Ю.,Ревенко Е.Е |
Название проекта | «Правильное дыхание – красивая речь» |
.
№ | Ф.И.О. | Основная должность | Должность по проекту |
1. | Павлова Наталья Юрьевна | Учитель-логопед; высшая квалификационная категория | Разработчик, организатор: осуществляет разработку, планирование и реализацию проекта, обеспечивает методическое и материально-техническое сопровождение, проводит диагностику речевого развития детей, консультирует родителей.
|
2. | Ревенко Евгения Егоровна | Воспитатель логопедической группы | Организатор: осуществляет реализацию проекта, обеспечивает методическое и материально-техническое сопровождение, проводит речевые игры для детей, консультирует родителей. |
3. Участники проекта:
Дети и родители старшей логопедической группы МАОУ «ЦО№»г.Белгорода.
4. Время реализации проекта:
Сентябрь 2024- май 2025 года.
II. Содержательная часть проекта.
Актуальность проекта: Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении чтением и письмом. Ряд речевых нарушений в своей симптоматике имеют нарушения физиологического и речевого дыхания.
В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Необходимость её решения определяется, тем, что речевые нарушения часто встречаются в дошкольном возрасте.
Своевременное проведение коррекционной работы позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.
Общепризнанным является то, что при коррекции речевых нарушений в дошкольном учреждении коррекционно-педагогическая работа осуществляется наиболее эффективно, если имеет место взаимодействие и преемственность в работе логопеда, воспитателя и родителей. Это определяет актуальность совершенствования работы по коррекции речевого дыхания.
Исходя из актуальности данной проблемы, можно определить цель исследования - развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Цель проекта:
Развивать речь дошкольников (обеспечивать нормальное звукообразование, громкость речи, соблюдение пауз, сохранять плавность речи и ее интонационную выразительность), формируя струю выдыхаемого воздуха посредством использования специальных игр и игровых упражнений.
Задачи проекта:
- Познакомить с правилами правильного ротового выдоха;
- Ознакомится с играми и игровыми упражнениями на речевое дыхание, развивать умение применять и использовать их в дальнейшей работе;
- Узнать, как их можно изготовить, имея подручный материал. Развивать умение адаптироваться в меняющихся условиях, исследовательский интерес к играм на развитие речевого дыхания.
Интеграция образовательных областей:
- речевое развитие,
- познавательное развитие,
- физическое развитие,
- социально- коммуникативное развитие,
- художественно- эстетическое развитие.
Методологическая база педагогического опыта.
Проект разработан на основе следующих принципов коррекционной педагогики:
- научности
- системности
- доступности материала
- наглядности
- сознательности и активности
- прочности обучения
- индивидуализации
Этапы проекта «Правильное дыхание – красивая речь»
I этап: Организационно – подготовительный.
- Изучение методической литературы по данной теме
- Планирование
- Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала
- Составление методического материала, создание развивающей среды по данному проекту
- Консультации для родителей и воспитателей.
II этап: Организация деятельности детей.
Задачи этапа:
1. Формирование у детей понятие о здоровом образе жизни и правильном дыхании.
2. Обучение детей технике диафрагмально-релаксационного дыхания.
3. Приобретение детьми навыков дифференциации носового и ротового дыхания, эффективности использования речевого дыхания.
4. Формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи.
5. Повышение компетенции воспитателей в данной области.
6. Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.
Содержание работы:
Работа с детьми.
Работа по воспитанию речевого дыхания:
- развитие координации движений органов дыхания: диафрагмы и передней стенки живота с озвученным выдохом;
- развитие озвученного выдоха с разной силой, высотой, интонацией;
- развитие речевого дыхания на фоне слога, слова, фразы;
- тренировка речевого дыхания в процесс воспроизведения прозаического текста (короткого рассказа, сказки).
Ежедневное проведение дыхательной гимнастики, дыхательных упражнений, дидактических игр на развитие дыхания – как дома, так и в группе.
Работа с семьей:
- Консультации для родителей по темам: «Формирование правильного речевого дыхания», «Дыхательная гимнастика», «Игры способствующие развитию речевого выдоха».
- Показ мастер – класса: «Традиционные и современные методы формирования речевого дыхания у детей с дизартрией».
- Памятки для родителей.
- Совместное придумывание и изготовление с детьми пособий для занятий дыхательной гимнастикой.
Работа с педагогами:
- Консультация с практикумом: «Игры для развития речевого дыхания у детей».
- Изготовление специальных пособий для проведения дыхательной гимнастики с детьми.
- Практическое применение результатов детско-родительского творчества в утренней коррекционной гимнастке.
- Изготовление дидактических игр для развития речевого дыхания.
Ожидаемые результаты этапа:
Для родителей:
- готовность и желание помогать;
- активизация педагогического потенциала родителей;
- приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей;
- овладение родителями регулярной рефлексии достижений ребенка;
- чувство удовлетворенности от совместного творчества.
Для детей:
- положительная динамика речевого дыхания; дети быстро, бесшумно производят вдох и рационально, плавно расходуют воздух на выдохе;
- положительная динамика речевого развития;
- успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
- выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.
Для педагогов:
- положительный психологический климат между учителем - логопедом и воспитателями;
- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
- удовлетворенность собственной деятельностью.
III этап: Заключительный этап.
1.Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения логопедического проекта в коррекционном процессе.
2. Показ и презентация проекта «Правильное дыхание – красивая речь» на МО учителей – логопедов.
Выводы по проекту:
Практика показывает, что применение данной системы работы является неотъемлемой частью коррекционного процесса по преодолению нарушений звукопроизношения и способствует улучшению общему звучанию речи.
В заключение хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков.
Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.
Использованная литература:
- Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т.В. Ахутина. - М.: ЛКИ, 2007. - 222 с.
- Белякова Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова. - М.: Книголюб, 2004. - 132 с.
- Бельтюков В.И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе / В.И. Бельтюков // Вопросы психологии. - 1984. - №1. - С. 141-145.
- Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Просвещение, 1990. - 232 с.
- Лепская Н.И. Язык ребенка (Онтогенез речевой коммуникации) / Н.И. Лепская. - М.: Изд-во МГУ, 1997. - 127 с.
- Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
- Максакова А.И. Развитие речевого голоса у дошкольников / А.И. Максакова // Дошкольное воспитание. - 1988. - № 1. - С. 31-38.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания
«Сдуй бабочку».
Сдуть бабочку с цветка.
«Подуй на бабочку».
Ребенок сидит за столом. Педагог предлагает ребенку подуть на нее, чтобы она улетела как можно дальше (дуть можно один раз).
«Сдуй жука».
Сдуть жука c цветка.
«Подуем на листочки».
Сдуть листочки (засушенные, вырезанные из бумаги) со стола, с ладони.
«Вертушка».
Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно.
«Горячий чай».
Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай (суп) в чашке (тарелке), чтобы он быстрее остыл. (Чашка вырезается из цветного картона, пар изображается папиросной бумагой). Ребенок дует в «пар». Если правильно дует, то «пар» отклоняется от чашки.
«Подуем на облака».
Подуть на бумажные облака, подвешенные на нитке.
«Плыви, кораблик!»
Взрослый предлагает ребёнку подуть на легкий бумажный или пластмассовый кораблик в ёмкости с водой.
«Мыльные пузыри».
Взрослый знакомит ребенка со способом действия с игрушкой и побуждает его выдувать мыльные пузыри через колечко.
«Подуем на снежинку».
Сдуть с варежки снежинку на веревочке.
«Шарик».
Педагог предлагает детям надуть к предстоящему празднику шарики. Дети должны набрать воздух через нос и медленно выдохнуть его через рот в отверстие шарика. Тот, кто правильно выполнит задание, сможет поиграть с надутым шариком.
«Новогодняя гирлянда».
Гирлянда выкладывается на стол. Педагог предлагает детям дунуть на неё один раз так, чтобы «сдвинуть» с места. Дети по очереди выполняют упражнение, при этом гирлянда перемещается от одного края стола к другому.
«Снег идёт!»
Педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму. «Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на него!» Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют.
«Подуй на картину и узнай. что нарисовано».
Педагог предлагает подуть на дождики и назвать картину, время года.
«Забей мяч в ворота».
Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».
«Прокатаем брёвнышки».
Педагог предлагает детям присесть на корточки около стола (рот на уровне стола, положить перед собой круглый карандаш («брёвнышко») и подуть на него так, чтобы он покатился. Упражнение повторить 3-4 раза. Для усложнения вместо круглого карандаша используется гранёный.
Упражнения на развитие речевого дыхания
Заморозим пальчик. Подуть на пальчик холодной струей воздуха.
Дует вьюга. Имитация звука голосом: у-у-у-у….
Погреем ручки. Взрослый предлагает ребенку погреть свои, мамины ручки. Необходимо обращать внимание на положение губ (рот широко открыт). Усложнение: «греем ручки» с одновременным длительным произнесением гласных звуков «А, У»
Воздушный поцелуй. Сдуть воображаемый поцелуй с ладошки в адрес кого-либо из окружающих.
Пой со мной! Взрослый предлагает детям вместе с ним спеть песенки. Первая песенка: «А-А-А!» Наберите воздуха – выдохните его медленно. Песенка должна получиться длинная. Во время игры педагог следит за четким произношением и утрирует артикуляцию звуков. Сначала пропеваются звуки А, У, постепенно количество «песенок» увеличивается.
Девочки поют. Сначала взрослый показывает детям картинки с изображением поющих девочек с чётко прорисованной артикуляцией гласных звуков и предлагает угадать, какая девочка и какой звук поет. Затем раздает по одной картинке и предлагает спеть такой же звук.
Насос. Взрослый предлагает детям поиграть в насосы. Игра проводится на полу и сопровождается движениями, имитирующими накачивание колеса при помощи насоса. «Кто из вас любит кататься на велосипеде? Все любят. Но иногда колёса прокалываются и сдуваются. Давайте возьмем насосы и накачаем колёса – вот так! «С-С-С» – работают насосы!» Взрослый показывает движения насоса и объясняет, что следует вдохнуть воздух больше обычного. Пока насос работает, постепенно плавно выдыхать воздух, произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука нельзя. Насос может продолжать работать после паузы, когда ребенок сделает следующий вдох.
Змейка. «Давайте превратимся в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: «Ш-Ш-Ш!» Напомнить детям, что следует вдохнуть больше воздуха и шипеть долго, добирать воздух во время произнесения звука нельзя.
Пароход гудит. Имитация звука низким голосом: Уууу-Ууу…
Самолёт летит. Имитация звука голосом: лллл-а, ллл-о, лллл-ы…
Одуванчик. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.
В лесу. Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите «ау». Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.
Отрабатывая правильное речевое дыхание придерживайтесь следующих рекомендаций:
вдох через нос, выдох осуществляется ртом;
губы при выдохе немного открыты («трубочкой»);
выдох должен быть продолжительный и плавный; предметы, предлагаемые ребенку для поддувания, должны находиться на уровне рта ребенка;
не поднимать плечи;
не надувать щеки при выдохе;
упражнение на развитие дыхания повторить не более 3-5 раз;
осанка ребенка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи)
проводить упражнения по формированию правильного речевого дыхания в игровой форме;
помещение предварительно проветрить перед проведением дыхательной гимнастики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...
Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи.
Развитие интонационной выразтельности у детей дошкольного возраста...
Конспект комплексного логопедического занятия с детьми средней группы «Прогулка в лес»Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи.
Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи....
Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.
Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....
Проект «Правильное дыхание – красивая речь»
Анализ реальной ситуации сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом...
"Правильное дыхание - красивая речь".
Консультация для родителей...
Проект "Правильное дыхание- красивая речь".
Формировать у детей понятия о здоровом образе жизни и правильном дыхании.Обучить детей технике диафрагмально – релаксационного дыхания. Закрепить у детей навык дифференциации носового и ротового...