Статья «Дошкольное детство – пространство развития»
статья
Дошкольное детство – это важнейший период, когда формируются основы для дальнейшего развития ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дошкольное детство – пространство развития
Кулагина А.В.
Дошкольное детство – это важнейший период, когда формируются основы для дальнейшего развития ребенка. Можно сказать, что дошкольное детство действительно выступает в качестве пространства развития ребенка. Соответственно, от того, как будет организовано данное пространство, зависит многое, практически – вся дальнейшая жизнь ребенка. Дошкольное детство – это период, начиная с 3 до 6 лет.
Именно в дошкольном возрасте ребенок стремится познавать окружающий мир, происходит его социализация, формируется ряд важных когнитивных функций (речь идет о внимании, памяти, психомоторной координации и пр.).
Дошкольное детство, таким образом, выступает ключевым периодом в развитии ребенка, его значимость обусловлена следующими основными моментами:
-психика дошкольника активно развивается и, в то же время, является гибкой, что благотворно влиять на формирование и закрепление тех или иных навыков;
-происходит социализация – личность ребенка формируется, развиваются черты его характера, те или иные акцентуации;
-формируются взаимоотношения с окружающими и миром, а также вырабатываются поведенческие стратегии;
-осуществляется как психическое, так и активное физическое развитие.
Соответственно, дошкольное детство выступает настоящим плацдармом для всего дальнейшего развития, роста человека. Правильная организация пространства для развития – это залог того, что ребенок, его психика, интеллект, физиология будут формироваться правильно, а также будет обеспечено гармоничное воспитание, формирование соответствующих ценностей, эффективный процесс социализации. Важно организовывать развитие с раннего возраста, так как целый ряд психических процессов, если будет упущено время, является невосполнимыми в полной мере. Так, к примеру, если своевременно не развивается речь, то уже в более взрослом возрасте ребенок вряд ли сможет полностью овладеть речью. Достаточно ярким примером этому служит случаи так называемых «детей-маугли» – когда дети не получали должного воспитания и социального обучения в дошкольном детстве, а уже затем, в гораздо позднем возрасте так и не смогли освоить в полной мере речь. Кроме того, другие их психические функции также были значительно нарушены.
Так, например, В.И. Лубовский [4] пришел к закономерному выводу о том, что если ребенок в период с 3,5 до 6 лет не получает должного развития, социализации, то затем он уже не способен к нормальному освоению человеческого языка и прочих поведенческих рамок. С этим можно согласиться.
В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование следующих представлений и поведенческих ориентиров:
-элементарные культурные навыки – ребенок при должном воспитании уже умеет отличать хорошее от плохого, он понимает, как себя вести можно с окружающими, а как нет;
-выстраивание взаимодействия с окружающими – не только со взрослыми, но и, главным образом, со своими сверстниками. У ребенка развивается интеллект и эмоциональная сфера, формируются важнейшие когнитивные и другие психические функции;
-формируются нравственные нормы, ребенок стремится приобретать важнейшие навыки, которые позволяют ему проявлять больше самостоятельности, решать поставленные перед ним задачи [2].
В период дошкольного детства важнейший вид деятельности – игра. Соответственно, важно подбирать разнообразные игры, которые будут удовлетворять потребностям развития ребенка. Например, это могут быть игры, направленные на формирование первичных математических навыков; игры на социализацию и коммуникацию; познавательные и дидактические игры и пр.[1]
Можно обозначить следующие важнейшие принципы, которые важно учитывать, организуя дошкольное детство как пространство развития ребенка. Итак:
-ведущий вид деятельности – игровая. Соответственно, воспитание и обучение должны быть построены в игровой форме. Игра одновременно является инструментом познания, обучения, а также средством, при помощи которого ребенок исследует мир и воспроизводит все полученные знания, представления, навыки;
-индивидуальный подход – каждый ребенок является неповторимой и ценной личностью. Следует учитывать его склонности, интересы, потребности и особенности. Например, если ребенок одарен в области математики, то и дальнейшее развитие должно быть построено с учетом этого. Любой талант необходимо развивать;
-упор на творчество и развитие воображения. Так, педагоги должны вовлекать ребенка не только в интересные и продуктивные для него игры, но и организовывать необходимую творческую среду: лепку, рисование, песочную терапию, ролевые театральные игры и пр.;
-гармоничная личность – важно одинаково обеспечивать интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие. Ребенку важно научиться контактировать с окружающим миром, но, при всем этом, также познавать самого себя, собственные интересы и свой внутренний мир;
-подготовка к дальнейшему обучению – представления об элементарных математических навыках, языковая среда, словарных запас, грамотность, когнитивные и моторные навыки;
-инклюзивность и безопасный подход. Ребенок должен чувствовать себя уверенно и безопасно, тем самым получая должный положительный опыт коммуникации, взаимодействия с окружающим миром и людьми;
-вовлечение родителей – это важнейший принцип, так как семья выступает базовым агентом в социализации и дальнейшем воспитании, обучении [3].
Дошкольное детство выступает, с одной стороны, как пространство, в рамках которого происходит развитие, а с другой стороны – является образно-символическим конструктом, который состоит из ряда ролей и поведенческого стиля [6].
Когда дошкольное детство рассматривается в качестве пространства развития, имеется ввиду не только определенная, выстроенная должным образом развивающая среда, но также деятельность, причем как самого ребенка, так и воспитателей, педагогов, а также детская субкультура в целом [5].
Детская субкультура, в свою очередь, включает в себя такие компоненты: детский правовой кодекс, регулирующий порядок детских взаимоотношений, коммуникаций, разновидностей деятельности; детский фольклор – считалки и др.; детское собирательство и коллекционирование; способы времяпрепровождения – различные игры и пр.
Конструируя должным образом дошкольное детство, тем самым взрослые гармонизируют процессы развития, социализации, индивидуализации у ребенка.
Чтобы правильно сконструировать пространство развития, необходимо придерживаться следующих основных рекомендаций:
-создать все условия для того, чтобы ребенок максимально полно осуществлял познавательную деятельность, в том числе и в рамках игры;
-обеспечить всестороннее и гармоничное развитие ребенка (физическое, интеллектуальное, психическое, нравственное, социальное и творческое);
-обеспечить в должном качестве и объеме развивающую среду [7].
При всем этом важно обеспечивать должные условия и среду не только в образовательных дошкольных учреждениях, но и в домашних условиях, силами родителей. Причем необходимо делать особенный упор на сотрудничество с родителями, семьей.
Таким образом, дошкольное детство как пространство развития должно отвечать следующим основным требованиям:
-всесторонняя эффективная развивающая среда – специальные уголки, игрушки, прочие элементы развивающей среды;
-организация и подбор игр, а также специальных средств, инструментов для познавательной деятельности;
-средства и инструменты художественно-эстетического и морально-нравственного воспитания;
-организация обучения – приобретение элементарных математических знаний, навыков, развитие словарного запаса, элементарной грамотности и т.д.;
-формирование чувствительности у детей к собственным потребностям, эмпатии и ответственности;
-подбор необходимой литературы, в том числе для домашнего чтения;
-организация творчества и соответствующих видов деятельности, в том числе, музыкальное, художественное развитие и т.д.;
-организация физического и экологического развития, формирование бережного отношения к здоровью и окружающей среде.
Список источников:
- Иванова Н.В., Виноградова М.А. Педагогические основы конструирования пространства детства в условиях дошкольной образовательной организации. Комплексные исследования детства. 2023. № 2. С. 91-99.
- Иноятова А. Нилуфар Н.З. Важность дошкольного образования // Science and Education. 2023. № 4. С.1-2.
- Коноваленко Е.С. Важность морального и духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста в условиях семейного воспитания // Педагогическое образование: история становления и векторы развития. 2022. № 1. С.344-351.
- Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). М.: Педагогика, 1978. 224 с.
- Мещерякова М.И. Важность развития эмоционального интеллекта в дошкольном и младшем школьном возрастах // Перспективные гуманитарные, социальные и экономические исследования. 2023. № 1. С.5-8.
- Сотева Н.В., Ильницкая И.В. К вопросу о важности игры в развитии ребенка дошкольного возраста // Педагогическая реальность: системность, событийность, сотрудничество. 2020. № 1. С.310-314.
- Шлат Н.Ю. Перспективы развития современного детского сада в условиях социокультурного пространства дошкольного детства // Педагогика XXI века: традиции и инновации. 2018. № 1. С.154-158.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/07/picture-197568-1360212754.jpg)
Особенности и способы развития воображения ребенка с нарушением зрения в процессе дошкольного детства, Взаимосвязь развития воображения с развитием некоторых видов детской деятельности
Создание условий для развития у детей с нарушениями зрения способности к созданию новых образов и использованию их как средства управления активностью своих познавательных функций – основная цель деят...
Значимость дошкольного детства в развитии детской одарённости
Статья "Значимость дошкольного детства в развитии детской одарённости"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/14/picture-1021160-1521047054.jpg)
Развитие социально-коммуникативной сферы личности в период дошкольного детства. Задачи развития.
Развитие социально-коммуникативной сферы личности в период дошкольного детства.Задачи развития....
Статья "Дошкольное детство"
Дошкольное детство-это период игры...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000826-1516746523.jpg)
Статья «Дошкольное детство – начальный этап экологического воспитания»
Не то, что мните вы, природа:Не слепок, не бездушный лик –В ней есть душа, в ней есть свобода.В ней есть любовь, в ней есть язык... Ф.И. Тютчев...
Дошкольное детство этап развития личности.
Познание мира происходит через анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный. Они помогают активизировать познавательную деятельность, умение видеть прекрасное в окружающем мире. ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/07/picture-1239593-1594096401.jpg)
Сборник методических материалов участников муниципального педагогического Форума работников дошкольного образования "Пространство дошкольного детства: современность и будущее"
Сборник методических материалов участников муниципального педагогического Форума работников дошкольного образования "Пространство дошкольного детства: современность и будущее"...