Родительское собрание Тема: "Как научиться запоминать увлекательно".
материал (старшая группа)

Карпунина Елена Георгиевна

Оказание помощи родителям в овладении основными приемами запоминания с помощью мнемотаблиц, способствующему развитию памяти, обогащению словарного запаса, формированию грамматического строя речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

ТЕМА: «КАК НАУЧИТЬСЯ ЗАПОМИНАТЬ УВЛЕКАТЕЛЬНО.

Форма проведения: мастер - класс

Цель:  Оказание помощи родителям в овладении основными приемами запоминания с помощью мнемотаблиц, способствующему развитию памяти, обогащению словарного запаса, формированию грамматического строя речи.

Задачи: Обучать игровым приемам развития фантазии и памяти.

Продолжать формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям.

Расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальной работы с детьми.

Оборудование: Мультимедийная презентация «Запоминаем стихи рисуя», мнемотаблицы, карандаши, маркеры, листы бумаги.

Ход мероприятия. Ведущий приветствует присутствующих на собрании.

Игра в имена. Родители по очереди называют своё имя и дают себе характеристику по первой букве своего имени (например Дарья - добрая)).

Знаком ли вам термин «мнемотехника»? Это красивое слово происходит от греческих mneme – «память» и techne – «искусство» (слайд 1). Означает оно не что иное, как «искусство памяти», способы и приемы, составляющие целую методику быстрого и прочного запоминания разной информации. Каждый из нас сталкивался с простейшими мнемоническими приемами в своей жизни. Мы запоминали цвета радуги, используя знаменитое «Каждый охотник желает знать…». Мы заучивали падежи через бессмысленное «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку». А цыган, пришедший на цыпочках и цыкающий на цыпленка, помогал освоить непростую орфографию родного языка. Мы заучивали телефоны знакомых, мысленно связывая цифры с датами их рождения. Так что примитивное понятие о мнемонике имеется у каждого (слайд 2).

К примеру, вам требуется запомнить 10 не связанных между собой слов: мёд, лес, свеча, дом, сон, кот, игла, кран, план, шум. Запомнить эти слова можно легко, если зрительно представить себе, например, такие картинки: вы с баночкой мёда идёте по лесу и видите пламя свечи в доме, заходите в дом и видите спящего крепким сном человека, рядом с ним кота, на столе лежит игольница с иглой, затем подходите к окну,  из окна видите кран, который строит новый дом по плану и создаёт шум (слайд 3).

Педагоги от родителей часто слышат такие слова - «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках». В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. В чём причина? Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения,  требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий), а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка. Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания (слайд 4).  

Одни дети лучше запоминают слова (развита слуховая память - музыкальные, речевые звуки), а другие -  зрительные образы (развита зрительная память).

Ассоциативная память - память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой ассоциативно. А что такое ассоциация? Это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой появление другого. Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем старый деревенский дом, в котором провели свое детство. Или кто-то говорит нам «лес», и в нашем сознании всплывает образ ели (слайд 5).

Есть ещё интересный вид памяти - фотографическая память. Вспоминая что-нибудь, ребенок как бы снова видит это перед глазами и может описать во всех подробностях (слайд 5).

Поскольку мы с вами определили, что память бывает разная, и она влияет на то, как развивается мышление ребёнка и его речь, то нам необходимо найти такие приёмы, которые бы развивали детскую память в целом. Такие приёмы есть. Одним из них является мнемотехника. Обучение детей на основе мнемотехнических таблиц позволяет развить не только речь, но и все психические процессы (восприятие, память, внимание, мышление, воображение), общие способности и интеллект. Дети усваивают способы познания мира, способы обработки поступающей информации. Трудные для восприятия детей темы, с помощью мнемотаблиц, раскрываются ненавязчиво, легко, интересно и доступно (слайд 6).

 В дошкольном возрасте преобладает наглядно - образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти удивительное свойство - исключительная фотографичность. Детям сложно запомнить строки стихотворения, поэтому мы стали учить с детьми стихи с помощью нарисованных картинок. С нарисованными образными картинками эффективность запоминания увеличилось (Слайд 7).

 Суть этого способа в следующем: ребёнок слушает стихотворение и соотносит его логические части с подходящими картинками – устанавливается связь между зрительной и слуховой памятью. Благодаря этому ребёнок лучше понимает содержание стихотворения. А раз понимает, то гораздо лучше запоминается. Психологи уже давно доказали, что понимание - это основа памяти. Если не учить малыша вникать в смысл заучиваемого текста, он будет запоминать и повторять механически. А если механически, то бездумно и напрасно. Зачем бездарно тратить время! Лучше проведём его с интересом и пользой для памяти. Итак: 1) Выбираем стихотворение для заучивания 2) Выразительно его читаем 3) Разбираю стихотворение на блоки и рисую возникшие образы на бумаге 4) Читаю данные строки для каждого блока и сопровождаю показом рисунка 5) Прошу ребёнка повторить, а затем рассказать, использую только ассоциации, то есть по нарисованным рисункам 6) Заключительный этап - рассказывание стихотворения без помощи картинок (слайд 8).

 Когда дети уже привыкли к такому способу запоминания стихотворения с показом картинок, они изъявляют желание сами рисовать картинки. С помощью этой методики и настроя на позитивный результат, дети получают от этого огромное удовольствие. У них появляется фантазия, существенно сокращается время для заучивания стихов, и кроме этого развиваются творческие способности детей (слайд 9,10).

Чтобы вам было легче понять, что такое мнемотаблица, и каким образом используются в ней символы, предлагаю поиграть в игру «Диалог». Эта игра из области изотерапии, но имеет тесное отношение к нашей теме.

- Разделитесь на пары и попробуйте пообщаться (составить диалог) при помощи пиктограмм (символов), изображая их по очереди на одном листе бумаги. Главное условие - нельзя разговаривать и показывать жестами.

- Сложно было общаться при помощи пиктограмм? Все ли символы вашего собеседника были понятны вам?

Вывод: В мнемотаблицах должны использоваться символы понятные всем (слайд 11).

Практическая часть. Чтобы вам было легче понять, что такое мнемотаблица, и каким образом используются в ней символы, родителям предлагается прочитать стихотворение (слайд 12). 

  1. Показываю мнемотаблицу, читаю  стихотворение.
  2. Читаю стихотворение еще раз, указывая на соответствующую ячейку мнемотаблицы, в которой закодировано данное слово или строчка.
  3. Разбираем содержание каждой ячейки мнемотаблицы.
  4.  Хором читаем стихотворение по мнемотаблице.
  5. Каждый  самостоятельно читает стихотворение по мнемотаблице.
  6. Предлагаю прочитать стихотворение без зрительной опоры.

Заключительное задание - «Составь самостоятельно мнемотаблицу».

Всем родителям раздаются карточки, на которых написаны всем известные стихотворения А. Л. Барто «Игрушки». Родители  «кодируют» данный текст, затем представляют свои таблицы для  расшифровки, следуя каждому символу.

«Слово дня», предлагаю родителям одним словом выразить своё отношение к проведённому собранию. Игра «Выбери дистанцию».

Воспитатель помещает в центре стола альбом с мнемотаблицами. Предлагается, родителям, встать на таком расстоянии от предмета, которое могло бы лучше всего продемонстрировать их близость или отдалённость по отношению к теме встречи. Предлагаю каждому из родителей, одной фразой объяснить выбранное им расстояние.

Литература.

  1. Аткинсон Р.А. Человеческая память и процесс обучения. / Р.А. Аткинсон.- М.; Просвещение, 2006.
  2. Блонский П.П. Память и мышление. /П.П. Блонский. – Спб. , 2001.
  3.  Одинцева А. В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста / А. В. Одинцева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург,январь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Как научить детей делиться или иначе говоря, быть добрыми?»

Родительское собрание «Как научить детей делиться или иначе говоря, быть добрыми?»...

Консультация для родителей "Научить запоминать стихи"

Детская память очень восприимчива, все заученное в детстве мы помним до глубокой старости.  Когда малыш учит стихотворения, он совершенствует свою речь, расширяется его кругозор и словарный запас...

Родительская газета "Как научить ребенка запоминать"

Материал для родителей детей подготовительной группы. Родительская газета "Как научить ребенка запоминать"...

Родительское собрание "Путешествие в страну увлекательной игры ТРИЗ"

Родительское собрание по теме ТРИЗ технологии в форме квест игры....

Родительское собрание "Путешествие в страну увлекательной игры ТРИЗ"

Родительское собрание по обучению родителей ТРИЗ играм в форме квест игры....

Как научится запоминать и рассказывать стихи

Как научится запоминать и рассказывать стихиСлушать и читать стихи весело, а вот учить наизусть и рассказывать их перед зрителями получается далеко не у всех. Многие родители, когда учат стихи со свои...

Протокол родительского собрания "Чему научились наши дети" итоговое родительское собрание.

Протокол №4 родительского собрания 24.05.2022 "Чему научились наши дети" итоговое родительское собрание....