Нетрадиционные формы работы с семьями воспитанников ДОУ
консультация
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных любви: его любят не за хорошее поведение, а просто за то, что он есть. Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад – семья - общественность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Нетрадиционные формы работы с семьями воспитанников ДОУ | 17.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные формы работы с семьями воспитанников ДОУ
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных любви: его любят не за хорошее поведение, а просто за то, что он есть. Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад – семья - общественность.
Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Ведущая педагогическая идея: внедрение нетрадиционных форм работы с родителями в деятельность образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Такие формы работы с семьей способствуют сближению родительского коллектива, установлению партнерских отношений с семьями воспитанников. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников, необходимо соблюдать основные принципы:
- открытость детского сада семье (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка;
- Изучение семей воспитанников (учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.)
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:
- развитие интересов и потребностей ребенка;
- распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
- поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
- выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
- понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
- воспитание уважения к детству и родительству;
- взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
- повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
- оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
- использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.
Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов:
- Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ.
- Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество.
- Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них.
- Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка.
- Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.
Все формы работы с родителями подразделяются на:
- коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информационные;
- традиционные и нетрадиционные.
Остановимся на нетрадиционных формах работы, которые в настоящее время пользуются особой популярностью. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Нетрадиционные формы общения строятся на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные.
К нетрадиционным формам работы с родителями воспитанников относятся:
- Презентация ДОУ;
- Мини-собрания;
- Семейные клубы;
- Вечер вопросов и ответов;
- Заочная консультация;
- Школа молодых родителей;
- Устный журнал;
- Выпуск газеты;
- Конкурсы для родителей;
- Походы, экскурсии, пикники;
- Дискуссионные клубы;
- Педагогическая гостиная;
- Мастер-классы;
- Копилки идей;
- Родительская конференция;
- Попечительский совет;
- Деловая игра;
- Круглый стол;
- Семинар-практикум;
- Родительский университет;
- Проведение игровых тренингов;
- Чаепитие, совместные праздники, досуги;
- Концерты;
- Работа театральной труппы «дети-родители»;
- Неформальные беседы;
- Творческие мастерские;
- Родительская почта;
- Телефон доверия;
- Тематические выставки;
- Школа для родителей;
- Кружки и секции для родителей;
- Турниры знатоков;
- КВНы, викторины;
- Семейные конкурсы;
- Просмотры фильмов;
- Оформление групп;
- Соревнования;
- Благоустройство ДОУ и территории и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
нетрадиционные формы работы с семьями воспитанников
Нетрадиционные формы работы с родителями – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении,...
Нетрадиционные формы сотрудничества с семьями воспитанников в обучении детей безопасному поведению на дорогах.
Безопасное поведение на дорогах....
Консультация для педагогов Тема: «Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников»
laquo;В дошкольные годы ребенок почти полностьюидентифицирует себя с семьей, открывая...
Консультация для воспитателей. Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников: родительские и семейные клубы
В презентации представлен материал по использованию нетрадиционной формы работы с семьями воспитанников: семейные клубы....
Нетрадиционные формы работы с семьями воспитанников в ДОУ, в условиях ФГОС ДО
консультация-практикум...
Нетрадиционные формы работы с семьями воспитанников в ДОУ, в условиях ФГОС ДО
Консультация-практикум...
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
в статье передаетс опыт работы педагогов: воспитателя и педегога- психолога по работе с родщителями в дошкольном учреждении, использу. нетрадиционные формы работы...