Нетрадиционные формы работы с семьями воспитанников ДОУ
консультация

Лященко Марианна Ивановна

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных любви: его любят не за хорошее поведение, а просто за то, что он есть. Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад – семья - общественность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Нетрадиционные формы работы с семьями воспитанников ДОУ

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных любви: его любят не за хорошее поведение, а просто за то, что он есть. Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад – семья - общественность.

Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Ведущая педагогическая идея: внедрение нетрадиционных форм работы с родителями в деятельность образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Такие формы работы с семьей способствуют сближению родительского коллектива, установлению партнерских отношений с семьями воспитанников. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».

Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников, необходимо соблюдать основные принципы:

  • открытость детского сада семье (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
  • сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
  • создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
  • диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка;
  • Изучение семей воспитанников (учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.)

Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:

  • развитие интересов и потребностей ребенка;
  • распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
  • поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
  • выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
  • понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

  • воспитание уважения к детству и родительству;
  • взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
  • повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
  • оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
  • использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.

Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов:

  1. Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ.
  2. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество.
  3. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них.
  4. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка.
  5. Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.

Все формы работы с родителями подразделяются на:

  • коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информационные;
  • традиционные и нетрадиционные.

Остановимся на нетрадиционных формах работы, которые в настоящее время пользуются особой популярностью. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Нетрадиционные формы общения строятся на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные.

К нетрадиционным формам работы с родителями воспитанников относятся:
- Презентация ДОУ;
- Мини-собрания;
- Семейные клубы;
- Вечер вопросов и ответов;
- Заочная консультация;
- Школа молодых родителей;
- Устный журнал;
- Выпуск газеты;
- Конкурсы для родителей;
- Походы, экскурсии, пикники;
- Дискуссионные клубы;
- Педагогическая гостиная;
- Мастер-классы;
- Копилки идей;
- Родительская конференция;
- Попечительский совет;
- Деловая игра;
- Круглый стол;
- Семинар-практикум;
- Родительский университет;
- Проведение игровых тренингов;
- Чаепитие, совместные праздники, досуги;
- Концерты;
- Работа театральной труппы «дети-родители»;
- Неформальные беседы;
- Творческие мастерские;
- Родительская почта;
- Телефон доверия;
- Тематические выставки;
- Школа для родителей;
- Кружки и секции для родителей;
- Турниры знатоков;
- КВНы, викторины;
- Семейные конкурсы;
- Просмотры фильмов;
- Оформление групп;
- Соревнования;
- Благоустройство ДОУ и территории и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

нетрадиционные формы работы с семьями воспитанников

Нетрадиционные формы работы с родителями – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении,...

Консультация для педагогов Тема: «Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников»

laquo;В   дошкольные   годы  ребенок  почти полностьюидентифицирует     себя    с   семьей,    открывая...

Консультация для воспитателей. Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников: родительские и семейные клубы

В презентации представлен материал по использованию нетрадиционной формы работы с семьями воспитанников: семейные клубы....

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

в статье передаетс опыт работы педагогов: воспитателя и педегога- психолога по работе с родщителями в дошкольном учреждении, использу. нетрадиционные формы работы...