«Особенности развития познавательного интереса у детей 4-5 лет»
материал
«Особенности развития познавательного
интереса у детей 4-5 лет»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsii.docx | 82.3 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности развития познавательного
интереса у детей 4-5 лет»
В федеральном государственном стандарте нового поколения говориться о «портрете» дошкольника, как о любознательной, активной и заинтересованно познающей мир личности.
Каждый ребенок должен ставиться в ситуацию:
«Думай, рассуждай, ищи решения».
Познавательный интерес — это отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, характеризуемое наличием интереса к поставленной задаче и ее решению, умением мобилизовать свои знания и рационально их использовать в практической деятельности.
Развитие познавательного интереса – сложный процесс. Он имеет свои направления, закономерности и особенности, которые необходимо знать и учитывать педагогу в работе с дошкольниками.
Ребенок — это особый мир с присущими ему особенностями в зависимости от наследственности, возраста, пола, своеобразия социального и психического развития. Он проходит длительный путь психического и социального развития и воспитания, меняясь качественно - формируясь как существо мыслящее, способное не только воспринимать окружающий мир, но и осознанно воздействовать на него.
В работе над развитием познавательного интереса детей дошкольного возраста необходимо учитывать следующие факторы:
- создание благоприятного психологического климата в детском саду, группе;
- обеспечение эмоционального комфорта, педагогической защищенности каждому ребенку;
- стимулирование включение ребенка в деятельность (игровую, познавательную, личностную, практическую);
- включение в познавательную деятельность различные виды восприятия (зрительные, тактильные, слуховые, вкусовые).
Предметная - развивающая среда способствует развитию познавательного интереса ребенка
только в том случае, если он:
- увлечен изучаемым материалом;
- стремится выполнить разнообразные, особенно сложные задания;
- проявляет самостоятельность в подборе средств, способов действий в достижении результатов;
- обращается к воспитателю с вопросами, характеризующими их познавательный интерес.
Показателем познавательного интереса будет, если дети:
- думают (анализируют, обобщают, доказывают);
- удивляются, радуются успехам и достижениям, новизне;
- внимательны, целеустремлены, настойчивы, проявляют волю;
- фантазируют (предвосхищают, создают новые образы).
Сильнейшим побудителем развития познавательного интереса дошкольников является внешняя привлекательность наглядного материала, использование игровых приемов в образовательном процессе:
- внесение дидактической игрушки, сказочного персонажа, игровых атрибутов;
- коллективных форм выполнения заданий, путешествий.
Задача педагога, прежде всего, создать зону интеллектуальных впечатлений для ребенка, где формируется острая любознательность подрастающего человека, познавательный интерес, его неисчерпаемая потребность в новых впечатлениях.
Возрастные особенности развития познавательного интереса у детей 4-5 лет:
В среднем дошкольном возрасте познавательное развитие ребёнка переходит на другую ступень - более высокую и качественно отличную от предыдущей.
Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова.
Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами-понятиями.
В возрасте 4-5 лет выделяются 4 основных направления познавательного развития:
- знакомство с предметами и явлениями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей;
- установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребёнка целостной системы представлений;
- удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей (именно с этого возраста целесообразно организовывать кружковую работу, занятия по интересам);
- формирование положительного отношения к окружающему миру.
Достигнутый к четырем годам уровень психического развития позволяет ребенку сделать еще один очень важный шаг в познавательном развитии – дети 4-5 лет активно стремятся упорядочить накопленные представления об окружающем мире.
Это – сложное занятие для маленького ребенка, но очень приятное и интересное. Более того, он испытывает постоянное неосознанное желание разобрать «завалы» полученных сведений о мире, навести в них «смысловой» порядок. В этом ему большую помощь оказывают взрослые.
Ребенок начинает находить в окружающей действительности, выстраивать элементарные связи в зависимости между отдельными событиями, явлениями, предметами ближайшего окружения, которые в основном уже находятся в опыте ребенка.
Видны и индивидуальные различия в том, что больше влечет, притягивает ребенка в окружающем мире. Так, например, два малыша с увлечением роются в земле. Один – чтобы пополнить свою «коллекцию» красивыми камешками и стеклышками, а другой – в поисках жучков.
Все говорит о том, что у четырех-пятилетних детей начинает проявляться избирательное отношение к миру, выражающееся в более стойком, направленном интересе к отдельным объектам или явлениям.
Рекомендации по организации развивающей среды в семье.
- организация выставок, конкурсов совместного творчества детей и родителей;
- семейные праздники и развлечения, проводимые в группе за самоваром и домашней выпечкой;
- оформление уголков для родителей, где родители могут получить информацию об особенностях развития ребенка;
- совместный труд родителей, детей, воспитателей.
Развитие познавательного интереса на разных ступенях ДОУ – неотъемлемая часть работы педагогов нашего детского сада. Комплексная работа по развитию познавательного интереса у дошкольников 4-5 лет способствует началу качественной подготовке их к школе, формированию умения использовать свои знания в жизни. Такие дети способны к нестандартному, творческому решению поставленных задач, они востребованы в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития
Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) является одной и...
Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития
Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики и психологии...
Статья "Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития".
В статье описывается об особенностях развития памяти удетей с ЗПР. Представлены игры для развития тактильной, двигательной, зрительной, слухо-речевой памяти....
Особенности развития познавательной сферы детей с задержкой психологического развития.
Особенности развития познавательной сферы детей с задержкой психологического развития....
«Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи. Особенности адаптации к школьной жизни»Консультация для родителей
laquo;Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи. Особенности адаптации к школьной жизни»Консультация для родителей детей ствршей группы...