Консультация для родителей "Развитие музыкального восприятия дошкольников"
консультация

Гладунова Елена Николаевна
В соответствии с требованиями ФГОС, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному
воспитанию детей – особенно актуален в наши дни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_muzykalnogo_vospriyatiya_doshkolnikov.doc45.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие музыкального восприятия дошкольников.

Подготовила:

музыкальный руководитель

Гладунова Е.Н.

   Определение музыкального восприятия включает в себя способность переживать настроение и чувства, выражаемые композитором в музыкальном произведении, и получать от этого эстетическое удовольствие. Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда  ребенок  еще мал и не  может включиться в другие  виды  музыкальной  деятельности,  когда  он  еще  не  в состоянии воспринимать другие виды искусства. Восприятие музыки –  ведущий вид музыкальной деятельности во   всех возрастных периодах  дошкольного детства.  

    Используя музыку на занятиях в детском саду, педагоги должны стремиться сделать процесс общения детей с музыкой радостным и увлекательным. Учитывая разный уровень музыкального и общего развития детей, их природные возможности педагоги дошкольных учреждений особое внимание должны уделять отбору музыкального материала для работы с детьми – музыки для слушания, песен, танцевальных мелодий и т.п.

      Можно выделить три основных направления в использовании репертуара для развития музыкального восприятия детей.

     Первым направлением является приобщение их к миру классической музыки. Наблюдения показывают, что дети с удовольствием слушают старинную музыку И.С. Баха,   произведения композиторов венской классической школы – И. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, музыку  представителей романтизма - Ф. Шуберта, Р. Шумана.  Развивая музыкальное восприятие, формируя эталоны красоты важно слушать с детьми произведения русских композиторов-классиков 19 века – М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, крупнейших композиторов 20 столетия – С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского,  и других. Восприятие классической музыки оказывает благотворное влияние на развитие высоких нравственных качеств и творческих способностей ребенка.

    Второе направление – использование музыкального фольклора. Освоение фольклора значительно расширяет представления детей о культуре, традициях и обычаях народов мира.  Благодаря постоянной связи народного фольклора с игровыми методами дети с большим желанием усваивают песенный материал. Народные мелодии наиболее доступны и понятны детям и являются естественной художественной почвой, необходимой для полноценного музыкального развития ребенка.

   Третье направление в использовании репертуара для развития музыкального восприятия детей – песни, написанные композиторами специально для детей. Подбирая песни для слушания и разучивания детьми, педагоги должны опираться на яркие образцы высокохудожественных детских песен, которые проверены временем и представляют большую воспитательную ценность: песни о дружбе, бережном отношении к природе, любви к животным. Это песни из мультфильмов и радиопередач, написанные композиторами А. Островским, В. Шаинским, Ю. Чич-ковым, Г. Гладковым, Е. Крылатовым, А. Струве, А. Пахмутовой и другими.

   Еще одно требование, которое предъявляется к музыкальному репертуару – требование доступности для детей. Важным критерием доступности являются знакомые детям музыкальные жанры – песня, танец и марш.

    В пении совершенствуются восприятие, память, мышление, воображение, приобретаются знания и развиваются способности. Песни для детей должны иметь небольшой диапазон мелодии, удобный для исполнения, несложный ритм, понятный и несложный для произношения текст. Танцевальный и маршевый жанры можно использовать для слушания детьми, постоянно связывая их с движениями. Для этой цели можно использовать репертуар народной, классической и современной музыки.

   Следующий критерий доступности музыки для детей основывается на использовании программно-изобразительных образов, близких детям (образы природы, сказочные персонажи, образы животных и птиц и т.д.).  Детям понятна музыка, воплощающая образы природы (циклы «Времена года» А. Вивальди и П.Чайковского). Слушая такую музыку, дети прекрасно чувствуют, что хотел выразить в ней композитор, рисуют в своем воображении картины природы.          

   Доступность музыкального репертуара непосредственно связана с возрастными особенностями детей и объемом их слухового внимания. В младшем дошкольном возрасте (от 3-х до 5-ти лет) объем слухового внимания невелик и дети еще не готовы для восприятия продолжительных по звучанию музыкальных произведений. Для этой возрастной категории целесообразно выбирать небольшие произведения (музыкальный фольклор – народные песни и танцы, произведения классической музыки танцевального характера (менуэт, экосез, полька, мазурка, вальс и т.д.)), постоянно связывая музыку с движением.

   По мере взросления детей музыкальный репертуар для слушания постепенно усложняется. В старшем дошкольном возрасте (от 5-ти до 6-7 лет) в репертуар для слушания музыки можно включать яркие произведения классической музыки – фрагменты из опер и балетов, известные фортепианные и симфонические произведения.

     Развитие восприятия детей наиболее успешно будет осуществляться в результате применения эффективных методов и приемов. Таких как:

-наглядно-слуховой (художественное исполнение произведения, цитаты из текста песни, загадки, пословицы, прослушивание фрагмента из музыкального произведения);

-словесный (например, образный рассказ о музыке, беседа о содержании, сопоставление);

-практический (передача музыкальных явлений в движениях - хлопки, поднимание и опускание рук, движения с флажками, палочками).

-наглядно-зрительный (например, игрушки, художественные иллюстрации, пособия, которые помогают раскрыть музыкальный образ.)

Рекомендуется использовать дидактические игры, такие как «Нарисуй музыку», «Художники», «Поющие руки», «Живая картина», детям предлагается выполнить рисунок, «сотворить свою картину», передающую впечатления от прослушанного музыкального произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкального восприятия дошкольников

Данная работа содержит полную информацию по следующим вопросам:1. Что такое  восприятие. Характеристика музыкального восприятия.2. Возрастные особенности музыкального восприятия дошкольников.3. Х...

Музыкально – дидактические игры и пособия как средства развития музыкального восприятия дошкольников.

Музыкально – дидактические игры и пособия как средства развития музыкального восприятия дошкольников.     « Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии...

Консультация для воспитателей«Развитие музыкального восприятия дошкольников»

Полезная консультация для педагогов на тему, как научить воспринимать музыку вашим воспитанникам...

Развитие музыкального восприятия дошкольников

laquo;Музыкальное  восприятие  есть восприятие,       направленное на постижение и осмысление тех  значений,        которыми обладает музыка как иску...

Особенности музыкального восприятия дошкольников

Восприятие музыки сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольника пока нет, поэтому необходимо научить ребенка разбираться ...

Развитие музыкального восприятия дошкольников

Как развить музыкальное восприятие дошкольников...