Статья "Взаимодействие с родителями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста"
статья

Керимова Галимат Имамутдиновна

«Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружении их известным педминимумом, привлечении их к работе детского сада. Необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила.»

       Н. К. Крупская «Педагогические сочинения»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ В ВОПРОСАХ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Семья и дошкольное образовательное учреждение – два важных института развития детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Новые задачи, встающие сегодня перед ДОУ, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями и другими социальными институтами, превращающими детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему с более гибким и свободным процессом обучения. В статье рассматриваются принципы взаимодействия ДОУ с родителями в вопросах воспитания дошкольников, формы работы с родителями. В частности, описаны традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия педагога с родителями дошкольников.

Ключевые слова: взаимодействие с семьей, воспитание дошкольников,принципы взаимодействия,сотрудничество, формы взаимодействия.

В п. 1. ст. 18 закона РФ «Об образовании» определяется, что родители являются первыми педагогами. Именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. В настоящее время в системе дошкольного образования произошли весьма значимые перемены, требующие переосмысления многих позиций. Вступил в силу Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования (ФГОС), он внес необходимость выявления структуры и содержания компетенций педагога, ребенка и родителей (законных представителей) как равноправных субъектов организованного в ней образовательного процесса. В системе дошкольного образования не менее сложным индивидуально-психологическим образованием является компетентность родителя, которая формируется на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обуславливающих готовность родителя к реализации образовательной, воспитательной и развивающей функции в системе дошкольного образования и к эффективному взаимодействию с семьей. 

Главным моментом в контексте «семья и детский сад» является «открытость» ДОУ. Личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье, невозможно без «открытости». 

Проблема взаимодействия детского сада и семьи всегда была и остается в центре внимания. Современный педагог, воспитывающий дошкольников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьей во многом зависит эффективность формирования личности воспитанника. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество – это совместная деятельность, в которой никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие – это способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Основная цель взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать в процессе общения.

В основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка лежат следующие принципы:

1. Преемственность согласованных действий. Взаимопонимание семьи и детского сада будет достигнуто при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребенку, распределения обязанностей и ответственности.

2. Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ. Наиболее существенными принципами во взаимоотношениях ДОУ и семьи являются гуманность, толерантность, т.е. признание достоинства, свободы личности, терпимость к мнению другого.

3. Открытость. Новые социальные изменения в обществе требуют от воспитателя ДОУ открытости по отношению к семье воспитанника. Подобный подход будет действенным в том случае, если провозглашаемые ценности преобразуются в ценности, объединяющие социальный, интеллектуальный, культурный опыт всех, живущих в едином педагогическом пространстве.

4. Индивидуальный подход к каждой семье, так как все семьи отличаются друг от друга.

5. Эффективность форм взаимодействия ДОУ и семьи. Реалии современности требуют изменения привычной ситуации и выстраивания системы взаимодействия с родителями. Эффективность выбора форм зависит от умения выделить наиболее важные проблемы сторон, привлечь внимание к ним, искать приемлемый путь решения. Формы выбираются в соответствии с региональными, культурно-историческими, социально-экономическими, социально-психологическими условиями, интересами семьи, возможностями ДОУ и др.

6. Обратная связь. Она необходима для того, чтобы изучить мнение родителей по разным вопросам воспитания, деятельности ДОУ. Родители хотят знать: учитывают ли воспитатели их мнение, реагируют ли на замечания, предложения, советы с их стороны. Воспитатели, в свою очередь, – как реагируют родители на предложения и советы со стороны воспитателей, имеют ли встречные предложения.

7. Поэтапность реализации. Содержание взаимодействия ДОУ и семьи основывается на поэтапности, которая вычленяет социальные аспекты и интегрирует их со сферами индивидуальности

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.

Как отмечает О.Л. Зверева традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные

К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Групповые родительские собрания – это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность – активное участие и воспитателя, и родителей.

Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

В настоящее время, как отмечает О.В. Солодянкина, особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями.

Выделяет следующие нетрадиционные формы организации работы с родителями:

1. Информационно-аналитические. Цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. К ним относят проведение социологических срезов, опросов; «Почтовый ящик».

2. Досуговые. Цель:установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми.К ним относят совместные досуги, праздники («Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа» и др.); участие родителей и детей в выставках.

3. Познавательные. Цель:ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.К ним относят семинары-практикумы; педагогический брифинг; педагогическая гостиная; проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, например, игры «Педагогическое поле чудес»; устные педагогические журналы; педагогическая библиотека для родителей; заседания клубов для родителей.

4. Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские. Цельзнакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.К ним относят информационные проспекты для родителей; организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей; выпуск газет; организация мини-библиотек.

Нетрадиционные формы сотрудничества с семьей могут быть особенно эффективны, если уделять внимание педагогическому содержанию мероприятий, а не только его развлекательной стороне.

Список литературы.

  1. Губарева, О.Б. К вопросу об организации взаимодействия ДОО с семьями воспитанников / О.Б. Губарева // Вестник науки и образования. – 2018. – № 1. – С. 44-48.
  2. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОО / О.Л. Зверева. – Москва: Сфера, 2019. – 112 с.
  3. Молчанов, С.Г. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи / С.Г. Молчанов // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. – 2020. – № 1. – С. 47-53.
  4. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон №
    273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. // Эксмо. – 2022. – 192 с.
  5. Плисенко, Н.В. Сопровождение родителей во взаимодействии с детьми в семье / Н.В. Плисенко // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2020. – № 1. – С. 383-384.
  6. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей / О.В. Солодянкина. – Москва: Аркти, 2018. – 77 с.
  7. Шерстянных, Т.В. Современный аспект принципа партнерского взаимодействия с семьей / Т.В. Шерстянных // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». – 2019. – № 1. – С. 98-102.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по вопросам питания детей дошкольного возраста, посещающих ДОУ.

В данном материале представлена информация по вопросам правильного питания детей дошкольного возраста....

Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам воспитания детей дошкольного возраста.

Семья и ребенок — зеркальное отражение друг друга. С семьи начинается развитие каждого из нас, уверенность в себе, в своих силах и возможностях, умение бороться с трудностями — все это зар...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Семья и ребенок — зеркальное отражение друг друга. С семьи начинается развитие каждого из нас, уверенность в себе, в своих силах и возможностях, умение бороться с трудностями — все это зар...

Буклеты для родителей по вопросам воспитания детей дошкольного возраста

ответы на вопросы воспитания детей дошкольного возраста:- - Ребенок все время в гаджете:КАК ОТВЛЕЧЬ- «УЧИМ БЕЗОПАСНОСТИ БЕЗОПАСНО»-Детская ложь: КАК СПРАВИТЬСЯ- &l...

Статья "Эффективное взаимодействие воспитателей и родителей: главный секрет успеха в вопросах воспитания детей дошкольного возраста"

Из опыта работы воспитателя детского сада. В котором представлены наиболее удачные пути взаимодействия с родителями детей, способы повышения мотивации к совместному творчеству с детьми, жизни детского...

ПОВЫШЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и уст...

Методическая разработка для педагогов ДОУ и родителей по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: "Мнемокарты по средствам трудового воспитания дошкольного возраста"

Методическая разработка для педагогов ДОУ и родителей по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: "Мнемокарты по средствам трудового воспитания дошкольного возраста"...