Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
консультация
Данный материал может быть использован как консультация для родителей и педагогов групп раннего возраста. Консультация рассказывает о важности, особенностях и этапах формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobsluzhivanie.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Важной задачей в работе с детьми второго – третьего года жизни является воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения.
Почему же необходимо приучать ребёнка к самообслуживанию в режимных моментах?
- В связи с развитием движений детей в этом возрасте значительно увеличиваются их возможности для самостоятельного участия в одевании, кормлении, умывании. Теперь они уже многое могут и стремятся сделать сами;
- Если ребёнка лишать возможности активных действий, он начнёт баловаться, мешать взрослым, и на этой почве часто возникают конфликты; ребёнок, который сам пытается раздеваться, умываться, есть, обычно спокоен, сосредоточенный в своих действиях, он не шалит, не отвлекается;
- Дети, свободные от опеки взрослых, более самостоятельны и уверены в своих силах;
- Обслуживая себя, ребёнок начинает понимать цену заботам взрослых и, постепенно приобретая навыки, проявляет заботу о близких;
- Приучение детей к самообслуживанию воспитывает у них самостоятельность, желание и умение прилагать усилия, достигать положительного результата;
- Труд по самообслуживанию повышает выносливость и работоспособность организма, доставляет эстетическое удовольствие.
Элементарные действия самообслуживания открывают большие возможности для развития малыша:
- Быстрее разрабатываются автоматизмы ведущей руки, мелкая моторика, координация движений, ловкость;
- Развивается умение устанавливать связь между совершаемым действием и полученным результатом;
- Развивается умение сравнивать особенности действий, оценивать их качество, отличать правильное от неправильного и исправлять ошибки.
Самостоятельность в умывании.
Необходимо создать ряд условий, при которых ребёнок мог бы умываться самостоятельно:
- Ребёнок должен свободно доставать до крана (для этого в домашних условиях можно подставить стул или скамеечку);
- Полотенце должно быть коротким, чтобы ребёнку было удобно вытираться;
- Полотенце должно висеть на доступной для ребёнка высоте, так, чтобы он сам мог его снять и повесить;
Умывание должно вызывать у малыша приятные эмоции: вода не очень холодная, не затекает в рукава. Если однажды малыш был чем-то огорчён, то он в дальнейшем будет относиться к этому негативно.
Используйте приём показа при обучении умыванию. Выполните сами умывание в замедленном темпе, называя свои действия.
Используйте приём совместного действия: возьмите его руки в свои и покажите, как их намыливать круговыми движениями, как отжимать над раковиной…
Если вы видите, что ребёнок устал, домойте ему руки сами.
При правильном воспитании ребёнок в два года:
- Перед едой идёт мыть руки, моет их сам, хотя, быть может, и не всегда умело;
- Брать и вешать полотенце на своё место;
- Вытирать руки и лицо полотенцем, хотя не всегда умело.
В три года ребёнок может:
- Мыть руки, засучивая рукава, намыливая их круговыми движениями;
- Мыть лицо, не разбрызгивая воды;
- Не мочить одежду;
- Сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведённое место.
Самостоятельность в приёме пищи.
Некоторые дети могут есть ложкой довольно хорошо даже в 1 год. Начиная с первых месяцев второго года жизни большинство детей активно стремятся делать это сами. Предоставьте ребёнку такую возможность. Не упускайте это время, иначе в 2 года вы скажете малышу: «Ты уже большой, должен есть сам», а ребёнок в ответ начнёт капризничать и требовать, чтобы его кормили. Побуждайте ребёнка есть самостоятельно и не запрещайте, если он стремится к этому сам. Активное поведение во время еды способствует лучшему аппетиту и усвоению пищи.
Учите малыша правильным действиям:
- Держать ложку в правой руке, а хлеб в левой; Пищи на ложку брать немного;
- Хлеб откусывать маленькими кусочками;
- Слегка наклоняться над тарелкой;
- Опускать ложку в тарелку плавно, не стуча о тарелку;
- Вытирать рот салфеткой после еды и во время еды по необходимости.
При обучении самостоятельной еде важно показать, сколько пищи набирать в ложку, как открывать рот и класть туда еду с ложки. Демонстрируйте ребёнку приём пищи, пусть ваше поведение будет для него примером.
Используйте совместное действие, обучая малыша держать ложку, брать ею пищу и т.д. Возьмите его руку в свою и выполняйте нужное движение, пусть он почувствует его «рисунок». При этом приговаривайте: «Вот как Машенька сама ест…пьёт из чашки…»
Дети этого возраста, особенно до 1 года 6 месяцев, очень быстро устают, каждое действие требует от них больших физических и психических усилий. Заметив признаки напряжения и усталости, докормите ребёнка. На этот случай у воспитателя должна быть другая ложка. При этом надо предлагать ребёнку самостоятельно есть хлеб.
В начале кормления ребёнок ест с аппетитом, не отвлекаясь, но вот он начинает играть ложкой, стучать ею по тарелке, даже переворачивать тарелку, уже не так охотно открывает рот. Как поступить? Не раздражайтесь и не ругайте ребёнка, это может привести к потере аппетита. Последуем совету доктора Б. Спока: «Если ребёнок перестаёт обращать внимание на еду, считайте, что он съел достаточно, уберите тарелку. Если ребёнок немедленно начинает хныкать, чтобы еду не убирали, дайте ему ещё одну возможность. Если вы всегда будете убирать еду, как только ребёнок потеряет к ней интерес, он не будет играть раньше, чем насытится».
Взрослых часто огорчает плохой аппетит ребёнка. Если ребёнок
здоров, то потеря аппетита – результат ошибок взрослых.
Чтобы аппетит ребёнка не вызывал огорчений, прежде всего нужно:
- Каждый раз готовить его к приёму пищи за несколько минут до кормления: ласково, доброжелательно сказать малышу, что сейчас он будет есть. Если ребёнок играет, не прерывайте игру, а постарайтесь сделать кормление её продолжением: «Оленька, твоя куколка проголодалась, давай пригласим её поесть с нами. Только не забудь помыть ей ручки». Если это машина, то можно «отправить её на заправку»;
- Сервировать красиво стол: постелить чистую салфетку, поставить вазочку с бумажными салфетками, использовать красивую детскую посуду, желательно с рисунком – всё это привлекает внимание детей и повышает их аппетит. Не стоит подавать ребёнку хлеб, столовые приборы, салфетку. Пусть берёт их сам.
Во время еды можно разговаривать с детьми, пояснять все действия, называть блюда и их признаки (компот сладкий, огурец солёный; суп тёплый, помидор круглый, красный…). Именно во время еды ребёнок без специальных занятий овладевает необходимыми знаниями о цвете, форме, вкусовых качествах. Не называйте только сразу много признаков, а то ребёнок начнёт путаться в определениях и в результате перестанет обращать внимание на слова взрослого. Разговор с детьми во время кормления должен быть конкретен и доступен по используемым понятиям.
На третьем году жизни можно активно привлекать ребёнка к участию в приготовлении к еде: поставить стул к столу, принести и постелить салфетку… Выполнение этих действий создаёт у ребёнка установку на приём пищи, положительно влияет на его аппетит, а также приучает к труду.
При правильном воспитании ребёнок в два года:
- Пьёт из чашки;
- Ест самостоятельно ложкой жидкую и густую пищу;
- Ест, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом;
- Обращает внимание на своё грязное лицо, руки, нос, даёт знать об этом взрослому или сам пытается вытереться салфеткой;
- Требует устранения непорядка за столом (постелить салфетку, убрать крошки…).
К трём годам ребёнок может:
- Есть спокойно, не торопясь и не отвлекаясь, соблюдая правила поведения за столом;
- Правильно пользоваться ложкой, вилкой (к 4 годам), салфеткой;
- Спокойно ждать, когда подадут следующее блюдо;
- Выразить свои просьбы словами («Подай, пожалуйста, салфетку», «налейте ещё чаю» и т.п.);
- Говорить «спасибо» после еды;
- Приносить и уносить на место стульчик.
Самостоятельность в одевании (раздевании).
Проблемы с обучением ребёнка одеванию и раздеванию во многом зависят от того, какая у него одежда. Поэтому нужно заранее продумать весь гардероб, в котором он будет ходить в сад. Надевая неудачную одежду, ребёнок теряет терпение, естественно взрослые приходят на помощь, а это шаг назад в развитии ребёнка.
Наиболее удобная для малыша одежда:
- Молнии и застёжки находятся спереди;
- Завязки не должны быть слишком тонкими, а пуговицы - мелкими;
- Петли не должны быть тугими, дырочки для шнурков - маленькими.
Если мы хотим, чтобы ребёнок действовал сам и на положительном эмоциональном фоне, надо придерживаться следующего принципа: раздевание должно готовить одевание, то есть одежда и обувь должны быть сняты и положены таким способом, чтобы облегчить ребёнку последующее одевание.
Необходимо учить ребёнка:
- одеваться (раздеваться) самостоятельно в правильной последовательности;
- складывать каждую вещь определённым способом;
- доставать и складывать вещи в определённом порядке;
- рациональным действиям (чтобы пятка на колготках или носке оказалась на месте, надо надевать их с носка, предварительно собрав «гармошкой», прежде чем надеть свитер или футболку, нужно определить, где перед…).
На помощь малышу следует приходить только после неудавшейся самостоятельной попытки.
Постарайтесь сделать процесс одевания и раздевания приятным и интересным для ребёнка.
- Поощряйте стремление ребёнка к самостоятельности, хвалите его за удавшиеся действия.
- Называйте предметы одежды и действия. Можно прочитать соответствующие стихотворения, потешки.
- Обыгрывайте действия ребёнка. Например: «Тянем-потянем, вытянули ножку. Эту ножку в этот домик, эту ножку – в другой домик» (надеваем туфли).
При правильном воспитании малыш в 3 – 3,5 года:
- Проявляет терпение, внимание и доброжелательность;
- Охотно одевается и раздевается, не капризничает, требуя, чтобы за него что-то сделали;
- Стремится к активности: не позволяет вам сделать за него то, что он может сам;
- Бережно обращается с вещами;
- Знает место каждой вещи и складывает её определённым способом;
- Помогает сверстникам.
Для спокойного перехода ребёнка ко сну хорошо привлекать его различными действиями, связанными с укладыванием: «Пойдём умоемся перед сном. Помоги мне сложить твоё одеяло, принеси стульчик…»
Дети этого возраста, уложенные в кровать, обычно двигаются, разговаривают, живо отвлекаются на всё. Поэтому, при укладывании ребёнка и в то время, когда он засыпает, надо создать более спокойную обстановку, но не следует создавать условия абсолютной тишины.
На поведение ребёнка во время укладывания оказывает влияние поведение взрослого. Неторопливые движения, спокойный, но твёрдый тон. Более тихий голос успокаивают ребёнка. Можно подсказать ребёнку, что сделать, чтобы быстрее заснуть: «Закрой глазки и тихо лежи», «Повернись на бочок». Сердитые окрики: «Спи!», «Сейчас же зачни!» - производят часто обратное действие – они возбуждают ребёнка, и он при всём желании не может заснуть.
Все навыки в самообслуживании, сформированные у ребёнка – это результат постоянного соблюдения правил при проведении режимных моментов:
- предложения ребёнку идти спать, есть… должны соответствовать его потребностям.
- необходимо исключать неприятные ощущения у ребёнка.
- Начинать режимный процесс следует тогда, когда нервная система ребёнка находится в спокойном состоянии. Ничего нельзя делать в момент плача или возбуждения малыша.
- Все свои действия и действия ребёнка сопровождайте соответствующими словами. Это настраивает его на действие, вызывает интерес.
- Привлекать детей к активному участию в посильном для них деле (взрослые не должны делать за малыша то, что он может сделать сам).
- Не следует допускать длительного ожидания (когда другие дети будут готовы идти гулять, смены блюд…).
- Необходимо соблюдать постоянство требований, методики организации режимных процессов и единство методических приёмов со стороны всех взрослых.
- Не одно достижение ребёнка не следует оставлять без внимания, о нем нужно обязательно сообщить близким, вместе порадоваться успехам.
- В связи с увеличением у детей объёма умений следует усложнять требования к их выполнению (осуществляя индивидуальный подход). Это позволяет поддерживать интерес к выполняемым действиям.
Библиографический список
- Алямовская В.Г. Ясли – это серьёзно. – М.: Линка – пресс, 2000.
- Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Г.М. Ляминой. – М.: Просвещение,1981.
- Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. – Кроха / пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трёх лет. – М.: П, 2001.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – М.: Мозаика - Синтез, 2005.
- Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. – Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях./пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2003.
- Радуга: Программа и руководство для воспитателей первой младшей группы детского сада / Сост. Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1993.
- Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в датском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика - Синтез, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию общих речевых навыков у детей раннего возраста " Играем с мишкой"
Материал конспекта поможет совершенствованию понимания речи детьми, развитию чувства ритма и фонематического восприятия, обучению действию по словесной инструкции....
Конспект занятия по формированию общих речевых навыков у детей раннего возраста "Мяч и мячик "
Материал конспекта позволяет закрепить понятия БОЛЬШОЙ-МАЛЕНЬКИЙ, различать предметы по величине и отражать эти различия в речи. Кроме этого упражнения, содержащиеся в конспекте позволят развивать у д...
Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста.
формирование у детей раннего возраста навыков самообслуживания, кгн....
Формирование художественно-эстетических навыков у детей раннего возраста. Проект на тему: «Новогодняя елочка» 2013-2014 у.г.
Цель: развитие самостоятельной творческой деятельности детей, развитие познавательно-речевых способностей, обогащение словарного запаса, развитие цветовосприятия, ориентировка на заготовку,...
Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста
Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возрастаТрудовая деятельность малышей в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограничена. Но в раннем возрасте у детей ...
Презентация "Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста"
Презентация "Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста"...
Презентация "Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста"
Презентация "Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста"...