Возрастные физиологические и психологические особенности детей 6-7 лет
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
Возрастные физиологические и психологические особенности детей 6-7
лет.
Уважаемые родители! Знание основных возрастных особенностей детей
подготовительной группы позволяет не только оценить уровень
готовности ребенка к школьному обучению, но и соотнести его реальные
умения с потенциальными возможностями. Рассмотрим, какие изменения
происходят в физическом, познавательном, эмоциональном и социальноличностном развитии будущего первоклассника.
В этом возрасте происходит первое изменение пропорций тела. К 6 – 7
годам соотношение головы и туловища становятся такими же, как у
взрослых. К 6 годам начинается смена молочных зубов на постоянные. В 6 –
7 лет интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы (скелета,
суставно-связочного аппарата, мускулатуры). Изменение пропорций тела
используется как показатель «школьной зрелости». Не сформировавшийся,
не завершивший свое построение опорно-двигательный аппарат
дошкольника испытывает нагрузку, поэтому часто ребенок непоседлив, а
долго удерживаемая неправильная поза приводит к нарушениям осанки,
деформациям грудной клетки и т.п. У ребенка 6-7 лет еще слабо развиты
мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг
пальцев.
В 6 - 7 лет продолжается развитие сердечно-сосудистой системы,
совершенствуется регуляция кровообращения. Даже 15 – 20 минутная
учебная нагрузка вызывает серьезное напряжение сердечно-сосудистой
системы. Из-за несовершенства нервной регуляции может нарушаться работа
сердца.
В этом возрасте происходит завершение процессов развития и
преобразования системы органов дыхания, пищеварения, эндокринной и
других систем. Организм ребенка растет, развивается, совершенствуется.
Несовершенна нервная регуляция движений. Основной контроль в этом
возрасте принадлежит зрению. Дети тщательно, со старанием выводят буквы,
срисовывают рисунки, им трудно проводить параллельные линии. Им
гораздо легче писать крупные буквы, рисовать большие фигуры, чем
пытаться писать в узкой строке. К 6 годам дошкольники достаточно легко
копируют простейшие геометрические фигуры, соблюдают размеры и
пропорции. Штрихи становятся более четкими, ровными, снижается или
почти совсем исчезает тремор (дрожание линии), более правильными и
завершенными становятся овалы.
6 - 7 лет – период интенсивного развития мозга. К 6 годам уже
достаточно четко проявляются индивидуальные особенности высшей
нервной деятельности. Для ребенка шестилетнего возраста чрезвычайно
важнасформированность основных анализаторных систем, и, прежде всего,
зрительной системы. В этот период зрение находится в стадии
становления.Нарушения любых гигиенических требований к обучению:
неправильная или недостаточная освещенность, неудачное положение
тетради или книги, малое расстояние до них при письме и чтении, неудобная
поза – очень быстро приводят к нарушению зрения. Считается, что ребенок 6
лет более 80% информации получает с помощью зрения. У него существенно
возрастает острота зрения, повышаются точность и тонкость различения
цветов и оттенков.
К 6 годам совершенствуется слуховая чувствительность. Дети могут
различать звуки разной высоты, хорошо улавливают и различают ритм, темп.
Уровень развития основных психических процессов лежит в основе
интеллектуальной готовности, необходимой для освоения учебной
программы начальной школы.
К 6-7 годам у детей – дошкольников происходит интенсивное развитие
основных психических процессов таких, как восприятие, внимание, память,
мышление, речь, произвольность. Дети этого возраста способны
воспринимать инструкцию и по инструкции выполнять задание, если
поставлены цель и четкая задача действия. Движения детей седьмого года
жизни отличаются достаточной координацией и точностью. Дети хорошо
различают направление движения, скорость, смену темпа и ритма.
Возрастает возможность пространственной ориентировки, заметно
увеличиваются проявления волевых усилий при выполнении отдельных
упражнений, стремление добиться хорошего результата. У детей
вырабатывается эстетическое отношение к движениям, они начинают
воспринимать красоту и гармонию движений. Проявляются личные интересы
мальчиков и девочек в выборе физических упражнений и подвижных игр.
Гигиенические навыки у детей 6-7 летнего возраста становятся
достаточно устойчивыми. Формируется привычка самостоятельно следить за
своим внешним видом, пользоваться носовым платком, быть опрятными и
аккуратными, причесываться.
Повышается общая осведомленность детей о здоровьесберегающем
поведении: элементарные правила безопасности; сведения о некоторых
возможных травмирующих ситуациях; важности охраны органов чувств
(зрения, слуха); некоторых приемах первой помощи в случае травмы (ушиб,
порез, ссадина); правилах поведения в обществе в случае заболевания (при
кашле, чихании прикрывать рот, отворачиваться, не пользоваться общей
посудой с заболевшим); некоторых правилах ухода за больным (не шуметь,
выполнять просьбы, предложить чай, градусник и т. п.).
6-7 лет — время активного социального развития детей. В этот период
начинает складываться личность с ее основными компонентами. Дети
перестают быть наивными и непосредственными, часто они пытаются
скрыть свои истинные чувства, особенно в случае неудачи, обиды, боли.
Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в
сознании ребенка его внутренней и внешней жизни. Формируются
личностные особенности ребенка, становятся более выраженными
индивидуальные черты в поведении, более определенно проявляется
характер. Дети стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при
неудаче. Они тонко реагируют на изменение настроения взрослых. В
возрасте 6-7 лет дети умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают
основные правила общения. Для детей этого возраста характерны
познавательные интересы, установление и сохранение положительных
взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, мотивы личных
достижений, признания, самоутверждения.
К моменту поступления в школу у ребенка 6-7 лет уже должно быть
сформировано наглядно-действенное мышление, которое является
необходимым базисным образованием для развития мышления нагляднообразного, составляющего основу успешного обучения в начальной школе.
Развитие произвольности – является одним из основных показателей
готовности к школе. У детей - дошкольников выделяют следующие
показатели развития произвольности: они способны к волевой регуляции
поведения на основе внутренних побуждений и установленных правил,
проявить настойчивость, преодолевать трудности.
Однако, каждый ребенок индивидуален. Он имеет свои темпы
биологического развития. На его развитие влияют как внешние
(социокультурные, экологические, педагогические), так и внутренние
(генетические, биологические и т.п.) условия. Если условия благоприятны, то
ребенок развивается, и имеет показатели развития, описанные выше. Если
условия для развития ребенка неблагоприятны, то они могут нарушить или
затормозить развитие и сформированность отдельных показателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Возрастные физиологические и психологические особенности детей 6-7 лет"
Основные особенности возраста 6-7 лет: какие изменения происходят в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии будущего первоклассника...
Консультация для родителей «Возрастные физиологические и психологические особенности детей 3-4 года»
Публикуемый материал консультации для родителей «Возрастные физиологические и психологические особенности детей 3-4 года» содержит информацию об этих особенностях, а также даются рекомендации по...
Консультация для воспитателей "Возрастные физиологические и психологические особенности детей 4-5 лет"
Публикуемый материал содержит информацию о возрастных физиологических и психологических особенностях детей 4-5 лет. Кроме того раскрыта роль игры в формировании личности ребенка....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Возрастные физиологические и психологические особенности детей 3–4 года»
Консультация разработана для родителей детей 3-4 лет....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Возрастные физиологические и психологические особенности детей 5-6 лет»
Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание...
Консультация для родителей "Возрастные физиологические и психологические особенности детей 6-7 лет"
Знание основных возрастных особенностей детей подготовительной группы позволяет не только оценить уровень готовности ребенка к школьному обучению, но и соотнести его реальн...
Групповая консультация "Возрастные физиологические и психологические особенности детей 3–4 года»
Четвертый год жизни характеризуется двумя качественно новыми чертами. Одна связана с формированием личности ребёнка, другая формированием его деятельности. Другиеновообразов...