Возрастные физиологические и психологические особенности детей 6-7 лет
консультация

Гребенкина Ирина Анатольевна

Консультация для родителей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Возрастные физиологические и психологические особенности детей 6-7

лет.

Уважаемые родители! Знание основных возрастных особенностей детей

подготовительной группы позволяет не только оценить уровень

готовности ребенка к школьному обучению, но и соотнести его реальные

умения с потенциальными возможностями. Рассмотрим, какие изменения

происходят в физическом, познавательном, эмоциональном и социальноличностном развитии будущего первоклассника.

В этом возрасте происходит первое изменение пропорций тела. К 6 – 7

годам соотношение головы и туловища становятся такими же, как у

взрослых. К 6 годам начинается смена молочных зубов на постоянные. В 6 –

7 лет интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы (скелета,

суставно-связочного аппарата, мускулатуры). Изменение пропорций тела

используется как показатель «школьной зрелости». Не сформировавшийся,

не завершивший свое построение опорно-двигательный аппарат

дошкольника испытывает нагрузку, поэтому часто ребенок непоседлив, а

долго удерживаемая неправильная поза приводит к нарушениям осанки,

деформациям грудной клетки и т.п. У ребенка 6-7 лет еще слабо развиты

мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг

пальцев.

В 6 - 7 лет продолжается развитие сердечно-сосудистой системы,

совершенствуется регуляция кровообращения. Даже 15 – 20 минутная

учебная нагрузка вызывает серьезное напряжение сердечно-сосудистой

системы. Из-за несовершенства нервной регуляции может нарушаться работа

сердца.

В этом возрасте происходит завершение процессов развития и

преобразования системы органов дыхания, пищеварения, эндокринной и

других систем. Организм ребенка растет, развивается, совершенствуется.

Несовершенна нервная регуляция движений. Основной контроль в этом

возрасте принадлежит зрению. Дети тщательно, со старанием выводят буквы,

срисовывают рисунки, им трудно проводить параллельные линии. Им

гораздо легче писать крупные буквы, рисовать большие фигуры, чем

пытаться писать в узкой строке. К 6 годам дошкольники достаточно легко

копируют простейшие геометрические фигуры, соблюдают размеры и

пропорции. Штрихи становятся более четкими, ровными, снижается или

почти совсем исчезает тремор (дрожание линии), более правильными и

завершенными становятся овалы.

6 - 7 лет – период интенсивного развития мозга. К 6 годам уже

достаточно четко проявляются индивидуальные особенности высшей

нервной деятельности. Для ребенка шестилетнего возраста чрезвычайно

важнасформированность основных анализаторных систем, и, прежде всего,

зрительной системы. В этот период зрение находится в стадии

становления.Нарушения любых гигиенических требований к обучению:

неправильная или недостаточная освещенность, неудачное положение

тетради или книги, малое расстояние до них при письме и чтении, неудобная

поза – очень быстро приводят к нарушению зрения. Считается, что ребенок 6

лет более 80% информации получает с помощью зрения. У него существенно

возрастает острота зрения, повышаются точность и тонкость различения

цветов и оттенков.

К 6 годам совершенствуется слуховая чувствительность. Дети могут

различать звуки разной высоты, хорошо улавливают и различают ритм, темп.

Уровень развития основных психических процессов лежит в основе

интеллектуальной готовности, необходимой для освоения учебной

программы начальной школы.

К 6-7 годам у детей – дошкольников происходит интенсивное развитие

основных психических процессов таких, как восприятие, внимание, память,

мышление, речь, произвольность. Дети этого возраста способны

воспринимать инструкцию и по инструкции выполнять задание, если

поставлены цель и четкая задача действия. Движения детей седьмого года

жизни отличаются достаточной координацией и точностью. Дети хорошо

различают направление движения, скорость, смену темпа и ритма.

Возрастает возможность пространственной ориентировки, заметно

увеличиваются проявления волевых усилий при выполнении отдельных

упражнений, стремление добиться хорошего результата. У детей

вырабатывается эстетическое отношение к движениям, они начинают

воспринимать красоту и гармонию движений. Проявляются личные интересы

мальчиков и девочек в выборе физических упражнений и подвижных игр.

 Гигиенические навыки у детей 6-7 летнего возраста становятся

достаточно устойчивыми. Формируется привычка самостоятельно следить за

своим внешним видом, пользоваться носовым платком, быть опрятными и

аккуратными, причесываться.

 Повышается общая осведомленность детей о здоровьесберегающем

поведении: элементарные правила безопасности; сведения о некоторых

возможных травмирующих ситуациях; важности охраны органов чувств

(зрения, слуха); некоторых приемах первой помощи в случае травмы (ушиб,

порез, ссадина); правилах поведения в обществе в случае заболевания (при

кашле, чихании прикрывать рот, отворачиваться, не пользоваться общей

посудой с заболевшим); некоторых правилах ухода за больным (не шуметь,

выполнять просьбы, предложить чай, градусник и т. п.).

6-7 лет — время активного социального развития детей. В этот период

начинает складываться личность с ее основными компонентами. Дети

перестают быть наивными и непосредственными, часто они пытаются

скрыть свои истинные чувства, особенно в случае неудачи, обиды, боли.

Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в

сознании ребенка его внутренней и внешней жизни. Формируются

личностные особенности ребенка, становятся более выраженными

индивидуальные черты в поведении, более определенно проявляется

характер. Дети стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при

неудаче. Они тонко реагируют на изменение настроения взрослых. В

возрасте 6-7 лет дети умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают

основные правила общения. Для детей этого возраста характерны

познавательные интересы, установление и сохранение положительных

взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, мотивы личных

достижений, признания, самоутверждения.

К моменту поступления в школу у ребенка 6-7 лет уже должно быть

сформировано наглядно-действенное мышление, которое является

необходимым базисным образованием для развития мышления нагляднообразного, составляющего основу успешного обучения в начальной школе.

Развитие произвольности – является одним из основных показателей

готовности к школе. У детей - дошкольников выделяют следующие

показатели развития произвольности: они способны к волевой регуляции

поведения на основе внутренних побуждений и установленных правил,

проявить настойчивость, преодолевать трудности.

Однако, каждый ребенок индивидуален. Он имеет свои темпы

биологического развития. На его развитие влияют как внешние

(социокультурные, экологические, педагогические), так и внутренние

(генетические, биологические и т.п.) условия. Если условия благоприятны, то

ребенок развивается, и имеет показатели развития, описанные выше. Если

условия для развития ребенка неблагоприятны, то они могут нарушить или

затормозить развитие и сформированность отдельных показателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Возрастные физиологические и психологические особенности детей 6-7 лет"

Основные особенности возраста 6-7 лет:  какие изменения происходят в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии будущего первоклассника...

Консультация для родителей «Возрастные физиологические и психологические особенности детей 3-4 года»

Публикуемый материал консультации  для родителей «Возрастные физиологические и психологические особенности детей 3-4 года» содержит информацию об этих особенностях, а также даются рекомендации по...

Консультация для воспитателей "Возрастные физиологические и психологические особенности детей 4-5 лет"

Публикуемый материал содержит информацию о возрастных физиологических и психологических особенностях детей 4-5 лет. Кроме того раскрыта роль игры в формировании личности ребенка....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Возрастные физиологические и психологические особенности детей 5-6 лет»

Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание...

Консультация для родителей "Возрастные физиологические и психологические особенности детей 6-7 лет"

      Знание основных возрастных особенностей детей подготовительной группы позволяет не только оценить уровень готовности ребенка к школьному обучению, но и соотнести его реальн...

Групповая консультация "Возрастные физиологические и психологические особенности детей 3–4 года»

     Четвертый год жизни характеризуется двумя качественно новыми чертами. Одна связана с формированием личности ребёнка, другая формированием его деятельности. Другиеновообразов...